Доступность социального капитала в личных сетях
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Социологические интерпретации

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-4-100-115

Как цитировать

Заякина, Р.А. (2023). Доступность социального капитала в личных сетях. Южно-российский журнал социальных наук, 23(4), 100-115. DOI: 10.31429/26190567-23-4-100-115
Дата поступления 25 ноября 2022
Дата принятия 20 декабря 2022
Дата публикации 31 марта 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Раиса Александровна Заякина

Аннотация

Целью статьи является выявление личных характеристик, увеличивающих доступность социального капитала в сетях отношений между людьми. Индивидуальные человеческие качества рассматриваются как основные причины, направляющие потоки социального капитала в определенное русло. Методологическим фундаментом работы выступает социально-философский анализ. Выход на социально-философский уровень рефлексии позволяет обобщить накопленные в разных научных областях данные и выработать наддисциплинарный взгляд на исследуемый феномен. В силу необходимости исследование опирается на теорию социального капитала, базовые посылки анализа социальных сетей и реляционной социологии, фокусируя внимание на чертах личности, входящих в психологическую модель, известную как Большая Пятерка. Причины, зависящие от личности сетевого актора и направляющие к нему потоки социального капитала, объединены в три группы: эмоциональные, практические, информационные. Эмоциональные причины основаны на стремлении человека выстраивать комфортные, позитивно окрашенные межличностные взаимодействия. Практические причины основаны на стремлении получать прямые выгоды. Информационные причины основаны на когнитивных потребностях и естественном желании людей делиться информацией. Пять черт личности: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность и открытость опыту анализируются в контексте каждой группы причин. Выявляются корреляции между развитостью основных черт личности и возможностями человека принимать и наполнять социальный капитал сети. Предложенная систематизация индивидуальных особенностей актора, выстраивающего личную сеть, может стать методологической линзой при разработке системы прогностических параметров 1) доступности социального капитала отдельным людям; 2) динамики обменов социальным капиталом и направления его потоков в различных сетевых сегментах.

Ключевые слова

социальный капитал социальная сеть черты личности Большая пятерка сетевая активность сетевые контакты сетевая репутация

Библиографические ссылки

Агадуллина, Е.Р. (2015). Пользователи социальных сетей: современные исследования. Современная зарубежная психология, 4(3), 36–46. DOI: 10.17759/jmfp.2015040305

Амирова, Д.Р., Запорожец, О.И. (2019). Социальный медиа-маркетинг как эффективный инструмент продвижения. Вестник Евразийской науки, 2(11). Режим доступа https://esj.today/PDF/36ECVN219.pdf

Бурдье, П. (2002). Формы капитала. Экономическая социология, 3(5), 60–74.

Давыдов, Д.А. (2016). Социальный капитал как общественное благо: проблема концептуализации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 12(3), 20–33. DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.302

Заякина, Р.А. (2021). Социальный и сетевой капиталы: соотношение понятий в сетевом подходе. Идеи и идеалы, 13(3–2), 231–251. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-231-251

Коллинз, Р. (2002). Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф.

Корниенко, Д.С., Руднова, Н.А., Горбушина, Е.А. (2021). Особенности самопрезентации в социальной сети в связи с чертами большой пятерки и темной триады. Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика, 31(1), 45–53. DOI: 10.35634/2412–9550-2021-31-1-45-53

Коулман, Дж. (2001). Капитал социальный и человеческий. Общественные науки и современность, 3, 122–139.

Кузнецова, Е.А., Зиновьева, Е.В. (2020). Психологические аспекты определения и изучения лидеров мнений в цифровой среде. Мир науки. Педагогика и психология, 5, Режим доступа https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN520.pdf

Монд, Д. (2022). Теория услуги — теория социального капитала. Наука. Культура. Общество, 28(3), 68–80. DOI: 10.19181/nko.2022.28.3.5

Орлова, Н.В., Федулаев, Ю.Н., Филатова, М.Н., Орлова, С.Ю. (2020). Влияние средств массовой информации и социальных сетей на формировании общественного мнения о вакцинации. Педиатрия. Consilium Medicum, 4, 17–24. DOI: 10.26442/26586630.2020.4.200531

Патнэм, Р. (1996). Чтобы демократия сработала: гражданские традиции в современной Италии. М.: AdMarginem.

Пузыревич, Н.Л. (2016). Яков Львович Коломинский. «Путь к себе»: идеи переосмысления психологии. Диалог, 4, 58–70.

Рябченко, Н.А., Малышева, О.П., Гнедаш, А.А. (2019). Управление политическим контентом в социальных сетях в период предвыборной кампании в эпоху постправды. Полис. Политические Исследования, 2, 92–106. DOI: 10.17976/jpps/2019.02.07

Скотт, Д.М. (2013). Новые правила маркетинга и PR: как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателями. М.: Альпина Паблишер.

Фукуяма, Ф. (2004). Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ACT; Ермак.

Щебетенко, С.А. (2013). Большая Пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «ВКонтакте». Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 6(4), 73–83.

Щебетенко, С.А. (2016). Установки на черты личности как предиктор активности «друзей» пользователя социальной сети «Вконтакте». Национальный психологический журнал, 4(24), 34–44. DOI: 10.11621/npj.2016.0404

Akçomak, I.S. (2011). Social Capital of Social Capital Researchers. Review of Economics and Institutions, 2(2), article 5. DOI: 10.5202/rei.v2i2.32

Aksar, I.A., Danaee, M., Maqsood, H., Firdaus, A. (2020). Women’s social media needs and online social capital: Bonding and bridging social capital in Pakistan. Journal of Human Behavior in the Social Environment, 30(8), 989–1012. DOI: 10.1080/10911359.2020.1790461

Bakker, S.R., Hendriks, P.H., Korzilius, H.P.L.M. (2022). Let it go or Let it Grow? — Personal Network Development and the Mobilization of Intra-Organizational Social Capital. Social Networks, 68, 179–194. DOI: 10.1016/j.socnet.2021.06.002

Bhanodia, P.K., Khamparia, A., Pandey, B., Prajapat, Sh. (2019). Online Social Network Analysis. In B. Pandey, A. Khamparia (Eds), Hidden Link Prediction in Stochastic Social Networks (50–63). Hershey PA: IGI Global. DOI: 10.4018/978-1-5225-9096-5.ch003

Borgatti, S.P. (1998). A SOCNET Discussion on the Origins of the Term Social Capital. Connections, 21(2), 37–46.

Cook, C. (2019). Social Capital and Social Identity: Friendship and Kinship Connections as a Source of Social Capital. In B.C. Thomas, L.J. Murphy (Eds.), Innovation and Social Capital in Organizational Ecosystems (pp. 44–60). Hershey PA: IGI Global. DOI: 10.4018/978-1-5225-7721-8.ch003

Eşkisu M., Hoşoğlu R., Rasmussen K. (2017). An Investigation of the Relationship between Facebook Usage, Big Five, Selfesteem and Narcissism. Computers in Human Behavior, 69, 294–301. DOI: 10.1016/j.chb.2016.12.036

Frank, K.A., Muller, Ch., Mueller, A.S. (2013). The Embeddedness of Adolescent Friendship Nominations: The Formation of Social Capital in Emergent Network Structures. American Journal of Sociology, 119(1), 216–253.

Kong, Q., Booth, E., Bailo, F., Johns, A., Rizoiu, M.-A. (2022). Slipping to the Extreme: A Mixed Method to Explain How Extreme Opinions Infiltrate Online Discussions. In C. Budak, M. Cha, D. Quercia (Eds.), Proceedings of the Sixteenth International AAAI Conference on Web and Social Media (524–535). Palo Alto, California USA: AAAI Press. DOI: 10.1609/icwsm.v16i1.19312

Labra, P., Vargas, M., Céspedes, C. (2021). The University as a Source of Social Capital in Chile. Frontiers in Psychology, 12, 323–338. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.601143

Lin, N. (1999). Building a Network Theory of Social Capital. Connection, 22(1), 28–51.

Pang, H. (2022). Connecting Mobile Social Media with Psychosocial Well-being: Understanding Relationship between WeChat Involvement, Network Characteristics, Online Capital and Life Satisfaction. Social Networks, 68, 256–263. DOI: 10.1016/j.socnet.2021.08.006

Putman, R.D. (2000). Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon and Schuster.

Tulin, M., Lancee, B., Volker, B. (2018). Personality and Social Capital. Social Psychology Quarterly, 81(4), 295–318. DOI: 10.1177/0190272518804533

Zuniga, H., Barnidge, M., Scherman, A. (2017). Social Media Social Capital, Offline Social Capital, and Citizenship: Exploring Asymmetrical Social Capital Effect. Political Communication, 34, 44–68. DOI: 10.1080/10584609.2016.1227000

Статистика скачивания

Нет статистики