Подходы к исследованию возможностей и эффектов онлайн-активизма как части политической коммуникации | Южно-российский журнал социальных наук
Подходы к исследованию возможностей и эффектов онлайн-активизма как части политической коммуникации
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-21-3-37-46
https://doi.org/10.31429/26190567-21-3-37-46

Как цитировать

Походня А.В. Подходы к исследованию возможностей и эффектов онлайн-активизма как части политической коммуникации // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21, №3. С. 37-46. DOI: 10.31429/26190567-21-3-37-46
Дата поступления 2020-08-10
Дата принятия 2020-09-12
Дата публикации 2021-03-31

Copyright (c) 2020 Анна Вадимовна Походня

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические подходы, применимые к исследованию онлайн-­активизма. Автором вводится дефиниция онлайн-­активизма как феномена, представлявшего собой комплекс политических практик в виртуальном пространстве, сопряжённого с обозначением позиции акторов по политическим и социально важным проблемам жизни общества. В работе анализируются идеи зарубежных авторов, как классических, так и современных, и предлагаются механизмы проверки теоретических представлений на основе количественных методов анализа политики. Представленный в статье анализ публикационной активности по базе данных Scopus позволяет определить динамику развития исследуемой проблематики, ведущих зарубежных исследователей по теме политического онлайн-­активизма. Выборка по ключевым словам публикаций из Scopus позволяет сделать выводы об основных научных фокусировках в рамках проблемы (феминизм, протесты, демократия и др.). В статье представлена классификация научных российских школ, работающих в рамках проблематики: санкт-­петербургская, московская и кубанская школы. Автор также дает представление о технооптимистических и критических теоретических подходах, в рамках которых возможно изучение проблемы эффектов и возможностей онлайн-­активизма. Проведенный анализ литературы и научных исследований, посвященный проблематике политического онлайн-­активизма, продемонстрировал гетерогенность точек зрения российских и зарубежных авторов об эффективности, роли и месте виртуальной коммуникации в политике. Делается вывод о необходимости выработки комплексного подхода, основу которого составят смешанные методы исследования роли и места виртуального активизма в политике. Синергетический эффект от объединения качественных и количественных методов позволит повысить качество прикладных политологических исследований.

Ключевые слова

онлайн-­активизм, киберактивизм, политическая коммуникация

Библиографические ссылки

  1. Bastos, М., Mercea, D. (2016). Serial Activists: Political Twitter Beyond Influentials and the Twittertariat. New Media & Society, 10, 2359–2378.
  2. Bykov, I. A., Gladchenko, I. A. (2019). K voprosu ob issledovaniyakh mobilizatsionnogo kontenta v sotsial'nykh media [On the Study of Mobilization Content in Social Media]. In Strategicheskiye kommunikatsii v sovremennom mire. Sbornik materialov po rezul'tatam nauchno-prakticheskikh konferentsiy [Collection of Materials on the Results of Scientific and Practical Conferences] (pp. 214–222). Saratov: Izdatel'stvo "Saratovskiy istochnik".
  3. Castells, M. (2000). Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Information Epoch: Economy, Society and Culture]. Moscow: GU VSHE.
  4. Earl, J. (2011). Digitally Enabled Social Change: Activism in the Internet Age. Cambridge: Mit Press.
  5. Earl, J. (2016). Protest Online: Theorizing the Consequences of Online Engagement. Cambridge University Press.
  6. Fedorchenko, S. V. (2019). Setevoy polis: grazhdanin na perekrestke real'noy i virtual'noy politiki [Network Polis: A Citizen at The Crossroads of Real and Virtual Politics]. Nauchno-analiticheskiy zhurnal obozrevatel' [Scientific-analytical journal “Observer”], 4, 68–85.
  7. Fililips, U (2016). Trololo: Nel'zya prosto tak vzyat' i vypustit' knigu pro trolling [This Is Why We Can't Have Nice Things: Mapping the Relationship between Online Trolling and Mainstream Culture]. Moscow: Al'pina Pablisher.
  8. Giddens, E. (2005). Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Yeditorial URSS.
  9. Habermas, J. (1992). Further Reflections on the Public Sphere. In Calhoun C. J. (Ed.) Habermas and the Public Sphere (pp. 421–461). Cambridge Mass.: MIT Рress.
  10. Hill, S. (2013). Digital Revolutions. Activism in the Internet Age. Oxford: New Internationalist Publications Ltd.
  11. Kastel's, M. (2016). Vlast' kommunikatsii [The Power of Communication]. Moscow: Izdatel'skiy Dom Vysshey shkoly ekonomiki.
  12. Kurochkin, A. V., Nikiforov, A. A. (2015) Grazhdanskiye initsiativy v usloviyakh setevogo obshchestva: novyye vozmozhnosti i ogranicheniya [Civic Initiatives Under Conditions of Network Society: New Challenges and Possibilities]. Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Research of Social Problems], 1(45), 239–252.
  13. Lasswell, H. (2007). The Structure and Function of Communication in Society. In H. Lasswell The Communication of Ideas (pp. 10–26). New York: The Institute of Religious and Social Studies.
  14. Lebon, G. (2018). Psikhologiya narodov i mass [Psychology of Peoples and Masses]. Moscow: Izdatel'stvo AST.
  15. Lippman, U. (2014). Obshchestvennoye mneniye [Public Opinion]. Moscow: Institut Fonda “Obshchestvennoye mneniye”.
  16. Lovink, G. (2019). Kriticheskaya teoriya interneta [Critical Theory of the Internet]. Moscow: Ad Marginem Press.
  17. Luhman, N. L. (2004). Obshchestvo kak sotsial'naya sistema [Society as a Social System]. Moscow: Izdatel'stvo “Logos”.
  18. Luhman, N. L. (2005). Real'nost' mass media [The Reality of Mass Media]. Moscow: Praksis.
  19. Mart'yanov, D. S. (2019). Upravlyayemost' virtual'nykh soobshchestv: sravnitel'nyy analiz politizirovannykh grupp Vkontakte [Manageability of Virtual Communities: Comparative Analysis of Politicized Vkontakte Groups]. Zhurnal politicheskikh issledovaniy [Journal of Political Research], 3, 79–93.
  20. Miroshnichenko, I. V., Ryabchenko, N. A. (2015). Setevyye resursy razvitiya lokal'noy politiki [Networking Resources of The Development of Local Politics]. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences], 5, 38–49.
  21. Morozov, Ye. M. (2014). Internet kak illyuziya. Obratnaya storona seti [The Internet is like an Illusion. The Reverse Side of the Network]. Moscow: Corpus.
  22. Park, H. W. (2012). Measuring Twitter-based Political Participation and Deliberation in the South Korean Context by Using Social Network and Triple Helix Indicators. Scientometrics, 1, 121–140.
  23. Park, H. W. Big Data Analysis and Modeling of Disinformation Consumption and Diffusion on YouTube. Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/337080707_Big_Data_Analysis_and_Modeling_of_Disinformation_Consumption_and_Diffusion_on_YouTube
  24. Rheingold, G. (2006). Umnaya tolpa: Novaya sotsial'naya revolyutsiya [Smart Mobs: The Next Social Revolution]. Moscow: Fair-press.
  25. Ryabchenko, N. A., Gnedash, A. A. (2016). Tsifrovoy aktivizm: novyye media, grazhdanskiye prilozheniya i tekhnologicheskiye soobshchestva kak osnovaniya dlya sotsial'no-politicheskikh izmeneniy [Digital Activism: New Media, Civic Applications and Technological Communities as Reasons for Social and Political Change]. In Sbornik nauchnykh statey. Trudy XIX Mezhdunarodnoy ob''yedinennoy nauchnoy konferentsii “Internet i sovremennoye obshchestvo” [A Collection of Scholarly Articles. Proceedings of the XIX International Joint Scientific Conference on “The Internet and Modern Society”] (pp. 48–55). Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet informatsionnykh tekhnologiy, mekhaniki i optiki.
  26. Sherstobitov, A. S., Bryanov, K. A. (2013). Tekhnologii politicheskoy mobilizatsii v sotsial'noy seti “Vkontakte”: setevoy analiz protestnogo i provlastnogo segmentov [Political Mobilization Technologies in Social Network "Vkontakte": Network Analysis of Protest and Pro-Regime Segments]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology And Study of Art. Issues of Theory and Practice], 10–1, 196–202.
  27. Shirky, С. (2011). The Political Power of Social Media Technology, the Public Sphere, and Political Change. Foreign Affairs, 1, 28–41.
  28. Smorgunov, L. V. (Ed.) (2013). Setevoy analiz publichnoy politiki [Network Analysis of Public Policy]. Moscow: RG-Press.
  29. Spulber, D. F., Yoo, C. S. (2009). Networks in Telecommunications: Economics and Law. Cambridge University Press.
  30. Volodenkov, S. V. (2019). Vliyaniye tekhnologiy internet-kommunikatsiy na sovremennyye obshchestvenno-politicheskiye protsessy: stsenarii, vyzovy i aktory [Influence of Internet Communication Technologies on Contemporary Social and Political Processes: Scenarios, Challenges, and Actors]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes], 5, 341–364.