«Одомашнивание» геополитики современных российских детских настольных военных играх
PDF
HTML
PDF
HTML

Рубрика

Политические институты и процессы

УДК

794:355:327

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-25-4-80-91

Как цитировать

Рябов, Д.О., Колпакова, М.М. (2024). «Одомашнивание» геополитики современных российских детских настольных военных играх. Южно-российский журнал социальных наук, 25(4), 80-91. DOI: 10.31429/26190567-25-4-80-91
Дата поступления 25 сентября 2024
Дата принятия 10 ноября 2024
Дата публикации 25 декабря 2024
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Рябов Д.О., Колпакова М.М.

Аннотация

Субъективация в геополитичесом дискуре обычно рассматривается как практика создания субъекта в результате навязывания и усвоения субъектной роли индивидом. Такому субъекту необходимо постоянно проявлять инициативу, принимать решения, и быть самостоятельным. В качестве основных сред субъективации анализируют кино, литературу, видеоигры. При этом настольные игры, в частности военные, часто остаются за рамками анализа. Детские военные игры являются также одним из источников “одомашнивания” геополитики, за счет соединения в игре детей и элементов и отношений, ассоциируемых с геополитикой, что приводит к смешению домашнего и геополитического пространств. Такое соединение в целое частей, которые не находятся друг с другом в иерархических отношениях, можно назвать “сборкой”. Основываясь на теории политического дискурса Эрнесто Лаклау и дискурсивно-­материальном подходе Нико Карпентьера, мы провели анализ современных российских детских настольных военных игр “Битвы Fantasy”, “Бронепехота”, “Zverobots Battle”, “Robogear”. В играх используются несколько видов текста. Это буклеты, объясняющие игрокам правила воображаемого пространства игры, игровые механики и “флафф”, тексты на внутриигровых объектах, таких как “карты магии” и надписи на упаковках, объясняющие, в совокупности, выигрышные стратегии и оговаривающие влияние удачи. Изображения как элемент сборки помогают визуализировать воображаемое пространство в игре и познакомить игрока как с игровыми концепциями: как выглядят окрашенные фигурки или ландшафт, или как выглядит игровой процесс. Наконец, материальными объектами в игре выступают фигурки солдатиков, оружие и военная техника и ландшафт. Эти части, во взаимодействии с игроком, как привилегированным элементом сборки, и производят субъекта геополитического дискурса.

Ключевые слова

политический дискурс дискурсивно-­материальный анализ «одомашнивание» геополитики критическая геополитика сборка

Библиографические ссылки

Alexandratos, J. (2017). Articulating the Action Figure: Essays on the Toys and Their Messages. McFarland.

Ambrosio, T., & Ross, J. (2023). Performing the Cold War through the ‘The Best Board Game on the Planet’: The Ludic Geopolitics of Twilight Struggle. Geopolitics, 28(2), 846–878.

Andreeva, I. V. (2015). “Igrushki, o kotorykh mechtayut nashi deti”: Oboronnaya igrushka v SSSR v 1930‑e gody (Po materialam zhurnala “Sovetskaya igrushka”) [“Toys Our Children Dream About”: Defense Toys in the USSR in the 1930s (based on Materials from the “Sovetskaia Igrushka” Journal)]. Gorokhovskie chteniya: sbornik materialov shestoi regional’noi muzeinoi konferentsii [Gorokhov Readings: Collection of Materials from the Sixth Regional Museum Conference] (pp. 399–406). Chelyabinsk: Chelyabinskii gosudarstvennyi kraevedcheskii muzei.

Bainbridge, J. (2010). Fully Articulated: The Rise of the Action Figure and the Changing Face of ‘Children’s’ Entertainment. Continuum, 24(6), 829–842. DOI: 10.1080/10304312.2010.510592

Batler, Dzh. (2020). Psikhika vlasti: teorii sub’’ektsii [The Psyche of Power: Theories of Subjectivity]. SPb: Aleteiya.

Billig, M. (1995). Banal Nationalism. London: SAGE.

Brown, K. D. (1990). Modelling for war? Toy Soldiers in late Victorian and Edwardian Britain. Journal of Social History, 237–254.

Buntovskii, S. Yu., Karimova, Kh. I. (2016). Patrioticheskaya igrushka kak instrument patrioticheskogo vospitaniya podrastayushchego pokoleniya [A Patriotic Toy as a Tool for Patriotic Education of the Younger Generation]. Nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Scientific journal of the Kuban State Agrarian University], 124, 509–526.

Carpentier, N. (2017). The Discursive-Material Knot: Cyprus in Conflict and Community Media. NY: Peter Lang, 472.

Carter, S., Kirby, P., & Woodyer, T. (2017). Ludic — or Playful — Geopolitics. In Children, Young People and Critical Geopolitics. Routledge.

Dalby, S. (1991). Critical Geopolitics: Discourse, difference, and dissent. Environment and Planning. D: Society and Space, 9(3), 261–283. DOI: 10.1068/d090261

Dittmer, J. (2015). Playing Geopolitics: Utopian Simulations and Subversions of International Relations. GeoJournal, 80(6), 909–923. DOI: 10.1007/s10708-015-9655-1

Dittmer, J., & Bos, D. (2019). Popular Culture, Geopolitics, and Identity. Rowman & Littlefield.

Dittmer, J., & Dodds, K. (2008). Popular Geopolitics Past and Future: Fandom, Identities and Audiences. Geopolitics, 13(3), 437–457. DOI: 10.1080/14650040802203687

Flower, C. (2023). The Exemplary Game: Going to War with H. G. Wells’s Toy Soldiers. Children’s Literature, 51(1), 24–50.

Fox, J. E., Miller-­Idriss, C. (2008). Everyday Nationhood. Ethnicities, 8(4), 536–563.

Global Market Insights. (2023). Board Games Market Size. Global Market Insights Inc. Retrieved from https://www.gminsights.com/industry-­analysis/board-­games-market

Golenkov, S. I. (2007). Ponyatie sub’’ektivatsii Mishelya Fuko [The Concept of Subjectivation by Michel Foucault]. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya: Filosofiya. Filologiya [Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Philosophy. Philology], 1, 54–66.

Graeber, D. (2023) Utopiya pravil. O tekhnologiyah, gluposti i tajnom obayanii byurokratii [The Utopia of Rules: On Technology, Stupidity, and the Secret Joys of Bureaucracy]. M.: Ad Marginem.

Hall, K. J. (2004). A Soldier’s Body: GI Joe, Hasbro’s Great American Hero, and the Symptoms of Empire. Journal of Popular Culture, 38(1), 34–54.

Hansen, L. (2017). Reading Comics for the Field of International Relations: Theory, Method and the Bosnian War. European Journal of International Relations, 23(3), 581–608. DOI: 10.1177/1354066116656763

Heller, K. J. (1996). Power, Subjectification and Resistance in Foucault. SubStance, 25(1), 78. DOI: 10.2307/3685230

Hyojzinga J. (2011) Homo ludens. Chelovek igrayushchij [Homo Ludens. The Man Playing]. SPb: Izd-vo Ivana Limbaha.

Kajua, R. (2022). Igry i lyudi [Games and People] M.: AST.

Kelly, J. (2012). Popular Culture, Sport and the ‘Hero’-fication of British Militarism. Sociology, 47(4), 722–738. DOI: 10.1177/0038038512453795

Kriz, W. C. (2020). Gaming in the Time of COVID‑19. Simulation & Gaming, 51(4), 403–410. DOI: 10.1177/1046878120931602

Laclau, E. (1990). New Reflections on the Revolution of our time. Verso Trade.

Laclau, E., & Mouffe C. (1985). Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. London: Verso.

Loponen, M., & Montola, M. (2004). A Semiotic View on Diegesis Construction. In M. Montola, & J. Stenros (Eds.), Beyond Role and Play – Tools, Toys and Theory for Harnessing the Imagination (pp. 39–51). Ropecon ry.

Machin, D., & Van Leeuwen, T. (2009). Toys as Discourse: Children’s War Toys and the War on Terror. Critical Discourse Studies, 6(1), 51–63. DOI: 10.1080/17405900802560082

Marttila, T. (2016). Post-foundational Discourse Analysis. Palgrave Macmillan UK. DOI: 10.1057/9781137538406

Morozov, V. E. (2009). Rossiya i drugie: Identichnost’ i granicy politicheskogo soobshchestva [Russia and Others: Identity and Boundaries of the Political Community]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.

Morozov, V. E. (2015). Russia’s Postcolonial Identity: A Subaltern Empire in a Eurocentric World. UK: Springer.

Peterson, J. (2012). Playing at the World: A History of Simulating Wars, People and Fantastic Adventures, from Chess to Role-playing games. UK: Unreason Press.

Ryabov O. V. et al. (2023). “Vrag nomer odin” v simvolicheskoi politike kinematografii SSSR i SShA perioda holodnoi voiny [“Enemy Number One” in the Symbolic Policy of the Cinematographies of the USSR and the USA During the Cold War]. M.: Aspekt Press.

Sharp, J. P. (1993). Publishing American identity: Popular geopolitics, myth and The Reader’s Digest. Political Geography, 12(6), 491–503. DOI: 10.1016/0962-6298(93)90001‑n

Tuathail, G. Ó. (1996). Critical Geopolitics: The Politics of Writing Global Space. University of Minnesota Press.

Wells, H. G. (2004). Little Wars. Skirmisher Publishing.

Woodyer, T. (2012). Ludic Geographies: Not Merely Child’s Play. Geography Compass, 6(6), 313–326. DOI: 10.1111/j.1749-8198.2012.00477.x

Woodyer, T., & Carter, S. (2018). Domesticating the Geopolitical: Rethinking Popular Geopolitics through Play. Geopolitics, 25(5), 1050–74. DOI: 10.1080/14650045.2018.1527769

Woodyer, T., Martin, D., & Carter, S. (2015). Ludic Geographies. In B. Evans, J. Horton, T. Skelton (Eds) Play and Recreation, Health and Wellbeing. Geographies of Children and Young People, 9. Singapore: Springer. DOI: 10.1007/978-981-4585-51-4_1

Статистика скачивания

Нет статистики