Развитие структуры технополитических возможностей как фактор рекурсивности публичной политики
PDF

Рубрика

Политические институты и процессы

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-22-3-61-71

Как цитировать

Каплуненко, А.М. (2022). Развитие структуры технополитических возможностей как фактор рекурсивности публичной политики. Южно-российский журнал социальных наук, 22(3), 61-71. DOI: 10.31429/26190567-22-3-61-71
Дата поступления 6 августа 2021
Дата принятия 10 сентября 2021
Дата публикации 28 марта 2022
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2022 Алексей Михайлович Каплуненко

Аннотация

Взаимодействие информационно-­коммуникационных и политико-­управ­лен­ческих технологий трансформирует институциональные условия современной публичной политики, тем самым делая ее структуру более связанной, а происходящие в ней процессы формирования политической повестки, разработки и принятия решений более зависимыми от качества участия и спектра выражаемых мнений. Подобные перемены подчеркивают ценность публичной политики как сложной самовоспроизводящейся системы и привлекают исследовательский интерес к тому, что и как обеспечивает рекурсивность ее внутренних процессов. Новизна исследования выражается в акцентировании исследовательского внимания на технополитической стороне вопроса рекурсии как принципа сложной организации в публичной политике. Цель исследования заключается в определении и обосновании зависимости рекурсивного развития публичной политики от специфики ее технополитической среды. Методология представлена характерными для современных политических исследований системным, структурно-­функциональным и институциональным подходами. В статье раскрывается связь между рекурсивностью публичной политики и институтами цифровой трансформации политико-­управленческих процессов, которые образуют структуру технополитических возможностей. Последняя определяется через теории политического дизайна и сближения информационно-­коммуникационных и политических технологий. В данном контексте и при условии обеспечения рефлексивной фактофиксации и управления по результатам рекурсия может стать ключевым принципом новой модели публичной политики, однако рекурсивная природа информационного взаимодействия не только создает благоприятные условия для инклюзивности и прозрачности сложной организации, но и порождает множественные скрытые эффекты, которые, в свою очередь, открывают новые уязвимости политических процессов и стимулируют развитие новых форм цифровой политики в обществе.

Ключевые слова

структура политических возможностей цифровая политика институты управление сложная организация рекурсивность результативность

Информация о финансировании

Исследование выполнено при поддержке РНФ № 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости».

Библиографические ссылки

Begtin, I., Bertyakov, A., Komin, M., Parkhimovich, О., Tsygankov, M. (2020). Otsenka otkrytosti gosudarstvennykh informatsionnykh sistem v Rossii: analiticheskii doklad [Assessment of the Openness of State Information Systems in Russia: Analytical Report]. Retrieved from https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/534/otsenka-otkrytosti-gosudarstvennykh-informatsionnykh-sistem-v-rossii.pdf

Chandler, D. (2019). Digital Governance in the Anthropocene: The Rise of the Correlational Machine. In D. Chandler, C. Fuchs (Eds). Digital Objects, Digital Subjects: Interdisciplinary Perspectives on Capitalism, Labour and Politics in the Age of Big Data (pp. 23–42). London: University of Westminster Press. DOI:10.16997/book29.b

Chugunov, A. V. (2018). Institutsional’naya model’ elektronnogo upravleniya: osnovnye aktory i mekhanizmy ikh vzaimodeistviya [Institutional Model of Electronic Governance: The Main Actors and Mechanisms of Their Interaction]. Gosudarstvo i grazhdane v elektronnoi srede [State and Citizens in the Electronic Environment], 2, 66–70. DOI:10.17586/2541-979X-2018-2

Colebatch, H. К. Policy. (1998). University of Minnesota Press.

Coleman, S., Freelon, D. (2015). Introduction: conceptualizing digital politics. In S. Coleman, D. Freelon (Eds). Handbook of Digital Politics (pp. 1–13). Cheltenham-Northampton: Edward Elgar Publishing. DOI:10.4337/9781782548768

Dobrolyubova, E. I., Yuzhakov, V. N., Yefremov, A. A., et al. (2019). Tsifrovoe budushchee gosudarstvennogo upravleniya po resul’tatam [The Digital Future of the Result-based Governance]. Moscow: Delo.

Foerster, H. (1979). Cybernetics of Cybernetics. In K. Krippendorff (Ed.). Communication and Control in Society (pp. 5–8). New York: Gordon and Breach. DOI: 10.1007/0-387-21722–3_13

Heclo, H. (1974). Modern Social Politics in Britain and Sweden: From Relief to Income Maintenance. New Haven: Yale University Press.

Hofmann, J., Katzenbach, C., Gollatz, K. (2017). Between Coordination and Regulation: Finding the Governance in Internet Governance. New Media and Society, 9, 1406–1423. DOI:10.1177/1461444816639975

Howlett, M. (2014). Policy Design: What, Who, How and Why? In C. Halpern, P. Lascoumes, P. Le Galès (Eds). L’instrumentation et ses effets (pp. 281–315). Paris: Presses de Sciences Po.

Hui, Yu. (2020). Rekusrivnost’ i kontingentnost’ [Recursiveness and Contingency]. Moskva: V-A-C Press.

Innis, H. (1950). Empire and Communications. Oxford: Clarendon Press.

Kaplunenko, A. M. (2019). Problema analiza struktury politicheskikh vozmozhnostei tsifrovizatsii publichnogo upravleniya v Rossii: regional’nyi aspect [An Issue on Analysis of Digital Public Governance Political Opportunities Structure in Russia: Regional Aspect]. Evraziiskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika [Eurasian Integration: Economics, Law, Politics], 4, 107–112.

Kaplunenko, A. M. (2021). K voprosu o kontseptual’nykh osnovaniyakh publichnoi politiki kak “epistemicheskogo ob”ekta” [To the Question of the Conceptual Basis of Public Policy as an “Epistemic Object”]. Informatsionnyi byulleten’ granta RNF № 19-18-00210 “Politicheskaya ontologiya tsifrovizatsii: issledovaniye institutsional’nykh osnovanii tsifrovykh formatov gosudarstvennoi upravlyaemosti” [Newsletter of RNF Grant 19-18-00210 “Political Ontology of Digitization: Study of Institutional Bases of Digital Government Formats”], 1(26), 8–12.

Kondratenko, K. S. (2021). Institutsional’naya rekursivnost’ publichnykh sotsiotekhnicheskikh sistem [Institutional Recursiveness of Public Socio-technical Systems]. Informatsionnyi byulleten’ granta RNF № 19-18-00210 “Politicheskaya ontologiya tsifrovizatsii: issledovaniye institutsional’nykh osnovanii tsifrovykh formatov gosudarstvennoi upravlyaemosti” [Newsletter of RNF Grant 19-18-00210 “Political Ontology of Digitization: Study of Institutional Bases of Digital Government Formats”], 1(26), 13–17.

Luhmann, N. (2005). Real’nost’ massmedia [The Reality of Mass Media]. Moscow: Praxis.

McAdam, D., Tarrow, C., Tilly, C. (2001). Dynamics of Contention. New York and Cambridge: Cambridge University Press.

Neverov, K. A. (2021) Interoperabel’nost’ v gosudarstvennom upravlenii kak rekursivnyi protsess [Interoperability in Public Administration as a Recursive Process]. Informatsionnyi byulleten’ granta RNF № 19-18-00210 “Politicheskaya ontologiya tsifrovizatsii: issledovaniye institutsional’nykh osnovanii tsifrovykh formatov gosudarstvennoi upravlyaemosti” [Newsletter of RNF Grant 19-18-00210 “Political Ontology of Digitization: Study of Institutional Bases of Digital Government Formats”], 1(26), 18–22.

Pravoslavskii, S. S. (2018). Rekursivnye mekhanizmy v sotsial’nykh sistemakh [Recursive Mechanisms in Social Systems]. Nauchnyi al’manakh [Science Almanac], 5–3, 86–91. DOI:10.17117/na.2018.05.03

Ryazanov, A. V., Demidova, M. V. (2015). Modeli discursivnogo i recursivnogo upravleniya simvolicheskim kapitalom v sotsial’no-ekonomicheskikh sistemakh [Discursive and Recursive Models of Symbolic Capital Management in Socio-Economic Systems]. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya [The Bulletin of The Volga Region Institute of Administration], 4, 96–104.

Sabatier, P. (1998). The Advocacy Coalition Framework: Revisions and Relevance for Europe. Journal of European Public Policy, 1, 98–130. DOI: 10.1080/13501768880000051

Sabel, C., Moore, T. Maurice, Zeitlin, J. (2012). Experimentalist governance. In D. Levi-Faur. The Oxford Handbook of Governance (pp. 169–183). Oxford University Press. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199560530.013.0012

Shmatko, N. A. (2001). Phenomen publichnoy politiki [Phenomenon of Public Policy]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 7, 106–112.

Smorgunov, L. V. (Ed). (2018). Publichnaya politika: instituty, tsifrovizatsiya, razvitie [Public Policy: Institutions, Digitalization, Development]. Moscow: Aspect Press.

Tilly, C., Tarrow, S. (2006). Contentious Politics. Boulder: Paradigm Publishers.

Yakimets, V. N. (2017). Novye formaty obshscestvenno-gosudarstvennogo upravleniya v Rossii [New Formats of Public-State Governance in Russia]. Gosudarstvo i grazhdane v elektronnoi srede [State and Citizens in the Electronic Environment], 1, 123–135. DOI:10.17586/2541-979X-2017-1-123-135.

Статистика скачивания

Нет статистики