Информационная повестка для молодежи в социальных сетях в период выборов депутатов Государственной думы Российской Федерации VIII созыва
PDF

Рубрика

Публичная политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-1-48-62

Как цитировать

Соколов, А.В., Гребенко, Е.Д. (2022). Информационная повестка для молодежи в социальных сетях в период выборов депутатов Государственной думы Российской Федерации VIII созыва. Южно-российский журнал социальных наук, 23(1), 48-62. DOI: 10.31429/26190567-23-1-48-62
Дата поступления 12 октября 2021
Дата принятия 15 ноября 2021
Дата публикации 30 июля 2022
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2022 Александр Владимирович Соколов, Егор Дмитриевич Гребенко

Аннотация

Статья посвящена анализу содержания информационной повестки, формируемой в социальной сети «ВКонтакте» в период выборов депутатов Государственной думы Российской Федерации VIII созыва. Актуальность исследования социальных сетей связана с их значительной ролью в процессе формирования установок и восприятия действительности современной молодежью. С этой целью был проведен анализ сообществ молодежных общественных организаций («Российский союз молодежи» и «Российской союз сельской молодежи»), а также молодежных организаций политических партий, выдвинувших кандидатов на выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации VIII созыва. Доминирующая информационная повестка определялась на основе анализа новостной ленты информационного агентства «РИА Новости» в социальной сети «ВКонтакте». Анализ сообществ осуществлялся по двум направлениям. Во-первых, собрана информация по повесткам и активности аудитории. Во-вторых, был рассмотрен ряд характеристик информационного освещения в социальной сети «ВКонтакте»: демографические характеристики аудитории, ценностные ориентации и настроения аудитории, тематика информационных повесток, вовлеченность аудитории в информационную повестку сообщества. Результаты исследования позволяют говорить о том, молодежь довольно далека от основных реальных и значимых повесток проблем и развития страны, наблюдаются различия с транслируемыми повестками «РИА Новости» как наиболее крупного и актуального информационного агентства. В целом и сама повестка «РИА Новости» конъюнктурна и транслирует актуальные новостные сводки, не ориентируясь на предпочтения целевой аудитории. Партийные молодежные сообщества не используют для работы со сторонниками и аудиторией инструменты двухсторонней коммуникации, что сказывается на вовлеченности пользователей в информационную повестку, транслируемую сообществами. Тематика выборов как основная повестка в данный период не транслировалась «РИА Новости», сообществами молодежных общественных организаций «ВКонтакте». Предвыборная повестка слабо транслировалась молодежными крыльями политических партий. Сообщества молодежных организаций, скорее, ориентированы на собственные приоритеты и самостоятельно создаваемую текущую повестку, нежели на общеполитическую повестку в стране. Это позволяет говорить о том, что молодежь вынуждена удовлетворять собственный интерес в получении актуальной информации о выборах в других сообществах и там вступать в обсуждение кандидатов, партий и их программ.

Ключевые слова

молодежь информационная повестка Интернет выборы социальные сети «ВКонтакте» политические партии молодежные организации

Информация о финансировании

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31366 «Образ будущего России в представлениях учащейся молодежи: факторы формирования и трансформации в условиях перемен и кризисов».

Библиографические ссылки

Auditoriya sotsial’nykh setey v Rossii 2019 [Audience of Social Networks in Russia 2019]. Popsters [Popsters]. Retrieved from https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii

Aysina, R. M., Nesterova, A. A. (2019). Kibersotsializatsiya molodezhi v informatsionno-kommunikatsionnom prostranstve sovremennogo mira: effekty i riski [Cyber socialization of Youth in the Information and Communication Space of the Modern World: Effects and Risks]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 4, 42–57. DOI: 10.17759/sps.2019100404.

Best, S. J., Krueger, B. S. (2005) Analyzing the Representativeness of Internet Political Participation. Political Behavior, 27(2), 183–216.

Boulianne, S. (2009). Does Internet Use Affect Engagement? A Meta-analysis of Research. Political Communication, 2, 193–211.

Cohen, C., Kahne, J. (2012). Participatory Politics: New Media and Youth Political Action. Chicago: MacArthur Research Network on Youth and Participatory Politics.

Dunas, D., Vartanov, S. (2020). Emerging Digital Media Culture in Russia: Modelling the Media Consumption of Generation Z. Journal of Multicultural Discourses, 2, 186–203. DOI: 10.1080/17447143.2020.1751648.

D’yakova, Ye. G. (2003) Massovaya politicheskaya kommunikatsiya v teorii ustanovleniya povestki dnya: ot effekta k protsessu [Mass Political Communication in the Theory of Agenda Setting: From Effect to Process]. Politicheskiye issledovaniya [Political Studies], 3, 109–119.

Filatova, O. G. (2000). Metodika i tekhnika sotsiologicheskogo issledovaniya: Konspekt lektsiy [Methods and Techniques of Sociological Research: Abstract of Lectures]. SPb.: Izdatel’stvo Mikhaylova V. A.

Harding, E. (2022). Rise of Social Media Has ‘Turned University Students into Snowflakes’ by Making Them Less Able to See Other Points of View, Say Researchers. Mail Online. Retrieved from https://www.dailymail.co.uk/news/article-10359887/Rise-social-media-turned-university-students-snowflakes.html

Heiss, R., Schmuck, D., Matthes, J. (2019). What Drives Interaction in Political Actors’ Facebook Posts? Profile and Content Predictors of User Engagement and Political Actors’ Reactions. Information, Communication & Society, 22(10). 1497–1513. DOI: 10.1080/1369118X.2018.1445273

Komarovskiy, V. S. (2013). Rossiyskiye novyye pravyye kak politicheskiy actor [The Russian New Right as a Political Actor]. In Kuda poydet Rossiya: novyye vozmozhnosti i ogranicheniya sovremennogo razvitiya [Where Russia Will Go: New Opportunities and Limitations of Contemporary Development]. Moskva: Klyuch.

Komarovskiy, V. S. (Ed.) (2021). Obraz budushchego glazami molodezhi [The Image of the Future Through the Eyes of Youth]. Moskva: Aspekt-Press.

Kümpel, A. S., Karnowski, V., Keyling, T. (2015). News Sharing in Social Media: A Review of Current Research on News Sharing Users, Content, and Networks. Social Media + Society, 1(2). DOI: 10.1177/2056305115610141

Lippman, U. (2004). Obshchestvennoye mneniye [Public Opinion]. Moskva: Vysshaya shkola ekonomiki.

McLeod, D. M., Kosicki, G. M., McLeod, J. M. (2002). Resurveying the Boundaries of Political Communications Effects. In J. Bryant and D. Zillman (Eds) Media effects: Advances in Theory and Research (pp. 215–267). Mahwah, N. J: Lawrence Erlbaum Associates.

Merle, M., Reese, G., Drews, S. (2019). #Globalcitizen: An Explorative Twitter Analysis of Global Identity and Sustainability Communication. Sustainability, 11, 3472.

Palfrey, J., Gasser, U. (2008). Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. New York: Basic Books.

Popova, O. V. (2018). Tekhnologii bol’shikh dannykh v publichnoy politike [Big Data Technologies in Public Policy]. In L. V. Smorgunov (Ed.). Publichnaya politika: Instituty, tsifrovizatsiya, razvitiye [Public Policy: Institutions, Digitalization, Development] (pp. 286–294). Moskva: Aspekt Press.

Popova, O. V., Suslov, S. I. (2021). Setevoy analiz politicheskikh internet-soobshchestv: ot formalizovannykh k “nenablyudayemym” gruppam [Network Analysis of Political Internet Communities: From Formalized to “Unobserved” Groups]. Politicheskaya nauka [Political Science], 1, 160–183.

Radayev, V. (2020). Millenialy: Kak menyayetsya rossiyskoye obshchestvo. Vtoroye izdaniye [Millennials: How Russian Society is Changing]. Moskva: Vysshaya shkola ekonomiki.

Shcherbakova, I. A. (2018) Institutsializatsiya sotsial’nykh setey [Institutionalization of Social Networks]. Kommunikologiya: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Communicology: Electronic Scientific Journal], 3, Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/institutsializatsiya-sotsialnyh-setey

Sokolov, A. V., Barskiy, Ya. V. (2021). Razvitiye grazhdanskoy aktivnosti v Rossii v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Development of Civil Engagement in Russia in the Conditions of Digital Transformation]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: istoriya. Politologiya. Sotsiologiya [Bulletin of Voronezh State University. Series: history. Political science. Sociology], 2, 68–74.

Strandberg, K., Carlson, T. (2016). Expanding the Online Political Demos but Maintaining the Status Quo? Internet and Social Media Use by Finnish Voters Prior to Elections, 2003–15. Scandinavian Political Studies, 1, 82–106

Van Dijk, J. (2006). The Networt Sosiety. Social Ashets of New Media. London: SAGF Publications, Ltd.

Volodenkov, S. V. (2012). Upravleniye sovremennymi politicheskimi kampaniyami [Management of Modern Political Campaigns]. Moskva: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta.

Volodenkov, S. V. (2017) Sotsial’nyye media kak instrument sovremennoy publichnoy politiki: osobennosti i perspektivy primeneniya [Social Media as a Tool of Modern Public Policy: Features and Prospects of Application]. Politicheskaya nauka [Political Science], 1, 290–305.

Volodenkov, S. V., Belokonev, S. Yu., Suslova, A. A. (2021). Osobennosti struktury informatsionnogo potrebleniya sovremennoy rossiyskoy molodezhi: na materialakh issledovaniya sredi studentov-politologov Finansovogo universiteta [How Russian Youth Consume Information: Case Study of the Political Science Students of the Financial University]. Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya [RUDN Journal of Political Science], 1, 31–46.

Zubok, Yu. A., Chuprov, V. I., Lyubutov, A. S., Sorokin, O. V. (2021). Samoregulyatsiya zhiznedeyatel’nosti molodezhi: strukturno-taksonomicheskoye modelirovaniye [Self-Regulation of Life of the Youth: Structural-Taxonomic Modeling]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Research], 10, 23–36.

Статистика скачивания

Нет статистики