Аннотация
В статье рассматриваются научные походы к психологическому анализу развития личности: субъектный (С. Л. Рубинштейн), динамический (Л. И. Анцыферова), субъектно-бытийный (З. И. Рябикина с коллегами). Раскрывается содержание процессуального подхода к проблеме трудных жизненных ситуаций. Цель исследования состоит в обосновании положения о природе человеческой жизни, типично проявляющей себя в разнообразии одновременно и / или последовательно переживаемых личностью трудных жизненных ситуаций. Показано, что трудная ситуация представляет собой процесс, который состоит из нескольких, сопряженных между собой этапов, связан с прошлым опытом переживания жизненных трудностей, является маркером актуально решаемых субъектом задач, ориентирован на достижение новых целей в будущем. К отдельным составляющим ситуации относятся: противоречие между потребностями и внешними требованиями, причины, вызвавшие это противоречие, возможности и ресурсы личности, план разрешения ситуации, наличие / отсутствие прогноза ее последствий — негативных и позитивных. В стратегиях совладания с трудностями отражены реальные способы их преодоления и перспективные задачи развития личности. Приведены аргументы в пользу достоверности процессуального подхода и возможности его применения и к анализу повседневных, и к изучению экстремальных стрессоров; показано, что даже в случае появления регрессивных изменений в поведении человека, пережившего психотравмирующее событие, не происходит нарушения личностной динамики; выражается мнение относительно необходимости исследования специфики личностного развития в условиях влияния интенсивных стрессоров и тех возможностей и ресурсов, которые обеспечивают изменение темпов развития, приводят к улучшению самочувствия и реинтеграции субъекта в социум. В качестве познавательных процедур исследования применены методы анализа, синтеза и аналогии, которые позволили подтвердить правомерность рассмотрения трудной жизненной ситуации как онтологической основы психического развития личности. В заключении отмечено, что исследования коллег из Кубанского государственного университета (кафедра психологии личности и общей психологии) и сотрудников Института психологии РАН имеют общие методологические основания, при этом теоретико-эмпирические исследования отражают разные стороны многогранной проблематики психологии личности и психологии субъекта.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Абульханова, К.А. (1973). О субъекте психической деятельности. Москва: Наука.
Абульханова-Славская, К.А. (1997). Проблема личности в психологии. В К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский (ред.) Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории (сс. 270–374). Москва: Институт психологии, Российская академия наук.
Анцыферова, Л.И. (1981). О динамическом подходе к психологическому изучению личности. Психологический журнал, 2(2), 8–18.
Анцыферова, Л.И. (1990). Личность с позиции динамического подхода. В Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская (ред.) Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь (сс. 7–17). Москва: Наука.
Анцыферова, Л.И. (1993). Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. Психологический журнал, 14(2), 3–17.
Анцыферова, Л.И. (1994). Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. Психологический журнал, 15(1), 3–18.
Анцыферова, Л.И. (2004). Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Москва: Институт психологии, Российская академия наук.
Асмус, В.Ф. (1969). Избранные философские труды. Москва: Издательство Московского университета.
Головей, Л.А., Стрижицкая, О.Ю. (2016). Особенности структуры повседневных стрессоров и ресурсов личности в разные периоды взрослости. В Е.А. Сергиенко, А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова (ред.) Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание (сс. 27–49). Москва: Институт психологии, Российская академия наук.
Дубровский, Д.И. (2011). Единство гносеологического и онтологического аспектов категории идеального. NovaInfo, 6. Режим доступа https://novainfo.ru/article/2188.
Дымова, Е.Н. (2022). Проявление признаков психотравмирующего опыта в трудных жизненных ситуациях. В Н.Е. Харламенкова, Е.А. Сергиенко, В.В. Знаков, Н.Н. Казымова (ред.) Онто- и субъектогенез психического развития человека (сс. 278–291). Москва: Институт психологии, Российская академия наук.
Дымова, Е.Н. (2023). Трудные жизненные события в представлении мужчин и женщин юношеского возраста. В З.И. Рябикина, Л.Н. Ожигова, А.Ш. Гусейнов (ред.) Личность в изменяющейся социальной реальности: общение и со-бытийность (сс. 141–145). Краснодар: КубГУ.
Рождерс, К. (2002). Искусство консультирования и терапии. Москва: Апрель Пресс, изд-во Эксмо.
Рубинштейн, С.Л. (1958). О мышлении и путях его исследования. Москва: изд-во АНСССР.
Рябикина, З.И. (2005). Кафедра — это переплетение многих судеб, многих личных дискурсов в науке. Человек. Сообщество. Управление, 4, 56–65.
Рябикина, З.И. (2008). Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий. Психологический журнал, 29(2), 78–87.
Рябикина, З.И., Ожигова, Л.Н., Фоменко, Г.Ю. (2013). Развитие идей субъектного подхода в исследованиях психологов Кубанского государственного университета. Психологический журнал, 34(2), 60–69.
Стрижицкая, О.Ю., Головей, Л.А. (2018). Дифференциально-психологические аспекты восприятия повседневных стрессоров. Психологический журнал, 39(5), 15–25.
Трубников, Н.Н. (1987). Время человеческого бытия. Москва: Наука.
Харламенкова, Н.Е. (2016). Переживание утраты в пожилом возрасте. В М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, Н.Е. Харламенкова (ред.) Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы (сс. 169–191). Москва: Институт психологии, Российская академия наук.
Харламенкова, Н.Е. (2023). Динамический подход к психологическому исследованию личности Л.И. Анцыферовой: новые грани проблемы. В А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская (ред.) Научные подходы в современной отечественной психологии (сс. 461–477). Москва: Институт психологии, Российская академия наук.
Anders, S.L., Frazier, P.A., Shallcross, S.L. (2014). Changes in Functioning Following Potentially Traumatic Life Events in College students. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 6, 99–106. DOI: 10.1037/a0033835
Fritzson, E., Zhang, N., Wolchik, S.A., Sandler, I.N., Tein, J.-Y., Bellizzi, K.M. (2024). Developmental Pathways of the Family Bereavement Program to Promote growth 15 Years after Parental Death. Journal of Family Psychology, Advance. DOI: 10.1037/fam0001189
Haehner, P., Kritzler, S., Fassbender, I., Luhmann, M. (2022). Stability and Change of Perceived Characteristics of Major Life Events. Journal of Personality and Social Psychology, 122(6), 1098–1116. DOI: 10.1037/pspp0000394
Liao, H.-W., Bluck, S. (2023). Recalling Self-Disruptive Events and Maintaining Self-Continuity in Adulthood. Psychology and Aging, 38(1), 17–29. DOI: 10.1037/pag0000719
Schwaba, T., Denissen, J.J.A., Luhmann, M., Hopwood, C.J., Bleidorn W. (2023). Subjective Experiences of Life Events Match Individual Differences in Personality Development. Journal of Personality and Social Psychology, 125(5), 1136–1156. DOI: 10.1037/pspp0000483
Zhang, N., Bai, B., Zhu, J. (2023). Stress Mindset, Proactive Coping Behavior, and Posttraumatic Growth among Health Care Professionals during the COVID‑19 Pandemic. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 15(3), 515–523. DOI: 10.1037/tra0001377

