Потенциал политического протеста молодежи российских мегаполисов через призму анализа коммуникации в Вконтакте | Южно-российский журнал социальных наук
Потенциал политического протеста молодежи российских мегаполисов через призму анализа коммуникации в Вконтакте
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-21-4-6-23
https://doi.org/10.31429/26190567-21-4-6-23

Как цитировать

Попова О.В. Потенциал политического протеста молодежи российских мегаполисов через призму анализа коммуникации в Вконтакте // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21, №4. С. 6-23. DOI: 10.31429/26190567-21-4-6-23
Дата поступления 2020-11-15
Дата принятия 2020-12-15
Дата публикации 2021-06-22

Copyright (c) 2021 Ольга Валентиновна Попова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье освещены результаты эмпирического исследования 2021 г., посвященного оценке влияния политической онлайн-­коммуникации молодежи, проживающей в российских мегаполисах, на политическое онлайн-­участие и протестные политические действия офлайн. Представляет интерес сочетание использованных методов сбора информации: онлайн-­анкетирование молодежи из российских городов-­миллионников (1700 респондентов, выборка квотная, не связанная с контролем признаков пола, возраста, уровня образования и города проживания) и анализ дискурсивных практик ориентированных на политическую тематику организационно не оформленных сообществ в ВКонтакте, в которых доминируют участники, относящиеся к молодежи мегаполисов (сетевой анализ на основе технологий Big Data). В результате проведенных исследовательских изысканий удалось выявить 17 устойчивых кластеров, активно обсуждающих политические проблемы. Каждый из кластеров в свою очередь включает от нескольких десятков до сотен групп. Максимально активны с точки зрения онлйан-­коммуникации в настоящее время представители левых взглядов, националистических ориентаций и феминистских убеждений. Вместе с тем есть несколько отдельных больших кластеров и левых, и националистически ориентированных групп, которые не коммуницируют с носителями своих взглядов. Сообщества с либеральными взглядами также представлены в ВКонтакте, их участники более интегрированы в свои группы, цепочки связей плотнее (как и у носителей феминистских настроений), чем у представителей левых взглядов. Лоялистски настроенные группы обсуждают более узкий круг проблем, чем молодежные сообщества оппозиционно-­протестного склада. Онлайн-­опрос молодежи мегаполисов показал относительно невысокие параметры реальной протестной онлайн и офлайн политической активности. Наиболее высокий потенциал протеста в настоящее время наблюдается у молодежи Санкт-­Петербурга, Екатеринбурга и Казани. Этот показатель массовых политических настроений молодежи Москвы несколько ниже за счет количественного баланса групп, различающихся по критерию «лоялизм — оппозиционность». Вместе с тем политическая активизация протестно настроенной молодежи в ближайшие несколько месяцев высоко вероятна.

Ключевые слова

молодежь, мегаполис, политическое поведение, потенциал политического протеста, несанкционированные публичные политические акции, каналы политической онлайн-­мобилизации

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31753 «Молодежь мегаполисов как социальная основа публичного протеста: предпосылки, технологии, формы, риски и эффекты политической онлайн-мобилизации».

Библиографические ссылки

  1. Blommaert, J. (2017). Ludic Membership and Orthopractic Mobilization: On Slacktivism and All That. Tilburg Papers in Culture Studies, Paper 193. Retrieved from https://www.tilburguniversity.edu/sites/tiu/files/download/TPCS_193_Blommaert_2.pdf.
  2. Bode, L., Vraga, E. K., Borah, P. et al. (2014). A New Space for Political Behavior: Political Social Networking and Its Democratic Consequences. Journal of Computer-Mediated Communication, 19, 414–429.
  3. Earl, J., Maher, T., Elliott, T. (2017). Youth, Activism, and Social Movements. Sociology Compass, 11(4), 1–14.
  4. Franz, V. A. (2020) Osobennosti rasprostraneniya protestnykh nastroyeniy v srede rossiyskoy molodezhi v usloviyakh informatsionnogo obshchestva (na primere Yekaterinburga) [Features of the Spread of Protest Sentiments among Russian Youth in the Information Society (the Case of Yekaterinburg)]. Filosofiya i gumanitarnyye nauki v informatsionnom obshchestve [Philosophy and Humanities in the Information Society], 3(29), 61–80.
  5. Gladun, A., Klepikova, O. (2020) Absenteizm kak model’ elektoral’nogo povedeniya molodezhi [Absenteeism as a Model of Electoral Behavior of Young People]. Vybory: teoriya i praktika [Elections: Theory and Practice], 2(54), 18–22.
  6. González-Bailón, S., Borge-Holthoefer, J., Rivero, A. et al. (2011) The Dynamics of Protest Recruitment through an Online Network. Scientific Reports, 197, 1(1–7). DOI: https://doi.org/10.1038/srep00197.
  7. Green, S. A., Robertson, G. B. (2016) Sposobnost’ k protestu sokhranyayetsya [The Ability to Protest is Preserved]. Kontrapunkt [Counterpoint], 3, 1–16.
  8. Grekov, I.A. (2020) Faktory i osobennosti politicheskoy aktivnosti rossiyskoy molodezhi [Factors and Peculiarities of Political Activity of Russian Youth]. In N. V. Kefner, Yu. V. Popov (Ed.) Razvitiye politicheskikh institutov i protsessov: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt [Development of Political Institutions and Processes: Foreign and Domestic Experience] (pp. 538–545). Omsk: Publishing House of Omsk State University named after F. M. Dostoevsky.
  9. Jost, J. T., Barbera, P., Bonneau, R. et al. (2018). How Social Media Facilitates Political Protest: Information, Motivation, and Social Networks. Advanced in Political Psychology, 39, S1, 85–118. DOI: https://doi.org/10.1111/pops.12478.
  10. Jost, J. T., Barbera, P., Bonneau, R. et al. (2018). How Social Media Facilitates Political Protest: Information, Motivation, and Social Networks. Advanced in Political Psychology, 39, S1, 85–118. DOI: https://doi.org/10.1111/pops.12478.
  11. Kaun, A., Uldam, J. (2017). Digital Activism — After the Hype. New Media & Society, 20, 2099–2106.
  12. Keen, A. (2012). Digital Vertigo: How Today’s Online Social Revolution Is Dividing, Diminishing, and Disorienting Us. New York: St. Martin’s Press.
  13. Larson, J. M., Nagler, J., Ronen, J., Tucker, J. A. (2019). Social Networks and Protest Participation: Evidence from 130 Million Twitter Users. American Journal of Political Science, 63(3), 690–705. DOI: https://doi.org/10.1111/ajps.12436.
  14. Lievrouw, L. (2011). Alternative and Activist New Media, Polity, Cambridge. The Digital Divide: Arguments for and Against Facebook, Google, Texting, and the Age of Social Networking. New York: Tarcher.
  15. Murphy, M. T. (2018). Youth in Front: Supporting Youth-Led Social Action. Social Education, 5, 82, 255–259.
  16. Pyrma, R. V. (2019) Elektoral’naya aktivnost’ molodezhi v SSHA, Velikobritanii, Frantsii, Germanii i Rossii (sravnitel’noye issledovaniye) [Electoral Participation of Youth in the USA, Great Britain, France, Germany, and Russia. Comparative Study]. Politia [Politia], 4(95), 188–204. DOI: 10.30570/2078–5089–2019–95–4–188–204
  17. Robertson, G. (2013). Protesting Putinism: The Election Protests of 2011–12 in Broader Perspective. Problems of Post-Communism, 60(2), 11–23. DOI: 10.2753/PPC1075–8216600202.
  18. Romero, D. M., Meeder, B., Kleinberg, J. M. (2011). Differences in the Mechanics of Information Diffusion Across Topics: Idioms, Political Hashtags, and Complex Contagion on Twitter. Proceedings of the 20th International Conference on World Wide Web, WWW 2011, 695–704. New York: ACM. DOI: https://doi.org/10.1145/1963405.1963503.
  19. Samsonova, T. N., Naumova, E. S. (2020) Rol’ SMI v politicheskoy sotsializatsii sovremennoy rossiyskoy molodezhi [The Role of the Media in the Political Socialization of Modern Russian Youth]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Moscow University Bulletin], 26(1), 166–187. DOI: 10.24290 / 1029-3736-2020-26-1-166-187.
  20. Savenkov, R.V., Shcheglova, D. V. (2018). Teorii kollektivnogo povedeniya i mobilizatsii resursov: razvitiye kontseptsiy analiza politicheskogo protesta [Collective Behavior and Resource Mobilization Theories: Developing Concepts for Analyzing Political Protest]. Vestnik RUDN [RUDN Bulletin], 4, 555–563.
  21. Siegel, D. A. (2009). Social Networks and Collective Action. American Journal of Political Science, 53(1), 122–138. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2008.00361.x.
  22. Steinert-Threlkeld, Z. C. (2017). Spontaneous Collective Action: Peripheral Mobilization During the Arab Spring. American Political Science Review, 111(2), 379–403. DOI: https://doi.org/10.1017/s0003055416000769.
  23. Steinert-Threlkeld, Z. C., Mocanu, D., Vespignani, A., Fowler, J. (2015). Online Social Networks and Offline Protest. EPJ Data Science, 4(1), 1–9. DOI: https://doi.org/10.1140/epjds/s13688–015–0056-y.
  24. Theocharis, Y. (2015). The Conceptualization of Digitally Networked Participation. Social Media+Society, 2, 1–14.
  25. Tsai, W.-H. S., Men, R. L. (2018). Social Messengers as the New Frontier of Organization-Public Engagement: A WeChat study. Public Relations Review, 44(3), 419–429.
  26. Tufekci, Z., Wilson, C. (2012) Social Media and the Decision to Participate in Political Protest: Observations from Tahrir Square. Journal of Communication, 62(2), 363–379. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2012.01629.x.
  27. Wolfsfeld, G., Yarchi, M., Samuel-Arzan, T. (2016). Political Information Repertoires and Political Participation. New Media & Society, 18, 2096–2115.
  28. Won, D., Steinert-Threlkeld, Z. C., Joo, J. (2017). Protest Activity Detection and Perceived Violence Estimation from Social Media Images. Proceedings of the 25th ACM International Conference on Multimedia. Association for Computing Machinery, 786–794. DOI: https://doi.org/10.1145/3123266.3123282.
  29. Xiong Cho, B. (2018). Hashtag Activism and Message Frames among Social Movement Organizations: Semantic Network Analysis and thematic Analysis of Twitter During the #MeToo movement. Public Relations Review, 45(1), 10–23.