Устная традиция как инструмент локальной публичной политики памяти (на материалах современной Греции)
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политика идентичности

УДК

323.2(495)

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-26-1-56-70

Как цитировать

Башмаков, И.С., Посисеев, А.Н. (2025). Устная традиция как инструмент локальной публичной политики памяти (на материалах современной Греции). Южно-российский журнал социальных наук, 26(1), 56-70. DOI: 10.31429/26190567-26-1-56-70
Дата поступления 20 декабря 2024
Дата принятия 25 января 2025
Дата публикации 28 марта 2025
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Башмаков И.С., Посисеев А.И.

Аннотация

В статье рассматриваются практики передачи местного исторического наследия и социально-­культурного опыта с помощью устной традиции, реализуемые в системе публичной политики, направленные на формирование локальной идентичности и коллективной памяти, на материалах деревни Катохи (муниципалитет Месолонгион) на западе Греции. Методика исследования включала качественный социологический опрос (глубинное интервью), а также анализ данных СМИ, официальных сайтов, статистики. Определено, что субъектами публичной политики памяти на местном уровне являются муниципальная власть и ее институты, акторы гражданского общества, представители СМИ, общественных организаций и движений, независимые активисты. Устная традиция как способ передачи исторических знаний распространяется как в семье, среде родственников и знакомых, так и в образовательных учреждениях, через местные СМИ (в основном газеты, телевидение или Интернет), в ходе муниципальных мероприятий, церковных или официальных праздников. Целями публичной политики памяти являются привлечение внимания местного общества к локальной культуре и традициям, укрепление исторической и культурной памяти местных жителей, защита местных интересов, увеличение политической лояльности, социальной солидарности и сплоченности населения, развитие гражданской активности в области сохранения историко-­культурного наследия. Выявлено, что большую роль в местной исторической памяти играют события античной мифологии, периода борьбы с турецким владычеством, обретения национальной независимости. В ходе исследования определено, что местная устная традиция соответствует ценностям и символам национальной греческой идентичности, таким как античное наследие, борьба за независимость от турецкого владычества, а также православие. Устная традиция способствует развитию публичных практик сохранения исторической памяти. Главная практика неотрадиции в районе Месолонгиона символически связана с трагическим событием исхода из Месолонгиона в период борьбы с турецким владычеством.

Ключевые слова

устная традиция политика памяти публичная политика коллективная память местные сообщества неотрадиции Греция

Библиографические ссылки

Беляева, Н.Ю. (2007). Публичная политика в России: сопротивление среды. Полис. Политические исследования, 1, 22–31. DOI: 10.17976/jpps/2007.01.03

Малинова, О.Ю., Миллер, А.И. (2021). Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе. В В.В. Лапин, А.И. Миллер (ред.) Введение. Символическая политика и политика памяти (с. 7–37). СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб.

Мирошниченко, И.В. (2015). Публичная политика как сложносоставной концепт политической науки. В Л.В. Сморгунов, Е.В. Морозова, А.И. Кольба (ред.) Современная политическая реальность и государство: сложные методы исследования (с. 31–49) Краснодар: Кубанский госуниверситет.

Мирошниченко, И.В., Морозова Е.В. (2022). Публичная политика как пространство конвертации нематериальных ресурсов в факторы развития территорий. Политическая наука, 3, 144–163. DOI: 10.31249/poln/2022.03.07

Никовская, Л.И., Якимец, В.Н. (2007). Публичная политика в современной России: между корпоративно-бюрократическим и гражданско-модернизаторским выбором. Полития, 1, 30–51.

Хальбвакс, М. (2005). Коллективная и историческая память. Неприкосновенный запас, 2, 40–41.

Хобсбаум, Э. (2000). Изобретение традиций. Вестник Евразии, 1, 47–62.

Comstock, J.L. (1829). History of the Greek Revolution. New York: W.W. Reed & co. Retrieved from https://archive.org/details/historyofgreekre00coms/page/n9/mode/2up

Hobsbawm, E.J., Ranger, Т. (Eds.), (1983). The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press.

Kokosalakis, N., Psimmenos, I. (1996). Modern Greece: A Profile of Identity and Nationalism. In B. Strath and A. Triandafyllidou (Eds) Representations of Europe and the Nation in Current and Prospective Member-States: Media, Elites and Civil Society (pp.127–165). Brussels: European Commission. Retrieved from https://www.academia.edu/3010427/Representations_of_Europe_and_the_Nation_in_Current_and_Prospective_Member_States_Media_Elites_and_Civil_Society

Koumandaraki, A. (2002). The Evolution of Greek National Identity. Studies in Ethnicity and Nationalism, 2(2), 39–53. DOI: 10.1111/j.1754-9469.2002.tb00026.x

Koutras, N. (2015). The Affiliation between State and Churches: The Case Study of Greece. Annales UMCS, Politologia, 21, 85–95. DOI: 10.2478/curie‑2013-0006

Legg, K., Roberts, J. (1997). Modern Greece: A Civilization on the Periphery. New York. Routledge. DOI: 10.4324/9780429034787

Nora, P. (1989). Between Memory and History: Les Lieux de Mémoire. Representations, 26, 7–24.

Papanikos, G.T. (2024). The national identity of Ancient and Modern Greeks. Athens Journal of Mediterranean Studies, 10, 63–80. DOI: 10.30958/ajms.10-1-4

Tsoukalas, C. (1999). European modernity and Greek national identity. Journal of Southern Europe and the Balkans, 1(1), 7–14. DOI: 10.1080/14613199908413983

Vansina, J. (1990). Oral Tradition and Its Methodology. In J. Ki-Zerbo (Еd.). General History of Africa: Methodology and African Prehistory (pp. 142–165). California: Heinemann Publishers, UNESCO. Retrieved from https://repository.out.ac.tz/403/1/Vol_1._Methodology_%26_African_Prehistory_editor_J.KI-ZERBO%28FILEminimizer%29.pdf

Статистика скачивания

Нет статистики