Вуз в условиях пандемии: дистанционное обучение в оценках преподавателей и студентов
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Социологические интерпретации

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-21-4-103-120

Как цитировать

Ракачев, Д.Н. (2021). Вуз в условиях пандемии: дистанционное обучение в оценках преподавателей и студентов. Южно-российский журнал социальных наук, 21(4), 103-120. DOI: 10.31429/26190567-21-4-103-120
Дата поступления 14 ноября 2020
Дата принятия 18 декабря 2020
Дата публикации 22 июня 2021
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2021 Дмитрий Николаевич Ракачев

Аннотация

Развитие информационных технологий является одним из важных элементов современного общества. Их потенциал достаточно высок: это доступ к различного рода информации, расширение коммуникационных возможностей, высокая мобильность и др. Соответственно актуализируется и активно обсуждается на государственном, профессиональном и общественном уровнях вопрос о реализации этих возможностей в образовательной сфере: замене заочного обучения на дистанционное, расширении дистанционного формата в очной форме обучения. Охватившая мир пандемии COVID‑19, перевод сотрудников на удаленную работу, а образовательные учреждения на дистанционный формат показали возможности и проблемы практической реализации дистанционных форм. Опыт участников этого процесса имел много общего, но в то же время содержал и существенные различия. Анализ этого опыта, в том числе с помощью социологических методик, имеет большое научно-­практическое значение. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в июне-июле 2020 г. среди преподавателей и студентов Кубанского госуниверситета, посвященного проблемам перехода вуза на дистанционное обучение в условиях пандемии COVID‑19. Являясь принципиально новой формой, тотальное дистанционное обучение создало немало трудностей для участников образовательного процесса. На основе результатов исследования сделан вывод о том, что при переходе на новую форму обучения преподаватели и студенты столкнулись с несколькими группами проблем: организационно-­технического, учебно-­методического и социально-­психологического характера. Последняя группа сложностей может рассматриваться как основная, требующая специальной и в определенном смысле более долговременной адаптации.

Ключевые слова

дистанционное обучение онлайн-­образование информационные технологии качество образования пандемия COVID‑19 высшее образование онлайн-­обучение в университете

Библиографические ссылки

Агранович, М.Л. (2020). Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР. Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития, 9(111), 134–151. Режим доступа https://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2020_9–111_April.pdf

Алешковский, И.А., Гаспармшвили, А.Т., Крухмалева, О.В. и др. (2020). Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности. Высшее образование в России, 29(10), 86–100. DOI: l0.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100

Амлаев, К.Р., Кошель, В.И., Ходжаян, А.Б. и др. (2020). Медицинский вуз в условиях пандемии C0VID‑19: новые вызовы и выученные уроки. Медицинское образование и профессиональное развитие, 3(39), 176–185.

Антонова, Н.Н. (2020). Некоторые аспекты организации дистанционного обучения студентов в период пандемии. Мир науки, культуры, образования, 5(84), 8–10.

Белякова, Е.Г. (2020). Онлайн-обучение: In statu nascendi. Профессиональное образование и рынок труда, 2, 45–47.

Букейханов, Н.Р., Гвоздкова, С.И., Бугримова, Е.В. (2020). Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях COVID‑19. Российские регионы: взгляд в будущее, 2, 62–75.

Зернов, В.А., Манюшис, А.Ю., Валявский, А.Ю. и др. (2020). Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности. Научные труды Вольного экономического общества России, 223, 304–322. DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-304-322

Инструкция по организации образовательного процесса в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции (2020). Режим доступа https://www.kubsu.ru/sites/default/files/insert/page/instrukciya_primeneniya_dot.pdf

Клягин, А.В., Макарьева, А.Ю. (2020). Кейсы быстрых реакций вузов в условиях пандемии: Экспресс-выпуск. Москва: НИУ ВШЭ. Режим доступа https://ioe.hse.ru/sao_universitycases

Коморникова, О.М., Попова, Е.И. (2020). Проблемы развития дистанционного образования в России. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2(46), 111–114.

Минаев, А.И., Исаева, О.Н., Кирьянова, Е.А. и др. (2020). Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии. Современные проблемы науки и образования, 4. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29858

Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397«Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». Режим доступа https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/? ELEMENT_ID=18515

Тарасова Н.В., Пастухова И.П. (2020). Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты. Режим доступа https://firo.ranepa.ru/novosti/105‑monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803‑tarasova-ekspertiza

Торреш, А.П. (1997). Дистанционное обучение. Вестник Финансовой академии, 1, 20–27.

Уроки стресс-теста. Вузы России в условиях пандемии и после неё: Доклад представителей ректорского сообщества на заседании Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ 3 июля 2020 г. Режим доступа https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/? ELEMENT_ID=21523

Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии (авт. коллектив А.В. Клягин и др.) (2020). М.: НИУ ВШЭ. Режим доступа https://publications.hse.ru/books/368821814

Юдина Е.Н. (2020). Опыт применения дистанционного образования в вузе. Наука и школа, 5, 37–43. DOI: 10.31862/1819-463х‑2020-5-37-43

Baber, H. (2020). Determinants of Students’ Perceived Learning Outcome and Satisfaction in Online Learning During the Pandemic of COVID‑19. Journal of Education and e-Learning Research, 7(3), 285–292. DOI: 10.20448/journal.509.2020.73.285.292

Bates, A.W. (2005). Technology, E-learning and Distance Education (2nd ed.). New York: RoutledgeFalmer.

Chen, E., Kaczmarek K., Ohyama H. (2020). Student Perceptions of Distance Learning Strategies During COVID-19. Journal of Dental Education, 1–2. DOI: 10.1002/jdd.12339

COVID‑19 Educational Disruption and Response (2020). UNESCO. Retrieved from https://en.unesco.org/node/320920

Knapp, N.F. (2018). Increasing Interaction in a Flipped Online Classroom Through Video Conferencing. TechTrends, 62(6), 618–624. DOI: 10.1007/s11528-018-0336‑z

Maré, S., Mutezo, A.T. (2020). The Effectiveness of E-tutoring in an Open and Distance E-learning Environment: Evidence from the University of South Africa. Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning, 1–17. DOI: 10.1080/02680513.2020.1717941

Raviolo, P. (2020). Interazioni e-tutor-studenti e successo formativo: un’analisi dei dati nel contesto dell’educazione superiore online. Excellence and Innovation in Learning and Teaching, 5(2). URL: http://ojs.francoangeli.it/_ojs/index.php/exioa/article/view/10810

Saxena, C., Baber, H., Kumar, P. (2020) Examining the Moderating Effect of Perceived Benefits of Maintaining Social Distance on E-learning Quality During COVID‑19 Pandemic. Journal of Educational Technology Systems, 49(4). DOI: 10.1177/0047239520977798

Telles-Langdon, D.M. (2020). Transitioning University Courses Online in Response to COVID‑19. Journal of Teaching and Learning, 14(1), 108–119.

Статистика скачивания

Нет статистики