Аннотация
В статье представлены результаты анализа основных дискурсивных модулей, выделяемых блогерами при помощи практик деконструкции игрового исторического кино. Отношение к прошлому производителей кинопродукции и реакция аудитории на ценностно-смысловые посылы в ней рассматриваются как часть исторической культуры, в которой историческое кино является одновременно и семиотическим кодом, и элементом символической массовой политики. В статье игровое кино классифицируется с точки зрения объективности репрезентации исторического материала, указывается на развитие новых жанров. Выделены этапы развития исторического кино в России XXI в. и сделан вывод о сохранении в нем сложившихся ранее тенденций при изменении формы подачи материала. Эмпирическая база исследования включает корпус авторских видеоматериалов блогеров в социальных медиа за период 2020–2025 гг., посвященных разбору российских исторических фильмов и сериалов. С помощью метода критического дискурс-анализа выявлены наиболее явные ценностно-смысловые точки противостояния производителей и потребителей исторического кино. Установлено, что блогеры, которые являются лидерами и выразителями мнения потребителей, в обзорах российской исторической кинопродукции выделяют тенденции к деидеологизации, ретушированию соответствующих эпохе мотивов действий главных героев, к следованию трендам популярной психологии и др. Принципиально важным выводом является утверждение о присутствии идеологически-мировоззренческой матрицы противостояния «производители — аудитория». Это касается прежде всего репрезентаций советского периода истории страны, а также параллелей с современной действительностью. Ограничением исследования может служить воздействие на практики исторических блогеров эффекта пузырей фильтров и эхо-камер.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Ассман, А. (2014). Рефреймируя память. Между индивидуальными и коллективными формами конструирования прошлого. Гефтер. Режим доступа https://gefter.ru/archive/11839
Ассман, Я. (2004). Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Москва: Языки славянской культуры.
Бурдье, П. (1977). О символической власти. Гуманитарный портал. Режим доступа https://gtmarket.ru/library/articles/3052
Волков, Е.В., Пономарева, Е.В. (2012). Игровое кино как исторический источник. Вестник Южно-Уральского гос. университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки», 10(269), 22–26.
Дубровин, В.Л. (2024). Художественно-игровой контент как инструмент «мягкой силы» в условиях гибридной войны против российского общества. Знание. Понимание. Умение, 1, 210–224. DOI: 10.17805/zpu.2024.1.16
Жабский, М.И., Тарасов, К.И. (2024). Разноликое качество кинофильма. Вестник ВГИК, 16.2(60), 147–155.
Ильин, И.П. (2001). Постмодернизм. Словарь терминов. Москва: ИНИОН РАН — Intrada.
Исаев, Е. (2021). Кинематограф. В А. Завадский, В. Дубина (ред.). Всё в прошлом. Теория и практика публичной истории (с. 267–284). Москва: Новое издательство.
Карасик, В.И. (2023). Языковое преобразование реальности. Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина.
Карпухин, О.И., Комиссаров, С.Н. (2024). Что творят творцы? Художественная интеллигенция в условиях гибридной войны. Гуманитарий Юга России, 6(13), 245–261. DOI: 10.18522/2227-8656.2024.6.19
Колесникова, С.М., Колесникова В.В. (2024). Роль кинематографии в формировании культурной идентичности: история, традиции и ценности. Ученые записки НовГУ, 3(54), 420–430. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).420-430
Лотман, Ю.М. (1973). Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат.
Лотман, Ю.М. (2000). Семиосфера. С.‑Петербург: «Искусство — СПБ».
Малинова, О.Ю. (2019). Политика памяти как область символической политики. В М.В. Ильин (ред.) МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин: сборник научных трудов. Вып. 9: Методологические аспекты трансдисциплинарного трансфера знаний (с. 285–312). Москва: ИНИОН РАН. Режим доступа https://inion.ru/site/assets/files/4892/metod_2019–9.pdf
Малинова, О.Ю., Джонсон, Дж. (2020). Символическая политика как предмет political science и Russian studies: исследования политического использования прошлого в постсоветской России. Политическая наука, 2, 15–41. DOI: 10.31249/poln/2020.02.01
Миллер, А.И. (2015). Политика памяти в России: роль экспертных сообществ. Символическая политика, 3, 210–234.
Никулич, Ю.В. (2023). Рискогенность публичной истории в цифровой среде (на примере российского видеоблогинга 2020‑х гг.). Цифровая социология, 6(3), 11–20. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-4-309-113-120
Поцелуев, С.П. (1999). Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме. Политические исследования, 5, 62–75.
Ракачев, В.Н., Ракачева, Я.В., Сергеев, В.Н. (2021). Историческая культура: к вопросу теоретического осмысления феномена в зарубежной и отечественной науке. Южно-российский журнал социальных наук, 22(2), 124–142.
Ромашин, М.И. (2024). Военный фильм/сериал в пространстве исторической памяти. Человек и культура, 4, 132–144. DOI: 10.25136/2409-8744.2024.4.43840
Ферро, М. (1992). Кино и история. Вопросы истории, 2, 47–57.
Фуко, М. (2004). Археология знания. Санкт-Петербург: Гуманитарная академия.
Хальбвакс, М. (2007). Социальные рамки памяти. Москва: Новое издательство.
Штейн, С.Ю. (2024). Киноведение и профессиональное кинематографическое образование. Артикульт, 4(56), 19–27. DOI: 10.28995/2227-6165-2024-4-19-27
Begby, E. (2022). From Belief Polarization to Echo Chambers: A Rationalizing Account. Episteme, 14, 1–21. DOI: 10.1017/epi.2022.14
Berger, P., Luckmann, T. (1967). The Social Construction of Reality. Treatise in the Sociology of Knowledge. New York: Penguin Books.
Einav, G. (2022). Bursting Filter Bubbles in a Digital Age: Opening Minds and Reducing Opinion Polarization through Digital Platforms. Technology in Society, 71. DOI: 10.1016/j.techsoc.2022.102136
Ekström, A.G. (2022). Self-imposed Filter Bubbles: Selective Attention and Exposure in Online Search. Computers in Human Behavior Reports, 7. DOI: 10.1016/j.chbr.2022.100226
Fairclough, N. (1995). Critical Discourse Analysis. London: Longman.
Hohmann, M. (2023). Quantifying Ideological Polarization on a Network using Generalized Euclidean Distance. Science Advances, 9(9). DOI: 10.1126/sciadv.abq2044
Meyer, T. (1992). Inszenierung des Scheins.Voraussetzungen und Folgen symbolischer Politik. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Rosenstone, R.A. (1995). Visions of the Past: The Challenge of Film to Our Idea of History. Cambridge: Harvard University Press.
Scheibenzuber, C. (2023). Dialog in the Echo Chamber: Fake News Framing Predicts Emotion, Argumentation and Dialogic Social Knowledge Building in Subsequent Online Discussions. Computers in Human Behavior, 140(1). DOI: 10.1016/j.chb.2022.107587
Smith, P. (Ed.) (1976). The Historian and Film. Cambridge: Cambridge University Press.