Историческая память и проблемы обеспечения духовной безопасности в студенческой среде: политологический аспект
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политика идентичности

УДК

32:94-057.87

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-26-2-116-132

Как цитировать

Говорухина, К.А., Сазантович, А.Б., Телятник, Т.Е. (2025). Историческая память и проблемы обеспечения духовной безопасности в студенческой среде: политологический аспект. Южно-российский журнал социальных наук, 26(2), 116-132. DOI: 10.31429/26190567-26-2-116-132
Дата поступления 15 февраля 2025
Дата принятия 25 марта 2025
Дата публикации 30 июня 2025
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Говорухина К.А., Сазантович А.Б., Телятник Т.Е.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблематике обеспечения духовной безопасности в студенческой среде в контексте современных политических процессов и усиления значимости исторической памяти. Цель исследования заключается в определении особенностей формирования исторической памяти как одного из инструментов поддержания духовной безопасности современного российского общества. Задачи исследования состоят в выявлении коммеморативных практик формирования исторической памяти в студенческой среде; изучении мнения студентов по поводу источников информации, в том числе, сетевых, к которым они чаще всего обращаются; определении влияния источников информации на ценностные аспекты жизни молодежи, а также на национальную идентичность; выявлении особенностей влияния семьи, воспитания и образования на формирование исторической памяти у молодого поколения в контексте актуализации проблем обеспечения духовной безопасности. Методология исследования: в исследовании применялись сравнительный анализ, традиционный анализ документов, анализ статистической информации. С помощью метода массового анкетного опроса в 2025 г. авторы изучили мнения студентов о влиянии семьи, воспитания и образования на формирование исторической памяти у молодого поколения в контексте актуализации проблем обеспечения духовной безопасности в условиях современных политических процессов. Выводы и результаты исследования: на основе эмпирического исследования среди студенческой молодежи удалось обозначить наиболее авторитетные и действенные источники информации и каналы коммуникации, установить актуальные для современной молодежи формы и методы формирования исторической памяти; определить важную роль традиционных источников информации — документальных, являющихся первоисточниками, а также научных исследований. Практическая значимость исследования: полученные эмпирические данные могут быть учтены в дальнейшем при разработке учебных программ гуманитарного блока, механизмов передачи духовного опыта, организации мероприятий воспитательного характера. Установлено, что интерактивные и событийные формы познания целесообразно сочетать с традиционными в процессе обучения. Согласно достаточно структурированным представлениям опрошенных сформулированы выводы о закономерностях развития мер, предпринимаемых в направлении формирования и укрепления исторической памяти, тенденциях их развития и возможных путях совершенствования.

Ключевые слова

историческая память политика государства духовная безопасность молодежь студенческая среда патриотизм традиционные ценности семья

Библиографические ссылки

Андрюшков, А.А., Клюс, А.Г., Михайловский, А., Сергеев, Ю.Н. (2024). Особенности отношения молодёжи к российской истории: влияние профессиональных полей и ценностных позиций. Высшее образование в России, 33(11), 95–107. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-11-95-107

Багдасарян, В.Э. (2020). Когнитивные матрицы манипулятивных технологий в войнах и революциях нового типа. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 1, 8–23. DOI: 10.18384/2310-676X‑2020-1-8-23

Беспаленко, П.Н. (2009). Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения (докторская диссертация). Ростов-на-Дону.

Бережная, Н.В., Лугуценко, Т.В., Шевченко, О.М. (2024). Патриотизм как основа духовной безопасности российского общества. Гуманитарные и социальные науки, 104(3), 7–13. DOI: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-7-13

Брагина, Н.Г. (ред.). (2007). Память в языке и культуре. Москва: Языки славянской культуры.

Брянцев, И.И., Брянцева, О.В. (2020). Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования гражданственности и сохранения исторической памяти: управленческий аспект. Вестник Поволжского института управления, 2(20), 27–34. DOI: 10.22394/1682-2358-2020-2-27-34

Володенков, С.В., Ромашкина, А.Б. (2020). Технологии интернет-коммуникации как инструмент влияния на функционирование современных институтов власти: актуальные вызовы. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 1, 33–40. DOI: 10.18384/2310-676X‑2020-1-33-40

Грибан, И.В., Зданович, В.В., Савчук, Т.П. (2020). Историки в диалоге: опыт реализации проекта «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России». Педагогическое образование в России, 2, 21–27. DOI: 10.26170/po20-02-03

Давыденкова, А.Г., Василенкова, А.А. (2024). Философско-мировоззренческие вопросы в вузовском курсе «Основы российской государственности». Наука. Общество. Государство, 2(46), 139–148. DOI: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-14

Капицын, В.М. (2018). Теория и политика идентичности. Москва: ИНФРА-М. DOI: 10.12737/textbook_5a93c599c173c0.15142773

Капицын, В.М., Симонова А.И. (2021). Великая Победа в политике памяти: войны за идентичность молодёжи. Вестник Московского государственного областного университета, 2, 51–66. Режим доступа http://www.evestnik-mgou.ru

Коршунов, А.В. (2013). Проблемы изучения духовной безопасности российского общества в современной научной литературе. Историческая и социально-образовательная мысль, 2(18), 121–126.

Крючек, П.С., Матвеев, О.В., Ракачев, В.Н., Ракачев, Д.Н., Райченок, А.А. (2021). Память о Великой Отечественной войне как важнейшая составляющая исторической культуры белорусов и россиян. Труды БГТУ. Серия 6: История, философия, 2(251), 39–45.

Кублицкая, Е.А. (2023). Основные ценности консолидации российского общества в представлениях религиозной и нерелигиозной студенческой молодежи. Научный результат. Социология и управление, 9(2), 21–42. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-3

Магомедов, М.Н., Носкова, Н.А. (2019). Обзор нормативно-правового регулирования сферы культуры Российской Федерации. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2–2, 164–168. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10597

Матвиенко, В.А., Исаев, А.В. (2023). Духовно-нравственные аспекты социальной активности молодежи в контексте обеспечения российской государственной идентичности. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 4, 54–66. DOI: 10.24412/2071-6141-2023-4-54-66

Осянин, А.Н., Клемятич, Ю.Ю. (2017). Научные и культурные факторы формирования патриотизма в информационном дискурсе центральных российских СМИ. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4(48), 151–159.

Отюцкий, Г.П. (2014). Методологические проблемы обеспечения духовной безопасности в основополагающих государственных документах. Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 10, 218–222.

Понеделков, А.В. (2015). Патриотизм как основа современной национальной безопасности. Вестник Поволжской академии государственной службы, 5(50), 6–10.

Попп, И.А., Шахнович, И.С. (2018). Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект. Педагогическое образование в России, 12, 42–49.

Репина, Л.П. (ред.). (2008). Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории. Москва: Кругъ.

Селезнева, А.В. (2020). Политические ценности российской молодежи: социокультурные особенности и идентификационный потенциал. Общество. Коммуникация. Образование, 3(11), 20–32. DOI: 10.18721/JHSS.11302

Соколов, А.С. (2020). Историческая память и проблема идентичности. Личность. Культура. Общество, 22(1–2), 157–162. Режим доступа https://rucont.ru/efd/707860

Сорокина, Н.Д. (2020). Историческая память современных студентов. Что происходит? Высшее образование в России, 29(10), 144–152. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-144-152

Чупров, В.И. (2019). Отечественная школа социологии молодежи: взгляд на 50‑летнюю историю. Социологические исследования, 10, 107–118. DOI: 10.31857/S013216250007105-8

Шенк, Ф.Б. (2019, Ноябрь 02). Концепция «lieux de memoire» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.hist.vsu.ru/cdh/Articles/02-11.htm

Assmann, J. (2013). Communicative and Cultural Memory. In The Theoretical Foundations of Hungarian ’lieux de mémoire’ Studies (pp. 36–43). Debrecen: Debrecen University Press.

Moustakas, C. (1994). Phenomenological Research Methods. London: SAGE Publications Ltd. DOI: 10.4135/9781412995658

Willig C. (2008). Introducing Qualitative Research in Psychology: Adventure in Theory and Method. Berkshire: Open University Press McGrawHill Education.

Yu, Ch., Reimer, D., Lee, A., Snijder, J.P., Lee, H.S. (2017). A Triangulated and Exploratory Study of the Relationships Between Secularization, Religiosity, and Social Wellbeing. Soc. Indic. Res., 131, 1103–1119.

Статистика скачивания

Нет статистики