Воспитание в контексте российской образовательной и молодежной политики: к вопросу об определении понятий
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Публичная политика

УДК

37.014

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-1-65-77

Как цитировать

Брайнес, А.А. (2023). Воспитание в контексте российской образовательной и молодежной политики: к вопросу об определении понятий. Южно-российский журнал социальных наук, 24(1), 65-77. DOI: 10.31429/26190567-24-1-65-77
Дата поступления 26 января 2023
Дата принятия 15 марта 2023
Дата публикации 31 мая 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Анна Александровна Брайнес

Аннотация

В современной России работа с молодежью становится одним из ключевых направлений государственной политики, что выражается в расширении спектра программ для детей и молодежи и создании инфраструктуры для их реализации. Происходит актуализация воспитательного компонента государственной молодежной и образовательной политики. Однако сегодня наблюдается нечеткое определение институциональных и организационных рамок, а также концептуального и нормативно-­доктринального фундамента воспитания в контексте молодежной и образовательной политики. Особенно ярко это проявляется на уровне организаций высшего образования. Для вузов не вполне понятно сегодня соотношение воспитательной работы, имеющей свои методические основания и традиции реализации, и молодежной политики как нового направления их деятельности, связанного с реализацией третьей миссии университетов. Концептуальная рамка проведенного анализа определяется теорией политической социализации. Результаты анализа показали следующее. Во-первых, в политологическом дискурсе наблюдается нехватка теоретического осмысления понятия «воспитание», сдвиг в сторону изучения воспитания как компонента государственной молодежной политики в ущерб анализу образовательной политики, вследствие чего приходится констатировать фрагментарность научного осмысления концепта воспитания и его практической реализации в российской политике. Во-вторых, российское нормативно-­правовое пространство характеризуется недостаточным вниманием к воспитательным отношениям, участником которых является студенческая молодежь, а также понятийно-­категориальным разнообразием с недостаточно четким смысловым разграничением. Следствие этого состояния — сужение реальной работы с молодежью до исключительно воспитательной деятельности как неотъемлемой части образовательного процесса, то есть исполнения только того, что регламентировано законом и методическими рекомендациями Министерство науки и высшего образования. Скорее исключением является обратная тенденция, когда в вузах происходит формирование экосистемы молодежной политики, включающей в себя не только воспитательную деятельность со студентами, но и работу с другими категориями молодежи — школьниками, аспирантами и молодыми сотрудниками.

Ключевые слова

молодежь образование воспитание государственная молодежная политика государственная образовательная политика

Библиографические ссылки

Алиева, С.А., Омаров, О.Н. (2017). Теоретические проблемы патриотического воспитания. Мир науки, культуры, образования, 6 (67), 198–201.

Ахвледиани, Н.Р. (2010). Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.

Ахметшина, Г.Х. (2015). Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи (Автореферат кандидатской диссертации). Казань.

Головин, Н.А. (2004). Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. Санкт-Петербург: СПбГУ.

Донцова, М.М. (2013). Механизм реализации молодежной политики в политической системе современной России (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.

Евлапова, Т.В. (2013). Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.

Елисеев, А.Л. (2015). Государственная молодежная политика: от прошлого к настоящему. Вестник государственного и муниципального управления, 1, 76–81.

Зеленин, А.А. (2009). Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей (Автореферат докторской диссертации). Н. Новгород.

Зиненко, В.Е. (2018). Приоритетные направления современной государственной молодежной политики. Социально-гуманитарные знания, 4, 289–294.

Ильинский, И.М., Лукин, Вал. А. (2015). О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Научные труды Московского гуманитарного университета, 1, 5–14.

Коряковцева, О.А. (2010). Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активизации молодежи в постсоветской России (Автореферат докторской диссертации). Ярославль.

Кретов, А.Ю. (2021). Становление государственной молодежной политики как фактор институциональных изменений и политического развития современной России (Автореферат кандидатской диссертации). Орел.

Кудряшова, Е.В., Сорокин, С.Э. (2020). «Третья миссия» университетов как предмет научного анализа. Вестник Вятского государственного университета, 2(136), 17–24. DOI: 10.25730/VSU.7606.20.020

Марков, С.А. (2010). Государственная молодежная политика Российской Федерации как фактор героико-патриотического воспитания молодых граждан (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.

Мациевская, Г.А. (2016). Об основах государственной политики патриотического воспитания в современной России. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 24 (245), 164–168.

Маяцкий, Д.А. (2007). Политическая социализация российской молодежи в контексте государственной молодежной политики (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.

Микрюков В.Ю. (2008). Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России (Автореферат докторской диссертации). Москва.

Никифоров, Г.Я. (2022). Сущность и содержание государственной молодежной политики в сфере патриотического воспитания молодежи (на примере Саратовской области). Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 3, DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-3-321-325

Пастухова, Л.С., Каймаразова, А.К., Турлакова, О.Е. (2021). «Третья миссия» университета: новый вектор социально-проектной деятельности в сфере профессиональной ориентации молодежи. Казанский педагогический журнал, 5(148), 17–27. DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.002

Пашков, С.В. (2010). Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования (Автореферат кандидатской диссертации). Курск.

Певцова, Е.А. (2021). Воспитательные отношения как объект правового регулирования в современном мире (теоретико-правовой взгляд). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция, 3, 26–38. DOI: 10.18384/2310-6794-2021-3-26-38

Першуткин, С.Н. (2013). Государство как субъект социализации российской молодежи: механизмы и технологии участия (Автореферат докторской диссертации). Москва.

План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945‑р. Режим доступа http://government.ru/docs/40848/

Поляничко, Н.Е. (2020). Государственная политика как фактор политической социализации современной российской молодежи (Автореферат кандидатской диссертации). Ростов-на-Дону.

Помазанова, В.Н. (2007). Политическая социализация молодежи в современной России (на материалах Ставропольского края) (Автореферат кандидатской диссертации). Ставрополь.

Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/04/Примерная%20рабочая%20программа%20воспитания%20в%20образовательной%20организации%20выс...pdf

Рудаков, А.В. (2006). Механизм формирования и технологии реализации государственной молодежной политики РФ (Автореферат кандидатской диссертации). Н. Новгород.

Рудаков, А.В. (2018). О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 1, 91–99. DOI: 10.18384/2310-676X‑2018-1-91-99

Селезнева, А.В., Зиненко, В.Е. (2021). Молодежная политика как фактор формирования гражданского самосознания российской молодежи: политико-психологический анализ. Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал), 87, 96–104. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-87-96-104

Суслина, М.В. (2008). Политико-психологические механизмы политической социализации в семье. В Шестопал Е.Б. (ред.) Политическая психология, культура и коммуникация (с. 106–118). Москва: Российская ассоциация политической науки (РАПН), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).

Толмачёва, М.В. (2010). Региональная модель государственной молодежной политики: на примере Ростовской области (Автореферат кандидатской диссертации). Ростов-на-Дону.

Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/?ysclid=lf47omhn88576554393.

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся». Режим доступа http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075?ysclid=lf45wk4thd576843600.

Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Сайт Министерства Просвещения Российской Федерации. Режим доступа https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/.

Шестопал, Е.Б. (ред.) (2008) Политическая социализация российских граждан в период трансформации. Москва: Некоммерческое партнерство «Новый хронограф».

Renshon, S. (Ed.) (1977). Handbook of Political Socialization: Theory and Research. New York: Free Press.

Verhaegen S., Boonen J. (2016). The Development of Political Knowledge in Adolescence: The Importance of Information-rich Socialization Contexts. Politics, Culture and Socialization, 7 (1–2), 7–27. DOI: 10.3224/pcs.v7i1-2.01

Статистика скачивания

Нет статистики