Бренд как ресурс развития регионов в дискурсе будущего депутатов Государственной думы РФ
PDF

Рубрика

Политика идентичности

УДК

342.532:339.138

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-2-6-20

Как цитировать

Назукина, М.В. (2023). Бренд как ресурс развития регионов в дискурсе будущего депутатов Государственной думы РФ. Южно-российский журнал социальных наук, 24(2), 6-20. DOI: 10.31429/26190567-24-2-6-20
Дата поступления 22 апреля 2023
Дата принятия 26 июня 2023
Дата публикации 31 июля 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Мария Викторовна Назукина

Аннотация

Значение и роль нематериальных ресурсов становятся важной составляющей дискурса будущего, резко повышая задачу выявления потенциала политики развития регионов России. Данная статья направлена на осмысление идентитарных аспектов публичного дискурса депутатов Государственной Думы РФ. В основе исследования лежит идея о том, что публичный политический дискурс — не просто корпус нарративов, но такой практико-­ориентированный феномен, который в конечном счете имеет значение для конструирования публичной политики в сфере будущего регионального развития. На примере обращения к лексической единице «бренд региона» автор анализирует основные дискурсы, вокруг которых конституируется значение инструмента брендинга в риторике депутатского корпуса за период 2000–2022 гг. Выделяются три ключевых измерения области дискурсивности (контексты) понятия «бренд региона»: юридическое, маркетинговое и символическое. Определено, что юридический дискурс касается нормотворчества и защиты объектов интеллектуальной собственности. Бренд в экономическом аспекте понимается депутатами как некий знак, логотип, способный индивидуализировать продукцию продавца на рынке. Символические значения бренда связываются с понятием идентичности и нематериальной стороной эффектов от брендирования. Анализ стенограмм ГД РФ позволяет заключить, что в рамках заседаний ГД тема брендирования за анализируемый период увеличивает свое значение. Определено, что она постепенно начинает осмысляться в рамках ресурса будущего регионов, развивая идею о том, что бренды являются источниками социально-­экономического развития субъектов Федерации. При этом доминирующее значение имеют экономическое измерение бренда и тренд в сторону идентификации данного термина с понятием «географические указания».

Ключевые слова

идентичность бренд развитие будущее регион политический дискурс Государственная Дума РФ

Информация о финансировании

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 20-011-00624 «Будущее России: содержание, смыслы и границы национального согласия».

Библиографические ссылки

Anholt, S. (2006). The Anholt City Brands Index: How the World Views Its Cities. Place Branding, 2, 18–31.

Fadeeva, L.A., Nazukina, M.V. (2020). Institutsionalizatsiya politicheskoy nauki v Rossii: faktory, urovni, rezul’taty (na primere identitarnykh issledovaniy) [Institutionalization of Political Science in Russia: Factors, Levels, Results (in the Example of Identity Studies)]. Politicheskaya nauka [Political Science], 1, 201–202. DOI: 10.31249/poln/2020.01.08

Fedotova, N.G. (2015). Territorial’naya identichnost’ kak simvolicheskiy resurs regiona [Territorial Identity as a Symbolic Resource of Region]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik NovSU. Issue: Liberal Sciences], 7, 105–108.

Kalashnikova, S.K. (2022). Kriterii otsenki effektivnosti simvolicheskoy politiki v kontekste izucheniya praktik regional’noy politiki identichnosti [Criteria for Assessing the Effectiveness of Symbolic Policy in The Context of The Study of Regional Identity Policy Practices]. Yuzhno-rossiiskii zhurnal social’nykh nauk [South-Russian Journal of Social Sciences], 3, 33–47. DOI: 10.31429/26190567-23-3-33-47

Kotler, F., & Rein, I., & Haider, D. (2005). Marketing gorodov. Privlecheniye investitsiy, predpriyatiy, zhiteley i turistov v goroda, kommuny, regiony i strany Yevropy [Marketing Places Europe. How to Attract Investments, Industries, Residents and Visitors to Cities, Communities, Regions and Nations in Europe]. SPb: “Stokgol’mskaya shkola ekonomiki”.

Kulakov, S.V. (2019). Territorial’nyy brending kak instrument formirovaniya pozitivnoy regional’noy politicheskoy identichnosti [Territorial Branding as a Tool for Formation of Positive Regional Political Identity]. PolitBook [Politbook], 2, 101–115.

Morozova, E.V., Philippov, D.Ye. (2021). Politika identichnosti na lokal’nom urovne (na primere goroda Yeyska) [Identity Policy at Local Level (The City of Yeysk Case)]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 4(69), 91–97. DOI: 10.21672/1818-510X-2021-69-4-091-097

Morozova, E.V., Miroshnichenko, I.V., Semenenko, I.S. (2020). Razvitiye sel’skikh mestnykh soobshchestv: potentsial politiki identichnosti [Identity Policies in Rural Local Community Development in Russia]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 3, 56–77.

Nazukina, M.V., Sulimov, K.A. (2021). K izmereniyu obraza budushchego v diskurse deputatov Gosudarstvennoy Dumy (na primere territorial’no-politicheskikh predstavleniy). [On Measuring the Image of the Future in the Discourse of the Russian State Duma Deputies (as Based on Territorial-political Representations)]. Ars Administrandi. [Ars Administrandi], 1, 1–18, DOI: 10.17072/2218-9173-2021-1-1-18

Nazukina, M.V. (2022). Regionalizm v “poslaniyakh” glav sub’’yektov RF: diskursivnyy aspekt [Regionalism in the “messages” of the Heads of Subjects of the Russian Federation: A Discursive Perspective]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2, 68–82. DOI: 10.17976/jpps/2022.02.06

Paasi, A. (2002). Place and Region: Regional Worlds and Words. Progress in Human Geography, 6, 475–485.

Panov, P.V., Sulimov, K.A. (2023). Ideologicheskaya “garmoniya” v Gosudarstvennoy dume: vozniknoveniye, soderzhaniye, granitsy [Ideological “harmony” in the State Duma: Emergence, Content, Boundaries]. Politicheskaya nauka [Political Science], 1, 61–91. DOI: 10.31249/poln/2023.01.03

Semenenko, I.S. (2017). Politika identichnosti: Menyayushchayasya povestka dnya [Identity Politics: A Changing Agenda]. In O.Yu. Malinova Simvolicheskaya politika [Symbolic politics], (21–41). Moskva: INION RAN.

Semenenko, I.S. (2021). Diskursy razvitiya v sotsial’nykh naukakh: v preddverii eticheskogo povorota [Rethinking Development in Social Sciences: on the Threshold of an Ethical Turn]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2, 25–45. DOI: 10.17976/jpps/2021.02.03

Vizgalov, D.V. (2011). Brending goroda [Branding of the City]. Moskva: Fond Institut ekonomiki goroda.

Статистика скачивания

Нет статистики