Аннотация
Одним из способов формирования социальной идентичности является трансляция коллективной памяти. Но наличие множества образов прошлого, противоречащих и конфликтующих друг с другом, обуславливает борьбу идентичностей и внутреннюю конфронтацию общества. Поэтому для успешного воспроизводства российской национальной идентичности необходимо наличие единого исторического поля, где разные образы прошлого представлены в виде нарратива. Однако многосоставной характер российского общества влечет за собой риски несовпадения исторических интерпретаций на федеральном и региональном уровнях. Для минимизации рисков требуется целостная система школьного исторического образования, инструментами которой выступают образовательные стандарты, учебные рабочие программы и учебники. Необходимо понимать, в какой диспозиции находится данный инструментарий на общероссийском и региональном уровнях. В статье рассматривается интеграционный потенциал региональных школьных учебников по новейшей истории двух субъектов РФ: Краснодарского края и Республики Крым. Исследовательский интерес фокусируется на конструировании образов социальной идентичности в нарративах учебников. Сначала рассматривается контекст российского школьного исторического образования. Затем, используя драматический подход в нарративном анализе, выявляется коммеморативная плотность региональных исторических нарративов, а также их интертекстуальная связь с нарративом общенационального масштаба. В результате выделяются магистральные тематические линии нарративов, на основе которых презентируются региональные идентичности. В выводе утверждается, что нарратив новейшей истории, представленный в школьных учебниках, направлен на позитивное восприятие учащимися региональной и общенациональной идентичности.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31514-опн «Политика памяти как ресурс формирования гражданской идентичности и позитивного образа будущего страны в сознании молодежи Юга России».
Библиографические ссылки
Bamberg, M. (2009). Identity and Narration. In P. Hühn, J. Pier, W. Schmid, J. Schönert (Eds) Handbook of Narratology (pp. 132–143). Berlin; New York: Walter de Gruyter.
Barthes, R. (2008). Mifologii [Mythologies]. Moskva: Akademicheskiy proyekt.
Cubitt, J. (2007). History and Memory. Manchester; New York: Manchester University Press.
Fairclough, N. (2004). Analysing Discourse Textual Analysis for Social Research. London; New York: Routledge.
Franzosi, R. (2010). Quantitative Narrative Analysis. London: SAGE Publication, Inc.
Hogenraad, R., Mckenzie, D. P., Péladeau, N. (2003). Force and Influence in Content Analysis: The Production of New Social Knowledge. Quality & Quantity, 37, 221–238.
Hogg, M. A., Abrams, D., Brewer, M. B. (2017). Social Identity: The Role of Self in Group Processes and Intergroup Relations. Group Processes & Intergroup Relations, 20(5), 570–581. DIO:10.1177/1368430217690909.
Huddy, L. (2001). From Social to Political Identity: A Critical Examination of Social Identity Theory. Political Psychology, 22(1), 127–156. DOI: 10.1111/0162-895X.00230
Hühn, P. (2009). Event and Eventfulness. In P. Hühn, J. Pier, W. Schmid, J. Schönert (Eds) Handbook of Narratology (pp. 80–97). Berlin; New York: Walter de Gruyter.
Jenkins, R. (2008). Social Identity. London: Routledge.
Johnson, J., Malinova, O. V. (2020). Simvolicheskaya politika kak predmet political science i Russian studies: issledovaniya politicheskogo ispolzovaniya proshlogo v postsovetskoy Rossii [Symbolic Politics as a Matter of Political Science and Russian Studies: Studies of Political Uses of the Past in Post-Soviet Russia]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 15–41. DOI:10.31249/poln/2020.02.01
Kochergin, A. A. (2017). Kazach’ya identichnost’, istoricheskaya pamyat’, etnicheskiy diskurs: sluchay kubanskogo kazachestva [Cossack Identity, Historical Memory, Ethnic Discourse: The Case of Cuban Cossacks]. In Istoricheskaya pamyat i rossiyskaya identichnost’ na Severnom Kavkaze [Historical Memory and Russian Identity in the North Caucasus] (pp. 80–103). Moskva: IV RAN.
Kontseptsiya prepodavaniya uchebnogo kursa “Istoriya Rossii” v obrazovatel’nykh organizatsiyakh Rossiyskoy Federatsii, realizuyushchikh osnovnye obshcheobrazovatel’nye programmy [The Concept of Teaching the “History of Russia” Course in Educational Organizations of the Russian Federation that Implement Basic General Education Programmes] (2020). Retrieved from https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34
Koven, M. (2015). Narrative and Cultural Identities. Performing and Aligning with Figures of Personhood. In A. De Fina, A. Georgakopoulou (Eds) The Handbook of narrative analysis (pp. 388–407). Oxford: Wiley Blackwell.
Kubanovedenie: programma dlya 10–11 klassov obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniy (organizatsiy) Krasnodarskogo Kraya [Kuban Studies: Program for 10th-11th Grades of General Educational Institutions (Organizations) in Krasnodar Territory] (2018). Krasnodar: Education prospects.
Kubanovedeniye: programma dlya 5–9 klassov obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniy (organizatsiy) Krasnodarskogo Kraya [Kuban Studies: Program for 5th — 9th Grades of General Educational Institutions (Organizations) in Krasnodar Territory] (2018). Krasnodar: Education prospects.
Malinova, O. V. (2017). Politika pamyati kak oblast’ simvolicheskoy Politiki [Memory Policy as an Area of Symbolic Politics]. In A. I. Miller, D. V. Efremenko (Eds) Metodologicheskiye voprosy izucheniya politiki pamyati: Sbornik nauchnykh trudov [Methodological Issues of Studying Memory Policy] (pp. 27–53). Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya.
Manyukhin, I. S. (2016). Novaya kontseptsiya uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoy istorii kak programma razvitiya shkolnogo istoricheskogo obrazovaniya v Rossii [New Conception of Educational and Methodical Complex on National History as a Program of Development of School History Teaching in Russia]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyskoy akademii nauk [News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. 18(3), 118–122.
Miller, A. I. (2012). Istoricheskaya politika v Vostochnoy Evrope nachala XXI v. [Historical Politics in Eastern Europe started XXI]. In A. I. Miller, M. Lipman (Ed.) Istoricheskaya politika v XXI v.: Sbornik statey [Historical Policy in the 21st century: Collection of Articles] (pp. 7–32). Moskva: Novoye literaturnoye obozreniye.
Nechaeva, A. A. (2020). Narrativnyy analiz kak metod issledovaniya kollektivnoy pamyati [Narrative Analysis as a Collective Memory Research Method]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie” [RGGU Bulletin. Series: Philosophy. Sociology. Art Studies], 2, 81–93.
Oleinik, A. N. (2009). Triangulyaciya v kontent-analize: voprosy metodologii i empiricheskaya proverka [Triangulation in Content Analysis: Methodological Issues and Empirical Testing]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 2, 65–79.
Paulson, J. et al. (2020). Education as Site of Memory: Developing a Research Agenda. International Studies in Sociology of Education, 29(4), 429–451. DOI: 10.1080/09620214.2020.1743198
Puzanova, J. V., Trotsuk, I. V. (2003). Narrativnyy analiz: ponyatie ili metafora? [Narrative Analysis: Concept or Metaphor?]. Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie (Sotsiologiya:4M) [Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling (Sociology: 4M)], 17, 56–82.
Salieva, L. K. (2012). Narrativnyy analiz. Istoriya i sovremennost. Sfery prilozheniya [Narrative Analysis. History and Modernity. Areas of Application]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo) [Moscow University Bulletin. Series 21. Public Administration], 3, 116–128.
Samarkina, I. V. (2017). Politika pamyati i istoricheskiy narrative [Political Memory and Historic Narrative]. In I. S. Semerenko (Ed.) Identichnost: Lichnost, obshchestvo, politika. Entsiklopedicheskoye izdaniye [Identity: The Individual, Society, and Politics. An Encyclopedia] (pp. 666–670). Moskva: “Ves’ mir”.
Savel’eva, I. M., Poletaev, A. V. (2008). Sotsial’nye predstavleniya o proshlom, ili znayut li amerikantsy istoriyu [Social Notions of the Past, or Whether Americans Know History]. Moskva: Novoye literaturnoye obozreniye.
Segesten, A. D., Wüstenberg, J. (2017). Memory Studies: The State of an Emergent Field. Memory studies, 10(4), 474–489. DOI:10.1177/1750698016655394
Semenenko, I. S. (2018). Proshloe na perednem krae politiki identichnosti [History on The Frontline of Identity Politics]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 62(11), 65–76.
Solov’yev, K. A. (2020). Istoriko-kul’turnyy standart v kontekste rossiyskoy istoricheskoy politiki. Pamyat’ i identichnost’ — II [Historical and Cultural Standard in the Context of Russian Historical Policy. Memory and identity — II]. In Kto pishet istoriyu: osobennosti formirovaniya istoricheskogo narrativa: sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Who Writes History: Features of the Formation of a Historical Narrative: A Collection of Articles on Materials of the All-Russian Scientific Conference] (pp. 217–227). Moskva: Rossiyskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet.
Somers, M. R. (1994). The Narrative Constitution of Identity: A Relational and Network Approach. Theory and Society, 23(5), 605–649.
Suprychev, A. V., Achkinazi, B. A., Shevtsov, A. A. et al. (Eds) (2018). Krymovedeniye: Istoriko-kulturnyy obzor Kryma. 6 klass: uchebnoye posobiye [Crimea: Historical and Cultural Survey of Crimea. 6th Grade. Training manual]. Simferopol: Nasha shkola.
Tishkov, V. A. (2011). Istoricheskaya kultura i identichnost [Historical Culture and Identity]. Uralskiy istoricheskiy vestnik [Ural Historical Journal], 2(31), 4–16.
Torkunov, A. V. (Ed.) (2016). Istoriya Rossii. 10 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatelnykh organizatsiy: v trekh chastyakh [History of Russia. 10th Grade: Textbook for General Education Organizations: In Three Parts]. Moskva: Prosveshcheniye.
Trošt, T. P. (2019). Remembering the Good: Constructing the Nation Through Joyful Memories in School Textbooks in the Former Yugoslavia. Memory Studies, 12(1), 27–45. DOI: 10.1177/1750698018811986
Trotsuk, I. V. (2017). O metateoretizirovanii v oblasti analiza tekstovykh dannykh [Metatheorizing in The Sociological Study of Textual Data]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 9, 12–21.
Wortham, S., Rhoedes, C. R. (2015). Narratives across Speech Events. In A. De Fina, A. Georgakopoulou (Eds) The Handbook of Narrative Analysis (pp. 160–177). Oxford: Wiley Blackwell.
Yarskaya-Smirnova, E. R. (1997). Narrativnyy analiz v sociologii [Narrative Analysis in Sociology]. Sociologicheskiy zhurnal [Sociological Journal], 3. Retrieved from https://www.jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/342/316
Zaytsev, A. A. (Ed.) (2018). Kubanovedeniye: Uchebnoye posobiye dlya 10 kl. obshcheobrazovat. organizatsiy [Kuban Studies: Tutorial for 10 Classes Grades of General Education Organizations]. Krasnodar: Perspektivy obrazovaniya.
Zerubavel, J. (2011). Dinamika kollektivnoy pamyati [Dynamics of Collective Memory]. Imperiya v zerkale istoricheskoy pamyati [Empire in the Mirror of Historical Memory]. Moskva: Novoye izdatelstvo.
Zubanova, L. B., Zykhovskaya, N. L., Shub, M. L. (2021). Aktualnyye trendy pamyati: problemnoye pole zhurnala Memory Studies [Actual Trends of Memory: The Problem field of “Memory Studies”]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 2, 140–145. DOI: 10.31857/S013216250010091-3