Аннотация
В современной России работа с молодежью становится одним из ключевых направлений государственной политики, что выражается в расширении спектра программ для детей и молодежи и создании инфраструктуры для их реализации. Происходит актуализация воспитательного компонента государственной молодежной и образовательной политики. Однако сегодня наблюдается нечеткое определение институциональных и организационных рамок, а также концептуального и нормативно-доктринального фундамента воспитания в контексте молодежной и образовательной политики. Особенно ярко это проявляется на уровне организаций высшего образования. Для вузов не вполне понятно сегодня соотношение воспитательной работы, имеющей свои методические основания и традиции реализации, и молодежной политики как нового направления их деятельности, связанного с реализацией третьей миссии университетов. Концептуальная рамка проведенного анализа определяется теорией политической социализации. Результаты анализа показали следующее. Во-первых, в политологическом дискурсе наблюдается нехватка теоретического осмысления понятия «воспитание», сдвиг в сторону изучения воспитания как компонента государственной молодежной политики в ущерб анализу образовательной политики, вследствие чего приходится констатировать фрагментарность научного осмысления концепта воспитания и его практической реализации в российской политике. Во-вторых, российское нормативно-правовое пространство характеризуется недостаточным вниманием к воспитательным отношениям, участником которых является студенческая молодежь, а также понятийно-категориальным разнообразием с недостаточно четким смысловым разграничением. Следствие этого состояния — сужение реальной работы с молодежью до исключительно воспитательной деятельности как неотъемлемой части образовательного процесса, то есть исполнения только того, что регламентировано законом и методическими рекомендациями Министерство науки и высшего образования. Скорее исключением является обратная тенденция, когда в вузах происходит формирование экосистемы молодежной политики, включающей в себя не только воспитательную деятельность со студентами, но и работу с другими категориями молодежи — школьниками, аспирантами и молодыми сотрудниками.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Алиева, С.А., Омаров, О.Н. (2017). Теоретические проблемы патриотического воспитания. Мир науки, культуры, образования, 6 (67), 198–201.
Ахвледиани, Н.Р. (2010). Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.
Ахметшина, Г.Х. (2015). Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи (Автореферат кандидатской диссертации). Казань.
Головин, Н.А. (2004). Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. Санкт-Петербург: СПбГУ.
Донцова, М.М. (2013). Механизм реализации молодежной политики в политической системе современной России (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.
Евлапова, Т.В. (2013). Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.
Елисеев, А.Л. (2015). Государственная молодежная политика: от прошлого к настоящему. Вестник государственного и муниципального управления, 1, 76–81.
Зеленин, А.А. (2009). Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей (Автореферат докторской диссертации). Н. Новгород.
Зиненко, В.Е. (2018). Приоритетные направления современной государственной молодежной политики. Социально-гуманитарные знания, 4, 289–294.
Ильинский, И.М., Лукин, Вал. А. (2015). О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Научные труды Московского гуманитарного университета, 1, 5–14.
Коряковцева, О.А. (2010). Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активизации молодежи в постсоветской России (Автореферат докторской диссертации). Ярославль.
Кретов, А.Ю. (2021). Становление государственной молодежной политики как фактор институциональных изменений и политического развития современной России (Автореферат кандидатской диссертации). Орел.
Кудряшова, Е.В., Сорокин, С.Э. (2020). «Третья миссия» университетов как предмет научного анализа. Вестник Вятского государственного университета, 2(136), 17–24. DOI: 10.25730/VSU.7606.20.020
Марков, С.А. (2010). Государственная молодежная политика Российской Федерации как фактор героико-патриотического воспитания молодых граждан (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.
Мациевская, Г.А. (2016). Об основах государственной политики патриотического воспитания в современной России. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 24 (245), 164–168.
Маяцкий, Д.А. (2007). Политическая социализация российской молодежи в контексте государственной молодежной политики (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.
Микрюков В.Ю. (2008). Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России (Автореферат докторской диссертации). Москва.
Никифоров, Г.Я. (2022). Сущность и содержание государственной молодежной политики в сфере патриотического воспитания молодежи (на примере Саратовской области). Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 3, DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-3-321-325
Пастухова, Л.С., Каймаразова, А.К., Турлакова, О.Е. (2021). «Третья миссия» университета: новый вектор социально-проектной деятельности в сфере профессиональной ориентации молодежи. Казанский педагогический журнал, 5(148), 17–27. DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.002
Пашков, С.В. (2010). Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования (Автореферат кандидатской диссертации). Курск.
Певцова, Е.А. (2021). Воспитательные отношения как объект правового регулирования в современном мире (теоретико-правовой взгляд). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция, 3, 26–38. DOI: 10.18384/2310-6794-2021-3-26-38
Першуткин, С.Н. (2013). Государство как субъект социализации российской молодежи: механизмы и технологии участия (Автореферат докторской диссертации). Москва.
План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945‑р. Режим доступа http://government.ru/docs/40848/
Поляничко, Н.Е. (2020). Государственная политика как фактор политической социализации современной российской молодежи (Автореферат кандидатской диссертации). Ростов-на-Дону.
Помазанова, В.Н. (2007). Политическая социализация молодежи в современной России (на материалах Ставропольского края) (Автореферат кандидатской диссертации). Ставрополь.
Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/04/Примерная%20рабочая%20программа%20воспитания%20в%20образовательной%20организации%20выс...pdf
Рудаков, А.В. (2006). Механизм формирования и технологии реализации государственной молодежной политики РФ (Автореферат кандидатской диссертации). Н. Новгород.
Рудаков, А.В. (2018). О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 1, 91–99. DOI: 10.18384/2310-676X‑2018-1-91-99
Селезнева, А.В., Зиненко, В.Е. (2021). Молодежная политика как фактор формирования гражданского самосознания российской молодежи: политико-психологический анализ. Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал), 87, 96–104. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-87-96-104
Суслина, М.В. (2008). Политико-психологические механизмы политической социализации в семье. В Шестопал Е.Б. (ред.) Политическая психология, культура и коммуникация (с. 106–118). Москва: Российская ассоциация политической науки (РАПН), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).
Толмачёва, М.В. (2010). Региональная модель государственной молодежной политики: на примере Ростовской области (Автореферат кандидатской диссертации). Ростов-на-Дону.
Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/?ysclid=lf47omhn88576554393.
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся». Режим доступа http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075?ysclid=lf45wk4thd576843600.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Сайт Министерства Просвещения Российской Федерации. Режим доступа https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/.
Шестопал, Е.Б. (ред.) (2008) Политическая социализация российских граждан в период трансформации. Москва: Некоммерческое партнерство «Новый хронограф».
Renshon, S. (Ed.) (1977). Handbook of Political Socialization: Theory and Research. New York: Free Press.
Verhaegen S., Boonen J. (2016). The Development of Political Knowledge in Adolescence: The Importance of Information-rich Socialization Contexts. Politics, Culture and Socialization, 7 (1–2), 7–27. DOI: 10.3224/pcs.v7i1-2.01