Практики деконструкции современного российского исторического кино в социальных медиа
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Социологические интерпретации

УДК

791.224:316.472.4:004

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-26-1-105-123

Как цитировать

Никулич, Ю.В. (2025). Практики деконструкции современного российского исторического кино в социальных медиа. Южно-российский журнал социальных наук, 26(1), 105-123. DOI: 10.31429/26190567-26-1-105-123
Дата поступления 15 января 2025
Дата принятия 30 января 2025
Дата публикации 28 марта 2025
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Никулич Ю.В.

Аннотация

В статье представлены результаты анализа основных дискурсивных модулей, выделяемых блогерами при помощи практик деконструкции игрового исторического кино. Отношение к прошлому производителей кинопродукции и реакция аудитории на ценностно-­смысловые посылы в ней рассматриваются как часть исторической культуры, в которой историческое кино является одновременно и семиотическим кодом, и элементом символической массовой политики. В статье игровое кино классифицируется с точки зрения объективности репрезентации исторического материала, указывается на развитие новых жанров. Выделены этапы развития исторического кино в России XXI в. и сделан вывод о сохранении в нем сложившихся ранее тенденций при изменении формы подачи материала. Эмпирическая база исследования включает корпус авторских видеоматериалов блогеров в социальных медиа за период 2020–2025 гг., посвященных разбору российских исторических фильмов и сериалов. С помощью метода критического дискурс-­анализа выявлены наиболее явные ценностно-­смысловые точки противостояния производителей и потребителей исторического кино. Установлено, что блогеры, которые являются лидерами и выразителями мнения потребителей, в обзорах российской исторической кинопродукции выделяют тенденции к деидеологизации, ретушированию соответствующих эпохе мотивов действий главных героев, к следованию трендам популярной психологии и др. Принципиально важным выводом является утверждение о присутствии идеологически-­мировоззренческой матрицы противостояния «производители — аудитория». Это касается прежде всего репрезентаций советского периода истории страны, а также параллелей с современной действительностью. Ограничением исследования может служить воздействие на практики исторических блогеров эффекта пузырей фильтров и эхо-камер.

Ключевые слова

историческая память блогеры лидеры общественного мнения дискурс дискурсивные практики военно-­историческое кино деконструкция кино

Библиографические ссылки

Ассман, А. (2014). Рефреймируя память. Между индивидуальными и коллективными формами конструирования прошлого. Гефтер. Режим доступа https://gefter.ru/archive/11839

Ассман, Я. (2004). Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Москва: Языки славянской культуры.

Бурдье, П. (1977). О символической власти. Гуманитарный портал. Режим доступа https://gtmarket.ru/library/articles/3052

Волков, Е.В., Пономарева, Е.В. (2012). Игровое кино как исторический источник. Вестник Южно-Уральского гос. университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки», 10(269), 22–26.

Дубровин, В.Л. (2024). Художественно-игровой контент как инструмент «мягкой силы» в условиях гибридной войны против российского общества. Знание. Понимание. Умение, 1, 210–224. DOI: 10.17805/zpu.2024.1.16

Жабский, М.И., Тарасов, К.И. (2024). Разноликое качество кинофильма. Вестник ВГИК, 16.2(60), 147–155.

Ильин, И.П. (2001). Постмодернизм. Словарь терминов. Москва: ИНИОН РАН — Intrada.

Исаев, Е. (2021). Кинематограф. В А. Завадский, В. Дубина (ред.). Всё в прошлом. Теория и практика публичной истории (с. 267–284). Москва: Новое издательство.

Карасик, В.И. (2023). Языковое преобразование реальности. Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина.

Карпухин, О.И., Комиссаров, С.Н. (2024). Что творят творцы? Художественная интеллигенция в условиях гибридной войны. Гуманитарий Юга России, 6(13), 245–261. DOI: 10.18522/2227-8656.2024.6.19

Колесникова, С.М., Колесникова В.В. (2024). Роль кинематографии в формировании культурной идентичности: история, традиции и ценности. Ученые записки НовГУ, 3(54), 420–430. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).420-430

Лотман, Ю.М. (1973). Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат.

Лотман, Ю.М. (2000). Семиосфера. С.‑Петербург: «Искусство — СПБ».

Малинова, О.Ю. (2019). Политика памяти как область символической политики. В М.В. Ильин (ред.) МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин: сборник научных трудов. Вып. 9: Методологические аспекты трансдисциплинарного трансфера знаний (с. 285–312). Москва: ИНИОН РАН. Режим доступа https://inion.ru/site/assets/files/4892/metod_2019–9.pdf

Малинова, О.Ю., Джонсон, Дж. (2020). Символическая политика как предмет political science и Russian studies: исследования политического использования прошлого в постсоветской России. Политическая наука, 2, 15–41. DOI: 10.31249/poln/2020.02.01

Миллер, А.И. (2015). Политика памяти в России: роль экспертных сообществ. Символическая политика, 3, 210–234.

Никулич, Ю.В. (2023). Рискогенность публичной истории в цифровой среде (на примере российского видеоблогинга 2020‑х гг.). Цифровая социология, 6(3), 11–20. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-4-309-113-120

Поцелуев, С.П. (1999). Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме. Политические исследования, 5, 62–75.

Ракачев, В.Н., Ракачева, Я.В., Сергеев, В.Н. (2021). Историческая культура: к вопросу теоретического осмысления феномена в зарубежной и отечественной науке. Южно-российский журнал социальных наук, 22(2), 124–142.

Ромашин, М.И. (2024). Военный фильм/сериал в пространстве исторической памяти. Человек и культура, 4, 132–144. DOI: 10.25136/2409-8744.2024.4.43840

Ферро, М. (1992). Кино и история. Вопросы истории, 2, 47–57.

Фуко, М. (2004). Археология знания. Санкт-Петербург: Гуманитарная академия.

Хальбвакс, М. (2007). Социальные рамки памяти. Москва: Новое издательство.

Штейн, С.Ю. (2024). Киноведение и профессиональное кинематографическое образование. Артикульт, 4(56), 19–27. DOI: 10.28995/2227-6165-2024-4-19-27

Begby, E. (2022). From Belief Polarization to Echo Chambers: A Rationalizing Account. Episteme, 14, 1–21. DOI: 10.1017/epi.2022.14

Berger, P., Luckmann, T. (1967). The Social Construction of Reality. Treatise in the Sociology of Knowledge. New York: Penguin Books.

Einav, G. (2022). Bursting Filter Bubbles in a Digital Age: Opening Minds and Reducing Opinion Polarization through Digital Platforms. Technology in Society, 71. DOI: 10.1016/j.techsoc.2022.102136

Ekström, A.G. (2022). Self-imposed Filter Bubbles: Selective Attention and Exposure in Online Search. Computers in Human Behavior Reports, 7. DOI: 10.1016/j.chbr.2022.100226

Fairclough, N. (1995). Critical Discourse Analysis. London: Longman.

Hohmann, M. (2023). Quantifying Ideological Polarization on a Network using Generalized Euclidean Distance. Science Advances, 9(9). DOI: 10.1126/sciadv.abq2044

Meyer, T. (1992). Inszenierung des Scheins.Voraussetzungen und Folgen symbolischer Politik. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Rosenstone, R.A. (1995). Visions of the Past: The Challenge of Film to Our Idea of History. Cambridge: Harvard University Press.

Scheibenzuber, C. (2023). Dialog in the Echo Chamber: Fake News Framing Predicts Emotion, Argumentation and Dialogic Social Knowledge Building in Subsequent Online Discussions. Computers in Human Behavior, 140(1). DOI: 10.1016/j.chb.2022.107587

Smith, P. (Ed.) (1976). The Historian and Film. Cambridge: Cambridge University Press.

Статистика скачивания

Нет статистики