Практики деконструкции современного российского исторического кино в социальных медиа
PDF
HTML

Рубрика

Социологические интерпретации

УДК

791.224:316.472.4:004

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-26-1-105-123

Как цитировать

Никулич, Ю.В. (2025). Практики деконструкции современного российского исторического кино в социальных медиа. Южно-российский журнал социальных наук, 26(1), 105-123. DOI: 10.31429/26190567-26-1-105-123
Дата поступления 15 января 2025
Дата принятия 30 января 2025
Дата публикации 28 марта 2025
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Никулич Ю.В.

Аннотация

В статье представлены результаты анализа основных дискурсивных модулей, выделяемых блогерами при помощи практик деконструкции игрового исторического кино. Отношение к прошлому производителей кинопродукции и реакция аудитории на ценностно-­смысловые посылы в ней рассматриваются как часть исторической культуры, в которой историческое кино является одновременно и семиотическим кодом, и элементом символической массовой политики. В статье игровое кино классифицируется с точки зрения объективности репрезентации исторического материала, указывается на развитие новых жанров. Выделены этапы развития исторического кино в России XXI в. и сделан вывод о сохранении в нем сложившихся ранее тенденций при изменении формы подачи материала. Эмпирическая база исследования включает корпус авторских видеоматериалов блогеров в социальных медиа за период 2020–2025 гг., посвященных разбору российских исторических фильмов и сериалов. С помощью метода критического дискурс-­анализа выявлены наиболее явные ценностно-­смысловые точки противостояния производителей и потребителей исторического кино. Установлено, что блогеры, которые являются лидерами и выразителями мнения потребителей, в обзорах российской исторической кинопродукции выделяют тенденции к деидеологизации, ретушированию соответствующих эпохе мотивов действий главных героев, к следованию трендам популярной психологии и др. Принципиально важным выводом является утверждение о присутствии идеологически-­мировоззренческой матрицы противостояния «производители — аудитория». Это касается прежде всего репрезентаций советского периода истории страны, а также параллелей с современной действительностью. Ограничением исследования может служить воздействие на практики исторических блогеров эффекта пузырей фильтров и эхо-камер.

Ключевые слова

историческая память блогеры лидеры общественного мнения дискурс дискурсивные практики военно-­историческое кино деконструкция кино

Библиографические ссылки

Assman, A. (2014). Refreimiruya pamyat’. Mezhdu individual’nymi i kollektivnymi formami konstruirovaniya proshlogo. Reframing memory [Between Individual and Collective Forms of the Past Construction]. Gefter [Gefter]. Retrieved from https://gefter.ru/archive/11839

Assman, Ya. (2004). Kul’turnaya pamyat’: Pis’mo, pamyat’ o proshlom i politicheskaya identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosti [Cultural Memory: Writing, Memory of the Past and Political Identity in the High Cultures of Antiquity]. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul’tury.

Begby, E. (2022). From Belief Polarization to Echo Chambers: A Rationalizing Account. Episteme, 14, 1–21. DOI: org/10.1017/epi.2022.14

Berger, P., Luckmann, T. (1967). The Social Construction of Reality. Treatise in the Sociology of Knowledge. New York: Penguin Books.

Burd’e, P. (1977). O simvolicheskoi vlasti [On Symbolic Power]. Gumanitarnyi portal [Humanitarian Portal]. Retrieved from https://gtmarket.ru/library/articles/3052

Dubrovin, V. L. (2024). Khudozhestvenno-­igrovoi kontent kak instrument “myagkoi sily” v usloviyakh gibridnoi voiny protiv rossiiskogo obshchestva [Feature Content as a Tool Of “Soft Power” in a Hybrid War]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 1, 210–224. DOI: 10.17805/zpu.2024.1.16

Einav, G. (2022). Bursting Filter Bubbles in a Digital Age: Opening Minds and Reducing Opinion Polarization through Digital Platforms. Technology in Society, 71. DOI: 10.1016/j.techsoc.2022.102136

Ekström, A. G. (2022). Self-imposed Filter Bubbles: Selective Attention and Exposure in Online Search. Computers in Human Behavior Reports, 7. DOI: 10.1016/j.chbr.2022.100226

Fairclough, N. (1995). Critical Discourse Analysis. London: Longman.

Ferro, M. (1992). Kino i istoriya [Cinema and History]. Voprosy istorii [Matters of History], 2, 47–57.

Fuko, M. (2004). Arheologiya znaniya [Archaeology of Knowledge]. Saint-Petersburg: Gumanitarnaya Akademiya.

Hal’bvaks, M. (2007). Sotsial’nye ramki pamyati [Social Frameworks of Memory]. Moscow: Novoe Izdatel’stvo.

Hohmann, M. (2023). Quantifying Ideological Polarization on a Network using Generalized Euclidean Distance. Science Advances, 9(9). DOI: 10.1126/sciadv.abq2044

Il’in, I. P. (2001). Postmodernizm. Slovar’ terminov [Postmodernism. Glossary of Terms]. Moskva: INION RAN — Intrada.

Isaev, E. (2021). Kinematograf [Cinematography]. In A. Zavadskiy, V. Dubina (Eds). Vsyo v proshlom. Teoriya i praktika publichnoi istorii [Everything is in the Past. Theory and Practice of Public History] (pp. 267–284). Moskva: Novoe izdatel’stvo.

Karasik, V. I. (2023). Yazykovoe preobrazovanie real’nosti [Linguistic Transformation of Reality]. Moscow: Gosudarstvennyi Institut Russkogo Iazyka im. A. S. Pushkina.

Karpuhin, O. I., Komissarov, S. N. (2024). Chto tvoryat tvorcy? Hudozhestvennaya intelligenciya v usloviyah gibridnoi voiny [What are Creators Doing? Creative Intelligentsia in the Era of Hybrid War]. Gumanitarij Yuga Rossii [Humanitarian of the South of Russia], 6(13), 245–261. DOI: 10.18522/2227-8656.2024.6.19

Kolesnikova, S. M., Kolesnikova V. V. (2024). Rol’ kinematografii v formirovanii kul’turnoy identichnosti: istoriya, traditsii i tsennosti [The Role of Cinematography in The Formation of Cultural Identity: History, Traditions and Values]. Uchenye zapiski NovGU [Scientific Notes of the Novgorod State University], 3(54), 420–430. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54)

Lotman, Yu. M. (1973). Semiotika kino i problemy kinoehstetiki [The Semiotics of Cinema and the Problems of Cinematography]. Tallin: Esther Raamat.

Lotman, Yu. M. (2000). Semiosfera [The Semiosphere]. S.-Peterburg: “Iskusstvo-­SPB”.

Malinova, O. Yu. (2019). Politika pamyati kak oblast’ simvolicheskoi politiki [Politics of Memory as an Area of Symbolic Politics]. In M. V. Il’in (Ed.). METOD: Moskovskii ezhegodnik trudov iz obshchestvovedcheskikh distsiplin: sbornik nauchnykh trudov. Vyp. 9: Metodologicheskie aspekty transdistsiplinarnogo transfera znanii [Moscow Yearbook of Works from Social Sciences: Collection of Scientific Works. Vol. 9: Methodological Aspects of Transdisciplinary Knowledge Transfer] (pp. 285–312). Moscow: INION RAN. Retrieved from https://inion.ru/site/assets/files/4892/metod_2019–9.pdf

Malinova, O. Yu., Dzhonson, Dzh. (2020). Simvolicheskaya politika kak predmet political science i Russian studies: issledovaniya politicheskogo ispol’zovaniya proshlogo v postsovetskoi Rossii [Symbolic Politics as a Subject of Political Science and Russian Studies: Research on the Political Use of the Past in Post-­Soviet Russia]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 15–41. DOI: 10.31249/poln/2020.02.01

Meyer, T. (1992). Inszenierung des Scheins. Voraussetzungen und Folgen symbolischer Politik [Staging of the Appearance. Preconditions and Consequences of Symbolic Politics]. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Miller, A. I. (2015). Politika pamyati v Rossii: rol’ ehkspertnykh soobshchestv [Politics of Memory in Russia: The Role of Expert Communities]. Simvolicheskaya politika [Symbolic Politics], 3, 210–234.

Nikulich, Yu. V. (2023). Riskogennost’ publichnoi istorii v tsifrovoi srede (na primere rossijskogo videobloginga 2020‑h gg.) [Risk-­Generating Aspect of Public History in Digital Environment (on the Example of Russian Video Blogging in the 2020s)]. Tsifrovaya sociologiya [Digital Sociology], 6(3), 11–20. DOI: 10.53598/2410-3691-2022-4-309-113-120

Potseluev, S. P. (1999). Simvolicheskaya politika: konstellyaciya ponyatii dlya podkhoda k probleme [Symbolical Politics: A Constellation of Concepts for an Approach to The Problem]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 5, 62–75.

Rakachev, V. N., Rakacheva, Ya. V., Sergeev, V. N. (2021). Istoricheskaya kul’tura: k voprosu teoreticheskogo osmysleniya fenomena v zarubezhnoi i otechestvennoi nauke [Historical Culture: Towards A Theoretical Understanding of The Phenomenon in Foreignand Domestic Science]. Yuzhno-­rossiiskii zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 22(2), 124–142.

Romashin, M. I. (2024). Voennyi fil’m /serial v prostranstve istoricheskoi pamyati [War Film / Series in the Space of Historical Memory]. Chelovek i kul’tura [Man and Culture], 4, 132–144. DOI: 10.25136/2409-8744.2024.4.43840

Rosenstone, R. A. (1995). Visions of the Past: The Challenge of Film to Our Idea of History. Cambridge: Harvard University Press.

Scheibenzuber, C. (2023). Dialog in the Echo Chamber: Fake News Framing Predicts Emotion, Argumentation and Dialogic Social Knowledge Building in Subsequent Online Discussions. Computers in Human Behavior, 140(1). DOI: 10.1016/j.chb.2022.107587

Smith, P. (Ed.) (1976). The Historian and Film. Cambridge: Cambridge University Press.

Shtein, S. Yu. (2024). Kinovedenie i professional’noe kinematograficheskoe obrazovanie [Disciplinary Cinema Studies and Professional Cinema Education]. Articult [Articult], 4(56), 19–27. DOI: 10.28995/2227-6165-2024-4-19-27

Volkov, E. V., Ponomareva, E. V. (2012). Igrovoe kino kak istoricheskij istochnik [The Acting Cinema as a Historical Source]. Vestnik Yuzhno-­Ural’skogo gos. universiteta. Ser. “Social’no-gumanitarnye nauki” [The Bulletin of the Southern Ural State. University. Vol. “Social and Human Sciences”], 10(269), 22–26.

Zhabsky, M. I., Tarasov, K. I. (2024). Raznolikoe kachestvo kinofil’ma [The Many-­Faced Film Quality]. Vestnik VGIK [Vestnik VGIK], 2(16), 147–155.

Статистика скачивания

Нет статистики