Аннотация
В связи с ускоренным развитием цифровых технологий и активным применением людьми всех возрастов смартфонов, компьютеров и/или разнообразных гаджетов возникает, с одной стороны, озабоченность ибо связанные с освоением и применением новых технологий виды поведения сулят новые еще не до конца понятные социальные и психологические риски, а с другой стороны — энтузиазм и «фанатское» отношение к гаджетам, которые все чаще заменяют традиционные способы реализации коммуникативной, трудовой, познавательной, игровой и других видов деятельности, опосредствуют диадические, групповые отношения и выступают в роли новых медиа. В результате возрастает заинтересованность со стороны общества в проведении тщательных психологических исследований, имеющих целью определить реальные (т. е. отличные от мифологических) плюсы и минусы повседневного применения продуктов цифровых технологий и рекомендовать границы такого применения. В качестве психологической дисциплины, призванной выработать ответы на подобного рода запросы общества, выступает киберпсихология. В статье ставится задача определить, является ли киберпсихология отдельной отраслью психологической науки или же её задачи по-прежнему решаются в рамках традиционных разделов психологии. Статус киберпсихологии выявляется в статье на организационном уровне: наличие заинтересованности в результатах, кадры и подготовка кадров, профессиональные объединения, каналы информирования о результатах выполненной работы, перспективы повышения квалификации. Хотя решения организационных задач во многом различны в России и в странах Запада, в статье подчеркиваются моменты сближения процессов развития самостоятельности киберпсихологии как будущего отдельного направления психологической науки. Наиболее заметные организационные шаги в этом направлении сделаны, как показано в статье, в последние годы.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Belinskaya, E. P. (2013). Psikhologiya. Internet-kommunikatsii [Psychology. Internet Communications]. M.: MPSU; Voronezh: NPO “MODEK”.
Castells, M. (2004). Galaktika Internet [The Internet Galaxy]. Ekaterinburg: U-Faktoriya.
Connolly, I., Palmer, M., Barton, H., Kirwan, G. (Eds.) (2016). An Introduction to Cyberpsychology. Routledge.
Gazzali, A., Rozen, L. D. (2019). Rasseyannyy um. Kak nashemu drevnemu mozgu vyzhit' v mire noveyshikh tsifrovykh tekhnologiy [The Distracted Mind: Ancient Brains in a High-Tech World]. M.: Eksmo.
Ivanov, D. V. (2000). Virtualizatsiya obshchestva [Society Virtualization]. SPb.: "Peterburgskoe Vostokovedenie".
Kerdellan, K., Greziyon, G. (2006). Deti protsessora. Kak Internet i videoigry formiruyut zavtrashnikh vzroslykh [Children of The Processor. How the Internet and Video Games Shape Tomorrow's Adults]. Yekaterinburg: U-Faktoriya.
Kulik, A. N. (Ed.) (2003). Novyye infokommunikatsionnyye tekhnologii v sotsial'no-gumanitarnykh naukakh i obrazovanii: sovremennoye sostoyaniye, problemy, perspektivy razvitiya: mat-ly Mezhdunarodnoy internet-konferentsii) [New Information and Communication Technologies in Social and Humanitarian Sciences and Education: Current Status, Problems, Development Prospects: Materials of the International Internet Conference).]. M.: Logos.
Kulikova, S. V., Sseyafetdinova, N. A., Maklakov, V. V., Kreopalov, V. V., Nartsissova, S. Yu. (2018). Vzaimodeystviye v kiberprostranstve: printsipy i formy: Uchebnoye posobiye [Interactions in Cyberspace: Principles and Forms: Tutorial]. Moskva: Akademiya MNEPU.
Kuznetsova, O. V., Skryl'nikova, N. I. (2017). Komparativnyy analiz napravleniy issledovaniy v oblasti kiberpsikhologii v Rossii i za rubezhom [Comparative Analysis of Research Trends in the Area of Cyberpsychology in Russia and Abroad]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Journal of Modern Foreign Psychology]. 6(4), 66–76.
Kuznetsova, Yu. M., Chudova, N. V. (2008). Psikhologiya zhiteley Interneta [Psychology of the Inhabitants of the Internet]. M.: URSS.
Manerov, V. Kh., Koroleva, N. N., Bogdanovskaya, I. M., Proyekt, YU. L. (2006). Miroobrazovaniye i lichnostnyye fenomeny Internet-kommunikatsii [World Education and Personality Phenomena of Internet Communication]. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena.
Martsinkovskaya, T. D. (2018). Psikhologicheskiye aspekty tekhnologicheskogo obshchestva [Psychological Aspects of Technological Society]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psychological Studies], 11(62), 12. Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1654-martsinkovskaya62.html
Mikeshina, L. A., Openkov, M. Yu. (1997). Novyye obrazy poznaniya i real'nosti [New Images of Cognition and Reality]. M.: ROSSPEN.
Norman, K. L. (2017). Cyberpsychology: An Introduction to Human-Computer Interaction. UK: Cambridge University Press.
Patyayeva, Ye. Yu., Shlyagina, Ye. I. (Eds.) (2018). Lichnost' v epokhu peremen: mobilisinmobili: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 17–18 dekabrya 2018 g. [Personality in an Era of Change: Mobilisinmobily. Materials of Еhe International Scientific and Practical Conference December 17–18, 2018] M.: Smysl.
Polat, Ye. S. (2001). Internet v gumanitarnom obrazovanii [The Internet in Humanities]. M.: Vlados.
Power, A., Kirwan, G. (Eds.) (2013). Cyberpsychology and New Media: A Thematic Reader. Psychology Press.
Rubtsova, O. V. (2019). Tsifrovyye tekhnologii kak novoye sredstvo oposredovaniya (Chast' pervaya) [Digital Media as a New Means of Mediation (Part One)]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 15(3), 117–124.
Semenov, I. (Ed.) (2002). Internet i rossiyskoye obshchestvo [Internet and Russian Society]. M.: Gendal'f.
Shneyderman, B. (1984). Psikhologiya programmirovaniya: Chelovecheskiye faktory v vychislitel'nykh i informatsionnykh sistemakh [Programming Psychology: Human Factors in Computing and Information Systems]. M.: Radio i svyaz'.
Shneyderman, B. (1992). Chelovecheskiye tsennosti i budushcheye tekhnologii («Deklaratsiya otvetstvennosti») [Human Values and the Future of Technology (“Declaration of Responsibility”)]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 13(3), 66–75.
Shpittser, M. (2013). Antimozg: tsifrovyye tekhnologii i mozg [Anti-brain: Digital Technology and the Brain]. M.: AST.
Small, G., Vorgan, G. (2011). Mozg onlayn. Chelovek v epokhu interneta [Brain Online. People in the Internet Age]. M.: KoLibri.
Sobkin, V. S. (2000). Obrazovaniye i informatsionnaya kul'tura. Sotsiologicheskiye aspekty [Education and Information Culture. Sociological Aspects]. M.: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO.
Soldatova, G. U., Rasskazova, Ye. I., Nestik, T. A. (2017). Tsifrovoye pokoleniye Rossii: kompetentnost' i bezopasnost' [The Digital Generation of Russia: Competence and Security]. M.: Smysl.
Soldatova, G. V., Zotova, Ye. Yu., Chekalina, A. I., Gostimskaya, O. S. (Eds.) (2011). Poymannyye odnoy set'yu: sotsial'no-psikhologicheskoye issledovaniye predstavleniy detey i vzroslykh ob Internete [Caught by a Single Network: a Socio-Psychological Study of the Perceptions of Children and Adults about the Internet]. M.: Fond razvitiya Internet.
Suler, J. (2016). Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric. Cambridge University Press.
Toffler, A. (1979). Tret'ya volna [The Third Wave]. M.: AST.
Vilenskaya, G. A. (2019). Issledovaniya psikhologii interneta v “Psikhologicheskom zhurnale”: nekotorye itogi i perspektivy [To 40-The Anniversary of “Psychological Journal”]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. 40(4), 5–14.
Voiskounsky, A. E. (2000). Gumanitarnye issledovaniya v Internete [Humanitarian Research on the Internet]. M.: Mozhajsk-Terra.
Voiskounsky, A. E. (2008). Ot psikhologii komp'yuterizatsii k psikhologii Interneta [From Psychology of Computerization to Psychology of Internet]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 2, 140–153.
Voiskounsky, A. E. (2010). Psihologiya i Internet [Psychology and The Internet]. M.: Akropol'.
Voiskounsky, A. E. (2013). Perspektivy stanovleniya psikhologii Interneta [Perspectives of Formation of Internet Psychology]. Psikhologicheskiy zhurnal, 34 (3), 110–118.
Voiskounsky, A. E. (2018). Psikhologiya v setevom kontekste: nachal'nyy period [Psychology in a Network Context: The Initial Period]. In Informatsionnoe obshchestvo: obrazovanie, nauka, kul'tura i tekhnologii budushchego. Vypusk 2 (Trudy XXI Mezhdunarodnoy ob'edinennoy konferentsii «Internet i sovremennoe obshchestvo, 30 maya-2 iyunya 2018 g. Sbornik nauchnykh statey) [The Information Society: education, science, culture, and future technology. Issue 2. (Proceedings of the XXI International Joint Conference “The Internet and Modern Society”, May 30 — June 2, 2018, Collection of Scientific Articles] (pp. 268–279). Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Universitet ITMO.
Volokhonskiy, V. L., Zaytsevoy, Yu. Ye., Sokolova, M. M. (Eds.) (2006). Lichnost' i mezhlichnostnoye vzaimodeystviye v seti Internet [Personality and Interpersonal Interaction on the Internet]. SPb.: SPbGU.
Whitty, M. T., Young, G. (Eds) (2016). Cyberpsychology: The Study of Individuals, Society and Digital Technologies. BPS Blackwell.