Доказательная политика технологического суверенитета и ее дизайн
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Публичная политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-3-6-19

Как цитировать

Сморгунов, Л.В. (2023). Доказательная политика технологического суверенитета и ее дизайн. Южно-российский журнал социальных наук, 23(3), 6-19. DOI: 10.31429/26190567-23-3-6-19
Дата поступления 10 декабря 2022
Дата принятия 28 декабря 2022
Дата публикации 28 февраля 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Леонид Владимирович Сморгунов

Аннотация

Статья посвящена исследованию политики обеспечения технологического суверенитета в России. Основная цель состоит в исследовании публичных стратегий обоснования доказательной политики технологического суверенитета как основы формирования общественного доверия к ней. Раскрывается содержание трех стратегий обоснования политики технологического суверенитета — технократической, экономической и цивилизационной. Обосновывается смешанный характер использования стратегий в публичном дискурсе власти с определенным доминированием технократической стратегии. Анализируются особенности коалиции доказательной политики технологического суверенитета. В основе коалиции в России лежит централизованная вертикальная модель управления научно-­техническим развитием, хотя в нее входят также финансовые, экспертные, производственные, гражданские и другие заинтересованные группы. Раскрывается система убеждений коалиции, состоящей из глубинной основы, ядра политики — основных нормативных обязательств и вторичных аспектов политики. Описываются перспективы формирования дизайна доказательной политики технологического суверенитета, включая цели, субъекты, ресурсы, способности, инструменты, механизмы и оценки. Рассмотренные в статье проблемы опираются на проведенный в ходе исследования по гранту дискурс-­анализ целевой выборки текстов, состоящей из 21 речи политиков и экспертов (в период с мая по сентябрь 2022 г.) и трех постановлений Правительства РФ (с сентября по декабрь 2022 г.) по вопросам формирования политики технологического суверенитета. Описание концептуальных основ доказательной политики технологического суверенитета в контексте доверия и укрепления технологического суверенитета можно рассматривать в качестве определенного вклада в теорию доказательной публичной политики в сложных и контингентных условиях.

Ключевые слова

технологический суверенитет доказательная политика стратегии обоснования политики коалиция доказательной политики дизайн политики Россия

Информация о финансировании

Исследование выполнено в рамках проекта «Доказательная политика технологического суверенитета и доверие: исследование публичных стратегий обоснования», реализуемого по итогам отбора научных проектов, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ и Экспертным институтом социальных исследований.

Библиографические ссылки

Афанасьев, А.А. (2022). Технологический суверенитет как научная категория в системе современного знания. Экономика, предпринимательство и право, 12(9), 2377–2394. DOI: 10.18334/epp.12.9.116243

Билотта, Н. (2020). Что стоит за цифровым налогом: вызовы борьбы Европейского союза за технологический суверенитет. Вестник международных организаций, 15(4), 30–47. DOI: 10.17323/1996-7845-2020-04-02

Данилин, И. (2021). Американо-китайская технологическая война через призму технонационализма. Пути к миру и безопасности, 1(60), 29–43. DOI: 10.20542/2307-1494-2021-1-29-43

Дмитрий Чернышенко: Обеспечение технологической независимости требует новых компетенций от управленцев в сфере науки и высоких технологий. Сайт Правительства РФ. Режим доступа http://government.ru/news/47232/

Коптев, Ю.Н., Кутахов, В.П., Русинов, А.А. (2015). Технология реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности. Российское предпринимательство, 16(21), 3649–3658. DOI: 10.18334/rp.16.21.2016

Полного технологического суверенитета достичь невозможно, заявил Греф (2022). РИА Новости. Режим доступа https://ria.ru/20220907/suverenitet‑1815005465.html

Рейтинги доверия политикам, оценки работы президента и правительства, поддержка политических партий (2022). ВЦИОМ Новости. Режим доступа https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/reitingi-doverija-politikam-ocenki-raboty-prezidenta-i-pravitelstva-podderzhka-politicheskikh-partii‑20221209

Семья, Г.В., Станилевский, В.В., Газарян, А.А., Некрасов, А.С. (2022). Доказательный подход в управлении: доказательный менеджмент и доказательная политика. Социальная психология и общество, 13(1), 209–223. DOI: 10.17759/sps.2022000001

Сморгунов, Л.В. (ред.). (2015). Управление публичной политикой: Коллективная монография. М.: Аспект-Пресс.

Указ Президента Российской Федерации от 14.04.2022 № 203 «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Режим доступа http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204140035?index=0&rangeSize=1

Шкодинский, С.В., Кушнир, А.М., Продченко, И.А. (2022). Влияние санкций на технологический суверенитет России. Проблемы рыночной экономики, 2, 75–96. DOI: 10.33051/2500-2325-2022-2-75-96

Amir, S. (2013). The Technological State in Indonesia: The Co-constitution of High Technology and Authoritarian Politics. London and New York: Routledge.

A European Strategy for Data. European Commission. Brussels (2020). Retrieved from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52020DC0066& from=EN

Bassens, D., & Hendrikse, R. (2022). Asserting Europe’s Technological Sovereignty amid American Platform Finance: Countering Financial Sector Dependence on Big Tech? Political Geography, 97, 1026–1048. DOI: 10.1016/j.polgeo.2022.102648

Couture, S., & Toupin, S. (2019). What Does the Notion of “Sovereignty” Mean when Referring to the Digital? New media & Society, 21(10), 2305–2322. DOI: 10.1177/1461444819865984

Globerman, S. (1978). Canadian Science Policy and Technological Sovereignty. Canadian Public Policy / Analyse de Politiques, 4(1), 34–45.

Gruin, J. (2019). Financializing Authoritarian Capitalism: Chinese Fintech and the Institutional Foundations of Algorithmic Governance. Finance and Society, 5(2), 84–104. DOI: 10.2218/finsoc.v5i2.4135

Heclo, H. (1995). Issue Networks and the Executive Establishment. In McCool D. (ed) Public Policy Theories, Models, and Concepts. An Anthology (pp. 268–287). Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall.

Kim, S.E., & Urpelainen, J. (2014). Technology Competition and International Co-operation: Friends or Foes? British Journal of Political Science, 44(3), 545–574.

Rohe, S., & Mattes, J. (2022). What about the regional level? Regional configurations of Technological Innovation Systems. Geoforum, 129, 60–73. DOI: 10.1016/j.geoforum.2022.01.007

Sá, C., Kretz, A., & Sigurdson, K. (2013). Techno-Nationalism and the Construction of University Technology Transfer. Minerva, 51(4), 443–464.

Sabatier, P., & Jenkins-Smith, H. (1993). Policy Change and Learning: An Advocacy Coalition Approach. Boulder, CO: Westview Press.

Solleiroa, J.L., & Castanon, R. (2005). Competitiveness and Innovation Systems: The Challenges for Mexico’s Insertion in the Global Context. Technovation, 25, 1059–1070.

Wriston, W.B. (1988). Technology and Sovereignty. Foreign Affairs, 67(2), 63–75.

Статистика скачивания

Нет статистики