Совершенствование антикоррупционной политики: возможности и пределы сетевого политического управления
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политическое управление

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-40-56

Как цитировать

Волкова, А.В., Кулакова, Т.А. (2018). Совершенствование антикоррупционной политики: возможности и пределы сетевого политического управления. Южно-российский журнал социальных наук, 19(4), 40-56. DOI: 10.31429/26190567-19-4-40-56
Дата поступления 3 сентября 2018
Дата принятия 6 ноября 2018
Дата публикации 23 декабря 2018
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2021 Анна Владимировна Волкова, Татьяна Александровна Кулакова

Аннотация

Цель авторов статьи — проанализировать механизмы совершенствования антикоррупционной политики в современной России с использованием возможностей сетевого публичного управления, в котором сила интеграции и солидарности общества формирует сетевую коммуникативную власть. Выявлено, что такие предлагаемые государством современные институты антикоррупционной политики, как этические кодексы и антикоррупционная экспертиза, сегодня не вполне учитывают потенциал общественных настроений, запросов и сетевой гражданской активности в деле трансформации и совершенствования институтов и практик антикоррупционной политики. В статье представлены результаты социологического опроса 2018 г. о восприятии коррупции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (ЛО). Авторы исходят из утверждения, что в современной России процессы выработки и принятия политических решений по-прежнему остаются закрытыми, однако власть стремится делегировать часть ответственности, вовлекая бизнес в публичность; прослеживается стремление сделать процессы более прозрачными. В условиях снижения интереса со стороны гражданского общества к участию в процессах публичной политики на основе формальных механизмов и нарастания активности по формированию собственной политической повестки, граждане активно осваивают возможности цифровых коммуникаций для сотрудничества (платформы сотрудничества). Важным условием сотрудничества является взаимовыгодный интерес сторон, а также двустороннее доверие и открытость, что и предполагает минимизацию коррупции. Новизна исследования состоит также в постановке проблемы, касающейся цифровой среды доверия, поскольку формальными структурами акцент все еще делается на технологической составляющей и наличии формальных каналов обратной связи с гражданами.

Ключевые слова

публичная политика антикоррупционная политика сетевое управление этический кодекс гражданское участие ответственность

Информация о финансировании

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ 2018 № 18-011-00705 «Объяснительный потенциал сетевой теории в политических исследованиях: методологический синтез как аналитическая стратегия».

Библиографические ссылки

Бусыгина, И.М., Филиппов, М.Г. (2013). Ограничить коррупцию: найти новых людей или изменить мотивации? Полис. Политические исследования, 1, С. 50–71.

Волкова, А.В. (2012). Конституционные основания этических кодексов. В С.И. Дудник, И.Д. Осипова (ред.) Аксиология российского конституционализма: история и современность (с. 273–293). Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета.

Волкова, А.В. (2017). Механизмы «Умного регулирования» в публичной политике современной России: расширение гражданского участия. Человек. Сообщество. Управление, 3, 37–52.

Кастельс, М. (2017). Власть коммуникации. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики.

Ковалев, В.А. (2017). Региональные политики и коррупция (на примере республики Коми). Социологические исследования, 4, 147–154.

Кравченко, С.А. (2018). Международное сотрудничество в сфере противодействия глобальной коррупции. Полис. Политические исследования, 1, 116–128.

Мартынов, М.Ю., Габеркорн, А.И. (2017). Особенности восприятия россиянами коррупции. Социологические исследования, 6, 79–84.

Минина, А.А., Ризк, О.А. (2014). Правовая активность граждан как критерий эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Административное и муниципальное право, 7, 619–625.

Мирошниченко, И.В., Морозова, Е.В. (2017). Сетевая публичная политика: контуры предметного поля. Полис. Политические исследования, 2, 82–102.

Мирошниченко, И.В., Рябченко, Н.А., Ячменник, К.В. (2017). «Новые» сетевые акторы развития локальной политики в условиях современной России. Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 1, 150–163.

Никовская, Л.И., Скалабан, И.А. (2017). Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития. Полис. Политические исследования, 6, 43–60.

Нисневич, Ю.А. (2011). Гражданский контроль как механизм противодействия коррупции: проблемы реализации в России. Полис. Политические исследования, 1, 165–176.

Нисневич, Ю.А. (2016). Коррупция: инструментальная концептуализация. Социологические исследования, 5, С. 61–68.

Нисневич, Ю.А., Рожич, П. (2014). Люстрация как инструмент противодействия коррупции. Полис. Политические исследования, 1, 109–130.

Охотский, Е.В., Охотский, И.Е. (2015). Международно-правовые стандарты противодействия коррупции и их имплементация в российскую практику. Публичное и частное право, 3 (27), 64–77.

Петухов, Р.В. (2017). Доверие российского общества к органам местного самоуправления как проблема. Полис. Политические исследования, 6, 61–75.

Роуз-Аккерман, С. (2010). Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. М.: Логос.

Рябченко, Н.А., Катермина, В.В., Гнедаш, А.А., Малышева, О.П. (2018). Политический контент социальных движений в online-пространстве современных государств: методология анализа и исследовательская практика. Южно-российский журнал социальных наук, 3 (19), 139–162.

Соловьев, А.И. (2014). Государство как политический институт: проблемы теоретической идентификации. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология, 4, 124–129.

Baklouti, N., Boujelbene, Y. (2018). Moderation of the Relationship Between Size of Government and Corruption by Democracy. Journal of the Knowledge Economy, 9 (4), 1210–1223.

Caiden, G.E. (2001). Corruption and Governance. In G.E. Caiden, O.P. Dwivedi, and J. Jabbra (Eds.) Where Corruption Lives. Bloomfield: Kumarian Press, Inc.

Castells, M. (2010). The Rise of the Network Society. Oxford: Wiley-Blackwell.

CNFPT and IASIA. (2018). Charter for Civil Servants on the Meaning and Purpose of Public Action. Paris: CNFPT.

Castells, M. (Ed.) (2017). Europe’s Crises. Cambridge: Polity Press.

Gillanders, R., Neveleyska, O. (2018). Public Sector Corruption and Trust in the Private Sector. Journal of International Development, 30 (8), 1288–1317.

Hough, D. (2013). Corruption, Anti-Corruption and Governance. Palgrave Macmillan UK. DOI: 10.1057/9781137268716

Maciel, G.G., de Sousa, L. (2018). Legal Corruption and Dissatisfaction with Democracy in the European Union. Social Indicators Research, 140 (2), 653–674.

Marres, N. (2017). Digital Sociology. The Reinvention of Social Research. Cambridge: Polity Press.

Slager, R. (2017). The Discursive Construction of Corruption Risk. Journal of Management Inquiry, 26 (4), 366–382. DOI: 10.1177/1056492616686839

Tiihonen, S. (2003). Central Government Corruption in Historical Perspective. In S. Tiihonen (Ed.) The History of Corruption in Central Government (pp. 1–36). Amsterdam: IOS Press.

Статистика скачивания

Нет статистики