Школьные учебники по новейшей истории Юга России как ресурс политики памяти | Южно-российский журнал социальных наук
Школьные учебники по новейшей истории Юга России как ресурс политики памяти
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-22-2-104-123
https://doi.org/10.31429/26190567-22-2-104-123

Как цитировать Array

Рожков А.Ю., Рунаев Т.А. Школьные учебники по новейшей истории Юга России как ресурс политики памяти // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, №2. С. 104-123. DOI: 10.31429/26190567-22-2-104-123
Дата поступления 2021-06-14
Дата принятия 2021-06-26
Дата публикации 2021-12-09

Copyright (c) 2021 Александр Юрьевич Рожков, Тимофей Александрович Рунаев

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Одним из способов формирования социальной идентичности является трансляция коллективной памяти. Но наличие множества образов прошлого, противоречащих и конфликтующих друг с другом, обуславливает борьбу идентичностей и внутреннюю конфронтацию общества. Поэтому для успешного воспроизводства российской национальной идентичности необходимо наличие единого исторического поля, где разные образы прошлого представлены в виде нарратива. Однако многосоставной характер российского общества влечет за собой риски несовпадения исторических интерпретаций на федеральном и региональном уровнях. Для минимизации рисков требуется целостная система школьного исторического образования, инструментами которой выступают образовательные стандарты, учебные рабочие программы и учебники. Необходимо понимать, в какой диспозиции находится данный инструментарий на общероссийском и региональном уровнях. В статье рассматривается интеграционный потенциал региональных школьных учебников по новейшей истории двух субъектов РФ: Краснодарского края и Республики Крым. Исследовательский интерес фокусируется на конструировании образов социальной идентичности в нарративах учебников. Сначала рассматривается контекст российского школьного исторического образования. Затем, используя драматический подход в нарративном анализе, выявляется коммеморативная плотность региональных исторических нарративов, а также их интертекстуальная связь с нарративом общенационального масштаба. В результате выделяются магистральные тематические линии нарративов, на основе которых презентируются региональные идентичности. В выводе утверждается, что нарратив новейшей истории, представленный в школьных учебниках, направлен на позитивное восприятие учащимися региональной и общенациональной идентичности.

Ключевые слова

политика памяти, историческая память, исторический нарратив, общее образование, Краснодарский край, Республика Крым

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31514-опн «Политика памяти как ресурс формирования гражданской идентичности и позитивного образа будущего страны в сознании молодежи Юга России».

Библиографические ссылки

  1. Bamberg, M. (2009). Identity and Narration. In P. Hühn, J. Pier, W. Schmid, J. Schönert (Eds) Handbook of Narratology (pp. 132–143). Berlin; New York: Walter de Gruyter.
  2. Barthes, R. (2008). Mifologii [Mythologies]. Moskva: Akademicheskiy proyekt.
  3. Cubitt, J. (2007). History and Memory. Manchester; New York: Manchester University Press.
  4. Fairclough, N. (2004). Analysing Discourse Textual Analysis for Social Research. London; New York: Routledge.
  5. Franzosi, R. (2010). Quantitative Narrative Analysis. London: SAGE Publication, Inc.
  6. Hogenraad, R., Mckenzie, D. P., Péladeau, N. (2003). Force and Influence in Content Analysis: The Production of New Social Knowledge. Quality & Quantity, 37, 221–238.
  7. Hogg, M. A., Abrams, D., Brewer, M. B. (2017). Social Identity: The Role of Self in Group Processes and Intergroup Relations. Group Processes & Intergroup Relations, 20(5), 570–581. DIO:10.1177/1368430217690909.
  8. Huddy, L. (2001). From Social to Political Identity: A Critical Examination of Social Identity Theory. Political Psychology, 22(1), 127–156. DOI: 10.1111/0162-895X.00230
  9. Hühn, P. (2009). Event and Eventfulness. In P. Hühn, J. Pier, W. Schmid, J. Schönert (Eds) Handbook of Narratology (pp. 80–97). Berlin; New York: Walter de Gruyter.
  10. Jenkins, R. (2008). Social Identity. London: Routledge.
  11. Johnson, J., Malinova, O. V. (2020). Simvolicheskaya politika kak predmet political science i Russian studies: issledovaniya politicheskogo ispolzovaniya proshlogo v postsovetskoy Rossii [Symbolic Politics as a Matter of Political Science and Russian Studies: Studies of Political Uses of the Past in Post-Soviet Russia]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 15–41. DOI:10.31249/poln/2020.02.01
  12. Kochergin, A. A. (2017). Kazach’ya identichnost’, istoricheskaya pamyat’, etnicheskiy diskurs: sluchay kubanskogo kazachestva [Cossack Identity, Historical Memory, Ethnic Discourse: The Case of Cuban Cossacks]. In Istoricheskaya pamyat i rossiyskaya identichnost’ na Severnom Kavkaze [Historical Memory and Russian Identity in the North Caucasus] (pp. 80–103). Moskva: IV RAN.
  13. Kontseptsiya prepodavaniya uchebnogo kursa “Istoriya Rossii” v obrazovatel’nykh organizatsiyakh Rossiyskoy Federatsii, realizuyushchikh osnovnye obshcheobrazovatel’nye programmy [The Concept of Teaching the “History of Russia” Course in Educational Organizations of the Russian Federation that Implement Basic General Education Programmes] (2020). Retrieved from https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34
  14. Koven, M. (2015). Narrative and Cultural Identities. Performing and Aligning with Figures of Personhood. In A. De Fina, A. Georgakopoulou (Eds) The Handbook of narrative analysis (pp. 388–407). Oxford: Wiley Blackwell.
  15. Kubanovedenie: programma dlya 10–11 klassov obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniy (organizatsiy) Krasnodarskogo Kraya [Kuban Studies: Program for 10th-11th Grades of General Educational Institutions (Organizations) in Krasnodar Territory] (2018). Krasnodar: Education prospects.
  16. Kubanovedeniye: programma dlya 5–9 klassov obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniy (organizatsiy) Krasnodarskogo Kraya [Kuban Studies: Program for 5th — 9th Grades of General Educational Institutions (Organizations) in Krasnodar Territory] (2018). Krasnodar: Education prospects.
  17. Malinova, O. V. (2017). Politika pamyati kak oblast’ simvolicheskoy Politiki [Memory Policy as an Area of Symbolic Politics]. In A. I. Miller, D. V. Efremenko (Eds) Metodologicheskiye voprosy izucheniya politiki pamyati: Sbornik nauchnykh trudov [Methodological Issues of Studying Memory Policy] (pp. 27–53). Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya.
  18. Manyukhin, I. S. (2016). Novaya kontseptsiya uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoy istorii kak programma razvitiya shkolnogo istoricheskogo obrazovaniya v Rossii [New Conception of Educational and Methodical Complex on National History as a Program of Development of School History Teaching in Russia]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyskoy akademii nauk [News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. 18(3), 118–122.
  19. Miller, A. I. (2012). Istoricheskaya politika v Vostochnoy Evrope nachala XXI v. [Historical Politics in Eastern Europe started XXI]. In A. I. Miller, M. Lipman (Ed.) Istoricheskaya politika v XXI v.: Sbornik statey [Historical Policy in the 21st century: Collection of Articles] (pp. 7–32). Moskva: Novoye literaturnoye obozreniye.
  20. Nechaeva, A. A. (2020). Narrativnyy analiz kak metod issledovaniya kollektivnoy pamyati [Narrative Analysis as a Collective Memory Research Method]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie” [RGGU Bulletin. Series: Philosophy. Sociology. Art Studies], 2, 81–93.
  21. Oleinik, A. N. (2009). Triangulyaciya v kontent-analize: voprosy metodologii i empiricheskaya proverka [Triangulation in Content Analysis: Methodological Issues and Empirical Testing]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 2, 65–79.
  22. Paulson, J. et al. (2020). Education as Site of Memory: Developing a Research Agenda. International Studies in Sociology of Education, 29(4), 429–451. DOI: 10.1080/09620214.2020.1743198
  23. Puzanova, J. V., Trotsuk, I. V. (2003). Narrativnyy analiz: ponyatie ili metafora? [Narrative Analysis: Concept or Metaphor?]. Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie (Sotsiologiya:4M) [Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling (Sociology: 4M)], 17, 56–82.
  24. Salieva, L. K. (2012). Narrativnyy analiz. Istoriya i sovremennost. Sfery prilozheniya [Narrative Analysis. History and Modernity. Areas of Application]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo) [Moscow University Bulletin. Series 21. Public Administration], 3, 116–128.
  25. Samarkina, I. V. (2017). Politika pamyati i istoricheskiy narrative [Political Memory and Historic Narrative]. In I. S. Semerenko (Ed.) Identichnost: Lichnost, obshchestvo, politika. Entsiklopedicheskoye izdaniye [Identity: The Individual, Society, and Politics. An Encyclopedia] (pp. 666–670). Moskva: “Ves’ mir”.
  26. Savel’eva, I. M., Poletaev, A. V. (2008). Sotsial’nye predstavleniya o proshlom, ili znayut li amerikantsy istoriyu [Social Notions of the Past, or Whether Americans Know History]. Moskva: Novoye literaturnoye obozreniye.
  27. Segesten, A. D., Wüstenberg, J. (2017). Memory Studies: The State of an Emergent Field. Memory studies, 10(4), 474–489. DOI:10.1177/1750698016655394
  28. Semenenko, I. S. (2018). Proshloe na perednem krae politiki identichnosti [History on The Frontline of Identity Politics]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 62(11), 65–76.
  29. Solov’yev, K. A. (2020). Istoriko-kul’turnyy standart v kontekste rossiyskoy istoricheskoy politiki. Pamyat’ i identichnost’ — II [Historical and Cultural Standard in the Context of Russian Historical Policy. Memory and identity — II]. In Kto pishet istoriyu: osobennosti formirovaniya istoricheskogo narrativa: sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Who Writes History: Features of the Formation of a Historical Narrative: A Collection of Articles on Materials of the All-Russian Scientific Conference] (pp. 217–227). Moskva: Rossiyskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet.
  30. Somers, M. R. (1994). The Narrative Constitution of Identity: A Relational and Network Approach. Theory and Society, 23(5), 605–649.
  31. Suprychev, A. V., Achkinazi, B. A., Shevtsov, A. A. et al. (Eds) (2018). Krymovedeniye: Istoriko-kulturnyy obzor Kryma. 6 klass: uchebnoye posobiye [Crimea: Historical and Cultural Survey of Crimea. 6th Grade. Training manual]. Simferopol: Nasha shkola.
  32. Tishkov, V. A. (2011). Istoricheskaya kultura i identichnost [Historical Culture and Identity]. Uralskiy istoricheskiy vestnik [Ural Historical Journal], 2(31), 4–16.
  33. Torkunov, A. V. (Ed.) (2016). Istoriya Rossii. 10 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatelnykh organizatsiy: v trekh chastyakh [History of Russia. 10th Grade: Textbook for General Education Organizations: In Three Parts]. Moskva: Prosveshcheniye.
  34. Trošt, T. P. (2019). Remembering the Good: Constructing the Nation Through Joyful Memories in School Textbooks in the Former Yugoslavia. Memory Studies, 12(1), 27–45. DOI: 10.1177/1750698018811986
  35. Trotsuk, I. V. (2017). O metateoretizirovanii v oblasti analiza tekstovykh dannykh [Metatheorizing in The Sociological Study of Textual Data]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 9, 12–21.
  36. Wortham, S., Rhoedes, C. R. (2015). Narratives across Speech Events. In A. De Fina, A. Georgakopoulou (Eds) The Handbook of Narrative Analysis (pp. 160–177). Oxford: Wiley Blackwell.
  37. Yarskaya-Smirnova, E. R. (1997). Narrativnyy analiz v sociologii [Narrative Analysis in Sociology]. Sociologicheskiy zhurnal [Sociological Journal], 3. Retrieved from https://www.jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/342/316
  38. Zaytsev, A. A. (Ed.) (2018). Kubanovedeniye: Uchebnoye posobiye dlya 10 kl. obshcheobrazovat. organizatsiy [Kuban Studies: Tutorial for 10 Classes Grades of General Education Organizations]. Krasnodar: Perspektivy obrazovaniya.
  39. Zerubavel, J. (2011). Dinamika kollektivnoy pamyati [Dynamics of Collective Memory]. Imperiya v zerkale istoricheskoy pamyati [Empire in the Mirror of Historical Memory]. Moskva: Novoye izdatelstvo.
  40. Zubanova, L. B., Zykhovskaya, N. L., Shub, M. L. (2021). Aktualnyye trendy pamyati: problemnoye pole zhurnala Memory Studies [Actual Trends of Memory: The Problem field of “Memory Studies”]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 2, 140–145. DOI: 10.31857/S013216250010091-3