Аннотация
В статье рассматривается влияние глобальных тенденций декарбонизации и выполнения климатических обязательств на угольную промышленность Южно-Африканской Республики (ЮАР). В условиях постепенного удешевления альтернативных источников энергии и глубокой трансформации энергетического сектора угольная промышленность сталкивается с рядом негативных тенденций, включая дестабилизацию отрасли и снижение ее роли в энергетическом балансе страны. Цель исследования заключается в том, чтобы изучить роль правительства в управлении этими процессами и его реакцию на внешнее давление в контексте глобальной декарбонизации. Основной фокус сделан на анализе политических и стратегических документов, а также дискурса вокруг вопросов будущего угольной промышленности. Для углубленного понимания были проведены интервью с представителями угольной промышленности, государственными чиновниками и экспертами, представляющими государственные и частные организации ЮАР. Сделано несколько важных выводов. Во-первых, правительство ЮАР играет пассивную роль в управлении процессами дестабилизации угольной промышленности, вызванными глобальной тенденцией декарбонизации и климатическими обязательствами. Вместо активного вмешательства и регулирования государство дистанцируется от решения этих проблем, что усугубляет неопределенность в отрасли. Внутри самого правительства существует множество дискурсивных противоречий, что приводит к отсутствию координации между ведомствами и препятствует формированию единой стратегии по поддержке угольной промышленности в условиях меняющегося энергетического ландшафта. Также выявлено, что правительство не оказывает достаточной поддержки инновациям и внедрению чистых технологий в угольной отрасли. Это приводит к тому, что промышленность продолжает функционировать в устаревшем и неустойчивом режиме. Вместо активного продвижения новой повестки развития, правительство поддерживает инерционный сценарий трансформации, что замедляет процесс декарбонизации и препятствует переходу к более устойчивым моделям энергетики. Полученные выводы имеют важное значение для понимания роли правительств в трансформации угольных отраслей стран, где уголь является ключевым элементом экономики.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Abraham, J. (2017). Just Transitions for the Miners: Labor Environmentalism in the Ruhr and Appalachian Coalfields. New Political Science, 39, 218–240.
- Beck, B., Kulichenko-Lotz, N., & Surridge, T. (2017). World Bank CCS Program activities in South Africa — Results and Lessons Learned. Energy Procedia, 114, 5636–5649. DOI: 10.1016/j.egypro.2017.03.1702
- Betsill, M., & Stevis, D. (2015). The Politics and Dynamics of Energy Transitions: Lessons from Colorado’s (USA) “New Energy Economy”. Environmental Planning C, 34, 381–396.
- Climate Home News (2023, June 19). South Africa’s Coal Lobby is Resisting a Green Transition. Retrieved from https://www.climatechangenews.com/2023/06/19/south-africa-coal-energy-fossil-fuels-climate-lobby
- Climate Change Bill: Public Hearings (2022, September 07). National Resource Management and Working on Fire Programme: DFFE briefing; Deputy Minister. Forestry, Fisheries and the Environment. Retrieved from https://pmg.org.za/committee-meeting/35483/
- Coal Colloquium (2022, February 01). Minister Gwede Mantashe: Coal Colloquium, Retrieved from https://www.gov.za/speeches/minister-gwede-mantashe-coal-colloqiuim‑1‑feb‑2022–0000
- Coaltech (2024) Socio-Economic Research Reports. Retrieved from https://coaltech.co.za/publications/socio-economics/
- Department of Energy (2016). South African Coal Sector Report. Directorate. Department of Energy, Republic of South Africa. Retrieved from https://www.energy.gov.za/files/media/explained/South-African-Coal-Sector-Report.pdf
- Department of Science and Technology (2007, September) South Africa’s Climate Change Technology Needs Assessment (TNA). Synthesis Report. Retrieved from https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201409/dstsa-climate-change-technology-needs-assessment251020070.pdf
- Fossil Fuel Foundation (2013, July) The South Africa’s Coal Road Map. Retrieved from https://fffcarbon.co.za/initiatives/2013/SACRM-Roadmap.pdf
- Geels, F.W. (2014). Regime Resistance Against Low-carbon Transitions: Introducing Politics and Power into the Multi-level Perspective. Theory, Culture & Society, 31(5), 21–40. DOI: 10.1177/0263276414531627
- Gürtler, K., Beer, D.L., & Herberg, J. (2021). Scaling Just Transitions: Legitimation Strategies in Coal Phase-out Commissions in Canada and Germany. Political Geography, 88, 102–406.
- Integrated Resource Plan 2023 (2023). Retrieved from https://www.energy.gov.za/IRP/2023/IRP%20Government%20Gazzette%202023.pdf
- International Energy Agency (2023). Carbon Capture, Utilisation and Storage. Retrieved from https://www.iea.org/energy-system/carbon-capture-utilisation-and-storage#tracking
- Just Energy Transition Partnership Investment Plan (2021). Retrieved from https://www.stateofthenation.gov.za/assets/downloads/JET%20Implementation%20Plan%202023–2027.pdf
- Laisani, J., & Jegede, A.O. (2019). Impacts of Coal Mining in Witbank, Mpumalanga Province of South Africa: An eco-legal perspective. Journal of Reviews on Global Economics, 8, 1586–1597. DOI: 10.6000/1929-7092.2019.08.142
- Makgetla, M., & Patel, S. (2021). The Coal Value Chain in South Africa. Trade & Industrial Policy Strategies (TIPS) Report.
- Mineral Council of South Africa (2024). Coal. Retrieved from https://www.mineralscouncil.org.za/sa-mining/coal
- National Climate Change Response White Paper (2014). Retrieved from https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201409/nationalclimatechangeresponsewhitepaper0.pdf
- National Development Plan 2030: Our Future-make it work. National Planning Commission, The Presidency, Republic of South Africa. Retrieved from https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201409/ndp‑2030‑our-future-make-it-workr.pdf
- Ncube, H. (2020, March 10–12). An In-depth Study on Challenges Faced by Junior Coal Mining Companies in South Africa. Proceedings of the International Conference on Industrial Engineering and Operations Management. Retrieved from http://www.ieomsociety.org/ieom2020/papers/302.pdf
- Sanz-Hernández, A., Ferrer, C., López-Rodríguez, M.E., & Marco-Fondevila, M. (2020). Visions, Innovations, and Justice? Transition Contracts in Spain as Policy Mix Instruments. Energy Research & Social Science, 70, 101762. DOI: 10.1016/j.erss.2020.101762
- South Africa News (2023, February 02) Coal Industry Can Innovate to Contribute to Energy Transition. Retrieved from https://www.sanews.gov.za/south-africa/coal-industry-can-innovate-contribute-energy-transition
- Steyn, M. (2009). Coal Marketing in South Africa: The Intricacies of Product Distribution, Price, and Promotion in Domestic and Export Markets (MSc thesis, University of the Witwatersrand, South Africa) (pp. 38–52).
- Turnheim, B., & Geels, F.W. (2013). The Destabilisation of Existing Regimes: Confronting a Multi-dimensional Framework with a Case Study of the British Coal Industry (1913–1967). Research Policy, 42(10), 1749–1767. DOI: 10.1016/j.respol.2013.04.009
- UNFCCC (2015) South Africa First Nationally Determined Contribution Under the Paris Agreement. Retrieved from https://unfccc.int/sites/default/files/NDC/2022–06/South%20Africa%20updated%20first%20NDC%20September%202021.pdf
- UNFCCC (2021, September) South Africa updated first NDC. Retrieved from https://unfccc.int/sites/default/files/NDC/2022–06/South%20Africa%20updated%20first%20NDC%20September%202021.pdf
- Vourliotakis, G., Human, G., Behrens, P., Sarantaridis, D., et al. (2024). Carbon capture in South Africa. An Overview on Carbon Capture and Storage or Utilisation in South Africa. Retrieved from https://ptx-hub.org/wp-content/uploads/2024/03/International-PtX-Hub_202403_Carbon-Capturing-South-Africa.pdf
- World Bank Group (2022) Eskom Just Energy Transition Project. Retrieved from https://projects.worldbank.org/en/projects-operations/project-detail/P177398