Африканские студенты в России: особенности социальной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом | Южно-российский журнал социальных наук
Африканские студенты в России: особенности социальной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-164-179
https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-164-179

Как цитировать

Камара И., Ракачев В.Н. Африканские студенты в России: особенности социальной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, №4. С. 164-179. DOI: 10.31429/26190567-19-4-164-179
Дата поступления 2018-06-26
Дата принятия 2018-10-10
Дата публикации 2018-12-23

Copyright (c) 2018 Ишака Камара, Вадим Николаевич Ракачев

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Статья посвящена важной проблеме — адаптации иностранных учащихся в условиях новой социокультурной среды страны обучения. Актуальность вопроса определяется реалиями современного глобального общества, активным развитием международных образовательных связей, ростом числа образовательных мигрантов в мире в целом и в России в частности. Для стран, предлагающих обучение гражданам других государств, иностранные студенты не только источник экономической прибыли, но и прежде всего важный ресурс международного влияния, фактор «мягкой силы» (soft power). В статье представлены результаты проведенного в 2014–2015 гг. комплексного социально-психологического исследования, направленного на выявление особенностей социокультурной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом африканских студентов, обучающихся и завершивших обучение в вузах России и СССР. По итогам проведенного исследования выявлены и проанализированы факторы, определяющие степень успешности адаптации, основные барьеры, затрудняющие включение африканских студентов в новое социокультурное пространство, специфика их взаимодействия с принимающим обществом. Делается вывод о том, что социокультурная адаптация африканских учащихся, обучающихся в России, является сложным многофакторным процессом, в ходе которого они пытаются достичь социально-психологической совместимости с новой для них культурной средой. Анализ процессов адаптации студентов из стран Африки позволил определить эффективные механизмы, способные оптимизировать эти процессы, использовать данный опыт при создании благоприятных условий для иностранных студентов. По итогам исследования сформулированы рекомендации, которые могут способствовать облегчению адаптационного процесса иностранных учащихся из стран Африки в России.

Ключевые слова

иностранные студенты, образовательная миграция, студенты из стран Африки, российские вузы, международное образование, социокультурная адаптация

Библиографические ссылки

  1. Аndreeva, G. M. (1998). Social’naya psihologiya [Social Phsychology]. Moscow: Аspekt Press.
  2. Mazitova, L. T. (2002). Social’naya adaptaciya inostrannyh studentov (na primere vuzov Bashkortostana) [Foreign Students’ Social Adaptation (as Exemplified by Bashkortostan Higher Educational Institutions)]. (Cand. Dissertation). Ufa.
  3. N-Diae, M. M., Rakachev, V. N. (2003). “Svoju starost’ ya hotel by vstretit’ v Rossii…”: rezul’taty sociologičeskogo issledovaniya afrikancev-vypusknikov sovetskih vuzov [“Wish I Could See Myself Grow Old in Russia…”: Results of the Sociological Research of the African Students-Graduates from Soviet Higher Educational Institutions]. Moscow: IÈА RАN.
  4. Petrov, V. N., Rakahev, V. N., Rakacheva, Ya. V., Vashchenko, А. V. (2009). Osobennosti adaptacii inostrannyh studentov [Foreign Students’ Characteristic Features of Adaptation]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2, 117–121.
  5. Pis’mennaya, E. E. (2010) Аktual’nye voprosy adaptacii inostrannyh studentov v Rossii [Topical Problems of Foreign Students’ Adaptation in Russia]. In Demograficheskie perspektivy Rossii i zadachi demografičeskoj politiki [Demographic Perspectives of and Pivotal Tasks in Demographic Policy] (pp. 124–128). Moscow: Ekon-Inform.
  6. Ptitsyna, I. F. (2008). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mezhkul’turnoj kompetencii vtorichnoj yazykovoj lichnosti studentov (na materiale izucheniya yaponskogo yazyka i kul’tury) [Academic Conditions of Creating Intercultural Competence of Secondary Language Personality (as exemplified in the Study of Japanese language and Culture)]. (Abstract of the Cand. Dissertation). Yakutsk.
  7. Putin, V. V. (2012, February 27). Rossiya i menyayushchijsya mir [Russia in the Changing World]. Rossijskaya gazeta [Russian Newspaper]. Retrieved from https://rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html
  8. Romeo, А. N. (2009). Inostrannye studenty v rossijskih vuzah: problemy mezhètnicheskogo vzaimodejstviya [Foreign Students in Russian Higher Educational Institutions: Problems of Inter-Ethnical Cooperation.]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of the Volgograd State Pedagogical University], 8, 79–84.
  9. Sadokhin, А. P. (2007). Mezhkul’turnaya kompetentnost’: ponyatie, struktura, puti formirovaniya [Inter-cultural Competence: Concept, Structure, Ways of Formation]. Zhurnal sociologii i social’noj antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 1 (38), 125–139.
  10. Torkunov, А. V. (2012). Obrazovanie kak instrument “myagkoj sily” vo vneshnej politike Rossii [Education as an Instrument of “Soft Power” in Russia’s Foreign Policy]. Vestnik MGIMO-Universiteta [“MGIMO Review of International Relations], 4, 85–93.
  11. Sheregi, F. E., Dmitriev, N. M., Аref’ev, А. L. (2002). Nauchno-pedagogicheskij potencial i eksport obrazovatel’nyh uslug rossijskih vuzov [Scientific and Educational Potential and the Export of Educational Services at Russian Educational Institutions]. Moscow: Centr social’nogo prognozirovaniya.
  12. Vitkovskaya, M. I., Trocuk, I. V. (2004). Аdaptaciya inostrannyh studentov k usloviyam zjizni i ucheby v Rossii (na primere RUDN) [Foreign Students’ Adaptation to Life and Instruction in Russia (as Exemplified by RUDN Experience)]. Vestnik RUDN. Seriya “Sociologiya” [RUDN Journal of Sociology], 6–7, 267–284.
  13. Gusejnov, O. M. (1976). Mesto i rol’ byta v formirovanii nravstvennogo soznaniya ludej [The Place and the Role of the Way of Life in the formation of moral principles]. Vestnik MGU. Ser. “Filosofiya” [Moscow University Bulletin. Ser. Philosophy]. 1. 50–57.
  14. Zvyagol’skij, А. Yu. (2010). Gosudarstvennoe sotrudnichestvo s zarubezhnymi stranami i sovershenstvovanie pravovogo statusa inostrannyh studentov v SSSR (1945–1953 gg.) [Cooperation with the Foreign Countries on the State Level and the Improvement of Legal Status of Foreign Students in the USSR (1945–1953)]. Obshestvo i pravo [Society and Law], 1, 13–18.
  15. Ivojlova, I. (2017, November 13). Chislo inostrannyh studentov v Rossii vyrastet v tri raza [The Triple Growth of Foreign Students in Russia]. Rossijskaya gazeta [Russian Newspaper]. Retrieved from https://rg.ru/2017/11/13/chislo-inostrannyh-studentov-v-rossii-vyrastet-vtroe.html
  16. Kamara, I. (2014). Vliyanie sociokul’turnyh razlichij na processy adaptacii inostrannyh uchashihsya v SSSR/RF [Influence of Socio-cultural Differences upon Adaptation of Foreign Students in the USSR / Russia]. Vestnik Severo–Kavkazskogo federal’nogo universiteta [Newsletter of North-Caucasus Federal University], 4 (43), 275–278.
  17. Kamara, I. (2014). Inostrannye studenty v rossijskom vuze: sociokul’turnye osobennosti adaptacii i professional’noj socializacii [Foreign Students at Russian Institutions of Higher Education: Socio-cultural Features of Adaptation and Professional Socialization]. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t.
  18. Krasovitskaya, T. Yu. (2013). “Vozvratit’ druz’âmi SSSR…”: Obučenie inostrancev v Sovetskom Soyuze. 1956–1965 [“To Return Foreign Students as USSR Friends…”: Educating Foreign Students in the USSR.1956–1965]. 1956–1965. Moscow: MFD.
  19. Krylova, N. L. (2006). Аfro-rossiâne: brak, sem’ya, sud’ba [The Afro-Russians: Marriage, Family, and Fate]. Moscow: ROSSPÈN.
  20. Bock, Ph. K. (1970). Culture Shock: a reader in modern cultural Anthropology. New York: Publisher Alfred A. Knopf.
  21. Bustos, R. & Gairin, J. (2017). Student academic adaptation of migrants in border contexts. Calidad en la educación, 46, 193–220. DOI: http://dx.doi.org/10.4067/S0718–45652017000100193.
  22. Byram, M. (2000). Assessing Intercultural Competence in Language Teaching. Sprogforum, 18 (6), 8–13.
  23. Carey, A. T. (1956). Colonial Students. London: Secker and Warburg.
  24. Dervin, F. (Ed.) (2015). Chinese Educational Migration and Student-Teacher Mobilities: Experiencing Otherness. Palgrave Macmillan UK.
  25. Hansen, A-S. & Thøgersen, S. (2015). The Anthropology of Chinese Transnational Educational Migration. Journal of Current Chinese Affairs, 44 (3), 3–14.
  26. Klineberg, O. (1972). Étudiants du Tiers-monde en Europe. Problèmes d’adaptation, une étude effectuée en Autriche, en France, aux Pays-Bas et en Yougoslavie (with Jeanne Ben Brika). Paris: Mouton.
  27. Marmasse, G. (Ed.) (2010). L’histoire. Paris: Vrin.
  28. Riaño, Y., Van Mol, C. & Raghuram, P. (2018). New directions in studying policies of international student mobility and migration. Globalisation, Societies and Education, 16, 283–294. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14767724.2018.1478721.
  29. Tajfel, H. & Dawson, J. L. (1965). Disappointed Guests. London: Oxford University Press.