Киберпсихология: современный этап развития
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Теория и методология психологии

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-21-1-21-39

Как цитировать

Вой­скунский, А.Е. (2020). Киберпсихология: современный этап развития. Южно-российский журнал социальных наук, 21(1), 21-39. DOI: 10.31429/26190567-21-1-21-39
Дата поступления 24 декабря 2019
Дата принятия 15 января 2020
Дата публикации 30 марта 2020
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2020 Александр Евгеньевич Вой­скунский

Аннотация

В связи с ускоренным развитием цифровых технологий и активным применением людьми всех возрастов смартфонов, компьютеров и/или разнообразных гаджетов возникает, с одной стороны, озабоченность ибо связанные с освоением и применением новых технологий виды поведения сулят новые еще не до конца понятные социальные и психологические риски, а с другой стороны — энтузиазм и «фанатское» отношение к гаджетам, которые все чаще заменяют традиционные способы реализации коммуникативной, трудовой, познавательной, игровой и других видов деятельности, опосредствуют диадические, групповые отношения и выступают в роли новых медиа. В результате возрастает заинтересованность со стороны общества в проведении тщательных психологических исследований, имеющих целью определить реальные (т. е. отличные от мифологических) плюсы и минусы повседневного применения продуктов цифровых технологий и рекомендовать границы такого применения. В качестве психологической дисциплины, призванной выработать ответы на подобного рода запросы общества, выступает киберпсихология. В статье ставится задача определить, является ли киберпсихология отдельной отраслью психологической науки или же её задачи по-прежнему решаются в рамках традиционных разделов психологии. Статус киберпсихологии выявляется в статье на организационном уровне: наличие заинтересованности в результатах, кадры и подготовка кадров, профессиональные объединения, каналы информирования о результатах выполненной работы, перспективы повышения квалификации. Хотя решения организационных задач во многом различны в России и в странах Запада, в статье подчеркиваются моменты сближения процессов развития самостоятельности киберпсихологии как будущего отдельного направления психологической науки. Наиболее заметные организационные шаги в этом направлении сделаны, как показано в статье, в последние годы.

Ключевые слова

киберпсихология цифровые технологии разделы психологии подготовка киберпсихологов повышение квалификации профессиональные ассоциации периодические издания

Библиографические ссылки

Белинская, Е.П. (2013). Психология. Интернет-коммуникации. М.: МПСУ; Воронеж: НПО «МОДЭК».

Виленская, Г.А. (2019). Исследования психологии интернета в «Психологическом журнале»: некоторые итоги и перспективы. Психологический журнал, 40(4), 5–14.

Войскунский, А.Е. (2008). От психологии компьютеризации к психологии Интернета. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2, 140–153.

Войскунский, А.Е. (2010). Психология и Интернет. М.: Акрополь.

Войскунский, А.Е. (2013). Перспективы становления психологии Интернета. Психологический журнал, 34(3), 110–118.

Войскунский, А.Е. (2018). Психология в сетевом контексте: начальный период. В Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Выпуск 2 (Труды XXI Международной объединенной конференции «Интернет и современное общество, 30 мая‑2 июня 2018 г. Сборник научных статей) (268–279). Санкт-Петербург: Издательство Университет ИТМО.

Войскунский, А.Е. (ред.) (2000). Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Можайск-Терра.

Волохонский, В.Л., Зайцевой, Ю.Е., Соколова, М.М. (ред.) (2006). Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. СПб.: СПбГУ.

Газзали, А., Розен, Л.Д. (2019). Рассеянный ум. Как нашему древнему мозгу выжить в мире новейших цифровых технологий. М.: Эксмо.

Иванов, Д.В. (2000). Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение.

Кастельс, М. (2004). Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория.

Керделлан, К., Грезийон, Г. (2006). Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Екатеринбург: У-Фактория.

Кузнецова, О.В., Скрыльникова, Н.И. (2017). Компаративный анализ направлений исследований в области киберпсихологии в России и за рубежом. Современная зарубежная психология, 6(4), 66–76.

Кузнецова, Ю.М., Чудова, Н.В. (2008). Психология жителей Интернета. М.: УРСС.

Кулик, А.Н. (ред.) (2003). Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: мат-лы Международной интернет-конференции). М.: Логос.

Куликова, С.В., Шеяфетдинова, Н.А., Маклаков, В.В., Креопалов, В.В., Нарциссова, С.Ю. (2018). Взаимодействие в киберпространстве: принципы и формы: Учебное пособие. Москва: Академия МНЭПУ.

Манеров, В.Х., Королева, Н.Н., Богдановская, И.М., Проект, Ю.Л. (2006). Мирообразование и личностные феномены Интернет-коммуникации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.

Марцинковская, Т.Д. (2018). Психологические аспекты технологического общества. Психологические исследования, 11(62), 12. Режим доступа http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1654‑martsinkovskaya62.html

Микешина, Л.А., Опенков, М.Ю. (1997). Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН.

Патяева, Е.Ю., Шлягина, Е.И. (ред.) (2018). Личность в эпоху перемен: mobilisinmobili: Материалы Международной научно-практической конференции 17–18 декабря 2018 г. М.: Смысл.

Полат, Е.С. (2001). Интернет в гуманитарном образовании. М.: Владос.

Рубцова, О.В. (2019). Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая). Культурно-историческая психология, 15(3), 117–124.

Семенов, И. (ред.) (2002). Интернет и российское общество. М.: Гендальф.

Смолл, Г., Ворган, Г. (2011). Мозг онлайн. Человек в эпоху интернета. М.: КоЛибри.

Собкин, В.С. (2000). Образование и информационная культура. Социологические аспекты. М.: Центр социологии образования РАО.

Солдатова, Г.В., Зотова, Е.Ю., Чекалина, А.И., Гостимская, О.С. (ред.) (2011). Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. М.: Фонд развития Интернет.

Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Нестик, Т.А. (2017). Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл.

Тоффлер, Э. (1979). Третья волна. М.: АСТ.

Шнейдерман, Б. (1984). Психология программирования: Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М.: Радио и связь.

Шнейдерман, Б. (1992). Человеческие ценности и будущее технологии («Декларация ответственности»). Психологический журнал, 13(3), 66–75.

Шпитцер, М. (2013). Антимозг: цифровые технологии и мозг. М.: АСТ.

Connolly, I., Palmer, M., Barton, H., Kirwan, G. (Eds.) (2016). An Introduction to Cyberpsychology. Routledge, 2016.

Norman, K.L. (2017). Cyberpsychology: An Introduction to Human-Computer Interaction. UK: Cambridge University Press.

Power, A., Kirwan, G. (Eds.) (2013). Cyberpsychology and New Media: A Thematic Reader. Psychology Press.

Suler, J. (2016). Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric. Cambridge University Press.

Whitty, M.T., Young, G. (Eds) (2016). Cyberpsychology: The Study of Individuals, Society and Digital Technologies. BPS Blackwell.

Статистика скачивания

Нет статистики