Аннотация
Исследовательская статья направлена на изучение роли, которую играют символы Туркменистана в процессе конструирования национальной идентичности. Национальные символы, такие как флаги, официальные эмблемы, исторические памятники и культурные символы, служат мощными инструментами в формировании коллективной идентичности и воспитании чувства принадлежности у граждан страны. В случае Туркменистана символы играли решающую роль с момента обретения независимости в 1991 г., когда страна стремилась утвердить свою уникальную идентичность в быстро меняющемся социально-политическом ландшафте. Путем анализа исторических и современных символов в статье описано, как символы Туркменистана способствовали созданию сплоченной национальной идентичности. В статье анализируются национальные символы разных уровней — от государственной символики до традиционной национальной символики, государственных мероприятий и пропаганды — для выяснения способов легитимации режима и усиления контроля над обществом. Рассматривая взаимосвязь между символикой и политической властью в Туркменистане, автор указывает на прямую зависимость используемого символического инструментария от политической фигуры лидера Туркменистана в постсоветский период, так как Туркменистан стремится утвердить свою уникальность в меняющемся политическом и социальном контексте. Анализируемые в статье символические ресурсы направлены на демонстрацию культурной и национальной консолидации населения во внешнеполитической репрезентации. Используемые символические ресурсы также способствуют внутриполитическому процессу легитимации режима и укрепления контроля над титульной нацией государства. Исследование сочетает в себе исторические исследования, культурный анализ и выводы на основе теории символической политики Мюррея Эдельмана.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00301 «Процесс конструирования новых идентичностей в Каспийском макрорегионе в контексте социетальной безопасности».
Библиографические ссылки
“Rukhnam” Turkmenbashi: prochest’ trizhdy i popast’ v rai [Read it Three Times and Go to Paradise]. RIA Novosti [RIA Novosti]. Retrieved from https://ria.ru/20061222/57559810.html
DeCanio, S. (2005). Murray Edelman on Symbols and Ideology in Democratic Politics. Critical Review, 17. DOI: 339-350.10.1080/08913810508443643
Edelman, M. (1971). Politics as Symbolic Action. Mass Arousal and Quiescence. Chicago: Markham Publishing Company.
Edelman, M. (1985). The Symbolic Uses of Politics with a New Afterword. Urbana and Chicago: University of Illinois Press.
Edelman, M. (1988). Constructing the Political Spectacle. University of Chicago Press.
Ewick, P., Sarat, A. (2004). Hidden in Plain View: Murray Edelman in the Law and Society Tradition. Law & Social Inquiry, 29(2), 439–463. DOI: 10.1111/j.1747-4469.2004.tb00342.x
Fedorova, M. M. (2020). Sovremennost’. Nesovremennost’. Anahronizm (Perekrest’ya istorii i politiki) [Modernity. Timelessness. Anachronism (Crossroads of History and Politics)]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul’tura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 2(63), 110–119. DOI: 10.21672/1818-510X‑2020-63-2-110-119
Fenster, M. (2005). Murray Edelman, Polemicist of Public Ignorance. Critical Review, 17(3). 367–391. DOI: 10.1080/08913810508443645
Flag Turkmenii [The Flag of Turkmenistan] (2014). Geral’dicheskaya entsiklopediya Flagshtok [The Heraldic Encyclopedia Flagstaff]. Retrieved from https://f-gl.ru/flagi-stran-mira/flag-azii/flag-turkmenii
Gerby Turkmenskoy SSR [Coats of Arms of the Turkmen SSR] (2014). Geral’dicheskaya entsiklopediya Flagshtok [Heraldic Encyclopedia Flagpole]. Retrieved from http://www.heraldicum.ru/turkmen/index.htm
Gorak, S. (2007). Portret Turkmenbashi kak mifologicheskaya osnova ego rezhima. [Portrait of Turkmenbashi as the Mythological Basis of His Regime]. Vestnik Evrazii [Vestnik Evrazii], 2, 139–165.
Kirchanov, M. V. (2009). Nasha Rodina nezavisimyy Turkmenistan. Politicheskiy yazyk postsovetskogo Turkmenistana [Our Motherland is Independent Turkmenistan. The Political Language of Post-Soviet Turkmenistan]. Voronezh: Voronezhskiy gosudarstvennyy universitet.
Kononov, A. N. (1958). Rodoslovnaya turkmen. Sochineniya Abu-l-Gazi (khana khivinskogo) [The Genealogy of Turkmens. The Writings of Abu’l-Ghazi (Khan of Khiva)]. M.; L.: Izd-vo AN SSSR.
Mesyatsy goda Turkmenbashi nazval v chest’ sebya, svoey materi, svoey knigi [Turkmenbashi Named the Months of the Year after Himself, His Mother, and His Book] (2006). Novye Izvestiya [Novye Izvestiya]. Retrieved from https://newizv.ru/news/2006–03–22/mesyatsy-goda-turkmenbashi-nazval-v-chest-sebya-svoey-materi-svoey-knigi‑38280
Nemchenko, M. A. (1926). Dinamika turkmenskogo krest’yanskogo khozyaystva [The Dynamics of the Turkmen Peasant Economy]. Ashkhabad: Turkmenizdat.
Oguz-khan. Istoricheskie deyateli Turkmenistana [Oguzkhan. Historical Figures of Turkmenistan] Retrieved from https://silkadv.com/en/content/oguz-han
Ovezova, G., Muhammedov, Sh. (2023). Osobennosti tvorchestva Mahtumkuli Fragi [Features of Creativity of Makhtumkuli Fraghi]. Mirovaya nauka [World Science], 5(74), 342–344.
Potseluyev, S. P. (2012). “Simvolicheskaya politika”: k istorii kontsepta [Symbolic Politics”: Towards the History of the Concept]. Simvolicheskaya politika [Symbolic Politics], 1, 17–53.
Prezident Turkmenistana v den’ rozhdeniya ottsa otkryl “umnyy gorod” Arkadag. [On the Occasion of His Father’s Birthday, Turkmenistan’s President Inaugurated the “Smart City” Arkadag] (2023). RBK [RBK]. Retrieved from https://www.rbc.ru/politics/29/06/2023/649d99c59a7947c438031d51
Rashid-ad-Din F. Oguz-name [Oguz-name]. (1987). Baku: Elm.
Saryyeva, M. Sh., Balyshova, N. M. (2023). Duhovno-tvorcheskoye naslediye Fragi na styke kul’tur [Spiritual and Creative Heritage of Fragi at The Cross of Cultures]. Mirovaya nauka [World Science], 4(73), 182–184.
Soyegov, M. (2018). O zhenah Oguz-hana, ih synov’yah i otdel’no o gek-hane [About Ogus Khan’’s Wives, Their Sons and Separately About Gyok Khan]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya [BSU Bulletin. Philosophy], 1(2), 79–83.
Taganova N., Amanova O. (2023). 300‑letiya Mahtumkuli Fragi [300th Anniversary of Makhtumkuli Fragi]. CETERIS PARIBUS [CETERIS PARIBUS], (2), 9–11.
Teper’ v Turkmenistane est’ natsional’nyy prazdnik, posvyashchennyy porode sobak [Now Turkmenistan has a National Holiday Dedicated to the Breed of Dogs] (2021). CA Viral News [CA Viral News]. Retrieved from https://www.caviral.com/teper-v-turkmenistane-est-naczionalnyj-prazdnik-posvyashhennyj-porode-sobak/
Tsareva, E. G. (2013). Kover kak istoricheskii istochnik: k istorii formirovaniya hudozhestvennogo oblika i struktury osobennostey turkmenskogo kovra XVI – nachala XX v. [Carpet as a Historical Source: on the History of the Formation of the Artistic Appearance and Structure of the Features of the Turkmen Carpet of the XVI – early XX century]. Vestnik arheologii, antropologii i etnografii [Vestnik Arheologii, Antropologii I Etnografii], 3(22), 165–174.
Turkmenskiy prezident utverdil smertel’nuyu klyatvu rodine [The Turkmen President Approved Death Oath to Motherland] (2007). Lenta.ru [Lenta.ru]. Retrieved from https://lenta.ru/news/2007/03/20/vow/
V turkmenskikh shkolakh otmenili ekzamen po “Rukhname” [The Exam on “Rukhnama” was Canceled in Turkmen Schools]. (2011). CA Viral News [CA Viral News]. Retrieved from https://www.trud.ru/article/26–04–2011/262235_v_turkmenskix_shkolax_otmenili_ekzamen_po_ruxname/print/
Yagshimuradova, A. (2023). Turkmenskiy kover — muzyka turkmenskoj dushi [Turkmen Carpet — Music of the Turkmen Soul]. Simvol nauki [Science Symbol], 4(2), 219–220.
Za Berdymukhamedovym zakrepyat titul “Arkadag” [Berdymukhamedov will be Awarded the Title of “Arkadag”] (2011). Lenta.ru [Lenta.ru]. Retrieved from https://lenta.ru/news/2011/08/31/arkadag/