Политические и социальные вызовы развития цифровой экономики: опыт КНР
PDF

Рубрика

Политическое управление

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-25-39

Как цитировать

Данилин, И.В. (2018). Политические и социальные вызовы развития цифровой экономики: опыт КНР. Южно-российский журнал социальных наук, 19(4), 25-39. DOI: 10.31429/26190567-19-4-25-39
Дата поступления 2 ноября 2018
Дата принятия 26 ноября 2018
Дата публикации 23 декабря 2018
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2018 Иван Владимирович Данилин

Аннотация

Целью исследования является анализ политических и социально-культурных вызовов, связанных с национальными стратегиями развития цифровой экономики на примере КНР (прежде всего, интернет-бизнесов). Новизна определяется тем, что за пределами прикладных исследований телекоммуникационных и отдельных цифровых технологий («облачные» вычисления и пр.) тематика не получила предметного рассмотрения в научной литературе, а сама политика находится в процессе формирования. Исследование построено на анализе научной литературы, статистических и аналитических материалов китайских и международных организаций, официальных документах КНР. Цифровая экономика является одним из приоритетов КНР (как фактор преодоления долгосрочных вызовов развития), а госполитика эволюционирует от развития инфраструктуры Интернета к максимизации экономического и социального потенциала цифровой экономики. Проблемой является коррекция моделей госполитики. Скорость развития рынков и технологий опережает способность государства к адекватной реакции, а усилия «цифровых гигантов» (BAT — Baidu, Alibaba и Tencent) лишь частично корректируют ситуацию. Но, главное, цифровые рынки слабо вписываются в логику «догоняющего развития»: технологии и практики только нарабатываются, инновационные экосистемы и цифровой бизнес нельзя эффективно развивать полудирижистскими методами, инструменты политики адаптированы скорее к промышленным задачам. Даже успех BAT можно объяснить отсутствием систематичного регулирования. Развитие госполитики требует институциональных и политических преобразований и нового консенсуса элит, особенно учитывая связь цифровой экономики с социально-экономическими целями партии и правительства. Значимы и социальные вызовы за пределами «цифрового разрыва» (между КНР и ведущими странами, и внутри КНР), чреватого нарастанием диспропорций развития. Компетенции населения и предпринимателей недостаточны для перехода к зрелому цифровому обществу, что усугубляется такими аспектами, как госконтроль за Интернетом. Госполитика в данном отношении находится на зачаточном уровне, а ее успех определит потенциал цифровой экономики КНР и сопутствующие эффекты развития.

Ключевые слова

цифровая экономика государственная политика онлайн-рынки цифровые бизнесы цифровой разрыв институты

Библиографические ссылки

Amiri, S., Campbell, S. D. & Ruan, Y. (2013). China’s Government Expenditures, Policies, and Promotion of the ICT Industry. International Journal of Applied Science and Technology, 3 (1), 7-18. Retrieved from http://www.ijastnet.com/journals/Vol_3_No_1_January_2013/2.pdf

Asia Business Council (2015). China’s Digital Economy Goes Global. Retrieved from http://www.asiabusinesscouncil.org/docs/ChinaDigital.pdf

Bonvillian, W. B. (2017). Advanced Manufacturing: A New Policy Challenge. Annals of Science and Technology Policy, 1 (1), 1-131. DOI http://dx.doi.org/10.1561/110.00000001

Chen, G. (2015, March 8). Can Li Keqiang’s Internet Plus strategy really save China? South China Morning Post. Режим доступа https://www.scmp.com/business/china-business/article/1732704/can-li-keqiangs-internet-plus-strategy-really-save-china

China Center for Information Industry Development (2011, October 13). 宽带网“十二五”规划完成累计投资16000亿 [During the 12th Five-Year Plan the Cumulative Investment in the Broadband Network will be 1.60 Billion Yuan]. Retrieved from http://www.ccidgroup.com/xxh/2108.htm

China copyright and media (2016, July 30). Outline of the National Informatization Development, China Copyright and Media. Retrieved from https://chinacopyrightandmedia.wordpress.com/2016/07/27/outline-of-the-national-informatization-development-strategy

China Internet Network Information Center (2016). Statistical Report on Internet Development in China. Retrieved from https://cnnic.com.cn/IDR/ReportDownloads/201604/P020160419390562421055.pdf

China Internet Network Information Center (2017). Statistical Report on Internet Development in China. Retrieved from https://www.cnnic.cn/hlwfzyj/hlwxzbg/hlwtjbg/201701/P020170123364672657408.pdf

China Internet Network Information Center (2018). 中国互联网络发展状况统计报告(2018 年 1 月)[41st Statistical Report on Internet Development in China]. Retrieved from http://www.cac.gov.cn/files/pdf/cnnic/CNNIC41.pdf

年国家信息化 展 略»(全文)[National Strategy for the Informatization 2006-2020]. Retrieved from http://www.china.com.cn/chinese/PI-c/1203246.htm

Ferracane, M. F., Lee-Makiyama, H. (2017). China’s technology protection and its non-negotiable rationales. The European Centre for International Political Economy (ECIPE). Retrieved from http://ecipe.org/app/uploads/2017/06/China-Tech-Protectionism.pdf

Danilin I. V., Mamed’jarov Z. A. (2016). Natsional’naja tekhnologicheskaja initsiativa: novyj fokus i vyzovy realizatsii rossijskoi innovatsionnoi politiki. [National Technology Initiative: New Focus and Challenges of Realization of Russian Innovation Policy]. In V. Baranovskij (Ed.) God planety. Vyp. 2016 g.: ekonomika, politika, bezopasnost’ [Year of the Planet. Vol. 2016: Economy, Politics, Security]. (pp.121-131). M.: Ideja-Press.

Hongfei, Y. (2017). National Report on E-Commerce Development in China. Inclusive and Sustainable Industrial. Development Working Paper Series WP 17. United Nations Industrial Development Organization. Vienna. Retrieved from https://www.unido.org/sites/default/files/2017-10/WP_17_2017.pdf

Kapeljushnikov, R. (2017). Tekhnologicheskij progress – pozhiratel’ rabochikh mest? [Technology Progress: a Jobs’ Eater?]. Voprosy ekonomiki [Economic Issues], 11, 111-140.

Kshetri, N. (2016). Institutional and economic factors affecting the development of the Chinese cloud computing industry and market. Telecommunications Policy, 40, 116–129. DOI http://dx.doi.org/10.1016/j.telpol.2015.07.006

Li, L. (2018). China’s manufacturing locus in 2025: With a comparison of “Made-in-China 2025” and “Industry 4.0”. Technological Forecasting & Social Change, 135, 66–74. DOI http://dx.doi.org/10.1016/j.techfore.2017.05.028

Liu, H., Fang, C. & Sun, S. (2017). Digital inequality in provincial China. Environment and Planning A, 49 (10), 2179–2182. DOI 10.1177/0308518X17711946

Loo, B.P.Y. & Wang, B. (2017). Progress of e-development in China since 1998. Telecommunications Policy, 41, 731–742. DOI https://doi.org/10.1016/j.telpol.2017.03.001

McKinsey Global Institute (2017). China’s digital economy: A leading global force. Discussion Paper. Retrieved from https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Featured%20Insights/China/Chinas%20digital%20economy%20A%20leading%20global%20force/MGI-Chinas-digital-economy-A-leading-global-force.ashx

MERICS (2016). Made in China 2025. Mercator Institute for China Studies (MERICS). Papers on China. Retrieved from https://www.merics.org/en/papers-on-china/made-china-2025

National Bureau of Statistics of China. (2016). China Statistical Yearbook 2016. Retrieved from http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm

OECD (2017). OECD Digital Economy Outlook 2017. Paris. DOI http://dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en.

Official website People.cn. (2018, Mar.25). 中国数字经济发展呈现明显的省域差异. [China’s Digital Economy Shows Obvious Differences in Provinces]. Retrieved from:http://it.people.com.cn/n1/2018/0325/c1009-29887206.html

Portal of the PRC Central Government (2011, Mar.16). 国民经济和社会发展第十二个五年规划纲要(全文) [Twelfth Five-Year Plan for the Social and Economic Development of China]. Retrieved from http://www.gov.cn/2011lh/content_1825838_4.htm

Portal of the PRC Central Government (2013, Aug.17). 国务院关于印发“宽带中国”战略及. 实 施 方 案 的 通 知 [National Strategy for the Diffusion of Broadband Internet in China]. Retrieved from http://www.gov.cn/zwgk/2013-08/17/content_2468348.htm

Portal of the PRC Central Government (2015, July 4). 国务院关于 积极推进“互联网+”行动的指导意见. 国发〔2015〕40号2015 [The Guide of the State Council on the Active Promotion of the Strategy “Internet Plus”]. Retrieved from http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-07/04/content_10002.htm

Portal of the PRC Central Government (2017). 国务院关于印发 “十三五”国家信息化规划的通知 [Thirteenth National Five-Year Information Diffusion Plan]. Bulletin of the State Council, #2. Retrieved from http://www.gov.cn/gongbao/content/2017/content_5160221.htm

Revenko N.S. (2017). Tsifrovaja ekonomika Kitaja: novyj etap ekonomicheskogo razvitija strany [Digital Economy of China: New Stage of the Nation`s Economic Development]. Informatsionnoje obshchestvo, 4-5, 43-50.

Sadovaja E.S. (2018). Chelovek v tsifrovom obshchestve: dinamika sotsial’no-trudovykh otnoshenij [People in a Digital Society: Dynamics of Social and Labor Relations]. South-Russian Journal of Social Sciences, 19 (3), 6-20.

Song W. (2008). Development of the Internet and Digital Divide in China: A Spatial Analysis. Intercultural Communication Studies, 17 (3), 20-43.

Tencent Research Institute (2018, April 12-13). Report on “Internet plus” Digital economic summit. Retrieved from http://www.tisi.org/5025

UNCTAD (2017). World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy. Geneva. Режим доступа http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2017_en.pdf

World Economic Forum (2018). Financing a Forward-Looking Internet for All. White Paper. Режим доступа http://www3.weforum.org/docs/WP_Financing_Forward-Looking_Internet_for_All_report_2018.pdf

Xia, J. (2012). Competition and regulation in China’s 3G/4G mobile communications industry—Institutions, governance, and telecom SOEs. Telecommunications Policy, 36, 503–552. DOI 10.1016/j.telpol.2011.11.026

Xia, J. (2016). Convergence and liberalization in China’s ICT sector: New market and new ecosystem. Telecommunications Policy, 40, 81–88. DOI http://dx.doi.org/10.1016/j.telpol.2015.12.002

Xinhua (2016, July 28). Outline of the National Informatization Development Strategy, 2016. Режим доступа http://www.xinhuanet.com/info/2016-07/28/c_135546104.htm

Yongqi, H. (2016, Dec.13). Nation to build a system integrating data and information resources. China Daily, Режим доступа http://www.chinadaily.com.cn/business/2016-12/13/content_27651335.htm

Yu, J., Zhang, Y. & Gao, P. (2012). Examining China’s technology policies for wireless broadband infrastructure. Telecommunications Policy, 36, 847–857. DOI http://dx.doi.org/10.1016/j.telpol.2012.08.009

Zhang D. (2017). Sovremennoje sostojanije tsifrovoj ekonomiki v Kitae i perspektivy sotrudnichestva mezhdu Kitajem i Rossiej v dannoj oblasti [Present-day State of Digital Economy in China and the prospects of cooperation between China and Russia in this area]. Vlast’ [Power], 9, 37-43.

Статистика скачивания

Нет статистики