Аннотация
В статье раскрываются характеристики и особенности транслирования протестных повесток в социальных сетях, приводится теоретическое обоснование значимости социальных сетей в жизни современного общества, реализации гражданской, протестной активности. Для определения характеристик трансформации повесток протеста как одного из механизмов демобилизации движений было проведено исследование с использованием политологического инструментария, в частности, методов: event-анализ, контент-анализ, case-study, сравнительного анализа. Авторами выбрано 7 наиболее крупных и известных кейсов протестов, реализованных на территории России в период с 2017 по 2021 г., и ряд протестных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере «Телеграмм» по соответствующим кейсам. В ходе сбора и анализа данных в сообществах были произведены количественные подсчеты основных характеристик в социальных сетях: общее количество постов в рассматриваемой группе, количество постов по основной и каждой дополнительной повестке, а также количество информационных, мобилизационных и отчетных постов. В статье представлена уникальная классификация способов формулирования протестных повесток. Выделены два основных типа повесток: абстрактные и конкретные. На основе подсчетов и экспертного опроса создан коэффициент абстрактности, отражающий динамику размещения постов и трансформацию конкретных публикаций в абстрактные. По итогу были сформулированы основные тезисы и закономерности, применимые для последующего исследования протестных сообществ.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31346 «Специфика формирования и динамика трансформации повесток сетевых протестных сообществах в современной России».
Библиографические ссылки
Абрамов, Р.Н. (2006). Мобильные коммуникационные технологии и повседневность. Рецензия на книгу: Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. Журнал социологии и социальной антропологии, 9(4), 185–192.
Артамонова, Ю.Д., Демчук, А.Л. (2020). Коннективная идентичность в современном мире. Вопросы философии, 4, 69–79.
Володенков, С.В., Ромашкина, А.Б. (2020). Технологии Интернет-коммуникации как инструмент влияния на функционирование современных институтов власти: актуальные вызовы. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 1, 33–40.
Кастельс, М. (2016). Власть коммуникации. Москва: Изд. Дом Высшей школы экономики.
Кин, Дж. (2015). Демократия и декаданс медиа. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
Коршунов, И.Л. (2019). Регулирование в Интернете: защита личности или ограничение свободы. Известия СПбГУ, 4(118), 119–125.
Лаклау, Э.О. (2009). О популизме. Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки, 3, 54–68.
Майкл, Б., Хартвелл, К., Нуреев, Б. «Мягкая сила» — палка о двух концах? Режим доступа https://bricsmagazine.com/ru/articles/myagkaya-sila-palka-o-dvuh-kontsah/
Савенков, Р.В., Щеглова, Д.В. (2018). Теории коллективного поведения и мобилизации ресурсов: развитие концепций анализа политического протеста. Вестник РУДН. Серия: Политология, 4, 555–563.
Соколов, А.В., Палагичева, А.В. (2020). Мобилизация и демобилизация в сетевом политическом протесте. Политическая наука, 3, 266–297.
Dawson A., Innes, M. (2019). How Russia’s Internet Research Agency Built its Disinformation Campaign. The Political Quarterly, 90(2), 245–256.
Heiss, R., Schmuck, D. & Matthes, J. (2019). What Drives Interaction in Political Actors’ Facebook Posts? Profile and Content Predictors of User Engagement and Political Actors’ Reactions. Information, Communication & Society, 22(10), 1497–1513.
Harrison, T., Dumas, C., DePaula, N. et al. (2017). E-petitioning and Online Media: The Case of #BringBackOurGirls. In Proceedings of the 18th International Conference of the Digital Government Society (pp. 11–20). NY: Staten Island.

