Материнский взгляд на участие детей в решении вопросов семейной повседневности: от смыслов и практик к общероссийскому контексту
PDF
HTML
PDF
HTML

Рубрика

Социологические интерпретации

УДК

314.6

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-25-4-110-123

Как цитировать

Филипова, А.Г., Медведева, Е.А. (2024). Материнский взгляд на участие детей в решении вопросов семейной повседневности: от смыслов и практик к общероссийскому контексту. Южно-российский журнал социальных наук, 25(4), 110-123. DOI: 10.31429/26190567-25-4-110-123
Дата поступления 27 января 2025
Дата принятия 27 января 2025
Дата публикации 25 декабря 2024
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Филипова А.Г., Медведева Е.А.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы участия детей в принятии решений в семье. Материалом послужили данные, полученные в ходе организации сетевой дискуссии на трех русскоязычных форумах в Интернете: Vladmama.ru, Littleone.ru, Материнство.ру. Стимулом к дискуссии послужило описание исследователем, скрывающимся под ником, придуманной проблемной ситуации, связанной с участием ребенка в решении внутрисемейных вопросов. Всего было собрано 304 сообщения от 109 пользовательниц. Методом анализа текстов сообщений был выбран критический дискурс-­анализ в интерпретации Джи. Семь исследовательских задач, обозначенных Джи, помогают нам ответить на три ключевых исследовательских вопроса: Как родители интерпретируют участие детей в решении семейных вопросов? Какие практики включения используют? Как родительские интерпретации детского участия вписаны в общероссийский контекст / политику? Мы используем дискурс-­анализ в интерпретации Джи, в частности его семь исследовательских задач (значение; деятельность (практики); идентичности (роли); взаимоотношения; политика (распределение социальных благ); связи; знаковые системы и знания). Он позволяет не только провести комплексный анализ дискурса, но и выявить модели властных отношений, на основании которых можно сделать вывод о наличии некоторой двой­ственности подхода родителей к проблеме участия детей в процессе принятия решений. Этот подход характеризуется декларативной демократичностью и фактической авторитарностью, что соотносится со ступенями «декорирования» и «манипулирования» лестницы участия Роджера Харта. Причем родители сами часто не осознают этого противоречия. Практики участия детей варьируются в зависимости от вида решаемых вопросов. Общим делением является деление вопросов на личные (детские), общие (семейные) и взрослые. Практики участия формируются в отношении первых двух. В заключении сделан вывод о том, что родительский дискурс участия детей в решении вопросов семейной повседневности является отражением общероссийского дискурса протекционизма и доминирования мира взрослых по отношению к детству.

Ключевые слова

участие детей практики участия детей принятие решений детьми критический дискурс-­анализ концепт контекст дискурс дискурсивные практики

Библиографические ссылки

Filipova, A. G., Abrosimova, E. E. & Bukhtiyarova, I. N. (2020). Uchastie detei v reshenii semeinykh voprosov: analiz materialov roditel’skikh forumov [Participation of Children in Solving Family Issues: Analysis of Materials from Parent Forums]. Sotsiologiya [Sociology], 3, 222–233.

Gee, J. P. (2011). How to Do Discourse Analysis: A Toolkit. New York: Routlege.

Gippenreiter, Yu. B. (2016). Obshchat’sya s rebenkom. Kak? [Communicate with a Child. How?]. M.: AST.

Hart, R. A. (1999). “Children’s Participation: From tokenism to citizenship”. Florence: UNICEF International Child Development Centre.

Helwig, C. & Kim, S. (1999, March/April). Children’s Evaluations of Decision-­Making Procedures in Peer, Family, and School Contexts. Child Development, 70(2), 502–512.

Hill, M., Davis, J., Prout, A. & Tisdall, K. (2004). Moving the Participation Agenda Forward. Children and Society, 18(2), 77–96.

Il’in, V.V. (Ed.) (1993). Filosofiya vlasti [The Philosophy of Power]. M.: MGU.

Jenkins, R. L. (1978). The Influence of Children in Family Decision Making: Parents’ Perceptions. Advances in Consumer Research, 6, 413–419.

Kalabikhina, I. E. & Kuchmaeva, O.V. (2013). Monitoring uchastiya detei v prinyatii reshenii, zatragivayushchikh ikh interesy [Monitoring Children’’s Participation in Making Decisions Related to Their Interests]. Voprosy statistiki [Voprosy statistiki], 10, 29–35.

Kalabikhina, I. E. & Kuchmaeva, O. V. (2016). Problemy i perspektivy monitoringa uchastiya detei v realizatsii “Natsional’noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012–2017 gg.” [Problems and Prospects of Monitoring the Participation of Children in the Implementation of the “National Strategy of Action for Children 2012–2017]. Zhurnal issledovanii sotsial’noi politiki [Journal of Social Policy Studies], 14(4), 507–520.

Mann, L. & Greenbaum, C.W. (1987). Cross-cultural Studies of Children’s Decision Rules. In C. Kagitcibasi (Ed.) Growth and Progress in Cross-cultural Psychology (pp. 130–137). Berwyn, PA: Swets North America.

Mitrofanova, S. Yu. (2016). (Raz)ocharovanie “uchastvuyushchei” perspektivoi sotsiologii detstva: uchastvuyushchii podkhod v issledovanii detstva i ego kriticheskoe osmyslenie [The Charm and Disappointment of the “Participatory” Prospective Sociology of Childhood: The Participatory Approach in the Studies of Childhood And Its Critical Evaluation]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences], 4(44), 167–177.

Mitrofanova, S. Yu. (2016). Realizatsiya printsipov uchastvuyushchego podkhoda v sovremennoi sotsiologii detstva [Implementation of The Principles of Participatory Approach in Modern Sociology of Childhood]. Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Science Vector of Togliatti State University], 2(36), 132–135.

Nucci, L.P. & Lee, J. (1993). Morality and Personal Autonomy. In G. C. Noam & T. Wren (Eds) The Moral Self: Building a Better Paradigm (pp. 123–148). Cambridge, MA: MIT Press.

Odinokova, V. A. (2018). Ehtika sotsial’nykh issledovanii s uchastiem detei. In Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyi tezaurus. Tematicheskii slovar’-spravochnik [21st Century Childhood: A Socio-­Humanitarian Thesaurus. Thematic Reference Dictionary] (pp. 433–436). M.: ROS.

Rusakova, M. M. (2014). Obzor zakonodatel’stva i literatury po ehticheskim aspektam issledovanii blagopoluchiya i narushenii prav detei [Review of The Legislation and Literature on The Ethical Aspects of Researches Concerned With The Welfare of Children and The Violation of Children’s Rights]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 16, 53–58.

Satta, C. (2015). A Proper Place for a Proper Childhood? Children’s Spatiality in a Play Centre. In Children’s spatialities: Embodiment, Emotion and Agency (pp. 178–179). New York: Palgrave Macmillan.

Shier, H. (2001). Pathways to Participation: Openings, Opportunities and Obligations. Children and Society, 15(2), 107–117.

Sibley, A., Fitzpatrick, R., Davis, E., Sheehan, M. & Pollard A. (2017). The Family Context of Assent: Comparison of Child and Parent Perspectives on Familial Decision-Making. Children & Society, 32, 266–278.

Sinclair, R. (2004). Participation in Practice: Making it Meaningful, Effective and Sustainable. Children and Society/, 18(2), 106–118.

Skrypnikova, E. M. (2014). Rol’ vzroslogo v realizatsii uchastiya detei v prinyatii reshenii [The Role of an Adult in the Implementation of Children’s Participation in Decision-­making]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 6, 50–53.

Smetana, J. G. (1989). Adolescents’ and Parents’ Reasoning about Actual Family Conflict. Child Development, 60, 1052–1067.

Spark, C., Porter, L. & de Kleyn, L. (2019). ‘We’re not Very Good at Soccer’: Gender, Space and Competence in a Victorian Primary School. Children’s Geographies, 17(2), 190–203.

Szybillo, G.J. & Sosanie, A. (1977). Family Decision Making: Husband, Wife, and Children. Advances in Consumer Research, 4, 46–49.

Thomas, N. (2007). A child’s Right to Participate: Implications for International Child Protection. International Journal of Children’s Rights, 15, 199–218.

Volkov, V. V., Kharkhordin, O. V. (2008). Teoriya praktik [Theory of Practic]. SPb.: Izd-vo Evropeiskogo universiteta v Sankt-­Peterburge.

Статистика скачивания

Нет статистики