Аннотация
Статья посвящена актуальной проблематике обеспечения духовной безопасности в студенческой среде в контексте современных политических процессов и усиления значимости исторической памяти. Цель исследования заключается в определении особенностей формирования исторической памяти как одного из инструментов поддержания духовной безопасности современного российского общества. Задачи исследования состоят в выявлении коммеморативных практик формирования исторической памяти в студенческой среде; изучении мнения студентов по поводу источников информации, в том числе, сетевых, к которым они чаще всего обращаются; определении влияния источников информации на ценностные аспекты жизни молодежи, а также на национальную идентичность; выявлении особенностей влияния семьи, воспитания и образования на формирование исторической памяти у молодого поколения в контексте актуализации проблем обеспечения духовной безопасности. Методология исследования: в исследовании применялись сравнительный анализ, традиционный анализ документов, анализ статистической информации. С помощью метода массового анкетного опроса в 2025 г. авторы изучили мнения студентов о влиянии семьи, воспитания и образования на формирование исторической памяти у молодого поколения в контексте актуализации проблем обеспечения духовной безопасности в условиях современных политических процессов. Выводы и результаты исследования: на основе эмпирического исследования среди студенческой молодежи удалось обозначить наиболее авторитетные и действенные источники информации и каналы коммуникации, установить актуальные для современной молодежи формы и методы формирования исторической памяти; определить важную роль традиционных источников информации — документальных, являющихся первоисточниками, а также научных исследований. Практическая значимость исследования: полученные эмпирические данные могут быть учтены в дальнейшем при разработке учебных программ гуманитарного блока, механизмов передачи духовного опыта, организации мероприятий воспитательного характера. Установлено, что интерактивные и событийные формы познания целесообразно сочетать с традиционными в процессе обучения. Согласно достаточно структурированным представлениям опрошенных сформулированы выводы о закономерностях развития мер, предпринимаемых в направлении формирования и укрепления исторической памяти, тенденциях их развития и возможных путях совершенствования.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Андрюшков, А.А., Клюс, А.Г., Михайловский, А., Сергеев, Ю.Н. (2024). Особенности отношения молодёжи к российской истории: влияние профессиональных полей и ценностных позиций. Высшее образование в России, 33(11), 95–107. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-11-95-107
Багдасарян, В.Э. (2020). Когнитивные матрицы манипулятивных технологий в войнах и революциях нового типа. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 1, 8–23. DOI: 10.18384/2310-676X‑2020-1-8-23
Беспаленко, П.Н. (2009). Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения (докторская диссертация). Ростов-на-Дону.
Бережная, Н.В., Лугуценко, Т.В., Шевченко, О.М. (2024). Патриотизм как основа духовной безопасности российского общества. Гуманитарные и социальные науки, 104(3), 7–13. DOI: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-7-13
Брагина, Н.Г. (ред.). (2007). Память в языке и культуре. Москва: Языки славянской культуры.
Брянцев, И.И., Брянцева, О.В. (2020). Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования гражданственности и сохранения исторической памяти: управленческий аспект. Вестник Поволжского института управления, 2(20), 27–34. DOI: 10.22394/1682-2358-2020-2-27-34
Володенков, С.В., Ромашкина, А.Б. (2020). Технологии интернет-коммуникации как инструмент влияния на функционирование современных институтов власти: актуальные вызовы. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 1, 33–40. DOI: 10.18384/2310-676X‑2020-1-33-40
Грибан, И.В., Зданович, В.В., Савчук, Т.П. (2020). Историки в диалоге: опыт реализации проекта «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России». Педагогическое образование в России, 2, 21–27. DOI: 10.26170/po20-02-03
Давыденкова, А.Г., Василенкова, А.А. (2024). Философско-мировоззренческие вопросы в вузовском курсе «Основы российской государственности». Наука. Общество. Государство, 2(46), 139–148. DOI: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-14
Капицын, В.М. (2018). Теория и политика идентичности. Москва: ИНФРА-М. DOI: 10.12737/textbook_5a93c599c173c0.15142773
Капицын, В.М., Симонова А.И. (2021). Великая Победа в политике памяти: войны за идентичность молодёжи. Вестник Московского государственного областного университета, 2, 51–66. Режим доступа http://www.evestnik-mgou.ru
Коршунов, А.В. (2013). Проблемы изучения духовной безопасности российского общества в современной научной литературе. Историческая и социально-образовательная мысль, 2(18), 121–126.
Крючек, П.С., Матвеев, О.В., Ракачев, В.Н., Ракачев, Д.Н., Райченок, А.А. (2021). Память о Великой Отечественной войне как важнейшая составляющая исторической культуры белорусов и россиян. Труды БГТУ. Серия 6: История, философия, 2(251), 39–45.
Кублицкая, Е.А. (2023). Основные ценности консолидации российского общества в представлениях религиозной и нерелигиозной студенческой молодежи. Научный результат. Социология и управление, 9(2), 21–42. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-3
Магомедов, М.Н., Носкова, Н.А. (2019). Обзор нормативно-правового регулирования сферы культуры Российской Федерации. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2–2, 164–168. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10597
Матвиенко, В.А., Исаев, А.В. (2023). Духовно-нравственные аспекты социальной активности молодежи в контексте обеспечения российской государственной идентичности. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 4, 54–66. DOI: 10.24412/2071-6141-2023-4-54-66
Осянин, А.Н., Клемятич, Ю.Ю. (2017). Научные и культурные факторы формирования патриотизма в информационном дискурсе центральных российских СМИ. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4(48), 151–159.
Отюцкий, Г.П. (2014). Методологические проблемы обеспечения духовной безопасности в основополагающих государственных документах. Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 10, 218–222.
Понеделков, А.В. (2015). Патриотизм как основа современной национальной безопасности. Вестник Поволжской академии государственной службы, 5(50), 6–10.
Попп, И.А., Шахнович, И.С. (2018). Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект. Педагогическое образование в России, 12, 42–49.
Репина, Л.П. (ред.). (2008). Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории. Москва: Кругъ.
Селезнева, А.В. (2020). Политические ценности российской молодежи: социокультурные особенности и идентификационный потенциал. Общество. Коммуникация. Образование, 3(11), 20–32. DOI: 10.18721/JHSS.11302
Соколов, А.С. (2020). Историческая память и проблема идентичности. Личность. Культура. Общество, 22(1–2), 157–162. Режим доступа https://rucont.ru/efd/707860
Сорокина, Н.Д. (2020). Историческая память современных студентов. Что происходит? Высшее образование в России, 29(10), 144–152. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-144-152
Чупров, В.И. (2019). Отечественная школа социологии молодежи: взгляд на 50‑летнюю историю. Социологические исследования, 10, 107–118. DOI: 10.31857/S013216250007105-8
Шенк, Ф.Б. (2019, Ноябрь 02). Концепция «lieux de memoire» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.hist.vsu.ru/cdh/Articles/02-11.htm
Assmann, J. (2013). Communicative and Cultural Memory. In The Theoretical Foundations of Hungarian ’lieux de mémoire’ Studies (pp. 36–43). Debrecen: Debrecen University Press.
Moustakas, C. (1994). Phenomenological Research Methods. London: SAGE Publications Ltd. DOI: 10.4135/9781412995658
Willig C. (2008). Introducing Qualitative Research in Psychology: Adventure in Theory and Method. Berkshire: Open University Press McGrawHill Education.
Yu, Ch., Reimer, D., Lee, A., Snijder, J.P., Lee, H.S. (2017). A Triangulated and Exploratory Study of the Relationships Between Secularization, Religiosity, and Social Wellbeing. Soc. Indic. Res., 131, 1103–1119.