Аннотация
В статье представлены результаты анализа основных дискурсивных модулей, выделяемых блогерами при помощи практик деконструкции игрового исторического кино. Отношение к прошлому производителей кинопродукции и реакция аудитории на ценностно-смысловые посылы в ней рассматриваются как часть исторической культуры, в которой историческое кино является одновременно и семиотическим кодом, и элементом символической массовой политики. В статье игровое кино классифицируется с точки зрения объективности репрезентации исторического материала, указывается на развитие новых жанров. Выделены этапы развития исторического кино в России XXI в. и сделан вывод о сохранении в нем сложившихся ранее тенденций при изменении формы подачи материала. Эмпирическая база исследования включает корпус авторских видеоматериалов блогеров в социальных медиа за период 2020–2025 гг., посвященных разбору российских исторических фильмов и сериалов. С помощью метода критического дискурс-анализа выявлены наиболее явные ценностно-смысловые точки противостояния производителей и потребителей исторического кино. Установлено, что блогеры, которые являются лидерами и выразителями мнения потребителей, в обзорах российской исторической кинопродукции выделяют тенденции к деидеологизации, ретушированию соответствующих эпохе мотивов действий главных героев, к следованию трендам популярной психологии и др. Принципиально важным выводом является утверждение о присутствии идеологически-мировоззренческой матрицы противостояния «производители — аудитория». Это касается прежде всего репрезентаций советского периода истории страны, а также параллелей с современной действительностью. Ограничением исследования может служить воздействие на практики исторических блогеров эффекта пузырей фильтров и эхо-камер.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Assman, A. (2014). Refreimiruya pamyat’. Mezhdu individual’nymi i kollektivnymi formami konstruirovaniya proshlogo. Reframing memory [Between Individual and Collective Forms of the Past Construction]. Gefter [Gefter]. Retrieved from https://gefter.ru/archive/11839
Assman, Ya. (2004). Kul’turnaya pamyat’: Pis’mo, pamyat’ o proshlom i politicheskaya identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosti [Cultural Memory: Writing, Memory of the Past and Political Identity in the High Cultures of Antiquity]. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul’tury.
Begby, E. (2022). From Belief Polarization to Echo Chambers: A Rationalizing Account. Episteme, 14, 1–21. DOI: org/10.1017/epi.2022.14
Berger, P., Luckmann, T. (1967). The Social Construction of Reality. Treatise in the Sociology of Knowledge. New York: Penguin Books.
Burd’e, P. (1977). O simvolicheskoi vlasti [On Symbolic Power]. Gumanitarnyi portal [Humanitarian Portal]. Retrieved from https://gtmarket.ru/library/articles/3052
Dubrovin, V. L. (2024). Khudozhestvenno-igrovoi kontent kak instrument “myagkoi sily” v usloviyakh gibridnoi voiny protiv rossiiskogo obshchestva [Feature Content as a Tool Of “Soft Power” in a Hybrid War]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 1, 210–224. DOI: 10.17805/zpu.2024.1.16
Einav, G. (2022). Bursting Filter Bubbles in a Digital Age: Opening Minds and Reducing Opinion Polarization through Digital Platforms. Technology in Society, 71. DOI: 10.1016/j.techsoc.2022.102136
Ekström, A. G. (2022). Self-imposed Filter Bubbles: Selective Attention and Exposure in Online Search. Computers in Human Behavior Reports, 7. DOI: 10.1016/j.chbr.2022.100226
Fairclough, N. (1995). Critical Discourse Analysis. London: Longman.
Ferro, M. (1992). Kino i istoriya [Cinema and History]. Voprosy istorii [Matters of History], 2, 47–57.
Fuko, M. (2004). Arheologiya znaniya [Archaeology of Knowledge]. Saint-Petersburg: Gumanitarnaya Akademiya.
Hal’bvaks, M. (2007). Sotsial’nye ramki pamyati [Social Frameworks of Memory]. Moscow: Novoe Izdatel’stvo.
Hohmann, M. (2023). Quantifying Ideological Polarization on a Network using Generalized Euclidean Distance. Science Advances, 9(9). DOI: 10.1126/sciadv.abq2044
Il’in, I. P. (2001). Postmodernizm. Slovar’ terminov [Postmodernism. Glossary of Terms]. Moskva: INION RAN — Intrada.
Isaev, E. (2021). Kinematograf [Cinematography]. In A. Zavadskiy, V. Dubina (Eds). Vsyo v proshlom. Teoriya i praktika publichnoi istorii [Everything is in the Past. Theory and Practice of Public History] (pp. 267–284). Moskva: Novoe izdatel’stvo.
Karasik, V. I. (2023). Yazykovoe preobrazovanie real’nosti [Linguistic Transformation of Reality]. Moscow: Gosudarstvennyi Institut Russkogo Iazyka im. A. S. Pushkina.
Karpuhin, O. I., Komissarov, S. N. (2024). Chto tvoryat tvorcy? Hudozhestvennaya intelligenciya v usloviyah gibridnoi voiny [What are Creators Doing? Creative Intelligentsia in the Era of Hybrid War]. Gumanitarij Yuga Rossii [Humanitarian of the South of Russia], 6(13), 245–261. DOI: 10.18522/2227-8656.2024.6.19
Kolesnikova, S. M., Kolesnikova V. V. (2024). Rol’ kinematografii v formirovanii kul’turnoy identichnosti: istoriya, traditsii i tsennosti [The Role of Cinematography in The Formation of Cultural Identity: History, Traditions and Values]. Uchenye zapiski NovGU [Scientific Notes of the Novgorod State University], 3(54), 420–430. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54)
Lotman, Yu. M. (1973). Semiotika kino i problemy kinoehstetiki [The Semiotics of Cinema and the Problems of Cinematography]. Tallin: Esther Raamat.
Lotman, Yu. M. (2000). Semiosfera [The Semiosphere]. S.-Peterburg: “Iskusstvo-SPB”.
Malinova, O. Yu. (2019). Politika pamyati kak oblast’ simvolicheskoi politiki [Politics of Memory as an Area of Symbolic Politics]. In M. V. Il’in (Ed.). METOD: Moskovskii ezhegodnik trudov iz obshchestvovedcheskikh distsiplin: sbornik nauchnykh trudov. Vyp. 9: Metodologicheskie aspekty transdistsiplinarnogo transfera znanii [Moscow Yearbook of Works from Social Sciences: Collection of Scientific Works. Vol. 9: Methodological Aspects of Transdisciplinary Knowledge Transfer] (pp. 285–312). Moscow: INION RAN. Retrieved from https://inion.ru/site/assets/files/4892/metod_2019–9.pdf
Malinova, O. Yu., Dzhonson, Dzh. (2020). Simvolicheskaya politika kak predmet political science i Russian studies: issledovaniya politicheskogo ispol’zovaniya proshlogo v postsovetskoi Rossii [Symbolic Politics as a Subject of Political Science and Russian Studies: Research on the Political Use of the Past in Post-Soviet Russia]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 15–41. DOI: 10.31249/poln/2020.02.01
Meyer, T. (1992). Inszenierung des Scheins. Voraussetzungen und Folgen symbolischer Politik [Staging of the Appearance. Preconditions and Consequences of Symbolic Politics]. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Miller, A. I. (2015). Politika pamyati v Rossii: rol’ ehkspertnykh soobshchestv [Politics of Memory in Russia: The Role of Expert Communities]. Simvolicheskaya politika [Symbolic Politics], 3, 210–234.
Nikulich, Yu. V. (2023). Riskogennost’ publichnoi istorii v tsifrovoi srede (na primere rossijskogo videobloginga 2020‑h gg.) [Risk-Generating Aspect of Public History in Digital Environment (on the Example of Russian Video Blogging in the 2020s)]. Tsifrovaya sociologiya [Digital Sociology], 6(3), 11–20. DOI: 10.53598/2410-3691-2022-4-309-113-120
Potseluev, S. P. (1999). Simvolicheskaya politika: konstellyaciya ponyatii dlya podkhoda k probleme [Symbolical Politics: A Constellation of Concepts for an Approach to The Problem]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 5, 62–75.
Rakachev, V. N., Rakacheva, Ya. V., Sergeev, V. N. (2021). Istoricheskaya kul’tura: k voprosu teoreticheskogo osmysleniya fenomena v zarubezhnoi i otechestvennoi nauke [Historical Culture: Towards A Theoretical Understanding of The Phenomenon in Foreignand Domestic Science]. Yuzhno-rossiiskii zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 22(2), 124–142.
Romashin, M. I. (2024). Voennyi fil’m /serial v prostranstve istoricheskoi pamyati [War Film / Series in the Space of Historical Memory]. Chelovek i kul’tura [Man and Culture], 4, 132–144. DOI: 10.25136/2409-8744.2024.4.43840
Rosenstone, R. A. (1995). Visions of the Past: The Challenge of Film to Our Idea of History. Cambridge: Harvard University Press.
Scheibenzuber, C. (2023). Dialog in the Echo Chamber: Fake News Framing Predicts Emotion, Argumentation and Dialogic Social Knowledge Building in Subsequent Online Discussions. Computers in Human Behavior, 140(1). DOI: 10.1016/j.chb.2022.107587
Smith, P. (Ed.) (1976). The Historian and Film. Cambridge: Cambridge University Press.
Shtein, S. Yu. (2024). Kinovedenie i professional’noe kinematograficheskoe obrazovanie [Disciplinary Cinema Studies and Professional Cinema Education]. Articult [Articult], 4(56), 19–27. DOI: 10.28995/2227-6165-2024-4-19-27
Volkov, E. V., Ponomareva, E. V. (2012). Igrovoe kino kak istoricheskij istochnik [The Acting Cinema as a Historical Source]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gos. universiteta. Ser. “Social’no-gumanitarnye nauki” [The Bulletin of the Southern Ural State. University. Vol. “Social and Human Sciences”], 10(269), 22–26.
Zhabsky, M. I., Tarasov, K. I. (2024). Raznolikoe kachestvo kinofil’ma [The Many-Faced Film Quality]. Vestnik VGIK [Vestnik VGIK], 2(16), 147–155.