Аннотация
Поиск ресурсов эффективного менеджмента не может быть успешным без анализа психологических аспектов личности руководителя. Исследования в этом направлении ведутся в разных психологических школах, однако, учитывая, что в центре управленческого процесса находится личность как субъект деятельности, особой эвристичностью обладает поиск личностных ресурсов становления и самореализации менеджера. Такой подход позволяет выделить психологические факторы, как сопутствующие успешности, так и выступающие барьерами на этом пути. В представленном анализе авторы опираются на эмпирически выделенные типы личностной зрелости руководителя линейного уровня в организации здравоохранения («Сформированная личностная зрелость высокого уровня»; «Личностная зрелость на основе сформированных общем и эмоциональном интеллектах, социоцентрированной ответственности»; «Личностная зрелость на основе интернальной эгоцентрированной ориентации»; «Личностная зрелость, ориентированная на эмоциональное восприятие мира»). В качестве маркеров субъектно-деятельностной составляющей психологического портрета руководителя использованы управленческие компетенции, имеющие психологическое содержание (Вудкок, Френсис, 1991). Проведенное сравнение качеств субъектно-деятельностной детерминации при разных психологических типах личностной зрелости показало, что наиболее органичны компетентностные «профили» у обладателей сформированной личностной зрелости высокого уровня и личностной зрелости на основе сформированных общем и эмоциональном интеллектах, социоцентрированной ответственности. Образ Я как субъекта управленческой деятельности линейного уровня у обладателей личностной зрелости на основе интернальной эгоцентрированной ориентации и личностной зрелости, ориентированной на эмоциональное восприятие мира, отмечается явлениями фрустрированности карьерных ожиданий. Делается вывод о том, что выделенные феномены могут способствовать раскрытию рекомендаций по психологическому консультированию линейных руководителей для оказания поддержки в профессиональной и личностной самореализации.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Базаров, Т.Ю. (2006). Управление персоналом: учеб. пособие. М.: ИЦ «Академия».
Вудкок, М., Френсис, Д. (1991). Раскрепощенный менеджер. М.: Дело.
Журавлев, А.Л. (2004). Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные аспекты). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Журавлев, А.Л. (2007). «Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие. В А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко (ред.) Феномен и категория зрелости в психологии (с. 198–222). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Занковский, А.Н. (2011). Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Занковский, А.Н. (2015). Психология организационного лидерства: в поисках корпоративной синергии. М.: Изд-во Литера.
Карпов, А.В. (2004). Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Карпов, А.В., Маркова, Е.В. (2003). Психология стилей управленческих решений. Ярославль: Институт «Открытое общество».
Морозова, Г.Б. (2006). Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб.: Речь.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 ноября 2017 г. № 768н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья”. Режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71722794/
Прядеин, В.П. (2014). Психодиагностика личности. Избранные психологические тесты: Практикум. Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т.
Пыжова, Н.Н. (2017). Локус контроля и интеллект руководителя как показатели личностной зрелости. Научные труды Республиканского института высшей школы, 17(3), 309–316.
Смельцова, А.С., Щукина, М.А. (2018). «Личностная зрелость руководителя»: разработка и первичная психометрическая проверка опросника. Вестник Вятского государственного университета, 2, 102–112.
Журавлев, А.Л., Сергиенко, Е.А. (ред.) (2007). Феномен и категория зрелости в психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Эриксон, Э. (1996). Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс».
Greenberger, E., Steinberg, L. (1986). When Teenagers Work. The Psychological and Social Costs of Adolescent Employment. New York: Basic Books.
Inkeles, A., Leidermn, H. (1998). An Approach to the Study of Psychosocial Maturity. International Journal of Comparative Sociology, 39(1), 52–76.
Kohlberg, L. (1981). Essays in Moral Development. Vol. I: The Philosophy of Moral Development. New York: Harper & Row.
Kohlberg, L. (1984). Essays in Moral Development. Vol. II: The Psychology of Moral Development. New York: Harper & Row.
Kohlberg, L., Levine, Ch., Hewer, A. (1983). Moral Stages: a Сurrent Formulation and Response to Critics. New York: Karger.
Loevinger, J. (1993). Ego Development: Question of Method and Theory. Рsychological Inquiry, 4(1), 56–63.
Loevinger, J. (1994). In Search of Grand Theory. Psychological Inquiry, 5(2), 142–144.
Loevinger, J. (1997). Stages of Personality Development. In R. Hogan, J. Johnson & S. Briggs (Eds.). Handbook of Personality Psychology. San Diego: Academic Press.
Marcia, J. (1980). Identity in Adolescence. In J. Adelson (Ed.) Handbook of Adolescence Psychology. New York: Wiley.
Mead, G.H. (1980). The Philosophy of the Present. Chicago and London: University of Chicago Press.
Oyserman, D. (2003). Self-Concept and Identity. In A. Tesser, N. Schwarz The Blackwell Handbook of Social Psychology. Intraindividual Processes (pp. 499–517). London: Blackwell Publishings.
Selman, R.L. (1980). The Growth of Interpersonal Understanding. New York: Academic Press.

