Африканские студенты в России: особенности социальной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Социологические интерпретации

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-164-179

Как цитировать

Камара, И., Ракачев, В.Н. (2018). Африканские студенты в России: особенности социальной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом. Южно-российский журнал социальных наук, 19(4), 164-179. DOI: 10.31429/26190567-19-4-164-179
Дата поступления 26 июня 2018
Дата принятия 10 октября 2018
Дата публикации 23 декабря 2018
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2018 Ишака Камара, Вадим Николаевич Ракачев

Аннотация

Статья посвящена важной проблеме — адаптации иностранных учащихся в условиях новой социокультурной среды страны обучения. Актуальность вопроса определяется реалиями современного глобального общества, активным развитием международных образовательных связей, ростом числа образовательных мигрантов в мире в целом и в России в частности. Для стран, предлагающих обучение гражданам других государств, иностранные студенты не только источник экономической прибыли, но и прежде всего важный ресурс международного влияния, фактор «мягкой силы» (soft power). В статье представлены результаты проведенного в 2014–2015 гг. комплексного социально-психологического исследования, направленного на выявление особенностей социокультурной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом африканских студентов, обучающихся и завершивших обучение в вузах России и СССР. По итогам проведенного исследования выявлены и проанализированы факторы, определяющие степень успешности адаптации, основные барьеры, затрудняющие включение африканских студентов в новое социокультурное пространство, специфика их взаимодействия с принимающим обществом. Делается вывод о том, что социокультурная адаптация африканских учащихся, обучающихся в России, является сложным многофакторным процессом, в ходе которого они пытаются достичь социально-психологической совместимости с новой для них культурной средой. Анализ процессов адаптации студентов из стран Африки позволил определить эффективные механизмы, способные оптимизировать эти процессы, использовать данный опыт при создании благоприятных условий для иностранных студентов. По итогам исследования сформулированы рекомендации, которые могут способствовать облегчению адаптационного процесса иностранных учащихся из стран Африки в России.

Ключевые слова

иностранные студенты образовательная миграция студенты из стран Африки российские вузы международное образование социокультурная адаптация

Библиографические ссылки

Андреева, Г.М. (1998). Социальная психология. Москва: Аспект Пресс.

Витковская, М.И., Троцук, И.В. (2004). Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН). Вестник РУДН. Серия «Социология», 6–7, 267–284.

Гусейнов, О.М. (1976). Место и роль быта в формировании нравственного сознания людей. Вестник МГУ. Сер. «Философия», 1, 50–57.

Звягольский, А.Ю. (2010). Государственное сотрудничество с зарубежными странами и совершенствование правового статуса иностранных студентов в СССР (1945–1953 гг.). Общество и право, 1, 13–18.

Ивойлова, И. (2017, Ноябрь 13). Число иностранных студентов в России вырастет в три раза. Российская газета. Режим доступа https://rg.ru/2017/11/13/chislo-inostrannyh-studentov-v-rossii-vyrastet-vtroe.html

Камара, И. (2014) Влияние социокультурных различий на процессы адаптации иностранных учащихся в СССР/РФ. Вестник Северо–Кавказского федерального университета, 4 (43), 275–278.

Камара, И. (2014) Иностранные студенты в российском вузе: социокультурные особенности адаптации и профессиональной социализации. Краснодар: Кубанский гос. ун-т.

Красовицкая, Т.Ю. (2013). «Возвратить друзьями СССР…»: Обучение иностранцев в Советском Союзе. 1956–1965. Москва: МФД.

Крылова, Н.Л. (2006). Афро-россияне: брак, семья, судьба. Москва: РОССПЭН.

Мазитова, Л.Т. (2002). Социальная адаптация иностранных студентов (на примере вузов Башкортостана) (Канд. диссертация). Уфа.

Н-Диае, М.М., Ракачев, В.Н. (2003). «Свою старость я хотел бы встретить в России…»: результаты социологического исследования африканцев-выпускников советских вузов. Москва: ИЭА РАН.

Петров, В.Н., Ракачев, В.Н., Ракачева, Я.В., Ващенко, А.В. (2009). Особенности адаптации иностранных студентов. Социологические исследования, 2, 117–121.

Письменная, Е.Е. (2010). Актуальные вопросы адаптации иностранных студентов в России. В Демографические перспективы России и задачи демографической политики: Материалы научно-практической конференции (с. 124–128). Москва: Экон-Информ.

Птицына, И.Ф. (2008). Педагогические условия формирования межкультурной компетенции вторичной языковой личности студентов (на материале изучения японского языка и культуры) (Автореферат канд. диссертации). Якутск.

Путин, В.В. (2012, Февраль 27). Россия и меняющийся мир. Российская газета. Режим доступа https://rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html

Ромео, А.Н. (2009). Иностранные студенты в российских вузах: проблемы межэтнического взаимодействия. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 8, 79–84.

Садохин, А.П. (2007). Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования. Журнал социологии и социальной антропологии, 1 (38), 125–139.

Торкунов, А.В. (2012). Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. Вестник МГИМО-Университета, 4, 85–93.

Шереги, Ф.Е., Дмитриев, Н.М., Арефьев, А.Л. (2002). Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. Москва: Центр социального прогнозирования.

Bock, Ph. K. (1970). Culture Shock: a reader in modern cultural Anthropology. New York: Publisher Alfred A. Knopf.

Bustos, R. & Gairin, J. (2017). Student academic adaptation of migrants in border contexts. Calidad en la educación, 46, 193–220. DOI: 10.4067/S0718–45652017000100193

Byram, M. (2000). Assessing Intercultural Competence in Language Teaching. Sprogforum, 18 (6), 8–13.

Carey, A.T. (1956). Colonial Students. London: Secker and Warburg.

Dervin, F. (Ed.) (2015). Chinese Educational Migration and Student-Teacher Mobilities: Experiencing Otherness. Palgrave Macmillan UK.

Hansen, A-S. & Thøgersen, S. (2015). The Anthropology of Chinese Transnational Educational Migration. Journal of Current Chinese Affairs, 44 (3), 3–14.

Klineberg, O. (1972). Étudiants du Tiers-monde en Europe. Problèmes d’adaptation, une étude effectuée en Autriche, en France, aux Pays-Bas et en Yougoslavie (with Jeanne Ben Brika). Paris: Mouton.

Marmasse, G. (Ed.) (2010). L’histoire. Paris: Vrin.

Riaño, Y., Van Mol, C. & Raghuram, P. (2018). New directions in studying policies of international student mobility and migration. Globalisation, Societies and Education, 16, 283–294. DOI: 10.1080/14767724.2018.1478721

Tajfel, H. & Dawson, J.L. (1965). Disappointed Guests. London: Oxford University Press.

Статистика скачивания

Нет статистики