Аннотация
Одним из способов формирования социальной идентичности является трансляция коллективной памяти. Но наличие множества образов прошлого, противоречащих и конфликтующих друг с другом, обуславливает борьбу идентичностей и внутреннюю конфронтацию общества. Поэтому для успешного воспроизводства российской национальной идентичности необходимо наличие единого исторического поля, где разные образы прошлого представлены в виде нарратива. Однако многосоставной характер российского общества влечет за собой риски несовпадения исторических интерпретаций на федеральном и региональном уровнях. Для минимизации рисков требуется целостная система школьного исторического образования, инструментами которой выступают образовательные стандарты, учебные рабочие программы и учебники. Необходимо понимать, в какой диспозиции находится данный инструментарий на общероссийском и региональном уровнях. В статье рассматривается интеграционный потенциал региональных школьных учебников по новейшей истории двух субъектов РФ: Краснодарского края и Республики Крым. Исследовательский интерес фокусируется на конструировании образов социальной идентичности в нарративах учебников. Сначала рассматривается контекст российского школьного исторического образования. Затем, используя драматический подход в нарративном анализе, выявляется коммеморативная плотность региональных исторических нарративов, а также их интертекстуальная связь с нарративом общенационального масштаба. В результате выделяются магистральные тематические линии нарративов, на основе которых презентируются региональные идентичности. В выводе утверждается, что нарратив новейшей истории, представленный в школьных учебниках, направлен на позитивное восприятие учащимися региональной и общенациональной идентичности.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31514-опн «Политика памяти как ресурс формирования гражданской идентичности и позитивного образа будущего страны в сознании молодежи Юга России».
Библиографические ссылки
Барт, Р. (2008). Мифологии. Москва: Академический проект.
Джонсон, Дж., Малинова, О.В. (2020). Символическая политика как предмет political science и Russian studies: исследования политического использования прошлого в постсоветской России. Политическая наука, 2, 15–41. DOI: 10.31249/poln/2020.02.01
Зубанова, Л.Б., Зыховская, Н.Л., Шуб, М.Л. (2021). Актуальные тренды памяти: проблемное поле журнала Memory Studies. Социологические исследования, 2, 140–145. DOI: 10.31857/S013216250010091-3
Зерубавель, Я. (2011). Динамика коллективной памяти. Империя в зеркале исторической памяти. Москва: Новое издательство.
Торкунов, А.В. (ред.) (2016). История России. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в трёх частях. Москва: Просвещение.
Концепция преподавания учебного курса “История России” в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. (2020). Режим доступа https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/
Кочергин, А.А. (2017). Казачья идентичность, историческая память, этнический дискурс: случай кубанского казачества. В А.К. Аликберов (ред.) Историческая память и российская идентичность на Северном Кавказе (с. 80–103). Москва: ИВ РАН.
Супрычев, А.В., Ачкинази, Б.А., Шевцов, А.А. и др. (ред.) (2018). Крымоведение: Историко-культурный обзор Крыма. 6 класс: учебное пособие. Симферополь: Наша школа.
Кубановедение: программа для 5–9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодар. края. (2017). Краснодар: Перспективы образования.
Кубановедение: программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодар. края. (2018). Краснодар: Перспективы образования.
Зайцев, А.А. (ред.) (2018). Кубановедение: Учебное пособие для 10 кл. общеобразоват. организаций. Краснодар: Перспективы образования.
Малинова, О.В. (2017). Политика памяти как область символической политики. В А.И. Миллер, Д.В. Ефременко (ред.) Методологические вопросы изучения политики памяти: Сборник научных трудов (с. 27–53). Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История.
Манюхин, И.С. (2016). Новая концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования в России. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 18(3), 118–122.
Миллер, А.И. (2012) Историческая политика в Восточной Европе начала XXI в. В А.И. Миллер, М. Липман (ред.) Историческая политика в XXI в.: Сборник статей (с. 7–32). Москва: Новое литературное обозрение.
Нечаева, А.А. (2020). Нарративный анализ как метод исследования коллективной памяти. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2, 81–93.
Олейник, А.Н. (2009). Триангуляция в контент-анализе: вопросы методологии и эмпирическая проверка. Социологические исследования, 2, 65–79.
Савельева, И.М., Полетаев, А.В. (2008). Социальные представления о прошлом, или знают ли американцы историю. Москва: Новое литературное обозрение.
Салиева, Л.К. (2012). Нарративный анализ. История и современность. Сферы приложения. Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество), 3, 116–128.
Самаркина, И.В. (2017). Политика памяти и исторический нарратив. В И.С. Семеренко (ред.) Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание (с. 666–670). Москва: «Весь мир».
Семененко, И.С. (2018). Прошлое на переднем крае политики идентичности. Мировая экономика и международные отношения, 62(11), 65–76.
Соловьев, К.А. (2020). Историко-культурный стандарт в контексте российской исторической политики. В Память и идентичность — II. Кто пишет историю: особенности формирования исторического нарратива: сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции (с. 217–227). Москва: Российский государственный гуманитарный университет.
Тишков, В.А. (2011). Историческая культура и идентичность. Уральский исторический вестник, 2(31), 4–16.
Троцук, И.В. (2017). О метатеоретизировании в области анализа текстовых данных. Социологические исследования, 9, 12–21.
Пузанова, Ж.В., Троцук, И.В. (2003). Нарративный анализ: понятие или метафора? Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М), 17, 56–82.
Ярская-Смирнова, Е.Р. (1997). Нарративный анализ в социологии. Социологический журнал, 3. Режим доступа: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/342/316
Bamberg, M. (2009). Identity and Narration. In P. Hühn, J. Pier, W. Schmid, J. Schönert (Eds) Handbook of Narratology (pp. 132–143). Berlin; New York: Walter de Gruyter.
Cubitt, J. (2007). History and Memory. Manchester; New York: Manchester University Press.
Fairclough, N. (2004). Analysing Discourse Textual Analysis for Social Research. London; New York: Routledge.
Franzosi, R. (2010). Quantitative Narrative Analysis. London: SAGE Publication, Inc.
Hogenraad, R., Mckenzie, D.P., Péladeau, N. (2003). Force and Influence in Content Analysis: The Production of New Social Knowledge. Quality & Quantity, 37, 221–238.
Hogg, M.A., Abrams, D., Brewer, M.B. (2017). Social Identity: The Role of Self in Group Processes and Intergroup Relations. Group Processes & Intergroup Relations, 20(5), 570–581. DOI: 10.1177/1368430217690909
Huddy, L. (2001). From Social to Political Identity: A Critical Examination of Social Identity Theory. Political Psychology, 22(1), 127–156. DOI: 10.1111/0162-895X.00230
Hühn, P. (2009). Event and Eventfulness. In P. Hühn, J. Pier, W. Schmid, J. Schönert (Eds) Handbook of Narratology (pp. 80–97). Berlin; New York: Walter de Gruyter.
Jenkins, R. (2008). Social Identity. London: Routledge.
Koven, M. (2015). Narrative and Cultural Identities. Performing and Aligning with Figures of Personhood. In A. De Fina, A. Georgakopoulou (Eds) The Handbook of narrative analysis (pp. 388–407). Oxford: Wiley Blackwell.
Paulson, J. et al. (2020). Education as Site of Memory: Developing a Research Agenda. International Studies in Sociology of Education, 29(4), 429–451. DOI: 10.1080/09620214.2020.1743198
Segesten, A.D., Wüstenberg, J. (2017). Memory Studies: The State of an Emergent Field. Memory studies, 10(4), 474–489. DOI: 10.1177/1750698016655394
Somers, M.R. (1994). The Narrative Constitution of Identity: A Relational and Network Approach. Theory and Society, 23(5), 605–649.
Trošt, T.P. (2019). Remembering the Good: Constructing the Nation Through Joyful Memories in School Textbooks in the Former Yugoslavia. Memory Studies, 12(1), 27–45. DOI: 10.1177/1750698018811986
Wortham, S., Rhoedes, C.R. (2015). Narratives across Speech Events. In A. De Fina, A. Georgakopoulou (Eds) The Handbook of Narrative Analysis (pp. 160–177). Oxford: Wiley Blackwell.