Аннотация
В статье рассматриваются вопросы участия детей в принятии решений в семье. Материалом послужили данные, полученные в ходе организации сетевой дискуссии на трех русскоязычных форумах в Интернете: Vladmama.ru, Littleone.ru, Материнство.ру. Стимулом к дискуссии послужило описание исследователем, скрывающимся под ником, придуманной проблемной ситуации, связанной с участием ребенка в решении внутрисемейных вопросов. Всего было собрано 304 сообщения от 109 пользовательниц. Методом анализа текстов сообщений был выбран критический дискурс-анализ в интерпретации Джи. Семь исследовательских задач, обозначенных Джи, помогают нам ответить на три ключевых исследовательских вопроса: Как родители интерпретируют участие детей в решении семейных вопросов? Какие практики включения используют? Как родительские интерпретации детского участия вписаны в общероссийский контекст / политику? Мы используем дискурс-анализ в интерпретации Джи, в частности его семь исследовательских задач (значение; деятельность (практики); идентичности (роли); взаимоотношения; политика (распределение социальных благ); связи; знаковые системы и знания). Он позволяет не только провести комплексный анализ дискурса, но и выявить модели властных отношений, на основании которых можно сделать вывод о наличии некоторой двойственности подхода родителей к проблеме участия детей в процессе принятия решений. Этот подход характеризуется декларативной демократичностью и фактической авторитарностью, что соотносится со ступенями «декорирования» и «манипулирования» лестницы участия Роджера Харта. Причем родители сами часто не осознают этого противоречия. Практики участия детей варьируются в зависимости от вида решаемых вопросов. Общим делением является деление вопросов на личные (детские), общие (семейные) и взрослые. Практики участия формируются в отношении первых двух. В заключении сделан вывод о том, что родительский дискурс участия детей в решении вопросов семейной повседневности является отражением общероссийского дискурса протекционизма и доминирования мира взрослых по отношению к детству.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Волков, В.В., Хархордин, О.В. (2008). Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Гиппенрейтер, Ю.Б. (2016). Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ.
Ильин, В.В. (ред.) (1993). Философия власти. М.: МГУ.
Калабихина, И.Е. & Кучмаева, О.В. (2013). Мониторинг участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Вопросы статистики, 10, 29–35.
Калабихина, И.Е. & Кучмаева, О.В. (2016). Проблемы и перспективы мониторинга участия детей в реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Журнал исследований социальной политики, 14(4) 507–520.
Митрофанова, С.Ю. (2016). (Раз)очарование «участвующей» перспективой социологии детства: участвующий подход в исследовании детства и его критическое осмысление. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4(44), 167–177.
Митрофанова, С.Ю. (2016). Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства. Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2(36), 132–135.
Одинокова, В.А. (2018). Этика социальных исследований с участием детей. В Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник (с. 433–436). М.: РОС.
Русакова, М.М. (2014). Обзор законодательства и литературы по этическим аспектам исследований благополучия и нарушений прав детей. Теория и практика общественного развития, 16, 53–58.
Скрыпникова, Е.М. (2014). Роль взрослого в реализации участия детей в принятии решений. Сибирский педагогический журнал, 6, 50–53.
Филипова, А.Г., Абросимова, Е.Е. & Бухтиярова, И.Н. (2020). Участие детей в решении семейных вопросов: анализ материалов родительских форумов. Социология, 3, 222–233.
Gee, J.P. (2011). How to Do Discourse Analysis: A Toolkit. New York: Routlege.
Hart, R.A. (1992). “Children’s Participation: From Tokenism to citizenship”. Florence: UNICEF International Child Development Centre (now Innocenti Research Centre).
Helwig, C. & Kim, S. (1999, March/April). Children’s Evaluations of Decision-Making Procedures in Peer, Family, and School Contexts. Child Development, 70(2), 502–512.
Hill, M., Davis, J., Prout, A. & Tisdall K. (2004). Moving the Participation Agenda Forward. Children and Society, 18(2), 77–96.
Jenkins, R.L. (1978). The Influence of Children in Family Decision Making: Parents’ Perceptions. Advances in Consumer Research, 6, 413–419.
Mann, L. & Greenbaum, C.W. (1987). Cross-cultural Studies of Children’s Decision Rules. In C. Kagitcibasi (Ed.) Growth and progress in cross-cultural psychology (pp. 130–137). Berwyn, PA: Swets North America.
Nucci, L.P. & Lee, J. (1993). Morality and Personal Autonomy. In G.C. Noam & T. Wren (Eds) The Moral Self: Building a Better Paradigm (pp. 123–148). Cambridge, MA: MIT Press.
Satta, C. (2015). A Proper Place for a Proper Childhood? Children’s Spatiality in a Play Centre. In Children’s spatialities: Embodiment, Emotion and Agency (pp. 178–179). New York: Palgrave Macmillan.
Shier, H. (2001). Pathways to Participation: Openings, Opportunities and Obligations. Children and Society, 15(2), 107–117.
Sibley, A., Fitzpatrick, R., Davis, E., Sheehan, M. & Pollard A. (2017). The Family Context of Assent: Comparison of Child and Parent Perspectives on Familial Decision-Making. Children & Society, 32, 266–278.
Sinclair, R. (2004). Participation in Practice: Making it Meaningful, Effective and Sustainable. Children and Society, 18(2), 106–118.
Smetana, J.G. (1989). Adolescents’ and Parents’ Reasoning about Actual Family Conflict. Child Development, 60, 1052–1067.
Spark, C., Porter, L. & de Kleyn, L. (2019). ‘We’re not Very Good at Soccer’: Gender, Space and Competence in a Victorian Primary School. Children’s Geographies, 17(2), 190–203.
Szybillo, G.J. & Sosanie, A. (1977). Family Decision Making: Husband, Wife, and Children. Advances in Consumer Research, 4, 46–49.
Thomas, N. (2007). A child’s Right to Participate: Implications for International Child Protection. International Journal of Children’s Rights, 15, 199–218.