Аннотация
В статье рассматриваются теоретические подходы, применимые к исследованию онлайн-активизма. Автором вводится дефиниция онлайн-активизма как феномена, представлявшего собой комплекс политических практик в виртуальном пространстве, сопряжённого с обозначением позиции акторов по политическим и социально важным проблемам жизни общества. В работе анализируются идеи зарубежных авторов, как классических, так и современных, и предлагаются механизмы проверки теоретических представлений на основе количественных методов анализа политики. Представленный в статье анализ публикационной активности по базе данных Scopus позволяет определить динамику развития исследуемой проблематики, ведущих зарубежных исследователей по теме политического онлайн-активизма. Выборка по ключевым словам публикаций из Scopus позволяет сделать выводы об основных научных фокусировках в рамках проблемы (феминизм, протесты, демократия и др.). В статье представлена классификация научных российских школ, работающих в рамках проблематики: санкт-петербургская, московская и кубанская школы. Автор также дает представление о технооптимистических и критических теоретических подходах, в рамках которых возможно изучение проблемы эффектов и возможностей онлайн-активизма. Проведенный анализ литературы и научных исследований, посвященный проблематике политического онлайн-активизма, продемонстрировал гетерогенность точек зрения российских и зарубежных авторов об эффективности, роли и месте виртуальной коммуникации в политике. Делается вывод о необходимости выработки комплексного подхода, основу которого составят смешанные методы исследования роли и места виртуального активизма в политике. Синергетический эффект от объединения качественных и количественных методов позволит повысить качество прикладных политологических исследований.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Bastos, М., Mercea, D. (2016). Serial Activists: Political Twitter Beyond Influentials and the Twittertariat. New Media & Society, 10, 2359–2378.
- Bykov, I. A., Gladchenko, I. A. (2019). K voprosu ob issledovaniyakh mobilizatsionnogo kontenta v sotsial'nykh media [On the Study of Mobilization Content in Social Media]. In Strategicheskiye kommunikatsii v sovremennom mire. Sbornik materialov po rezul'tatam nauchno-prakticheskikh konferentsiy [Collection of Materials on the Results of Scientific and Practical Conferences] (pp. 214–222). Saratov: Izdatel'stvo "Saratovskiy istochnik".
- Castells, M. (2000). Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Information Epoch: Economy, Society and Culture]. Moscow: GU VSHE.
- Earl, J. (2011). Digitally Enabled Social Change: Activism in the Internet Age. Cambridge: Mit Press.
- Earl, J. (2016). Protest Online: Theorizing the Consequences of Online Engagement. Cambridge University Press.
- Fedorchenko, S. V. (2019). Setevoy polis: grazhdanin na perekrestke real'noy i virtual'noy politiki [Network Polis: A Citizen at The Crossroads of Real and Virtual Politics]. Nauchno-analiticheskiy zhurnal obozrevatel' [Scientific-analytical journal “Observer”], 4, 68–85.
- Fililips, U (2016). Trololo: Nel'zya prosto tak vzyat' i vypustit' knigu pro trolling [This Is Why We Can't Have Nice Things: Mapping the Relationship between Online Trolling and Mainstream Culture]. Moscow: Al'pina Pablisher.
- Giddens, E. (2005). Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Yeditorial URSS.
- Habermas, J. (1992). Further Reflections on the Public Sphere. In Calhoun C. J. (Ed.) Habermas and the Public Sphere (pp. 421–461). Cambridge Mass.: MIT Рress.
- Hill, S. (2013). Digital Revolutions. Activism in the Internet Age. Oxford: New Internationalist Publications Ltd.
- Kastel's, M. (2016). Vlast' kommunikatsii [The Power of Communication]. Moscow: Izdatel'skiy Dom Vysshey shkoly ekonomiki.
- Kurochkin, A. V., Nikiforov, A. A. (2015) Grazhdanskiye initsiativy v usloviyakh setevogo obshchestva: novyye vozmozhnosti i ogranicheniya [Civic Initiatives Under Conditions of Network Society: New Challenges and Possibilities]. Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Research of Social Problems], 1(45), 239–252.
- Lasswell, H. (2007). The Structure and Function of Communication in Society. In H. Lasswell The Communication of Ideas (pp. 10–26). New York: The Institute of Religious and Social Studies.
- Lebon, G. (2018). Psikhologiya narodov i mass [Psychology of Peoples and Masses]. Moscow: Izdatel'stvo AST.
- Lippman, U. (2014). Obshchestvennoye mneniye [Public Opinion]. Moscow: Institut Fonda “Obshchestvennoye mneniye”.
- Lovink, G. (2019). Kriticheskaya teoriya interneta [Critical Theory of the Internet]. Moscow: Ad Marginem Press.
- Luhman, N. L. (2004). Obshchestvo kak sotsial'naya sistema [Society as a Social System]. Moscow: Izdatel'stvo “Logos”.
- Luhman, N. L. (2005). Real'nost' mass media [The Reality of Mass Media]. Moscow: Praksis.
- Mart'yanov, D. S. (2019). Upravlyayemost' virtual'nykh soobshchestv: sravnitel'nyy analiz politizirovannykh grupp Vkontakte [Manageability of Virtual Communities: Comparative Analysis of Politicized Vkontakte Groups]. Zhurnal politicheskikh issledovaniy [Journal of Political Research], 3, 79–93.
- Miroshnichenko, I. V., Ryabchenko, N. A. (2015). Setevyye resursy razvitiya lokal'noy politiki [Networking Resources of The Development of Local Politics]. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences], 5, 38–49.
- Morozov, Ye. M. (2014). Internet kak illyuziya. Obratnaya storona seti [The Internet is like an Illusion. The Reverse Side of the Network]. Moscow: Corpus.
- Park, H. W. (2012). Measuring Twitter-based Political Participation and Deliberation in the South Korean Context by Using Social Network and Triple Helix Indicators. Scientometrics, 1, 121–140.
- Park, H. W. Big Data Analysis and Modeling of Disinformation Consumption and Diffusion on YouTube. Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/337080707_Big_Data_Analysis_and_Modeling_of_Disinformation_Consumption_and_Diffusion_on_YouTube
- Rheingold, G. (2006). Umnaya tolpa: Novaya sotsial'naya revolyutsiya [Smart Mobs: The Next Social Revolution]. Moscow: Fair-press.
- Ryabchenko, N. A., Gnedash, A. A. (2016). Tsifrovoy aktivizm: novyye media, grazhdanskiye prilozheniya i tekhnologicheskiye soobshchestva kak osnovaniya dlya sotsial'no-politicheskikh izmeneniy [Digital Activism: New Media, Civic Applications and Technological Communities as Reasons for Social and Political Change]. In Sbornik nauchnykh statey. Trudy XIX Mezhdunarodnoy ob''yedinennoy nauchnoy konferentsii “Internet i sovremennoye obshchestvo” [A Collection of Scholarly Articles. Proceedings of the XIX International Joint Scientific Conference on “The Internet and Modern Society”] (pp. 48–55). Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet informatsionnykh tekhnologiy, mekhaniki i optiki.
- Sherstobitov, A. S., Bryanov, K. A. (2013). Tekhnologii politicheskoy mobilizatsii v sotsial'noy seti “Vkontakte”: setevoy analiz protestnogo i provlastnogo segmentov [Political Mobilization Technologies in Social Network "Vkontakte": Network Analysis of Protest and Pro-Regime Segments]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology And Study of Art. Issues of Theory and Practice], 10–1, 196–202.
- Shirky, С. (2011). The Political Power of Social Media Technology, the Public Sphere, and Political Change. Foreign Affairs, 1, 28–41.
- Smorgunov, L. V. (Ed.) (2013). Setevoy analiz publichnoy politiki [Network Analysis of Public Policy]. Moscow: RG-Press.
- Spulber, D. F., Yoo, C. S. (2009). Networks in Telecommunications: Economics and Law. Cambridge University Press.
- Volodenkov, S. V. (2019). Vliyaniye tekhnologiy internet-kommunikatsiy na sovremennyye obshchestvenno-politicheskiye protsessy: stsenarii, vyzovy i aktory [Influence of Internet Communication Technologies on Contemporary Social and Political Processes: Scenarios, Challenges, and Actors]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes], 5, 341–364.