Материнский взгляд на участие детей в решении вопросов семейной повседневности: от смыслов и практик к общероссийскому контексту
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Социологические интерпретации

УДК

314.6

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-25-4-110-123

Как цитировать

Филипова, А.Г., Медведева, Е.А. (2024). Материнский взгляд на участие детей в решении вопросов семейной повседневности: от смыслов и практик к общероссийскому контексту. Южно-российский журнал социальных наук, 25(4), 110-123. DOI: 10.31429/26190567-25-4-110-123
Дата поступления 27 января 2025
Дата принятия 27 января 2025
Дата публикации 25 декабря 2024
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Филипова А.Г., Медведева Е.А.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы участия детей в принятии решений в семье. Материалом послужили данные, полученные в ходе организации сетевой дискуссии на трех русскоязычных форумах в Интернете: Vladmama.ru, Littleone.ru, Материнство.ру. Стимулом к дискуссии послужило описание исследователем, скрывающимся под ником, придуманной проблемной ситуации, связанной с участием ребенка в решении внутрисемейных вопросов. Всего было собрано 304 сообщения от 109 пользовательниц. Методом анализа текстов сообщений был выбран критический дискурс-­анализ в интерпретации Джи. Семь исследовательских задач, обозначенных Джи, помогают нам ответить на три ключевых исследовательских вопроса: Как родители интерпретируют участие детей в решении семейных вопросов? Какие практики включения используют? Как родительские интерпретации детского участия вписаны в общероссийский контекст / политику? Мы используем дискурс-­анализ в интерпретации Джи, в частности его семь исследовательских задач (значение; деятельность (практики); идентичности (роли); взаимоотношения; политика (распределение социальных благ); связи; знаковые системы и знания). Он позволяет не только провести комплексный анализ дискурса, но и выявить модели властных отношений, на основании которых можно сделать вывод о наличии некоторой двой­ственности подхода родителей к проблеме участия детей в процессе принятия решений. Этот подход характеризуется декларативной демократичностью и фактической авторитарностью, что соотносится со ступенями «декорирования» и «манипулирования» лестницы участия Роджера Харта. Причем родители сами часто не осознают этого противоречия. Практики участия детей варьируются в зависимости от вида решаемых вопросов. Общим делением является деление вопросов на личные (детские), общие (семейные) и взрослые. Практики участия формируются в отношении первых двух. В заключении сделан вывод о том, что родительский дискурс участия детей в решении вопросов семейной повседневности является отражением общероссийского дискурса протекционизма и доминирования мира взрослых по отношению к детству.

Ключевые слова

участие детей практики участия детей принятие решений детьми критический дискурс-­анализ концепт контекст дискурс дискурсивные практики

Библиографические ссылки

Волков, В.В., Хархордин, О.В. (2008). Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Гиппенрейтер, Ю.Б. (2016). Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ.

Ильин, В.В. (ред.) (1993). Философия власти. М.: МГУ.

Калабихина, И.Е. & Кучмаева, О.В. (2013). Мониторинг участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Вопросы статистики, 10, 29–35.

Калабихина, И.Е. & Кучмаева, О.В. (2016). Проблемы и перспективы мониторинга участия детей в реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Журнал исследований социальной политики, 14(4) 507–520.

Митрофанова, С.Ю. (2016). (Раз)очарование «участвующей» перспективой социологии детства: участвующий подход в исследовании детства и его критическое осмысление. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4(44), 167–177.

Митрофанова, С.Ю. (2016). Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства. Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2(36), 132–135.

Одинокова, В.А. (2018). Этика социальных исследований с участием детей. В Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник (с. 433–436). М.: РОС.

Русакова, М.М. (2014). Обзор законодательства и литературы по этическим аспектам исследований благополучия и нарушений прав детей. Теория и практика общественного развития, 16, 53–58.

Скрыпникова, Е.М. (2014). Роль взрослого в реализации участия детей в принятии решений. Сибирский педагогический журнал, 6, 50–53.

Филипова, А.Г., Абросимова, Е.Е. & Бухтиярова, И.Н. (2020). Участие детей в решении семейных вопросов: анализ материалов родительских форумов. Социология, 3, 222–233.

Gee, J.P. (2011). How to Do Discourse Analysis: A Toolkit. New York: Routlege.

Hart, R.A. (1992). “Children’s Participation: From Tokenism to citizenship”. Florence: UNICEF International Child Development Centre (now Innocenti Research Centre).

Helwig, C. & Kim, S. (1999, March/April). Children’s Evaluations of Decision-Making Procedures in Peer, Family, and School Contexts. Child Development, 70(2), 502–512.

Hill, M., Davis, J., Prout, A. & Tisdall K. (2004). Moving the Participation Agenda Forward. Children and Society, 18(2), 77–96.

Jenkins, R.L. (1978). The Influence of Children in Family Decision Making: Parents’ Perceptions. Advances in Consumer Research, 6, 413–419.

Mann, L. & Greenbaum, C.W. (1987). Cross-cultural Studies of Children’s Decision Rules. In C. Kagitcibasi (Ed.) Growth and progress in cross-cultural psychology (pp. 130–137). Berwyn, PA: Swets North America.

Nucci, L.P. & Lee, J. (1993). Morality and Personal Autonomy. In G.C. Noam & T. Wren (Eds) The Moral Self: Building a Better Paradigm (pp. 123–148). Cambridge, MA: MIT Press.

Satta, C. (2015). A Proper Place for a Proper Childhood? Children’s Spatiality in a Play Centre. In Children’s spatialities: Embodiment, Emotion and Agency (pp. 178–179). New York: Palgrave Macmillan.

Shier, H. (2001). Pathways to Participation: Openings, Opportunities and Obligations. Children and Society, 15(2), 107–117.

Sibley, A., Fitzpatrick, R., Davis, E., Sheehan, M. & Pollard A. (2017). The Family Context of Assent: Comparison of Child and Parent Perspectives on Familial Decision-Making. Children & Society, 32, 266–278.

Sinclair, R. (2004). Participation in Practice: Making it Meaningful, Effective and Sustainable. Children and Society, 18(2), 106–118.

Smetana, J.G. (1989). Adolescents’ and Parents’ Reasoning about Actual Family Conflict. Child Development, 60, 1052–1067.

Spark, C., Porter, L. & de Kleyn, L. (2019). ‘We’re not Very Good at Soccer’: Gender, Space and Competence in a Victorian Primary School. Children’s Geographies, 17(2), 190–203.

Szybillo, G.J. & Sosanie, A. (1977). Family Decision Making: Husband, Wife, and Children. Advances in Consumer Research, 4, 46–49.

Thomas, N. (2007). A child’s Right to Participate: Implications for International Child Protection. International Journal of Children’s Rights, 15, 199–218.

Статистика скачивания

Нет статистики