Аннотация
Статья посвящена анализу содержания информационной повестки, формируемой в социальной сети «ВКонтакте» в период выборов депутатов Государственной думы Российской Федерации VIII созыва. Актуальность исследования социальных сетей связана с их значительной ролью в процессе формирования установок и восприятия действительности современной молодежью. С этой целью был проведен анализ сообществ молодежных общественных организаций («Российский союз молодежи» и «Российской союз сельской молодежи»), а также молодежных организаций политических партий, выдвинувших кандидатов на выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации VIII созыва. Доминирующая информационная повестка определялась на основе анализа новостной ленты информационного агентства «РИА Новости» в социальной сети «ВКонтакте». Анализ сообществ осуществлялся по двум направлениям. Во-первых, собрана информация по повесткам и активности аудитории. Во-вторых, был рассмотрен ряд характеристик информационного освещения в социальной сети «ВКонтакте»: демографические характеристики аудитории, ценностные ориентации и настроения аудитории, тематика информационных повесток, вовлеченность аудитории в информационную повестку сообщества. Результаты исследования позволяют говорить о том, молодежь довольно далека от основных реальных и значимых повесток проблем и развития страны, наблюдаются различия с транслируемыми повестками «РИА Новости» как наиболее крупного и актуального информационного агентства. В целом и сама повестка «РИА Новости» конъюнктурна и транслирует актуальные новостные сводки, не ориентируясь на предпочтения целевой аудитории. Партийные молодежные сообщества не используют для работы со сторонниками и аудиторией инструменты двухсторонней коммуникации, что сказывается на вовлеченности пользователей в информационную повестку, транслируемую сообществами. Тематика выборов как основная повестка в данный период не транслировалась «РИА Новости», сообществами молодежных общественных организаций «ВКонтакте». Предвыборная повестка слабо транслировалась молодежными крыльями политических партий. Сообщества молодежных организаций, скорее, ориентированы на собственные приоритеты и самостоятельно создаваемую текущую повестку, нежели на общеполитическую повестку в стране. Это позволяет говорить о том, что молодежь вынуждена удовлетворять собственный интерес в получении актуальной информации о выборах в других сообществах и там вступать в обсуждение кандидатов, партий и их программ.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31366 «Образ будущего России в представлениях учащейся молодежи: факторы формирования и трансформации в условиях перемен и кризисов».
Библиографические ссылки
Айсина, Р.М., Нестерова, А.А. (2019). Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски. Социальная психология и общество, 4, 42–57. DOI: 10.17759/sps.2019100404
Аудитория социальных сетей в России 2019. Popsters. Режим доступа https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii
Володенков, С.В. (2017). Социальные медиа как инструмент современной публичной политики: особенности и перспективы применения. Политическая наука, 1, 290–305.
Володенков, С.В. (2012). Управление современными политическими кампаниями. Москва: Издательство Московского университета.
Володенков, С.В., Белоконев, С.Ю., Суслова, А.А. (2021). Особенности структуры информационного потребления современной российской молодежи: на материалах исследования среди студентов-политологов Финансового университета. Вестник РУДН. Серия: Политология, 1, 31–46.
Дьякова, Е.Г. (2003). Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу. Политические исследования, 3, 109–119.
Зубок, Ю.А., Чупров, В.И., Любутов, А.С., Сорокин, О.В. (2021). Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: структурно-таксономическое моделирование. Социологические исследования, 10, 23–36.
Комаровский, В.С. (2013) Российские новые правые как политический актор. Куда пойдет Россия: новые возможности и ограничения современного развития. Москва: Ключ.
Комаровский, В.С. (ред.) (2021). Образ будущего глазами молодежи. М.: Аспект-Пресс, 2021.
Попова, О.В. (2018). Технологии больших данных в публичной политике. В Л.В. Сморгунова (ред.). Публичная политика: Институты, цифровизация, развитие (286–294). Москва: Аспект Пресс.
Попова, О.В., Суслов, С.И. (2021). Сетевой анализ политических интернет-сообществ: от формализованных к «ненаблюдаемым» группам. Политическая наука, 1, 160–183.
Радаев, В. (2020). Миллениалы: Как меняется российское общество. Второе издание. Москва: Высшая школа экономики.
Соколов, А.В., Барский, Я.В. (2021). Развитие гражданской активности в России в условиях цифровой трансформации. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: история. Политология. Социология, 2, 68–74.
Липпман, У. (2004) Общественное мнение. Москва: Институт Фонда «Общественное мнение».
Филатова, О.Г. (2000). Методика и техника социологического исследования: Конспект лекций. СПб.: Издательство Михайлова В.А.
Щербакова, И.А. (2018). Институциализация социальных сетей. Коммуникология: электронный научный журнал, 3. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/institutsializatsiya-sotsialnyh-setey
Best, S.J., Krueger, B.S. (2005) Analyzing the Representativeness of Internet Political Participation. Political Behavior, 27(2), 183–216.
Boulianne, S. (2009). Does Internet Use Affect Engagement? A Meta-analysis of Research. Political Communication, 2, 193–211.
Cohen, C., Kahne, J. (2012). Participatory Politics: New Media and Youth Political Action. Chicago: MacArthur Research Network on Youth and Participatory Politics.
Dunas, D., Vartanov, S. (2020). Emerging Digital Media Culture in Russia: Modelling the Media Consumption of Generation Z. Journal of Multicultural Discourses, 2, 186–203. DOI: 10.1080/17447143.2020.1751648
Harding, E. (2022). Rise of Social Media Has ‘Turned University Students into Snowflakes’ by Making Them Less Able to See Other Points of View, Say Researchers. Mail Online. Retrieved from https://www.dailymail.co.uk/news/article‑10359887/Rise-social-media-turned-university-students-snowflakes.html
Heiss, R., Schmuck, D., Matthes, J. (2019). What Drives Interaction in Political Actors’ Facebook Posts? Profile and Content Predictors of User Engagement and Political Actors’ Reactions. Information, Communication & Society, 22(10). 1497–1513. DOI: 10.1080/1369118X.2018.1445273
Kümpel, A.S., Karnowski, V., Keyling, T. (2015). News Sharing in Social Media: A Review of Current Research on News Sharing Users, Content, and Networks. Social Media + Society, 1(2). DOI: 10.1177/2056305115610141
McLeod, D.M., Kosicki, G.M., McLeod, J.M. (2002). Resurveying the Boundaries of Political Communications Effects. In J. Bryant and D. Zillman (Eds) Media effects: Advances in Theory and Research (pp. 215–267). Mahwah, N. J: Lawrence Erlbaum Associates.
Merle, M., Reese, G., Drews, S. (2019). #Globalcitizen: An Explorative Twitter Analysis of Global Identity and Sustainability Communication. Sustainability, 11, 3472.
Palfrey, J., Gasser, U. (2008). Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. New York: Basic Books.
Strandberg, K., Carlson, T. (2016). Expanding the Online Political Demos but Maintaining the Status Quo? Internet and Social Media Use by Finnish Voters Prior to Elections, 2003–15. Scandinavian Political Studies, 1, 82–106
Van Dijk, J. (2006). The Networt Sosiety. Social Ashets of New Media. London: SAGF Publications, Ltd.

