Аннотация
Статья представляет собой исследование, посвященное систематизации дискурсивных практик манифестации региональной и субрегиональной идентичности в современной России. Исторический, экономический, политический, культурологический анализ такой идентичности, включающий в себя в том числе и элементы дискурс-анализа местной прессы, а также фрагменты качественного исследования (спонтанные интервью, межличностное общение и т. д.), позволяют построить модель, иллюстрирующую её современное состояние. С помощью систематизации дискурсивных практик и механизмов управления региональной идентичностью в РФ в условиях виртуализации общественно-политического пространства, процесс интенсификации которой, несомненно, ускоряется, представляется возможным построить работающую модель, иллюстрирующую современное состояние такой идентичности, что, в свою очередь, даёт право говорить о практической значимости исследования, связанной с механизмами повышения качества городской и региональной коммуникации, особенно в плане построения эффективно функционирующего гражданского общества и его взаимодействия с органами власти. Эмпирической базой исследования являются кейсы таких городов, как Волжск в Республике Марий Эл (тяготеющий к Зеленодольску и — шире — к Казанской агломерации в Республике Татарстан); Камень-на-Оби в Алтайском крае (расположенный на практически одинаковом расстоянии от «своей» столицы Барнаула и крупнейшего города Сибири Новосибирска); Катайск в Курганской области (тесно связанный с Каменск-Уральским в Свердловской области); Минусинск в Красноярском крае (практически слившийся с Абаканом, столицей Республики Хакасия), Сольцы (в Новгородской области, но исторически и культурно тесно связанный с Псковской областью) и Стрежевой в Томской области (близко расположенный к Нижневартовску из Ханты-Мансийского АО).
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Акопов, С.В. (2015). Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. Москва: КноРусю.
Бовина, И.Б., Дворянчиков, Н.В. (2020). Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? Психологическая наука и образование, 25(3), 101–115.
Визгалов, Д.В. (2011). Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города».
Добринская, Д.Е. (2018). Сообщества в эпоху Интернета. Вестник Московского университета, 24(4), 59–79. DOI: 10.24290/1029-3736-2018-24-4-59-79
Енина, Л.В. (2016). Идентичность как дискурсивный концепт и механизмы дискурсивной идентификации. Политическая лингвистика, 6(60), 159–167.
Заббаров, А.Г. (2011). Сетевые структуры общественных объединений в современном политической процессе (Автореферат кандидатской диссертации). Саратов.
Замятина, Н.Ю. (2012). Территориальные идентичности и социальные структуры. Общественные науки и современность, 5,151–163.
Казаков, А.А. (2020). Политическая роль медийного грамотности в условиях технологической трансформации массовой коммуникации (Автореферат докторской диссертации). Москва.
Канашевич, Н. (2018). Постижение идеологии как поиск парадигмы: от эпохи модерна к постмодерну. Thesaurus, 5, 87–122.
Коньков, А.Е. (2020). Цифровизация политики vs политика цифровизации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, 13(1), 47–68. DOI: 10.21638/spbu06.2020.104
Леонтович, О.А. (2015). Позитивная коммуникация: постановка проблемы. Вестник РУДН, серия Лингвистика, 1, 164–177.
Мисников, Ю.Г., Филатова О.Г. (2019). Интернет-дискуссия как форма электронного участия: российская специфика. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 5, 320–340. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.15
Морозова, Е.В., Мирошниченко, И.В., Семененко И.С. (2020). Развитие местных сообществ: потенциал политики идентичности. Полис. Политические исследования, 3, 56–77. DOI: 10.17976/jpps/2020/03/05
Мухортов, Д.С., Краснова, А.В. (2016). Дискурсивные маркеры манипуляции как реализация субъективно-оценочного акта говорящего. Политическая лингвистика, 6(60), 120–125.
Назукина, М.В. (2019). Символические аспекты российского регионализма: на примере конкурсных практик. Ars Admimistrandi (Искусство управления), 11(4), 532–550. DOI: 10.17072/2218-9173-2019-4-532-550
Орех, Е.А. (2014). Визуальные методы в изучении социального пространства города. Человек, 6, 35–45.
Пономарев, Н.Ф. (2021). Постмодернистские стратегические коммуникации. Постправда, мемы, трансмедиа. М.: РУСАЙНС.
Поцелуев, С.П. (2008). Политические парадиадоги. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ.
Радина, Н.К. (2018). Цифровая политическая мобилизация онлайн-комментаторов материалов СМИ о политике и международных отношениях. Полис. Политические исследования, 2, 115–129.
Семененко, И.С. (2017). Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. М.: Весь Мир.
Сидоров, В.А. (2018). Коммуникативные стратегии XXI века: определение и анализ предпосылок. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Язык и литература, 15(2), 300–311. DOI: 10.21638/11701/spbu09.2018.212
Сидоров, В.А., Быков, И.А., Гладченко, И.А. и др. (2019). Коммуникативные агрессии XXI века. СПб.: Алетейя.
Смирнягин, Л.В. (2011). Мегарегионы как новая форма территориальной организации общества. Вестник Московского университета. География, 5(1), 9–15.
Сморгунов, Л.В. (ред.) (2018). Публичная политика: Институты, цифровизация, развитие. М.: Аспект Пресс.
Сморгунов, Л.В. (ред.) (2021). Аутсорсинг политических суждений: проблемы коммуникации на цифровых платформах. Москва: РОССПЭН.
Чекменев, Д.С. (2020). Конструирование общественно-политического дискурса в современной российской публичной политике (Докторская диссертация). Пятигорск.
Шарапов, Р.И. (2017). Условия политической мобилизации в сети Интернет. Социодинамика, 10, 1–8. DOI: 10.25136/2409-7144.2017.10.22073
Lewis, E. (2017). Intergenerational Solidarity. In 10th Biennial Gender, Work & Organisations Conference (pp. 9–34). Sydney, Australia.
Tufekci, Z., Wilson, C. (2012). Social Media and the Decision to Participate in Political Protest: Observations from Tahrir Square. Journal of Communication, 62(2), 363–379. DOI: 10.1111/j.1460-2466.2012.01629.x