Public Memory Policy as a Resource For The Development and Strengthening of the Civic Identity of Modern Youth
PDF (Russian)
HTML (Russian)
PDF (Russian)
HTML (Russian)
JATS XML

Section

Identity Politics

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-22-3-43-60

How to Cite

Studenikina, E.S., Dontsova, M.V. (2022). Public Memory Policy as a Resource For The Development and Strengthening of the Civic Identity of Modern Youth. South-Russian Journal of Social Sciences, 22(3), 43-60. DOI: 10.31429/26190567-22-3-43-60
Submission Date August 15, 2021
Accepted Date September 22, 2021
Published Date March 28, 2022
Creative Commons License

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Copyright (c) 2022 Елена Станиславовна Студеникина, Мария Владимировна Донцова

Abstract

The purpose of the article is defined as the study of the policy of memory as a resource for the development of civil identity and positive images of the future of the country in the consciousness of the youth of the South of Russia, using the two most important geo-strategic zones – Krasnodar Territory and the Republic of Crimea. The empirical basis of the research is the results of focus group discussions held in Krasnodar Krai (2 groups) and the Republic of Crimea (2 groups), in which representatives of students and working youth participated. The results of the study demonstrate the need to implement the policy of memory as an independent State policy and not as fragments of individual normative acts. The Internet is the dominant source of information for today’s youth, which means that public policies guidance on memory should be broadcast primarily through this channel. The most powerful integration and mobilization potential is the historical theme of the Great Patriotic War. At present, the development of civic identity of today’s youth is lagging behind, including the absence of a policy of memory as a coherent system of public administration. Perceptions of Russia’s future depend on age: young people born in the 1990s see the future of our country more pessimistically than those born in the 2000s.

Keywords

politics of historical memory civic identity youth

Funding information

The study was carried out with the financial support of RFFR and EISR within the framework of the scientific project 21-011-31514-op “Politics of memory as a resource for the formation of civic identity and positive image of the future of the country in the consciousness of the youth of South Russia”.

References

Бауман, З, Донскис, Л. (2019). Текучее зло: жизнь в мире, где нет альтернатив. СПб: Издательство Ивана Лимбаха.

Беляев, Е.В., Линченко, А.А. (2016). Государственная политика памяти и ценности массового исторического сознания в современной России: проблемы и противоречия. Studia Humanitatis, 2. Режим доступа http://st-hum.ru/content/belyaev-ev-linchenko-aa-gosudarstvennaya-politika-pamyati-i-cennosti-massovogo

Бесчасная, А.А. (2015). Политические установки рожденных в «пост-СССР»: политика глазами студентов. Общество. Среда. Развитие, 1, 60–66.

Горшков, М.К. (2018). Воссоединение Крыма с Россией: социально-исторические, политические и социокультурные предпосылки. Социологическая наука и социальная практика, 6(2), 7–16. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.2.5853

Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. (2020). Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. Москва, ФНИСЦ РАН.

Гудков, Л.Д., Дубин, Б.В., Зорская, Н.А. (2011). Молодежь России. Москва: Московская школа политических исследований.

Дробижева, Л.М. (2018). Гражданская российская идентичность: динамика и потенциал в консолидации политэтнического общества. В В.А. Тишков (ред.) Этническое и религиозное многообразие России (с. 107–119). Москва, ИЭА РАН.

Дробижева, Л.М. (2018). Консолидирующая идентичность в общероссийском, региональном и этническом измерениях. Перспективы. Электронный журнал, 3(15), 6–21.

Дробижева, Л.М. (2019). Консолидационный ресурс общероссийской гражданской идентичности. В Г.В. Бурова, Л.Д. Чанглян, С.А. Орешин (ред.) Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России (с. 30–40). Москва, ГБУ «МДН».

Задорин, И.В. (2018). Регионы «рубежа»: территориальная идентичность и восприятие «особости». Полития, 2(89), 102–136.

Князева, Е.В. (2017). Структура крымской идентичности: опыт применения бинарной логистической регрессии для построения идентификационных моделей крымчан (на материалах исследования «Открытое мнение — Крым 2016»). Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 2, 12–16.

Коряковцева, О.А. (2013). Молодежь как носитель гражданственности и ее роль в современной России. Международный научно-исследовательский журнал, 9(16), 49–50. Режим доступа https://research-journal.org/politology/molodezh-kak-nositel-grazhdanstvennosti-i-ee-rol-v-sovremennoj-rossii

Кочергин, А.А. (2020). Великая Отечественная война в учебниках по истории кубанского казачества. В Г.Г. Матишов (ред.) Великая Отечественная война в истории и памяти народов Юга России: события, участники, символы: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Ростов-на-Дону, 10–11 сентября 2020 г.) (с. 581–582). Ростов-на-Дону, ЮНЦ РАН.

Кравченко, Н.Ю. (2016). Гражданская идентичность современной России. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 16(1), 5–8.

Комаровский, В.С. (2020). Образ желаемого будущего России: проблемы формирования. Власть, 28(1), 45–50.

Нестик, Т.А. (2014). Коллективный образ будущего: социально-психологические аспекты прогнозирования. Вопросы психологии 1, 2–10.

Нестик, Т.А., Ролдугина, В.Н. (2018). Образ будущего России у представителей поколения Z. Человек и мир, 2(2), 75–87.

Реброва, И.В. (2010). Связь поколений: Великая Отечественная война глазами «детей войны» и ее восприятие современной молодежью. В А.Ю. Рожков (ред.) Вторая мировая война в детских «рамках памяти»: сборник научных статей (с. 248–264). Краснодар: Экоинвест.

Рягузова, Е.В. (2019). Коллективная память и инстанции темпоральности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 8(2), 139–145.

Рикёр, П. (2008). Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. Москва: Академический Проект.

Романова, А.П., Федорова, М.М. (2020). Поколенческий разрыв и историческая память поколения цифровой эпохи. Электронный научно-образовательный журнал «История», 11, 9(95). Режим доступа https://history.jes.su/s207987840012223-4-1. DOI: 10.18254/S207987840012223-4

Сулима, Е.Н. (2017). Гражданская идентичность как ресурс государства. Ценности и смыслы, 3(49), 8–17.

Тарадина, Ю.М. (2010). Временные ориентации как фактор отношения студентов к стратегической политике России. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 125, 98–103.

Чигрин, В.А., Харабуга, В.В. (2015). Ситуация в Крыму и формирование исторической памяти общества. Вестник Института социологии, 15, 23–34.

Устинкин, С.В., Морозова Н.М., Куконков П.И. (2020). Память учащейся молодежи о Великой Отечественной войне: общее и особенное. В М.К. Горшков (ред.) Россия реформирующаяся: ежегодник: выпуск 18 (с. 299–330). Москва: Новый Хронограф.

Федорченко, Л.В. (2019). Политика патриотического воспитания студентов в США и Китае. Сравнительный анализ. Обозреватель, 5, 82–90.

Avanza, M. & Laferté, G. (2005). Dépasser la « construction des identités »? Identification, image sociale, appartenance. Genèses, 61, 134–152. DOI: 10.3917/gen.061.0134

Larionov, A.E., Novichkov, A.V. (2020). Monumental practices of perpetuating the memory of the great Patriotic war in Crimea. Dialog so Vremenem, 72, 292–309. DOI: 10.21267/AQUILO.2020.72.72.019

Polak F. (1973). The Image of the Future. Amsterdam; London; New York.

Downloads

Empty statistics