Киберпсихология: современный этап развития
PDF

Рубрика

Теория и методология психологии

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-21-1-21-39

Как цитировать

Вой­скунский, А.Е. (2020). Киберпсихология: современный этап развития. Южно-российский журнал социальных наук, 21(1), 21-39. DOI: 10.31429/26190567-21-1-21-39
Дата поступления 24 декабря 2019
Дата принятия 15 января 2020
Дата публикации 30 марта 2020
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2020 Александр Евгеньевич Вой­скунский

Аннотация

В связи с ускоренным развитием цифровых технологий и активным применением людьми всех возрастов смартфонов, компьютеров и/или разнообразных гаджетов возникает, с одной стороны, озабоченность ибо связанные с освоением и применением новых технологий виды поведения сулят новые еще не до конца понятные социальные и психологические риски, а с другой стороны — энтузиазм и «фанатское» отношение к гаджетам, которые все чаще заменяют традиционные способы реализации коммуникативной, трудовой, познавательной, игровой и других видов деятельности, опосредствуют диадические, групповые отношения и выступают в роли новых медиа. В результате возрастает заинтересованность со стороны общества в проведении тщательных психологических исследований, имеющих целью определить реальные (т. е. отличные от мифологических) плюсы и минусы повседневного применения продуктов цифровых технологий и рекомендовать границы такого применения. В качестве психологической дисциплины, призванной выработать ответы на подобного рода запросы общества, выступает киберпсихология. В статье ставится задача определить, является ли киберпсихология отдельной отраслью психологической науки или же её задачи по-прежнему решаются в рамках традиционных разделов психологии. Статус киберпсихологии выявляется в статье на организационном уровне: наличие заинтересованности в результатах, кадры и подготовка кадров, профессиональные объединения, каналы информирования о результатах выполненной работы, перспективы повышения квалификации. Хотя решения организационных задач во многом различны в России и в странах Запада, в статье подчеркиваются моменты сближения процессов развития самостоятельности киберпсихологии как будущего отдельного направления психологической науки. Наиболее заметные организационные шаги в этом направлении сделаны, как показано в статье, в последние годы.

Ключевые слова

киберпсихология цифровые технологии разделы психологии подготовка киберпсихологов повышение квалификации профессиональные ассоциации периодические издания

Библиографические ссылки

Belinskaya, E. P. (2013). Psikhologiya. Internet-kommunikatsii [Psychology. Internet Communications]. M.: MPSU; Voronezh: NPO “MODEK”.

Castells, M. (2004). Galaktika Internet [The Internet Galaxy]. Ekaterinburg: U-Faktoriya.

Connolly, I., Palmer, M., Barton, H., Kirwan, G. (Eds.) (2016). An Introduction to Cyberpsychology. Routledge.

Gazzali, A., Rozen, L. D. (2019). Rasseyannyy um. Kak nashemu drevnemu mozgu vyzhit' v mire noveyshikh tsifrovykh tekhnologiy [The Distracted Mind: Ancient Brains in a High-Tech World]. M.: Eksmo.

Ivanov, D. V. (2000). Virtualizatsiya obshchestva [Society Virtualization]. SPb.: "Peterburgskoe Vostokovedenie".

Kerdellan, K., Greziyon, G. (2006). Deti protsessora. Kak Internet i videoigry formiruyut zavtrashnikh vzroslykh [Children of The Processor. How the Internet and Video Games Shape Tomorrow's Adults]. Yekaterinburg: U-Faktoriya.

Kulik, A. N. (Ed.) (2003). Novyye infokommunikatsionnyye tekhnologii v sotsial'no-gumanitarnykh naukakh i obrazovanii: sovremennoye sostoyaniye, problemy, perspektivy razvitiya: mat-ly Mezhdunarodnoy internet-konferentsii) [New Information and Communication Technologies in Social and Humanitarian Sciences and Education: Current Status, Problems, Development Prospects: Materials of the International Internet Conference).]. M.: Logos.

Kulikova, S. V., Sseyafetdinova, N. A., Maklakov, V. V., Kreopalov, V. V., Nartsissova, S. Yu. (2018). Vzaimodeystviye v kiberprostranstve: printsipy i formy: Uchebnoye posobiye [Interactions in Cyberspace: Principles and Forms: Tutorial]. Moskva: Akademiya MNEPU.

Kuznetsova, O. V., Skryl'nikova, N. I. (2017). Komparativnyy analiz napravleniy issledovaniy v oblasti kiberpsikhologii v Rossii i za rubezhom [Comparative Analysis of Research Trends in the Area of Cyberpsychology in Russia and Abroad]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Journal of Modern Foreign Psychology]. 6(4), 66–76.

Kuznetsova, Yu. M., Chudova, N. V. (2008). Psikhologiya zhiteley Interneta [Psychology of the Inhabitants of the Internet]. M.: URSS.

Manerov, V. Kh., Koroleva, N. N., Bogdanovskaya, I. M., Proyekt, YU. L. (2006). Miroobrazovaniye i lichnostnyye fenomeny Internet-kommunikatsii [World Education and Personality Phenomena of Internet Communication]. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena.

Martsinkovskaya, T. D. (2018). Psikhologicheskiye aspekty tekhnologicheskogo obshchestva [Psychological Aspects of Technological Society]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psychological Studies], 11(62), 12. Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1654-martsinkovskaya62.html

Mikeshina, L. A., Openkov, M. Yu. (1997). Novyye obrazy poznaniya i real'nosti [New Images of Cognition and Reality]. M.: ROSSPEN.

Norman, K. L. (2017). Cyberpsychology: An Introduction to Human-Computer Interaction. UK: Cambridge University Press.

Patyayeva, Ye. Yu., Shlyagina, Ye. I. (Eds.) (2018). Lichnost' v epokhu peremen: mobilisinmobili: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 17–18 dekabrya 2018 g. [Personality in an Era of Change: Mobilisinmobily. Materials of Еhe International Scientific and Practical Conference December 17–18, 2018] M.: Smysl.

Polat, Ye. S. (2001). Internet v gumanitarnom obrazovanii [The Internet in Humanities]. M.: Vlados.

Power, A., Kirwan, G. (Eds.) (2013). Cyberpsychology and New Media: A Thematic Reader. Psychology Press.

Rubtsova, O. V. (2019). Tsifrovyye tekhnologii kak novoye sredstvo oposredovaniya (Chast' pervaya) [Digital Media as a New Means of Mediation (Part One)]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 15(3), 117–124.

Semenov, I. (Ed.) (2002). Internet i rossiyskoye obshchestvo [Internet and Russian Society]. M.: Gendal'f.

Shneyderman, B. (1984). Psikhologiya programmirovaniya: Chelovecheskiye faktory v vychislitel'nykh i informatsionnykh sistemakh [Programming Psychology: Human Factors in Computing and Information Systems]. M.: Radio i svyaz'.

Shneyderman, B. (1992). Chelovecheskiye tsennosti i budushcheye tekhnologii («Deklaratsiya otvetstvennosti») [Human Values and the Future of Technology (“Declaration of Responsibility”)]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 13(3), 66–75.

Shpittser, M. (2013). Antimozg: tsifrovyye tekhnologii i mozg [Anti-brain: Digital Technology and the Brain]. M.: AST.

Small, G., Vorgan, G. (2011). Mozg onlayn. Chelovek v epokhu interneta [Brain Online. People in the Internet Age]. M.: KoLibri.

Sobkin, V. S. (2000). Obrazovaniye i informatsionnaya kul'tura. Sotsiologicheskiye aspekty [Education and Information Culture. Sociological Aspects]. M.: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO.

Soldatova, G. U., Rasskazova, Ye. I., Nestik, T. A. (2017). Tsifrovoye pokoleniye Rossii: kompetentnost' i bezopasnost' [The Digital Generation of Russia: Competence and Security]. M.: Smysl.

Soldatova, G. V., Zotova, Ye. Yu., Chekalina, A. I., Gostimskaya, O. S. (Eds.) (2011). Poymannyye odnoy set'yu: sotsial'no-psikhologicheskoye issledovaniye predstavleniy detey i vzroslykh ob Internete [Caught by a Single Network: a Socio-Psychological Study of the Perceptions of Children and Adults about the Internet]. M.: Fond razvitiya Internet.

Suler, J. (2016). Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric. Cambridge University Press.

Toffler, A. (1979). Tret'ya volna [The Third Wave]. M.: AST.

Vilenskaya, G. A. (2019). Issledovaniya psikhologii interneta v “Psikhologicheskom zhurnale”: nekotorye itogi i perspektivy [To 40-The Anniversary of “Psychological Journal”]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. 40(4), 5–14.

Voiskounsky, A. E. (2000). Gumanitarnye issledovaniya v Internete [Humanitarian Research on the Internet]. M.: Mozhajsk-Terra.

Voiskounsky, A. E. (2008). Ot psikhologii komp'yuterizatsii k psikhologii Interneta [From Psychology of Computerization to Psychology of Internet]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 2, 140–153.

Voiskounsky, A. E. (2010). Psihologiya i Internet [Psychology and The Internet]. M.: Akropol'.

Voiskounsky, A. E. (2013). Perspektivy stanovleniya psikhologii Interneta [Perspectives of Formation of Internet Psychology]. Psikhologicheskiy zhurnal, 34 (3), 110–118.

Voiskounsky, A. E. (2018). Psikhologiya v setevom kontekste: nachal'nyy period [Psychology in a Network Context: The Initial Period]. In Informatsionnoe obshchestvo: obrazovanie, nauka, kul'tura i tekhnologii budushchego. Vypusk 2 (Trudy XXI Mezhdunarodnoy ob'edinennoy konferentsii «Internet i sovremennoe obshchestvo, 30 maya-2 iyunya 2018 g. Sbornik nauchnykh statey) [The Information Society: education, science, culture, and future technology. Issue 2. (Proceedings of the XXI International Joint Conference “The Internet and Modern Society”, May 30 — June 2, 2018, Collection of Scientific Articles] (pp. 268–279). Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Universitet ITMO.

Volokhonskiy, V. L., Zaytsevoy, Yu. Ye., Sokolova, M. M. (Eds.) (2006). Lichnost' i mezhlichnostnoye vzaimodeystviye v seti Internet [Personality and Interpersonal Interaction on the Internet]. SPb.: SPbGU.

Whitty, M. T., Young, G. (Eds) (2016). Cyberpsychology: The Study of Individuals, Society and Digital Technologies. BPS Blackwell.

Статистика скачивания

Нет статистики