Аннотация
В статье представлены результаты анализа многообразия подходов, сложившихся на сегодняшний день в трудах зарубежных и отечественных авторов к пониманию и интерпретации такого сложного и неоднозначного феномена как историческая культура. Сопоставление различных подходов и точек зрения к трактовке самого понятия, его структуры, функций, разнообразие представлений о сущности явления позволяет сделать вывод о том, что сфера исследований исторической культуры, с одной стороны, еще находится в процессе формирования как самого категориального аппарата, так и методов и методологии, используемых при ее исследовании. С другой стороны, необходимо отметить междисциплинарный характер самого проблемного поля, которое попадает в сферу исследований историков, социологов, философов, психологов, культурологов и представителей других наук. В этой связи определенным горизонтом, намечающим дальнейшие исследования исторической культуры, может стать синтез различных методологических традиций.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено в рамках совместного российско-белорусского проекта «Историческая культура белорусов и россиян: формирование представлений о национальном и общем прошлом», реализуемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) № 20-59-00017\20 и Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ) № Г20Р-227.
Библиографические ссылки
Ассман, А. (2014). Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. Москва: Новое литературное обозрение.
Ассман, А. (2016). Новое недовольство мемориальной культурой. Москва: Новое литературное обозрение.
Ассман, Я. (2004). Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Москва: Языки славянской культуры.
Баранов, А.В. (2010). Историческое сознание как фактор идентичности Юга России и Северного Кавказа (сравнительный анализ). Каспийский регион: политика, экономика, культура, 3(24), 87–92.
Барг, М.А. (1987). Эпохи и идеи: Становление историзма. Москва: Мысль.
Бойков, В.Э., Меркушин, В.И. (2003). Историческое сознание в современном российском обществе: состояние и тенденции формирования. Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС, 2, 5–21.
Булыгина, Т.В., Шмелев, А.Д. (1994). Оценочные речевые акты извне и изнутри. В Н.Д. Арутюнова, Н.К. Рябцева (ред.) Логический анализ языка. Язык речевых действий. Москва: Наука.
Воробьева, О.В., Чеканцева З.А. (ред.). (2012). Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже XX–XXI вв. Москва: ИВИ РАН.
Гизатова, Г.К., Иванова, О.Г. (2011). Роль национально-исторического сознания в формировании идентичности. Ученые записки казанского университета. Серия: гуманитарные науки, 153, 42–51.
Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. (2010). Историческое сознание молодежи. Вестник Российской академии наук, 80(3), 195–203.
Гуревич, А.Я. (2005). О кризисе современной исторической науки. В История — нескончаемый спор. Медиевистика и скандинавистика: статьи разных лет (С. 427–455). Москва: РГГУ.
Гуревич, А.Я. (2005). Территория историка. В История — нескончаемый спор. Медиевистика и скандинавистика: статьи разных лет (с. 562–600). Москва: РГГУ.
Гуссерль, Э. (1994). Философия как строгая наука (Переизданные переводы). Новочеркасск: Агентство «Сагуна».
Дильтей, В. (1988). Наброски к критике исторического разума. Вопросы философии, 4, 135–152.
Дмитриева, О.О. (2015). Историческая память и механизмы ее формирования: анализ историографических концепций в отечественной науке. Вестник Челябинского государственного университета, 6(361), 132–137.
Жовтун, Д.Т. (2003) Идеологизация исторического сознания. Социология власти, 2, 93–97.
Иванов, А.Г., Линченко, А.А. (2016) Историческое сознание как фактор демифологизации исторической культуры: философско-методологический аспект. Studia Humanitatis, 1, 1–17.
Кроче, Б. (1998) Теория и история историографии. Пер. с ит. Москва: Языки русской культуры.
Куликов, Д.К. (2007) Историческое сознание и теория культуры. Гуманитарные и социально-экономические науки, 4(35), 50–54.
Куликов, Д.К. (2008). Историческое сознание и его теоретические противоречия. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки, 1, 14–18.
Кутыкова, И.В. (2015). О соотношении понятий «историческая культура» и «историческое сознание». Обсерватория культуры, 2, 64–69. DOI: 10.25281/2072-3156-2015-0-2-64-69
Левада, Ю.А. (1969). Историческое сознание и научный метод. В Философские проблемы исторической науки (с. 186–224). Москва: Наука.
Мазур, Л.Н. (2013). Образ прошлого: формирование исторической памяти. Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки, 3(117), 243–257.
Малинова, О.Ю. (2018). Политика памяти как область символической политики. В А.И. Миллер, Д.В. Ефременко (ред.) Методологические вопросы изучения политики памяти (с. 27–53). М., СПб.: Издательство Нестор-История.
Малинова, О.Ю. (2019). Кто и как формирует официальный исторический нарратив: Анализ российских практик. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз, 3, 103–126.
Матусевич, О.А. (2011). Историческое сознание и коллективная память как предмет социально-гуманитарного познания. Труды БГТУ. Серия 6: История, философия, 5, 111–113.
Мечковская, Н.Б. (1994). Социальная лингвистика. Москва: Аспект Пресс.
Миллер А.И. (2009). Россия: власть и история. Pro et Contra, 3–4, 6–23.
Миллер, А., Ефременко, Д. (ред.) (2018). Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы. М.-СПб: Нестор-История.
Нора, П., Озуф, М., де Пюимеж, Ж., Винок, М. (1999). Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.
Полетаев, А.В., Савельева, И.М. (2005). Историческая память: к вопросу о границах понятия. В И.М. Савельева, А.В. Полетаев (ред.) Феномен прошлого (с. 170–220). Москва: ГУ–ВШЭ.
Полякова, И.П., Линченко, А.А. (2017). Сущность и структура повседневной исторической культуры: теоретико-методологический аспект. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки, 2, 68–76. DOI: 10.17238 / issn2227–6564.2017.2.68
Путилова, Е.Г. (2012). Историческое сознание и историческая память: соотношение понятий на современном этапе. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 10(24), 143–145.
Репина, Л.П. (2005). Концепции социальной и культурной памяти в современной историографии. В И.М. Савельева, А.В. Полетаев (ред.) Феномен прошлого (с. 122–170). Москва: Издательский Дом ГУ ВШЭ.
Репина, Л.П. (2006). Историческая культура как предмет исследования. В Л.П. Репина (ред.). История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. М.: Кругь.
Репина, Л.П. (2011). Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. Москва: Кругъ.
Репинецкая, Ю.С. (2017). К вопросу о содержании понятий «историческое сознание» и «историческая память». Самарский научный вестник, 1(18), 147–151.
Рюзен, Й. (2001). Утрачивая последовательность истории (некоторые аспекты исторической науки на перекрестке модернизма, постмодернизма и дискуссии о памяти). Диалог со временем, 7, 8–26.
Савельева, И.М., Полетаев, А.В. (1997). История и время: В поисках утраченного. Москва: Языки русской культуры.
Савельева, И.М., Полетаев, А.В. (2008) Теория исторического знания. СПб.; М.: Алетейя. Историческая книга.
Сидельников, А.А. (2006). Феномен исторического сознания и особенности его изучения. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Сер. «Общественные и гуманитарные науки», 4(22), 110–115.
Тишков, В.А. (2011). Историческая культура и идентичность. Уральский исторический вестник, 2(31), 4–16.
Тощенко, Ж.Т. (2000). Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния. Новая и новейшая история, 4, 3–15.
Трёльч, Э. (1994). Историзм и его проблемы. М.: Юрист.
Хальбвакс, М. (2007). Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство.
Харитонова, Е.Г. (2016). Историческая память и гражданское общество в России: Материалы спецкурса. Москва: Перо.
Чеканцева, З.А. (2012). «Политика памяти» и моделирование истории. В MATHEMATICA MONTISNIGRI. Vol XXIV (2012), X International Seminar «Mathematical Models & Modeling in Laser-Plasma Processes & Advanced Science Technologies» LppM3–2012 (pp. 292–298). Подгорица.
Чистанов, М.Н. (2006). О динамике исторического сознания. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия, 4(2), 66–70.
Шпиренок, Ю.Г. (2008). Историческое сознание и информация. Вестник КрасГАУ, 6, 199–202.
Яковенко, И.Г. (2009). История в общекультурном контексте: проблемы бытования форм исторического сознания. Личность. Культура. Общество, 4(51/52), 89–100.
Assmann, J. (2010). Globalization, Universalism, and the Erosion of Cultural Memory. In Assmann A., Conrad S. (Eds) Memory in a Global Age. Palgrave Macmillan Memory Studies. London: Palgrave Macmillan. DOI: 10.1057/9780230283367_7
Black, J. (2005). Using History. London: Hodder Arnold.
Britsche, F. (2015). Überlegungen zu einem Analysemodell von Geschichtskultur. Geschichtskultur in hybriden Lebenswelten. Berlin: Paper Workshop Freie Universität Berlin.
Carretero R.M., Berger, S., Grever, M. (Eds) (2017). Palgrave Handbook of Research in Historical Culture and Education. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
Clark, A., Grever, M. (2018). Historical Consciousness. In S.A. Metzger, L. Mc A. Harris (Eds). The Wiley International Handbook of History Teaching and Learning (рр. 177–201). DOI: 10.1002/9781119100812.ch7
De Groot, J. (2009). Consuming History. Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture. Oxon: Routledge.
Erenli, K. (2013). The Impact of Gamification — Recommending Education Scenarios. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 8, 15–21. DOI: 10.1109/ICL.2012.6402106
Erll, A. (2005). Kollektives Gedächtnis und Erinnerungskulturen. Weimar: Verlag J.B. Metzler.
Geyer, M. (2017). The subject(s) of Europe. Conflicted memories. In Jarausch K., Lindenberger T. (eds.) Europeanizing Contemporary Histories (pp. 254–280). New York and Oxford: Berghahn Books.
Grever, M. (2012). Dilemmas of Common and Plural History: Re ections on History Education and Heritage in a Globalizing World. In M. Carretero, M. Asensio, & M. Rodriguez-Moneo (eds.) History Education and the Construction of National Identities (pp. 75–91). Charlotte, NC: Information Age Publishing.
Grever, M., Adriaansen, R.-J. (2017). Historical Culture: A Concept Revisited. In Carretero M., Berger, S., Grever, M. (eds.) Palgrave Handbook of Research in Historical Culture and Education (pp. 73–89). Basingstoke: Palgrave Macmillan. DOI: 10.1057/978-1-137-52908-4_4
Grever, M., Adriaansen, R.-J. (2019) Historical consciousness: the enigma of different paradigms. Journal of Curriculum Studies, 6, 814–830. DOI: 10.1080/00220272.2019.1652937
Grever, M., Stuurman, S. (Eds.). (2007). Beyond the Canon. History for the Twenty-First Century. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
Hartog, F. (2015). Regimes of historicity. Presentism and experiences of time. New York, NY: Columbia Press.
Huyssen, A. (2000). Present Pasts: Media, Politics, Amnesia. Public Culture, 12(1), 21–38. DOI: 10.1215/08992363-12-1-21.
Johnson, E.L. (2017). Cultural Memory, Memorials, and Reparative Writing. In Carretero M., Berger, S., Grever, M. (eds.) Palgrave Handbook of Research in Historical Culture and Education (pp. 35–58). Basingstoke: Palgrave Macmillan. DOI: 10.1007/978–3–030–02098–9
Koselleck, R. (1979/2000). Vergangene Zukunft: Zur Semantik geschichtlicher Zeiten. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Lowenthal, D. (1998). The Heritage Crusade and the Spoils of History. Cambridge: Cambridge University Press.
Macintyre, S., Clark, A. (2004). The History Wars. Melbourne: Melbourne University Publishing.
Ribbens, K. (2014). Een eigentijds verleden. Alledaagse historische cultuur in Nederland 1945–2000. Hilversum: Verloren.
Rüsen, J. (1997). Geschichtskultur. In K. Bergmann, K. Fröhlich, A. Kuhn, J. Rüsen, & G. Schneider (eds.) Handbuch der Geschichtsdidaktik (pp. 38–41). Seelze-Velber: Kallmeyer’sche Verlagsbuchhandlung.
Sanchez-Marcos, F. (2009). What is Historical Culture? Retrieved from http://www.culturahistorica.es/historical_culture.html
Seixas, P. (2017). Historical consciousness and historical thinking. In M. Carretero, S. Berger, & M. Grever (eds.). Palgrave Handbook of Research in Historical Culture and Education (pp. 51–72). Basingstoke: Palgrave Macmillan.
Taylor, T., Guyver, R. (eds). (2012). History Wars and the Classroom: Global Perspectives. Charlotte, NC: Information Age Publishing.
Thorp, R. (2014). Towards an Epistemological Theory of Historical Consciousness. Historical Encounters: A Journal of Historical Consciousness, Historical Cultures, and History Education, 1(1), 20–31.
Windschuttle, K. (1994). The Killing of History: How a Discipline Is Being Murdered by Literary Critics and Social Theorists. Paddington, NSW: Macleay.
Winter, J. (2010). The Performance of the Past: Memory, History, Identity. In K. Tilmans, F. van Vree, & J. Winter (eds.). Performing the Past. Memory, History and Identity in Europe (pp. 11–23). Amsterdam: Amsterdam University Press.

