Аннотация
В статье автор, размышляя о направлениях и характере современных социальных трансформаций, обращает внимание на нарастание проблем социального порядка и необходимость поиска инструментов их разрешения. В этой связи оправданным представляется обращение к рассмотрению потенциала институтов гражданского общества, которые, по мнению автора, могут стать полноправными субъектами социальной политики, имеют необходимые возможности для решения многих насущных социальных проблем, являются перспективным ресурсом социально-политической стабилизации современного общества. Ракурсом исследования становится изучение практик социальной работы религиозных организаций как институтов гражданского общества на примере Русской православной церкви. Обоснованность подхода объясняется возможностью церкви заполнить те ниши социального пространства, где участие государства и (или) других институтов гражданского общества не в полной мере обеспечивает достижения желаемых социальных результатов. При исследовании феномена «гражданского общества» обнаружена его сложность и многогранность, изучены условия и факторы укрепления партнерских отношений между государством и церковью в современной России. Делается заключение об определенной переориентации РПЦ с парадигмы взаимодействия «церковь-государство» (с сохранением и умножением практик институционального взаимодействия) на парадигму «церковь — общество» (с развитием практик функционального взаимодействия, реализации социальных или гражданских функций церкви), что доказывается в результате анализа деятельности Русской православной церкви в социальной сфере. В заключении автор приходит к выводу о необходимости дальнейшего осмысления места и роли религиозных организаций в процессе социальных трансформаций современного общества, нахождения более широких возможностей их участия в поисках ответов на актуальные социальные вызовы. Делается вывод о востребованности институтов церкви в социальной сфере, их значимости, как для развития российского гражданского общества, так и для сохранения российской национальной идентичности и укрепления социального мира.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Berger, J. (2003). Religious Nongovernmental Organizations: An Exploratory Analysis. Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 14, 15–39. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1022988804887.
Chernega, K. (2018). O formakh i pravilakh gospodderzhki NKO otnosiashchikhsia k religioznym organizatsiiam [On the Forms and Rules of Government Support for Socially-Oriented Religious NGOs]. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii [The Journal of the Moscow Patriarchate], 7, 69–71.
Cladis, M. (2017). Solidarity, Religion, and the Environment: Challenges and Promises in the 21st Century. Changing Societies & Personalities, 1, 353–372. DOI: https://doi.org/10.15826/csp.2017.1.4.023.
Clarke, G. (2006). Faith Matters: Faith-Based Organizations, Civil Society and International Development. Journal of International Development, 18, 835–848. DOI: https://doi.org/10.1002/jid.1317.
Cnaan, R., Zrinščak, S., Grönlund, H. et al. (2016). Volunteering in Religious Congregations and Faith-Based Associations. In The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Palgrave Macmillan, London.
Crisp, B. R. (2014). Social Work and Faith-based Organizations. London: Routledge.
Edelman Trust Barometer (2019). Executive summary. The 19th Annual Trust and Credibility Survey. Retrieved from https://www.edelman.com/sites/g/files/aatuss191/files/2019–02/2019_Edelman_Trust_Barometer_Executive_Summary.pdf
Herbert, D. (2003). Religion and Civil Society: Rethinking Public Religion in the Contemporary World. Ashgate Religion Culture and Society. England: Ashgate Religion, Culture & Society Series.
Ivanova, T. Yu. (2000), Politicheskaia kul'tura naseleniia kak uslovie sushchestvovaniia grazhdanskogo obshchestva [Political Culture of the Population as Condition for the Existence of Civil Society]. In I. A. Butenko Perspektivy samoupravleniia i samoorganizatsii v Rossii [Perspectives of Self-government and Self-organization in Russia]. Moskva: Moskovskii obshchestvennyi nauchnyi fond.
Kalkandjieva, D. (2011). А Comparative Analysis on Church-State Relations in Eastern Orthodoxy: Concepts, Models and Principles. Journal of Church and State, 53, 587–614.
Lunkin, R. N. (2018). Russkoe pravoslavie pered litsom sotsialnykh vyzovov volonterstvo i khristianskaia reabilitatsiia grupp riska [Russian Orthodoxy Facing Social Challenges: Volunteering and Christian Rehabilitation of Risk Groups]. Vestnik Permskogo universiteta. Politologiia [Bulletin of Perm University. Political Science], 2, 156–171.
Mchedlova, M. M. (2012), Sovremennye parametry vozvrashcheniia religii rakursy problemy [Modern Parameters of the Return of Religion: Foreshortenings of the Problem]. Vestnik Instituta Sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology], 4, 10–24.
Mchedlova, M. M. (2010). Izmenenie obieiasnitelnykh modelei politiki vkliuchenie religioznykh referentov [Revision of Gnoseological Models of Politics: The Inclusion of Religious Referents]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser. 12. Politicheskie nauki [Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science], 6,59–70.
Miroshnichenko, I. V., Morozova, E. V. (2016), Transformatsiia politicheskikh institutov v prostranstve setevogo frontira [Transformation of Political Institutions in Network Frontir's Space]. PolitBook [PolitBook], 3, 36–49.
Norris, P., Inglehart, R. (2004). Sacred and Secular. Religion and Politics Worldwide. Cambridge: Cambridge University Press.
Robertson, R. & Chirico, J. (1985). Humanity, Globalization, and Worldwide Religious Resurgence: A Theoretical Exploration. Sociological Analysis, 46, 219–242. DOI: 10.2307/3710691
Sadovaya E. S., Sautkina V. A. (2017). Sotsial’naia realnost’ i sotsial’nyi ideal v kontekste transformatsii identichnosti [Social Reality and Social Ideal in Context of Identity Transformation]. In I. S. Semenenko (Ed.) Identichnost’: Lichnost’, obshchestvo, politika. Entsiklopedicheskoye izdaniye [Identity: Personality, Society, Politics. Encyclopedic Edition] (pp. 114–126). M.: Ves’ Mir.
Semenenko, I. S. (2019). Gorizonty otvetstvennogo razvitiia ot nauchnogo diskursa k politicheskomu upravleniiu [Horizons of Responsible Development: from Discourse to Governance]. Polis. Politicheskie issledovaniia [Polis. Political Studies], 3, 7–26. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2019.03.02
Sitnikov A. V. (2011). Tserkov' i grazhdanskoe obshchestvo [Chruch and Civil Society]. Tserkov' i vremia [Church and Time], 2(55), 24–37.
Williams, R. & Berger, P. (2001). The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics. Sociology of Religion, 62. DOI: 10.2307/3712234
Zabaev, I., Pruckova, E. (2013). Sotsialnaia set' pravoslavnoi prikhodskoi obshchiny vozmozhnosti primeneniia analiza sotsialnykh setei v sotsiologii religii [The Social Network of the Orthodox Parish Community: Possibilities for Applying the Analysis of Social Networks to the Sociology of Religion]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gosudarstvennogo universiteta (PSTGU) [St. Tikhon's University Review]. 4(48), 120–136.
Zigert, I. (2005). Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii [Civil society in Russia]. Otechestvennye zapiski [Annals of the Fatherland], 6(27). Retrieved from http://www.strana-oz.ru/2005/6/grazhdanskoe-obshchestvo-v-rossii