Аннотация
В связи с ускоренным развитием цифровых технологий и активным применением людьми всех возрастов смартфонов, компьютеров и/или разнообразных гаджетов возникает, с одной стороны, озабоченность ибо связанные с освоением и применением новых технологий виды поведения сулят новые еще не до конца понятные социальные и психологические риски, а с другой стороны — энтузиазм и «фанатское» отношение к гаджетам, которые все чаще заменяют традиционные способы реализации коммуникативной, трудовой, познавательной, игровой и других видов деятельности, опосредствуют диадические, групповые отношения и выступают в роли новых медиа. В результате возрастает заинтересованность со стороны общества в проведении тщательных психологических исследований, имеющих целью определить реальные (т. е. отличные от мифологических) плюсы и минусы повседневного применения продуктов цифровых технологий и рекомендовать границы такого применения. В качестве психологической дисциплины, призванной выработать ответы на подобного рода запросы общества, выступает киберпсихология. В статье ставится задача определить, является ли киберпсихология отдельной отраслью психологической науки или же её задачи по-прежнему решаются в рамках традиционных разделов психологии. Статус киберпсихологии выявляется в статье на организационном уровне: наличие заинтересованности в результатах, кадры и подготовка кадров, профессиональные объединения, каналы информирования о результатах выполненной работы, перспективы повышения квалификации. Хотя решения организационных задач во многом различны в России и в странах Запада, в статье подчеркиваются моменты сближения процессов развития самостоятельности киберпсихологии как будущего отдельного направления психологической науки. Наиболее заметные организационные шаги в этом направлении сделаны, как показано в статье, в последние годы.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Белинская, Е.П. (2013). Психология. Интернет-коммуникации. М.: МПСУ; Воронеж: НПО «МОДЭК».
Виленская, Г.А. (2019). Исследования психологии интернета в «Психологическом журнале»: некоторые итоги и перспективы. Психологический журнал, 40(4), 5–14.
Войскунский, А.Е. (2008). От психологии компьютеризации к психологии Интернета. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2, 140–153.
Войскунский, А.Е. (2010). Психология и Интернет. М.: Акрополь.
Войскунский, А.Е. (2013). Перспективы становления психологии Интернета. Психологический журнал, 34(3), 110–118.
Войскунский, А.Е. (2018). Психология в сетевом контексте: начальный период. В Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Выпуск 2 (Труды XXI Международной объединенной конференции «Интернет и современное общество, 30 мая‑2 июня 2018 г. Сборник научных статей) (268–279). Санкт-Петербург: Издательство Университет ИТМО.
Войскунский, А.Е. (ред.) (2000). Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Можайск-Терра.
Волохонский, В.Л., Зайцевой, Ю.Е., Соколова, М.М. (ред.) (2006). Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. СПб.: СПбГУ.
Газзали, А., Розен, Л.Д. (2019). Рассеянный ум. Как нашему древнему мозгу выжить в мире новейших цифровых технологий. М.: Эксмо.
Иванов, Д.В. (2000). Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение.
Кастельс, М. (2004). Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория.
Керделлан, К., Грезийон, Г. (2006). Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Екатеринбург: У-Фактория.
Кузнецова, О.В., Скрыльникова, Н.И. (2017). Компаративный анализ направлений исследований в области киберпсихологии в России и за рубежом. Современная зарубежная психология, 6(4), 66–76.
Кузнецова, Ю.М., Чудова, Н.В. (2008). Психология жителей Интернета. М.: УРСС.
Кулик, А.Н. (ред.) (2003). Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: мат-лы Международной интернет-конференции). М.: Логос.
Куликова, С.В., Шеяфетдинова, Н.А., Маклаков, В.В., Креопалов, В.В., Нарциссова, С.Ю. (2018). Взаимодействие в киберпространстве: принципы и формы: Учебное пособие. Москва: Академия МНЭПУ.
Манеров, В.Х., Королева, Н.Н., Богдановская, И.М., Проект, Ю.Л. (2006). Мирообразование и личностные феномены Интернет-коммуникации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.
Марцинковская, Т.Д. (2018). Психологические аспекты технологического общества. Психологические исследования, 11(62), 12. Режим доступа http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1654‑martsinkovskaya62.html
Микешина, Л.А., Опенков, М.Ю. (1997). Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН.
Патяева, Е.Ю., Шлягина, Е.И. (ред.) (2018). Личность в эпоху перемен: mobilisinmobili: Материалы Международной научно-практической конференции 17–18 декабря 2018 г. М.: Смысл.
Полат, Е.С. (2001). Интернет в гуманитарном образовании. М.: Владос.
Рубцова, О.В. (2019). Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая). Культурно-историческая психология, 15(3), 117–124.
Семенов, И. (ред.) (2002). Интернет и российское общество. М.: Гендальф.
Смолл, Г., Ворган, Г. (2011). Мозг онлайн. Человек в эпоху интернета. М.: КоЛибри.
Собкин, В.С. (2000). Образование и информационная культура. Социологические аспекты. М.: Центр социологии образования РАО.
Солдатова, Г.В., Зотова, Е.Ю., Чекалина, А.И., Гостимская, О.С. (ред.) (2011). Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. М.: Фонд развития Интернет.
Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Нестик, Т.А. (2017). Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл.
Тоффлер, Э. (1979). Третья волна. М.: АСТ.
Шнейдерман, Б. (1984). Психология программирования: Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М.: Радио и связь.
Шнейдерман, Б. (1992). Человеческие ценности и будущее технологии («Декларация ответственности»). Психологический журнал, 13(3), 66–75.
Шпитцер, М. (2013). Антимозг: цифровые технологии и мозг. М.: АСТ.
Connolly, I., Palmer, M., Barton, H., Kirwan, G. (Eds.) (2016). An Introduction to Cyberpsychology. Routledge, 2016.
Norman, K.L. (2017). Cyberpsychology: An Introduction to Human-Computer Interaction. UK: Cambridge University Press.
Power, A., Kirwan, G. (Eds.) (2013). Cyberpsychology and New Media: A Thematic Reader. Psychology Press.
Suler, J. (2016). Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric. Cambridge University Press.
Whitty, M.T., Young, G. (Eds) (2016). Cyberpsychology: The Study of Individuals, Society and Digital Technologies. BPS Blackwell.

