Субъектно-деятельностная детерминация личностной зрелости линейного руководителя организации здравоохранения | Южно-российский журнал социальных наук
Субъектно-деятельностная детерминация личностной зрелости линейного руководителя организации здравоохранения
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-21-1-135-156
https://doi.org/10.31429/26190567-21-1-135-156

Как цитировать Array

Ясько Б.А., Остроушко М.Г., Казарин Б.В. Субъектно-деятельностная детерминация личностной зрелости линейного руководителя организации здравоохранения // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21, №1. С. 135-156. DOI: 10.31429/26190567-21-1-135-156
Дата поступления 2019-11-23
Дата принятия 2020-01-27
Дата публикации 2020-03-30

Copyright (c) 2020 Бэла Аслановна Ясько, Марина Геннадиевна Остроушко, Борис Викторович Казарин

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Поиск ресурсов эффективного менеджмента не может быть успешным без анализа психологических аспектов личности руководителя. Исследования в этом направлении ведутся в разных психологических школах, однако, учитывая, что в центре управленческого процесса находится личность как субъект деятельности, особой эвристичностью обладает поиск личностных ресурсов становления и самореализации менеджера. Такой подход позволяет выделить психологические факторы, как сопутствующие успешности, так и выступающие барьерами на этом пути. В представленном анализе авторы опираются на эмпирически выделенные типы личностной зрелости руководителя линейного уровня в организации здравоохранения («Сформированная личностная зрелость высокого уровня»; «Личностная зрелость на основе сформированных общем и эмоциональном интеллектах, социоцентрированной ответственности»; «Личностная зрелость на основе интернальной эгоцентрированной ориентации»; «Личностная зрелость, ориентированная на эмоциональное восприятие мира»). В качестве маркеров субъектно-­деятельностной составляющей психологического портрета руководителя использованы управленческие компетенции, имеющие психологическое содержание (Вудкок, Френсис, 1991). Проведенное сравнение качеств субъектно-­деятельностной детерминации при разных психологических типах личностной зрелости показало, что наиболее органичны компетентностные «профили» у обладателей сформированной личностной зрелости высокого уровня и личностной зрелости на основе сформированных общем и эмоциональном интеллектах, социоцентрированной ответственности. Образ Я как субъекта управленческой деятельности линейного уровня у обладателей личностной зрелости на основе интернальной эгоцентрированной ориентации и личностной зрелости, ориентированной на эмоциональное восприятие мира, отмечается явлениями фрустрированности карьерных ожиданий. Делается вывод о том, что выделенные феномены могут способствовать раскрытию рекомендаций по психологическому консультированию линейных руководителей для оказания поддержки в профессиональной и личностной самореализации.

Ключевые слова

руководитель, личностная зрелость, типы личностной зрелости, управленческие компетенции, субъектно-­деятельностные качества, стиль принятия управленческих решений

Библиографические ссылки

  1. Bazarov, T. Yu. (2006). Upravleniye personalom [Personnel Management]. M.: ITS “Akademiya”.
  2. Erikson, E. (1996). Identichnost': yunost' i krizis [Identity: Youth and Crisis]. M.: “Progress”.
  3. Greenberger, E., Steinberg, L. (1986). When Teenagers Work. The Psychological and Social Costs of Adolescent Employment. New York: Basic Books.
  4. Inkeles, A., Leidermn, H. (1998). An Approach to the Study of Psychosocial Maturity. International Journal of Comparative Sociology, 39(1), 52–76.
  5. Karpov, A. V., Markova, Ye. V. (2003). Psikhologiya stiley upravlencheskikh resheniy [Psychology of the Styles of Managerial Decisions]. Yaroslavl': Institut “Otkrytoye obshchestvo”.
  6. Karpov, A. V. (2004). Psikhologiya refleksivnykh mekhanizmov deyatel'nosti [Psychology of Reflexive Mechanisms of Activity]. M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  7. Kohlberg, L. (1981). Essays in Moral Development. Vol. I: The Philosophy of Moral Development. New York: Harper & Row.
  8. Kohlberg, L. (1984). Essays in Moral Development. Vol. II: The Psychology of Moral Development. New York: Harper & Row.
  9. Kohlberg, L., Levine, Ch., Hewer, A. (1983). Moral Stages: a Сurrent Formulation and Response to Critics. New York: Karger.
  10. Loevinger, J. (1993). Ego Development: Question of Method and Theory. Рsychological Inquiry, 4(1), 56–63.
  11. Loevinger, J. (1994). In Search of Grand Theory. Psychological Inquiry, 5(2), 142–144.
  12. Loevinger, J. (1997). Stages of Personality Development. In R. Hogan, J. Johnson & S. Briggs (Eds.) Handbook of Personality Psychology. San Diego: Academic Press.
  13. Marcia, J. (1980). Identity in Adolescence. In J. Adelson (Ed.) Handbook of Adolescence Psychology. New York: Wiley.
  14. Mead, G. H. (1980). The Philosophy of the Present. Chicago and London: University of Chicago Press.
  15. Morozova, G. B. (2006). Psikhologicheskoye soprovozhdeniye organizatsii i personala [Psychological Support Organization and Personnel]. SPb.: Rech'.
  16. Oyserman, D. (2003). Self-Concept and Identity. In A. Tesser, N. Schwarz The Blackwell Handbook of Social Psychology. Intraindividual Processes (pp.499–517). London: Blackwell Publishings.
  17. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 7 noyabrya 2017 g. № 768n “Ob utverzhdenii professional'nogo standarta “Spetsialist v oblasti organizatsii zdravookhraneniya i obshchestvennogo zdorov'ya” [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of November 7, 2017 No. 768n “On Approval of the Professional Standard“ Specialist in the Field of Healthcare and Public Health”]. Retrieved from https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71722794/
  18. Pryadein, V. P. (2014). Psikhodiagnostika lichnosti. Izbrannyye psikhologicheskiye testy: Praktikum [Psychodiagnostics of personality. Selected Psychological Tests: Workshop]. Surgut: Surgutskiy gos. ped. un-t.
  19. Pyzhova, N. N. (2017). Lokus kontrolya i intellekt rukovoditelya kak pokazateli lichnostnoy zrelosti [Locus of Control and Intelligence of Manager as Indicators of Personal Maturity]. Nauchnyye trudy Respublikanskogo instituta vysshey shkoly [Scientific Works of the Republican Institute of Higher Education], 17(3), 309–316.
  20. Selman, R. L. (1980). The Growth of Interpersonal Understanding. New York: Academic Press.
  21. Smel'tsova, A. S., Shchukina, M. A. (2018). “Lichnostnaya zrelost' rukovoditelya”: razrabotka i pervichnaya psikhometricheskaya proverka oprosnika [Manager Personal maturity": Development and Initial Psychometric Testing of the Questionnaire]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Vyatka State University], 2, 102–112.
  22. Woodcock, M., Francis, D. (1991). Raskreposhchennyy menedzher [The Unblocked Manager: a Practical Guide to Self-Development]. M.: Delo.
  23. Zankovskiy, A. N. (2011). Psikhologiya liderstva: ot povedencheskoy modeli k kul'turno-tsennostnoy paradigm [Psychology of Leadership: From Behavioral Models to Culture/Value Paradigm]. M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  24. Zankovskiy, A. N. (2015). Psikhologiya organizatsionnogo liderstva: v poiskakh korporativnoy sinergii [Psychology of Organizational Leadership: In Search of Corporate Synergy]. M.: Izd-vo Litera.
  25. Zhuravlev, A. L. (2007). “Sotsial'no-psikhologicheskaya zrelost'”: popytka obosnovat' ponyatiye ["Socio-Psychological Maturity": Problem Statement]. In A. L. Zhuravlev, Ye. A. Sergiyenko (Eds.) Fenomen i kategoriya zrelosti v psikhologii [The Phenomenon and Category of Maturity in Psychology] (pp. 198–222) M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  26. Zhuravlev, A. L. (2004). Psikhologiya upravlencheskogo vzaimodeystviya (teoreticheskiye i prikladnyye aspekty) [Psychology of Managerial Interaction (Theoretical and Applied Aspects)]. M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  27. Zhuravlev, A. L., Sergiyenko, Ye. A. (Eds.) (2007). Fenomen i kategoriya zrelosti v psikhologii [Phenomenon and Category of Maturity in Psychology]. M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.