Школьные учебники по новейшей истории Юга России как ресурс политики памяти
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политика памяти: дискурсы и практики

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-22-2-104-123

Как цитировать

Рожков, А.Ю., Рунаев, Т.А. (2021). Школьные учебники по новейшей истории Юга России как ресурс политики памяти. Южно-российский журнал социальных наук, 22(2), 104-123. DOI: 10.31429/26190567-22-2-104-123
Дата поступления 14 июня 2021
Дата принятия 26 июня 2021
Дата публикации 9 декабря 2021
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2021 Александр Юрьевич Рожков, Тимофей Александрович Рунаев

Аннотация

Одним из способов формирования социальной идентичности является трансляция коллективной памяти. Но наличие множества образов прошлого, противоречащих и конфликтующих друг с другом, обуславливает борьбу идентичностей и внутреннюю конфронтацию общества. Поэтому для успешного воспроизводства российской национальной идентичности необходимо наличие единого исторического поля, где разные образы прошлого представлены в виде нарратива. Однако многосоставной характер российского общества влечет за собой риски несовпадения исторических интерпретаций на федеральном и региональном уровнях. Для минимизации рисков требуется целостная система школьного исторического образования, инструментами которой выступают образовательные стандарты, учебные рабочие программы и учебники. Необходимо понимать, в какой диспозиции находится данный инструментарий на общероссийском и региональном уровнях. В статье рассматривается интеграционный потенциал региональных школьных учебников по новейшей истории двух субъектов РФ: Краснодарского края и Республики Крым. Исследовательский интерес фокусируется на конструировании образов социальной идентичности в нарративах учебников. Сначала рассматривается контекст российского школьного исторического образования. Затем, используя драматический подход в нарративном анализе, выявляется коммеморативная плотность региональных исторических нарративов, а также их интертекстуальная связь с нарративом общенационального масштаба. В результате выделяются магистральные тематические линии нарративов, на основе которых презентируются региональные идентичности. В выводе утверждается, что нарратив новейшей истории, представленный в школьных учебниках, направлен на позитивное восприятие учащимися региональной и общенациональной идентичности.

Ключевые слова

политика памяти историческая память исторический нарратив общее образование Краснодарский край Республика Крым

Информация о финансировании

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31514-опн «Политика памяти как ресурс формирования гражданской идентичности и позитивного образа будущего страны в сознании молодежи Юга России».

Библиографические ссылки

Барт, Р. (2008). Мифологии. Москва: Академический проект.

Джонсон, Дж., Малинова, О.В. (2020). Символическая политика как предмет political science и Russian studies: исследования политического использования прошлого в постсоветской России. Политическая наука, 2, 15–41. DOI: 10.31249/poln/2020.02.01

Зубанова, Л.Б., Зыховская, Н.Л., Шуб, М.Л. (2021). Актуальные тренды памяти: проблемное поле журнала Memory Studies. Социологические исследования, 2, 140–145. DOI: 10.31857/S013216250010091-3

Зерубавель, Я. (2011). Динамика коллективной памяти. Империя в зеркале исторической памяти. Москва: Новое издательство.

Торкунов, А.В. (ред.) (2016). История России. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в трёх частях. Москва: Просвещение.

Концепция преподавания учебного курса “История России” в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. (2020). Режим доступа https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/

Кочергин, А.А. (2017). Казачья идентичность, историческая память, этнический дискурс: случай кубанского казачества. В А.К. Аликберов (ред.) Историческая память и российская идентичность на Северном Кавказе (с. 80–103). Москва: ИВ РАН.

Супрычев, А.В., Ачкинази, Б.А., Шевцов, А.А. и др. (ред.) (2018). Крымоведение: Историко-культурный обзор Крыма. 6 класс: учебное пособие. Симферополь: Наша школа.

Кубановедение: программа для 5–9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодар. края. (2017). Краснодар: Перспективы образования.

Кубановедение: программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодар. края. (2018). Краснодар: Перспективы образования.

Зайцев, А.А. (ред.) (2018). Кубановедение: Учебное пособие для 10 кл. общеобразоват. организаций. Краснодар: Перспективы образования.

Малинова, О.В. (2017). Политика памяти как область символической политики. В А.И. Миллер, Д.В. Ефременко (ред.) Методологические вопросы изучения политики памяти: Сборник научных трудов (с. 27–53). Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История.

Манюхин, И.С. (2016). Новая концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования в России. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 18(3), 118–122.

Миллер, А.И. (2012) Историческая политика в Восточной Европе начала XXI в. В А.И. Миллер, М. Липман (ред.) Историческая политика в XXI в.: Сборник статей (с. 7–32). Москва: Новое литературное обозрение.

Нечаева, А.А. (2020). Нарративный анализ как метод исследования коллективной памяти. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2, 81–93.

Олейник, А.Н. (2009). Триангуляция в контент-анализе: вопросы методологии и эмпирическая проверка. Социологические исследования, 2, 65–79.

Савельева, И.М., Полетаев, А.В. (2008). Социальные представления о прошлом, или знают ли американцы историю. Москва: Новое литературное обозрение.

Салиева, Л.К. (2012). Нарративный анализ. История и современность. Сферы приложения. Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество), 3, 116–128.

Самаркина, И.В. (2017). Политика памяти и исторический нарратив. В И.С. Семеренко (ред.) Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание (с. 666–670). Москва: «Весь мир».

Семененко, И.С. (2018). Прошлое на переднем крае политики идентичности. Мировая экономика и международные отношения, 62(11), 65–76.

Соловьев, К.А. (2020). Историко-культурный стандарт в контексте российской исторической политики. В Память и идентичность — II. Кто пишет историю: особенности формирования исторического нарратива: сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции (с. 217–227). Москва: Российский государственный гуманитарный университет.

Тишков, В.А. (2011). Историческая культура и идентичность. Уральский исторический вестник, 2(31), 4–16.

Троцук, И.В. (2017). О метатеоретизировании в области анализа текстовых данных. Социологические исследования, 9, 12–21.

Пузанова, Ж.В., Троцук, И.В. (2003). Нарративный анализ: понятие или метафора? Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М), 17, 56–82.

Ярская-Смирнова, Е.Р. (1997). Нарративный анализ в социологии. Социологический журнал, 3. Режим доступа: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/342/316

Bamberg, M. (2009). Identity and Narration. In P. Hühn, J. Pier, W. Schmid, J. Schönert (Eds) Handbook of Narratology (pp. 132–143). Berlin; New York: Walter de Gruyter.

Cubitt, J. (2007). History and Memory. Manchester; New York: Manchester University Press.

Fairclough, N. (2004). Analysing Discourse Textual Analysis for Social Research. London; New York: Routledge.

Franzosi, R. (2010). Quantitative Narrative Analysis. London: SAGE Publication, Inc.

Hogenraad, R., Mckenzie, D.P., Péladeau, N. (2003). Force and Influence in Content Analysis: The Production of New Social Knowledge. Quality & Quantity, 37, 221–238.

Hogg, M.A., Abrams, D., Brewer, M.B. (2017). Social Identity: The Role of Self in Group Processes and Intergroup Relations. Group Processes & Intergroup Relations, 20(5), 570–581. DOI: 10.1177/1368430217690909

Huddy, L. (2001). From Social to Political Identity: A Critical Examination of Social Identity Theory. Political Psychology, 22(1), 127–156. DOI: 10.1111/0162-895X.00230

Hühn, P. (2009). Event and Eventfulness. In P. Hühn, J. Pier, W. Schmid, J. Schönert (Eds) Handbook of Narratology (pp. 80–97). Berlin; New York: Walter de Gruyter.

Jenkins, R. (2008). Social Identity. London: Routledge.

Koven, M. (2015). Narrative and Cultural Identities. Performing and Aligning with Figures of Personhood. In A. De Fina, A. Georgakopoulou (Eds) The Handbook of narrative analysis (pp. 388–407). Oxford: Wiley Blackwell.

Paulson, J. et al. (2020). Education as Site of Memory: Developing a Research Agenda. International Studies in Sociology of Education, 29(4), 429–451. DOI: 10.1080/09620214.2020.1743198

Segesten, A.D., Wüstenberg, J. (2017). Memory Studies: The State of an Emergent Field. Memory studies, 10(4), 474–489. DOI: 10.1177/1750698016655394

Somers, M.R. (1994). The Narrative Constitution of Identity: A Relational and Network Approach. Theory and Society, 23(5), 605–649.

Trošt, T.P. (2019). Remembering the Good: Constructing the Nation Through Joyful Memories in School Textbooks in the Former Yugoslavia. Memory Studies, 12(1), 27–45. DOI: 10.1177/1750698018811986

Wortham, S., Rhoedes, C.R. (2015). Narratives across Speech Events. In A. De Fina, A. Georgakopoulou (Eds) The Handbook of Narrative Analysis (pp. 160–177). Oxford: Wiley Blackwell.

Статистика скачивания

Нет статистики