Воспитание в контексте российской образовательной и молодежной политики: к вопросу об определении понятий
PDF

Рубрика

Публичная политика

УДК

37.014

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-1-65-77

Как цитировать

Брайнес, А.А. (2023). Воспитание в контексте российской образовательной и молодежной политики: к вопросу об определении понятий. Южно-российский журнал социальных наук, 24(1), 65-77. DOI: 10.31429/26190567-24-1-65-77
Дата поступления 26 января 2023
Дата принятия 15 марта 2023
Дата публикации 31 мая 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Анна Александровна Брайнес

Аннотация

В современной России работа с молодежью становится одним из ключевых направлений государственной политики, что выражается в расширении спектра программ для детей и молодежи и создании инфраструктуры для их реализации. Происходит актуализация воспитательного компонента государственной молодежной и образовательной политики. Однако сегодня наблюдается нечеткое определение институциональных и организационных рамок, а также концептуального и нормативно-­доктринального фундамента воспитания в контексте молодежной и образовательной политики. Особенно ярко это проявляется на уровне организаций высшего образования. Для вузов не вполне понятно сегодня соотношение воспитательной работы, имеющей свои методические основания и традиции реализации, и молодежной политики как нового направления их деятельности, связанного с реализацией третьей миссии университетов. Концептуальная рамка проведенного анализа определяется теорией политической социализации. Результаты анализа показали следующее. Во-первых, в политологическом дискурсе наблюдается нехватка теоретического осмысления понятия «воспитание», сдвиг в сторону изучения воспитания как компонента государственной молодежной политики в ущерб анализу образовательной политики, вследствие чего приходится констатировать фрагментарность научного осмысления концепта воспитания и его практической реализации в российской политике. Во-вторых, российское нормативно-­правовое пространство характеризуется недостаточным вниманием к воспитательным отношениям, участником которых является студенческая молодежь, а также понятийно-­категориальным разнообразием с недостаточно четким смысловым разграничением. Следствие этого состояния — сужение реальной работы с молодежью до исключительно воспитательной деятельности как неотъемлемой части образовательного процесса, то есть исполнения только того, что регламентировано законом и методическими рекомендациями Министерство науки и высшего образования. Скорее исключением является обратная тенденция, когда в вузах происходит формирование экосистемы молодежной политики, включающей в себя не только воспитательную деятельность со студентами, но и работу с другими категориями молодежи — школьниками, аспирантами и молодыми сотрудниками.

Ключевые слова

молодежь образование воспитание государственная молодежная политика государственная образовательная политика

Библиографические ссылки

Akhmetshina, G. H. (2015). Patrioticheskoe vospitanie kak faktor formirovaniya grazhdanskoy identichnosti uchashcheysya molodezhi [Patriotic Education as a Factor in the Formation of Civic Identity of Students] (Abstract of Candidateʼs Dissertation). Kazanʼ.

Akhvlediani, N. R. (2010). Gosudarstvennaya politika patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v sovremennoy Rossii [The State Policy towards Patriotic Upbringing of Young People in Modern Russia] (Abstract of Candidateʼs Dissertation). Moscow.

Aliyeva, S. A., Omarov, O. N. (2017). Teoreticheskie problemy patrioticheskogo vospitaniya. [Theoretical Problems of Patriotic Education in the Contemporary Russian Society]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [Mir Nauki, Kul’tury, Obrazovaniya], 6(67), 198–201.

Dontsova, M. M. (2013). Mekhanizm realizatsii molodezhnoy politiki v politicheskoy sisteme sovremennoy Rossii [Implementation Mechanism of Youth Policy in the Political System of Modern Russia] (Abstract of Candidateʼs Dissertation). Moscow.

Evlapova, T. V. (2013). Rol’ gosudarstvennykh institutov v patrioticheskom vospitanii molodezhi v usloviyah politicheskoy transformatsii rossiyskogo obshchestva [The Role of State Institutions in the Patriotic Education of Youth under Conditions of Political Transformations in Russian Society] (Abstract of Candidateʼs Dissertation). Moscow.

Federal’nyy proekt “Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii” [The Federal Project “Patriotic education of citizens of the Russian Federation”]. Retrieved from https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/

Federal’nyy zakon ot 30.12.2020 g. № 489-FZ “O molodezhnoy politike v Rossiyskoy Federatsii” [Federal Law No. 489-FZ of December 30, 2020 “On Youth Policy in the Russian Federation”]. Retrieved from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/?ysclid=lf47omhn88576554393

Federal’nyy zakon ot 31.07.2020 g. № 304-FZ “O vnesenii izmeneniy v Federal’nyy zakon “Ob obrazovanii v Rossiyskoj Federatsii” po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya” [Federal Law No. 304-FZ of 31.07.2020 “On Amendments to the Federal Law ‘On Education in the Russian Federation’ Regarding Educating Students”]. Retrieved from http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075?ysclid=lf45wk4thd576843600

Golovin, N. A. (2004). Teoretiko-metodologicheskie osnovy` issledovaniya politicheskoy socializatsii [Theoretical and Methodological Foundations of the Study of Political Socialization]. St. Petersburg: St. Petersburg State University.

Il’inskiy, I. M., Lukin, Val. A. (2015). O Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [On the Strategy of Advancing Personality Development (Vospitanie) in the Russian Federation for the Period through 2025]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta>/i> [Nauchnye Trudy Moskovskogo Gumanitarnogo Universiteta], 1, 5–14.

Koryakovceva, O. A. (2010). Stanovlenie gosudarstvennoy molodezhnoy politiki kak faktor institutsional’nykh izmenenii i politicheskogo razvitiya sovremennoy Rossii [Formation of the State Youth Policy as a Factor of Institutional Changes and Political Development of Modern Russia] (Abstract of Doctoral Dissertation). Yaroslavlʼ.

Kretov, A. Yu. (2021). Gosudarstvennaya molodezhnaya politika Rossiyskoy Federatsii kak faktor geroiko-patrioticheskogo vospitaniya molodykh grazhdan [State Youth Policy of the Russian Federation as a Factor in the Heroic and Patriotic Education of Young Citizens] (Abstract of Candidateʼs Dissertation). Orel.

Kudryashova, Ye. V., Sorokin, S. E. (2020). “Tret’ya missiya” universitetov kak predmet nauchnogo analiza. [The “Third Mission” of Universities as a Subject of Scientific Analysis]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Vyatka State University], 2(136), 17–24, DOI: 10.25730/VSU.7606.20.020

Markov, S. A. (2010). Gosudarstvennaya molodezhnaya politika Rossijskoy Federatsii kak faktor geroiko-patrioticheskogo vospitaniya molodyh grazhdan [State Youth Policy of the Russian Federation as a Factor of Heroic and Patriotic Education of Young Citizens] (Abstract of Candidateʼs Dissertation). Moscow.

Matsievskaya, G. A. (2016). Ob osnovach gosudarstvennoy politiki patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoy Rossii [On the Basis of State Policy Patriotic Education in Modern Russia]. NOMOTHETIKA: Filosofiya. Sociologiya. Pravo [NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law], 24(245), 164–168.

Mayatskiy, D. A. (2007). Politicheskaya socializaciya rossijskoy molodezhi v kontekste gosudarstvennoy molodezhnoy politiki [Political Socialization of Russian Youth in the Context of State Youth Policy] (Abstract of Candidateʼs Dissertation). Moscow.

Mikryukov V. Yu. (2008). Teoriya i praktika voenno-patrioticheskogo vospitaniya uchashchikhsya v sovremennoy Rossii [Theory and Practice of the Military-patriotic Education of Students in Modern Russia] (Abstract of Doctoral Dissertation). Moscow.

Nikiforov, G. Ya. (2022). Sushchnost’ i soderzhanie gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v sfere patrioticheskogo vospitaniya molodezhi (na primere Saratovskoy oblasti) [The Essence and Content of the State Youth Policy in the Field of Patriotic Education of Youth (On the Example of the Saratov region)]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sociologiya. Politologiya [Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology], 3, DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-3-321-325

Pashkov, S. V. (2010). Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v sisteme sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya [Spiritual and Moral Education in the System of Modern Russian Education] (Abstract of Candidateʼs Dissertation), Kursk.

Pastuhova, L. S., Kajmarazova, A. K., Turlakova, O. E. (2021). “Tret’ya missiya” universiteta: novyy vektor sotsial’no-proektnoy deyatel’nosti v sfere professional’noy orientatsii molodezhi [The “Third Mission” of the University: A New Vector of Development of Social and Project Activities in the Field of Professional Orientation of Young People]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 5(148). 17–27. DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.002

Pershutkin, S. N. (2013). Gosudarstvo kak sub”ekt sotsializatsii rossijskoy molodezhi: mekhanizmy i tekhnologii uchastiya [The State as a Subject of Socialization of Russian Youth: Mechanisms and Technologies of Participation] (Abstract of Doctoral Dissertation). Moscow.

Pevtsova, E. A. (2021). Vospitatel’nye otnosheniya kak ob”ekt pravovogo regulirovaniya v sovremennom mire (teoretiko-pravovoj vzglyad). [Nurturant Relations as an Object of Legal Regulation in the Modern World (Theoretical and Legal View)]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurisprudenciya [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence], 3, 26–38. DOI: 10.18384/2310-6794-2021-3-26-38

Plan meropriyatiy po realizatsii v 2021–2025 godakh Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Utverzhden Rasporyazheniyem Pravitel’stva Rossiiskoy Federatsii ot 29 maya 2015 g. № 996-r. [The Action Plan for The Implementation in 2021–2025 of The Strategy for The Development of Education in The Russian Federation for The Period Up To 2025. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 996-r of May 29, 2015]. Retrieved from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

Polyanichko, N. E. (2020). Gosudarstvennaya politika kak faktor politicheskoy sotsializatsii sovremennoy rossiyskoy molodezhi [State Policy as a Factor in the Political Socialization of Modern Russian Youth] (Abstract of Candidateʼs Dissertation). Rostov-na-Donu.

Pomazanova, V. N. (2007). Politicheskaya sotsializatsiya molodezhi v sovremennoy Rossii (na materialakh Stavropol’skogo kraya) [Political Socialization of Youth in Modern Russia (as exemplified by the Materials of the Stavropol Territory)] (Abstract of Candidateʼs Dissertation). Stavropol’.

Primernaya rabochaya programma vospitaniya v obrazovatel’noy organizatsii vysshego obrazovaniya [Sample Work Program of Education in the Educational Organization of Higher Education]. Retrieved from https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/education/Файлы/Примерная%20рабочая%20программа%20воспитания%20в%20ООВО_МОН.pdf

Renshon, S. (Ed.) (1977). Handbook of Political Socialization: Theory and Research. New York: Free Press.

Rudakov, A. V. (2006). Mekhanizm formirovaniya i tekhnologii realizatsii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki RF [The Mechanism of Formation and Technology of Implementation of the State Youth Policy of the Russian Federation] (Abstract of Candidateʼs Dissertation), N. Novgorod.

Rudakov, A. V. (2018). O problemah sovershenstvovaniya gosudarstvennoj politiki v oblasti patrioticheskogo vospitaniya grazhdan rossijskoj Federacii [The Problems of Development of the State Policy in the Field of Patriotic Education in the Russian Federation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences], 1, 91–99. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-1-91-99

Selezneva, A. V., Zinenko, V. E. (2021). Molodezhnaya politika kak faktor formirovaniya grazhdanskogo samosoznaniya rossiyskoy molodezhi: politiko-psixologicheskiy analiz [Youth Policy as a Factor of Forming Russian Youth Civic Self-Consciousness: Political and Psychological Analysis]. Gosudarstvennoe upravlenie. E`lektronnyy vestnik [Public Administration. E-journal], 87, 96–104. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-87-96-104

Shestopal, E. B. (Ed.) (2008). Politicheskaya sotsializatsiya rossiyskikh grazhdan v period transformatsii [Political Socialization of Russian Citizens in the Period of Transformation]. Moscow: Non-profit partnership “New Chronograph”.

Suslina, M. V. (2008) Politiko-psikhologicheskie mekhanizmy` politicheskoy sotsializatsii v sem`e [Political and Psychological Mechanisms of Political Socialization in the Family]. In Shestopal E. B. (Ed.) Politicheskaya psikhologiya, kul`tura i kommunikatsiya [Political Psychology, Culture and Communication] (pp. 106–118). Moskva: Rossiyskaya assotsiatsiya politicheskoy nauki (RAPN), Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN).

Tolmachyova, M. V. (2010). Regional’naya model’ gosudarstvennoy molodezhnoy politiki: na primere Rostovskoy oblasti [Regional Model of State Youth Policy: On the Example of the Rostov Region] (Abstract of Candidateʼs Dissertation). Rostov-na-Donu.

Verhaegen S., Boonen J. (2016). The Development of Political Knowledge in Adolescence: The Importance of Information-rich Socialization Contexts. Politics, Culture and Socialization, 7 (1–2), 7–27. DOI: 10.3224/pcs.v7i1-2.01

Yeliseev, A. L. (2015). Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: ot proshlogo k nastoyashchemu [State Youth Policy: From Past to Present]. Vestnik gosudarstvennogo i municipal’nogo upravleniya [Journal of Public and Municipal Administration], 1(16), 76–81.

Zelenin, A. A. (2009). Gosudarstvennaya molodezhnaya politika Rossiyskoy Federatsii: kontseptual’nye osnovy, strategicheskie prioritety, effektivnost’ regional’nykh modeley [State Youth Policy of the Russian Federation: Conceptual Foundations, Strategic Priorities, Effectiveness of Regional Models] (Abstract of Doctoral Dissertation), N. Novgorod.

Zinenko, V. E. (2018). Prioritetnye napravleniya sovremennoy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki [Priority directions of modern state youth policy]. Sotsial’no-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge], 4, 289–294.

Статистика скачивания

Нет статистики