Личная креативность как социальное действие
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Социальная психология

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-4-6-26

Как цитировать

Захарова, Л.Н., Чуманкина, Е.А., Удалова, Л.В. (2023). Личная креативность как социальное действие. Южно-российский журнал социальных наук, 23(4), 6-26. DOI: 10.31429/26190567-23-4-6-26
Дата поступления 5 ноября 2022
Дата принятия 25 декабря 2022
Дата публикации 31 марта 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Людмила Николаевна Захарова, Елена Анатольевна Чуманкина, Людмила Владимировна Удалова

Аннотация

Дан анализ инновационности российской экономики, востребованности креативного работника Индустрией 4.0. Цель исследования состоит в выявлении контекстных и личных барьеров развития и проявления креативности, ее возможностей развития как профессионально важного качества креативного инноватора. Показана связь креативности и инновационности. Впервые креативность с ее характеристиками процессности и интерактивности рассмотрена как социальное действие в системной детерминации на уровнях культуры общества, контекстов развития, личности и организма. На материале социологических исследований показано, что на уровне культуры общества с доминирующими ценностями стабильности и безопасности существует серьезный барьер становления личной креативности и потребности участия в инновациях. Барьер носит не абсолютный характер, поскольку ценности развития присутствуют и могут быть использованы как предикторы инновационного поведения определенной части потенциального и реального персонала компаний. В семейном укладе, организационной культуре школы, колледжа и вуза преобладают клановые и иерархические ценности, являющиеся результатом их трансляции из культуры общества. Однако организационная культура компаний, успешно входящих в новый технологический уклад Индустрии 4.0, и управленческие практики в таких компаниях показывают эффективную роль организационной культуры как посредника между культурой общества, семейным укладом и субъектом труда. Субъект сначала образовательной и затем трудовой деятельности может самостоятельно и (или) при поддержке организационной культуры учебного или трудового контекста на основе понимания востребованности качества креативности занять активную позицию по преодолению барьеров и использованию возможностей развития личной креативности. К первой группе инструментов такой работы относятся рефлексивное осмысление тех контекстных барьеров в становлении креативности, которые характерны для жизненного пути, и их рефлексивное преодоление, включающее образовательную траекторию. Ко второй группе — стимулирование креативности и освоения методов творческого решения задач. Третья группа инструментов развития креативности объединяет поиск или организацию малых групп с инновационной мотивацией, работа в которых облегчает снижение функциональной и статусной фиксированности и позволяет использовать методы группового решения творческих задач. И последняя группа предполагает развитие компетенций по управлению детерминантами психофизиологической природы: работоспособности, стресса, динамики мотивации.

Ключевые слова

Индустрия 4.0 инновационность востребованные навыки личная креативность социальное действие барьеры креативности развитие креативности детерминанты креативности креативный инноватор

Библиографические ссылки

Агулова, Д.С., Звездина, Г.П. (2022). Взаимосвязь между стилями семейного воспитания и уровнем креативности и тревожности у младших школьников. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(3), 43–55. DOI: 10.23947/2658-7165-2022-5–3-43-55

Акопян, А.Р., Воронцова, Ю.В. (2022). Использование концепции бирюзовой организации для оценки показателей управления творческой командой. Вестник университета, 5, 203–209. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-5-203-209

Богоявленская, Д.Б. (2002). Психология творческих способностей. М.: Академия.

Вебер, М. (2003). Политические работы. 1895–1919. М.: Праксис.

Волгин, А.Д., Гимпельсон, В.Е. (2022). Спрос на навыки: анализ на основе онлайн данных о вакансиях. Экономический журнал ВШЭ, 26(3), 343–374.

Гаджиев, Ч.М. (1983). Организация коллективного изобретательства. В Я.А. Пономарев (ред.) Исследование проблем психологии творчества (с. 266–279). М.: Наука.

Грачев, А.А. (2019). Организационная культура и жизнеспособность работника как факторы эффективности взаимодействия организации с VUCA-средой. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 4(2), 28–43.

Демидов, А. Составлен топ‑10 инфлюенсеров-блогеров России. (2022, Январь, 08). Газета.ru. Режим доступа https://www.gazeta.ru/culture/news/2022/01/08/n_17113759.shtml

Ефанова, О.А., Писклакова-Паркер, М.П. (2020). Современная российская семья в условиях изменения гендерных отношений. Народонаселение, 23(2), 26–36. DOI: 10.19181/population.2020.23.2.3.

Жизненные приоритеты россиян: семья, деньги или творчество? (2017, Июнь, 7). Сайт ВЦИОМ. Режим доступа https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116264

Завьялова, Е., Алсуфьев, А., Краковецкая, И., Лицзюнь, В., Ли, Д. (2018). Развитие персонала в китайских инновационно-активных компаниях. Форсайт, 12(3), 43–52. DOI: 10.17323/2500-2597.2018.3.43.52

Захарова, Л.Н. (1989). Прикладные вопросы научно-технического творчества. Горький: ГГУ.

Захарова, Л.Н., Леонова И.С., Коробейникова Е.В. (2017). Ценностный конфликт и психологическая жизнеспособность персонала российских предприятий. Н. Новгород: ННГУ.

Захарова, Л.Н., Шилова, Л.Н., Чжу Лиучуан, Гадбеджи, З. (2020). Организационная культура индустриальных колледжей и предприятий России, Китая и Ирана в оценках студентов и преподавателей. Вопросы образования, 3, 234–254. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-234-254

Захарова, Л.Н., Леонова, И.С. (2020). Субъективное благополучие персонала предприятий с разной вовлеченностью в инновационные процессы: возрастной аспект. Вестник Университета, 2, 186–193. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-2-186-19

Захарова, Л.Н., Леонова, И.С. (2021). Социально-психологический возраст персонала российских компаний. М.: ИНФРА-М.

Здоровье, безопасность, семья и работа. (2020, Октябрь, 14). Сайт ВЦИОМ. Режим доступа https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zdorove-bezopasnost-semya-i-rabota

Здравомыслов, Л.Г. (1986). Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат.

Камерон К., Куинн Р. (2001). Диагностика и изменение организационной культуры. С-Пб.: Питер.

Китаев-Смык, Л.А. (2009). Психология стресса: психологическая антропология стресса. М.: Академический проект.

Любарт, Т., Муширу, К., Торджман, С., Зенасни, Ф. (2019). Психология креативности. М.: Когито-Центр.

Маслоу, А. (2019). Мотивация и личность. СПб: Питер.

Национальный проект «Производительность труда» (2021). Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Режим доступа https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_proizvoditelnost_truda/

Парсонс, Т. (2000). О структуре социального действия. М.: Академический проект.

Патутина, Н.А., Ревина, М.А. (2020). Организационная культура школы: реальное состояние и перспективы. Сибирский педагогический журнал, 4, 7–17. DOI: 10.15293/1813-4718.2004.01

Пономарев, Я.А., Гаджиев, Ч.М. (1983). Психологический механизм группового решения творческих задач. В Я.А. Пономарев (ред.) Исследование проблем психологии творчества (с. 279–295). М.: Наука.

Райченко, А.В. (2020). Исследование реакции персонала на реализацию программ цифровизации управления корпорациями. Вестник Университета, 4, 86–91. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-4-86-91

Руднев, М. Традиционные ценности и реальность (2019, Май 17). Режим доступа https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/05/16/801630‑traditsionnie-tsennosti

Рязанова, Г.Н. (2022). Личностная или групповая мотивация: какой инструмент эффективнее. Вестник Университета, 10, 49–56. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-10-49-56

Савинская, О.Б., Лебедева, Н.В. (2020). Почему женщины уходят из STEM: роль стереотипов. Женщина в российском обществе, 2, 62–75. DOI: 10.21064/WinRS.2020.2.6

Сизова, И.Л., Коренькова, М.М. (2020). Новые потребительские практики современных городских семей в сфере ухода за детьми и их развития. Вестник Института социологии, 11(2), 174–193. DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.652

Совмиз З.Р. (2020). Индивидуально-психологические типы реагирования на стресс субъектов командной деятельности. Южно-Российский журнал социальных наук, 21(4), 121–133. DOI: 10.31429/26190567-21-4-121-133

Сто лет СССР. Забыть Нельзя Вернуться? (2020, Октябрь, 14). Сайт ВЦИОМ. Режим доступа https://wciom.ru/infographics

Ткаченко, И.В., Манукянц, Э.В. Влияние семейной среды на развитие креативности личности (2021). Семья и личность: проблемы взаимодействия, 21, 91–96.

Шакурова, А.В. (2013). Организационная культура образовательного учреждения как социально-психологический регулятор и инструмент формирования профессиональной идентичности учителей и трудовой мотивации выпускников школы. Вестник Нижегородского университета. Серия Социальные науки, 1(6), 457–462.

Шейн, Э.Х. (2002). Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер.

Яголковский, С.Р. (2019). Творческая деятельность как фактор организационной эффективности: индивидуальный и групповой контексты (2019). В М.Г. Пугачева (ред.) Пути России. Границы политики (с. 311–321). М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

AlShehhi, N., AlZaabi, F., Alnahhal, M. et al. (2021). The Effect of Organizational Culture on the Performance of UAE Organizations. Cogent Business & Management, 8(1), 1–21. DOI: 10.1080/23311975.2021.1980934

Andreasen, N.C. (2012) Creativity in Art and Science: are There Two Cultures? Dialogues in Clinical Neuroscience, 14(1), 49–54. DOI: 10.31887/DCNS.2012.14.1/nandreasen

Anderson, N., Potochnik, K., ZhouView J. (2014). Innovation and Creativity in Organizations: A State-of-the-science Review, Prospective Commentary, and Guiding Framework. Journal of Management, 40(5), 1181–1194. DOI: 10.1177/014920631452712

Belbin, R.M. (2011). Team Roles at Work. 2ed Edition. Taylor & Francis. London: Routledge.

Bendak, S, Shikhli, A.M., Abdel-Razek, R.A. (2020). How Changing Organizational Culture Can Enhance Innovation: Development of The Innovative Culture Enhancement Framework. Cogent Business & Management, 7(1), 1–17. DOI: 10.1080/23311975.2020.1712125

Bila-Deroussy, P., Bouchard, C., Kaba, S. (2017). Addressing Complexity in Design: a Systemic Model of Creativity and Guidelines for Tools and Methods. International Journal of Design Creativity and Innovation, 5(1–2), 60–77. DOI: 10.1080/21650349.2015.1116412

Birdi, B. (2021). Insights on Impact from the Development, Delivery, and Evaluation of the CLEAR IDEAS Innovation Training Model. European Journal of Work and Organizational Psychology, 30(3), 400–414. DOI: 10.1080/1359432X.2020.1770854

Brettel, M., Chomik, C., Flatten, T.C. (2015). How Organizational Culture Influences Innovativeness, Proactiveness, and Risk–taking: Fostering Entrepreneurial Orientation in SMEs. Small Business Management, 53(4), 868–885. DOI: 10.1111/jsbm.12108

Caesens, G., Stinglhamber, F., Demoulin, S., De Wide, M. (2017). Perceived Organizational Support and Employees’ Well-being: The Mediating Role of Organizational Dehumanization. European Journal of Work and Organizational Psychology, 26(4), 527–540. DOI: 10.1080/1359432X.2017.1319817

Cameron, K.S. Organizing Resilience. (2003). In K.S. Cameron, J.E. Dutton, R.E. Quinn (Eds) Positive organizational Scholarship: Foundation of a new Discipline (pp. 94–110). San Francisco: Berett-Koehler Publishers.

Cascio, J. (2019). The Apocalypse: It’s not the End of the World. Bulletin of the Atomic Scientists, 75(6), 269–272. DOI: 10.1080/00963402.2019.1680047

Chiung-Yi Huang, Yi-Ching Liu. (2022). Influence of Need for Cognition and Psychological Safety Climate on Information Elaboration and Team Creativity. European Journal of Work and Organizational Psychology, 31(1), 102–116. DOI: 10.1080/1359432X.2021.1932815

Cohen, L.M. Creative Trajectories. (2011). In M.A. Runco, S.R. Pritzker (Eds). Encyclopedia of Creativity, 2nd ed. (pp. 288–291). Elsevier Inc. Retrivied from https://www.sciencedirect.com/referencework/9780123750389/encyclopedia-of-creativity

Diamond, M.A. (1996). Innovation and Diffusion of Technology. A Human Process. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 48(4), 221–229.

Duchek, S. (2020). Organizational Resilience: A Capability-based Conceptualization. Business Research, 13(1), 215–246. DOI: 10.1007/s40685-019-0085-7

Ellis, J., Fosdick, B.K., Rasmussen, C. (2016). Women 1.5 Times More Likely to Leave STEM Pipeline after Calculus Compared to Men: Lack of Mathematical Confidence a Potential Culprit. PLOS ONE, 7(11), 1–14. DOI: 10.1371/JOURNAL.PONE.0157447

Fanchini, A., Jongbloed, J., Dirani, A. (2019). Examining the Well-being and Creativity of Schoolchildren in France. Cambridge Journal of Education, 49(4), 391–416. DOI: 10.1080/0305764X.2018.1536197

Giancola, M., Palmiero, M., D’Amico, S. (2022). Divergent but not Convergent Thinking Mediates the Trait Emotional Intelligence-Real-world Creativity Link: An Empirical Study. Creativity Research Journal. (Latest Article). DOI: 10.1080/10400419.2022.2092338

Gilhooly, K.J., Gilhooly, M.L. M (2021). Aging and Creativity. Elsevier Inc. Retrieved from https://www.sciencedirect.com/book/9780128164013/aging-and-creativity. DOI: 10.1016/C2017-0-04755-9

Global Innovation Index 2022. S. Dutta, L.R.B. Lanvin, L.R. León, S. Wunsch-Vincent (Eds) (2022). Cornell SC Johnson College of Business. Retrieved from https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/2022/

Guimond, S., Chatard, A., Kang, P. (2010). Personality, Social Comparison and Self-categorization. European Journal of Personality, 24(5), 488–492.

Hofstede, G.H. (2001). Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations (2nd ed). Thousand Oaks, Calif.: Sage Publications.

Huatian Wang, Rispens, S., Demerouti E. (2022). Boosting Creativity in Functional Diverse Work Groups: The Importance of Help-seeking Behavior and Openness to Experience. European Journal of Work and Organizational Psychology, 31(5), 768–780. DOI: 10.1080/1359432X.2022.2047937

Johansen, B., Euchner, J. (2013). Navigating the VUCA world. Research-Technology Management, 56(1), 10–15. DOI: 10.5437/08956308X5601003

Kaufman, J.C., Beghetto, R.A. (2009). Beyond Big and Little: The four C Model of Creativity. Review of General Psychology, 13(1), 1–12. DOI: 10.1037/a0013688

Kim, J.S., Kang, J. (2022). Exploring the Top-priority Innovation Types and Their Reasons. Foresight and STI Governance, 16(3), 6–16. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.3.6.16

Kim, K.H. Park, S-G. (2020). Relationship Between Parents’ Cultural Values and Children’s Creativity. Creativity Research Journal, 32(3), 259–273. DOI: 10.1080/10400419.2020.1821566

Kim, K.H. (2019). Demystifying Creativity: What Creativity Isn’t and Is? Roeper Review, 41(2), 119–128. DOI: 10.1080/02783193.2019.1585397

Lee, A, Legood, A., Hughes, D., Tian, A.W., Newman, A., Knigh, C. Leadership, Creativity and Innovation: A Meta-analytic Review. European Journal of Work and Organizational Psychology, 29(1), 1–35. DOI: 10.1080/1359432X.2019.1661837

Murswieck, R., Drăgan, M., Maftei, M., Ivana, D., Fortmüller, A. (2020). A Study on the Relationship between Cultural Dimensions and Innovation Performance in the European Union countries. Applied Economics, 52(2), 2377–2391. DOI: 10.1080/00036846.2019.1690628

Reunamo, J., Hui-Chun Lee, Li-Chen Wang, Ruokonen, I., Nikkola, T., Malmstrom, S. (2014). Children’s Creativity in Day Care. Early Child Development and Care, 184(4), 617–632. DOI: 10.1080/03004430.2013.806495

Schwartz, S.H. (2012). Refining the Theory of Basic Individual Values. Journal of Personality and Social Psychology, 103(4), 663–688.

Szopiński, J., Szopiński, T. (2013). The Influence of Family Relationships on Creativity in the Workplace. Gifted and Talented International, 28(1–2), 185–196. DOI: 10.1080/15332276.2013.11678413

Wenjing Cai, Li Lin-Schilstra, Chun Yang, Xueling Fan. (2021). Does Participation Generate Creativity? A Dual-mechanism of Creative self-efficacy and supervisor-subordinate guanxi. European Journal of Work and Organizational Psychology, 30(4), 541–554. DOI: 10.1080/1359432X.2020.1864329

West, M.A., Sacramento, C. (2012). Creativity and Innovation: the Role of Team and Organizational Climate. In M.D. Mumford (Ed.). Handbook of Organizational Creativity (pp. 359–385). Science Direct: Academic Press. DOI: 10.1016/B978-0-12-374714-3.00015-X

World Values Survey Wave 7 (2017–2020). Russian Federation. Results by Sex and Age. Study # WVS‑2017, 4. Retrieved from http://www.F00010552-World_Values_Survey_Wave_7_2017–2020_Russian_Federation_v1.4%20(1).pdf

Статистика скачивания

Нет статистики