Аннотация
В статье рассматриваются вопросы участия детей в принятии решений в семье. Материалом послужили данные, полученные в ходе организации сетевой дискуссии на трех русскоязычных форумах в Интернете: Vladmama.ru, Littleone.ru, Материнство.ру. Стимулом к дискуссии послужило описание исследователем, скрывающимся под ником, придуманной проблемной ситуации, связанной с участием ребенка в решении внутрисемейных вопросов. Всего было собрано 304 сообщения от 109 пользовательниц. Методом анализа текстов сообщений был выбран критический дискурс-анализ в интерпретации Джи. Семь исследовательских задач, обозначенных Джи, помогают нам ответить на три ключевых исследовательских вопроса: Как родители интерпретируют участие детей в решении семейных вопросов? Какие практики включения используют? Как родительские интерпретации детского участия вписаны в общероссийский контекст / политику? Мы используем дискурс-анализ в интерпретации Джи, в частности его семь исследовательских задач (значение; деятельность (практики); идентичности (роли); взаимоотношения; политика (распределение социальных благ); связи; знаковые системы и знания). Он позволяет не только провести комплексный анализ дискурса, но и выявить модели властных отношений, на основании которых можно сделать вывод о наличии некоторой двойственности подхода родителей к проблеме участия детей в процессе принятия решений. Этот подход характеризуется декларативной демократичностью и фактической авторитарностью, что соотносится со ступенями «декорирования» и «манипулирования» лестницы участия Роджера Харта. Причем родители сами часто не осознают этого противоречия. Практики участия детей варьируются в зависимости от вида решаемых вопросов. Общим делением является деление вопросов на личные (детские), общие (семейные) и взрослые. Практики участия формируются в отношении первых двух. В заключении сделан вывод о том, что родительский дискурс участия детей в решении вопросов семейной повседневности является отражением общероссийского дискурса протекционизма и доминирования мира взрослых по отношению к детству.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Filipova, A. G., Abrosimova, E. E. & Bukhtiyarova, I. N. (2020). Uchastie detei v reshenii semeinykh voprosov: analiz materialov roditel’skikh forumov [Participation of Children in Solving Family Issues: Analysis of Materials from Parent Forums]. Sotsiologiya [Sociology], 3, 222–233.
Gee, J. P. (2011). How to Do Discourse Analysis: A Toolkit. New York: Routlege.
Gippenreiter, Yu. B. (2016). Obshchat’sya s rebenkom. Kak? [Communicate with a Child. How?]. M.: AST.
Hart, R. A. (1999). “Children’s Participation: From tokenism to citizenship”. Florence: UNICEF International Child Development Centre.
Helwig, C. & Kim, S. (1999, March/April). Children’s Evaluations of Decision-Making Procedures in Peer, Family, and School Contexts. Child Development, 70(2), 502–512.
Hill, M., Davis, J., Prout, A. & Tisdall, K. (2004). Moving the Participation Agenda Forward. Children and Society, 18(2), 77–96.
Il’in, V.V. (Ed.) (1993). Filosofiya vlasti [The Philosophy of Power]. M.: MGU.
Jenkins, R. L. (1978). The Influence of Children in Family Decision Making: Parents’ Perceptions. Advances in Consumer Research, 6, 413–419.
Kalabikhina, I. E. & Kuchmaeva, O.V. (2013). Monitoring uchastiya detei v prinyatii reshenii, zatragivayushchikh ikh interesy [Monitoring Children’’s Participation in Making Decisions Related to Their Interests]. Voprosy statistiki [Voprosy statistiki], 10, 29–35.
Kalabikhina, I. E. & Kuchmaeva, O. V. (2016). Problemy i perspektivy monitoringa uchastiya detei v realizatsii “Natsional’noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012–2017 gg.” [Problems and Prospects of Monitoring the Participation of Children in the Implementation of the “National Strategy of Action for Children 2012–2017]. Zhurnal issledovanii sotsial’noi politiki [Journal of Social Policy Studies], 14(4), 507–520.
Mann, L. & Greenbaum, C.W. (1987). Cross-cultural Studies of Children’s Decision Rules. In C. Kagitcibasi (Ed.) Growth and Progress in Cross-cultural Psychology (pp. 130–137). Berwyn, PA: Swets North America.
Mitrofanova, S. Yu. (2016). (Raz)ocharovanie “uchastvuyushchei” perspektivoi sotsiologii detstva: uchastvuyushchii podkhod v issledovanii detstva i ego kriticheskoe osmyslenie [The Charm and Disappointment of the “Participatory” Prospective Sociology of Childhood: The Participatory Approach in the Studies of Childhood And Its Critical Evaluation]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences], 4(44), 167–177.
Mitrofanova, S. Yu. (2016). Realizatsiya printsipov uchastvuyushchego podkhoda v sovremennoi sotsiologii detstva [Implementation of The Principles of Participatory Approach in Modern Sociology of Childhood]. Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Science Vector of Togliatti State University], 2(36), 132–135.
Nucci, L.P. & Lee, J. (1993). Morality and Personal Autonomy. In G. C. Noam & T. Wren (Eds) The Moral Self: Building a Better Paradigm (pp. 123–148). Cambridge, MA: MIT Press.
Odinokova, V. A. (2018). Ehtika sotsial’nykh issledovanii s uchastiem detei. In Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyi tezaurus. Tematicheskii slovar’-spravochnik [21st Century Childhood: A Socio-Humanitarian Thesaurus. Thematic Reference Dictionary] (pp. 433–436). M.: ROS.
Rusakova, M. M. (2014). Obzor zakonodatel’stva i literatury po ehticheskim aspektam issledovanii blagopoluchiya i narushenii prav detei [Review of The Legislation and Literature on The Ethical Aspects of Researches Concerned With The Welfare of Children and The Violation of Children’s Rights]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 16, 53–58.
Satta, C. (2015). A Proper Place for a Proper Childhood? Children’s Spatiality in a Play Centre. In Children’s spatialities: Embodiment, Emotion and Agency (pp. 178–179). New York: Palgrave Macmillan.
Shier, H. (2001). Pathways to Participation: Openings, Opportunities and Obligations. Children and Society, 15(2), 107–117.
Sibley, A., Fitzpatrick, R., Davis, E., Sheehan, M. & Pollard A. (2017). The Family Context of Assent: Comparison of Child and Parent Perspectives on Familial Decision-Making. Children & Society, 32, 266–278.
Sinclair, R. (2004). Participation in Practice: Making it Meaningful, Effective and Sustainable. Children and Society/, 18(2), 106–118.
Skrypnikova, E. M. (2014). Rol’ vzroslogo v realizatsii uchastiya detei v prinyatii reshenii [The Role of an Adult in the Implementation of Children’s Participation in Decision-making]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 6, 50–53.
Smetana, J. G. (1989). Adolescents’ and Parents’ Reasoning about Actual Family Conflict. Child Development, 60, 1052–1067.
Spark, C., Porter, L. & de Kleyn, L. (2019). ‘We’re not Very Good at Soccer’: Gender, Space and Competence in a Victorian Primary School. Children’s Geographies, 17(2), 190–203.
Szybillo, G.J. & Sosanie, A. (1977). Family Decision Making: Husband, Wife, and Children. Advances in Consumer Research, 4, 46–49.
Thomas, N. (2007). A child’s Right to Participate: Implications for International Child Protection. International Journal of Children’s Rights, 15, 199–218.
Volkov, V. V., Kharkhordin, O. V. (2008). Teoriya praktik [Theory of Practic]. SPb.: Izd-vo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge.