Аннотация
Развитие информационных технологий является одним из важных элементов современного общества. Их потенциал достаточно высок: это доступ к различного рода информации, расширение коммуникационных возможностей, высокая мобильность и др. Соответственно актуализируется и активно обсуждается на государственном, профессиональном и общественном уровнях вопрос о реализации этих возможностей в образовательной сфере: замене заочного обучения на дистанционное, расширении дистанционного формата в очной форме обучения. Охватившая мир пандемии COVID‑19, перевод сотрудников на удаленную работу, а образовательные учреждения на дистанционный формат показали возможности и проблемы практической реализации дистанционных форм. Опыт участников этого процесса имел много общего, но в то же время содержал и существенные различия. Анализ этого опыта, в том числе с помощью социологических методик, имеет большое научно-практическое значение. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в июне-июле 2020 г. среди преподавателей и студентов Кубанского госуниверситета, посвященного проблемам перехода вуза на дистанционное обучение в условиях пандемии COVID‑19. Являясь принципиально новой формой, тотальное дистанционное обучение создало немало трудностей для участников образовательного процесса. На основе результатов исследования сделан вывод о том, что при переходе на новую форму обучения преподаватели и студенты столкнулись с несколькими группами проблем: организационно-технического, учебно-методического и социально-психологического характера. Последняя группа сложностей может рассматриваться как основная, требующая специальной и в определенном смысле более долговременной адаптации.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Agranovich M. L. (2020). Organizatsiya obrazovaniya v usloviyah pandemii. Praktika stran OESR [Education in a Pandemic. OECD Country Practices]. Monitoring ekonomicheskoy situatsii v Rossii. Tendentsii i vyzovy sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya [Monitoring of Economic Performance in Russia. Trends and Challenges in Socio-Economic Development], 9(111), 134–151. Retrieved from https://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2020_9-111_April.pdf
Aleshkovskiy, I. A., Gasparmshvili, A. T., Kruhmaleva, O. V. et al. (2020). Studenty vuzov Rossii o distantsionnom obuchenii: otsenka i vozmozhnosti [Russian University Students about Distance Learning: Assessments and Opportunities]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia], 29(10), 86–100. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100
Amlayev, K. R., Koshel’, V. I., Hodzhayan, A. B. et al (2020). Meditsinskiy vuz v usloviyah pandemii C0VID-19: novyye vyzovy i vyuchennyye uroki [Medical Schools in the Context of The Covid-19 Pandemic: New Challenges and Lessons Learned]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional’noye razvitiye [Medical Education and Professional Development], 3(39), 176–185.
Antonova, N. N. (2020). Nekotoryye aspekty organizatsii distantsionnogo obucheniya studentov v period pandemii [Some Aspects of Organization of Distance Learning for Students During the Pandemic Period]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya], 5(84), 8–10.
Baber, H. (2020). Determinants of Students’ Perceived Learning Outcome and Satisfaction in Online Learning During the Pandemic of COVID-19. Journal of Education and e-Learning Research, 7(3), 285–292. DOI: 10.20448/journal.509.2020.73.285.292
Bates, A. W. (2005). Technology, E-learning and Distance Education (2nd ed.). New York: RoutledgeFalmer.
Belyakova, Ye. G. (2020). Onlayn-obucheniye: In statu nascendi [Online Education: In Statu Nascendi]. Professional’noye obrazovaniye i rynok truda [Vocational Education and the Labor Market], 2, 45–47.
Bukeyhanov, N. R., Gvozdkova, S. I., Bugrimova, Ye. V. (2020). Otsenka effektivnosti tsifrovyh tekhnologiy prepodavaniya v usloviyah COVID-19 [Evaluation of The Effectiveness of Digital Teaching Technologies in the Conditions of COVID-19]. Rossiyskiye regiony: vzglyad v budushcheye [Russian Regions: A Look into the Future], 2, 62–75.
Chen, E., Kaczmarek K., Ohyama H. (2020). Student Perceptions of Distance Learning Strategies During COVID-19. Journal of Dental Education, 1–2. DOI: 10.1002/jdd.12339
COVID-19 Educational Disruption and Response (2020). UNESCO. Retrieved from https://en.unesco.org/node/320920
Instruktsiya po organizatsii obrazovatel’nogo protsessa v svyazi s profilakticheskimi merami, svyazannymi s ugrozoy koronavirusnoy infektsii [Instruction on The Organization of The Educational Process in Connection with Preventive Measures Related to the Threat of Coronavirus Infection] (2020). Retrieved from https://kubsu.ru/sites/default/files/insert/page/instrukciya_primeneniya_dot.pdf
Klyagin, A. V., Makar’yeva, A. Yu. (2020). Keysy bystryh reaktsiy vuzov v usloviyah pandemii: Ekspress-vypusk [High School Rapid Response Cases in a Pandemic: Express Issue]. Moskva: NIU VSHE. Retrieved from https://ioe.hse.ru/sao_universitycases.
Klyagin, A.V. (Ed.) (2020). Shtorm pervyh nedel’: kak vysshee obrazovanie shagnulo v real’nost’ pandemii [Storm of the First Weeks: As Higher Education has Stepped into Reality of Pandemic]. Moskva: NIU VSHE.
Knapp, N. F. (2018). Increasing Interaction in a Flipped Online Classroom Through Video Conferencing. TechTrends, 62(6), 618–624. DOI: 10.1007/s11528–018–0336-z
Komornikova, O. M., Popova, Ye. I. (2020). Problemy razvitiya distantsionnogo obrazovaniya v Rossii [Problems of Distance Education Development in Russia]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2(46), 111–114.
Maré, S., Mutezo, A. T. (2020). The Effectiveness of E-tutoring in an Open and Distance E-learning Environment: Evidence from the University of South Africa. Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning, 1–17. DOI: 10.1080/02680513.2020.1717941
Minayev, A. I., Isayeva, O. N., Kir’yanova, Ye. A. et al (2020). Osobennosti organizatsii deyatel’nosti vuza v usloviyah pandemii [Features of The University Orgarnization in a Pandemic]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 4. Retrieved from http://science-education.ru/ru/article/view?id=29858
Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.03.2020 № 397 “Ob organizatsii obrazovatel’noy deyatel’nosti v organizatsiyah, realizuyushchih obrazovatel’nyye programmy vysshego obrazovaniya i sootvetstvuyushchiye dopolnitel’nyye professional’nyye programmy, v usloviyah preduprezhdeniya rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii na territorii Rossiyskoy Federatsii” [Order of the Ministry of Education of Russia Dated 14.03.2020.397 “On the Organization of Educational Activities in Organizations Implementing Educational Programs for Higher Education and Related Additional Professional Programs in order to Prevent the Spread of a New Coronavirus Infection on the Territory of the Russian Federation Federation”]. Retrieved from https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/? ELEMENT_ID=18515
Raviolo, P. (2020). Interazioni e-tutor-studenti e successo formativo: un’analisi dei dati nel contesto dell’educazione superiore online. Excellence and Innovation in Learning and Teaching - Open Access, 5(2). URL: http://ojs.francoangeli.it/_ojs/index.php/exioa/article/view/10810
Saxena, C., Baber, H., Kumar, P. (2020) Examining the Moderating Effect of Perceived Benefits of Maintaining Social Distance on E-learning Quality During COVID-19 Pandemic. Journal of Educational Technology Systems, 49(4). DOI: 10.1177/0047239520977798
Shtorm pervyh nedel’: kak vyssheye obrazovaniye shagnulo v real’nost’ pandemii (avt. kollektiv A. V. Klyagin i dr.) (2020). M.: NIU VSHE. Retrieved from https://publications.hse.ru/books/368821814
Tarasova N. V., Pastuhova I. P. (2020). Kak vliyayet seychas i povliyayet v perspektive perevod obrazovatel’nogo protsessa v distantsionnyy rezhim na obrazovatel’nyye rezul’taty [The Impact of Distance Education on Educational Outcomes. How does the Transfer of the Educational Process to a Distance Mode Affect Educational Results Now and Will Affect in the Future?]. Retrieved from https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza
Telles-Langdon, D. M. (2020). Transitioning University Courses Online in Response to COVID-19. Journal of Teaching and Learning, 14(1), 108–119.
Torresh, A. P. (1997). Distantsionnoye obucheniye [Distance learning]. Vestnik Finansovoy akademii [Vestnik of the Finance Academy], 1, 20–27.
Uroki stress-testa. Vuzy Rossii v usloviyah pandemii i posle neye: Doklad predstaviteley rektorskogo soobshchestva na zasedanii Obshchestvennogo soveta pri Ministerstve nauki i vysshego obrazovaniya RF 3 iyulya 2020 g. [Stress-Test Lesson. Universities of Russia under Conditions of Pandemic and After: Report of Representatives of Rector Community at the Meeting of the Public Council under the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on July 3, 2020] Retrieved from https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/? ELEMENT_ID=21523
Yudina Ye. N. (2020). Opyt primeneniya distantsionnogo obrazovaniya v vuze [Experience in the Use of Distance Education at The University]. Nauka i shkola [Science and School], 5, 37–43.
Zernov, V. A., Manyushis, A. Yu., Valyavskiy, A. Yu. et al (2020). Obrazovatel’noye prostranstvo Rossii posle pandemii: vyzovy, uroki, trendy, vozmozhnosti [Educational Space of Russia after a Pandemia: Challenges, Lessons, Trends, Opportunities]. Nauchnyye trudy Vol’nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific Works of the Free Economic Society of Russia], 223, 304–322. DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-304-322