Трансформация виртуальной публичной сферы в условиях специальной военной операции
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Публичная политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-3-20-32

Как цитировать

Мартьянов, Д.С. (2023). Трансформация виртуальной публичной сферы в условиях специальной военной операции. Южно-российский журнал социальных наук, 23(3), 20-32. DOI: 10.31429/26190567-23-3-20-32
Дата поступления 5 ноября 2022
Дата принятия 28 декабря 2022
Дата публикации 28 февраля 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Денис Сергеевич Мартьянов

Аннотация

Данное исследование посвящено изучению особенностей дискурса российской виртуальной публичной сферы на примере политизированных виртуальных сообществ социальной сети «ВКонтакте» и мессенджера «Телеграм». Актуальность темы связана со специальной военной операцией (СВО) как фактором, оказывающим существенное влияние на трансформацию политического дискурса и коммуникационные практики в интернет-­среде. Новизна исследования обусловлена акцентом на те изменения, которые происходят в российском коммуникативном пространстве в условиях СВО. Целью данной статьи является выявление специфики функционирования виртуальной публичной сферы в условиях специальной военной операции при учете платформенных особенностей социальной сети «ВКонтакте» и месседжера «Телеграм». В качестве центрального метода исследования выступил анализ дискурса виртуальных сообществ. Анализу были подвергнуты 105 сообществ на платформах «ВКонтакте» и «Телеграм», где были рассмотрены по 100 комментариев в двух наиболее популярных постах. Статья позволяет сделать выводы о специфике коммуникации в условиях специальной военной операции и охарактеризовать состояние виртуальной публичной сферы. Автор выявляет фундаментальное влияние фактора СВО на политическую коммуникацию в русскоязычном Интернете. Виртуальная публичная сфера характеризуется как достаточно сегментированное пространство, включающее множество сообществ с тенденцией к гомогенной коммуникации по типу «эхо-камер». Это обусловливается консолидацией российского общества по вопросу о специальной военной операции. Свидетельством тому служит доминирующий «патриотический» дискурс в условиях СВО в российской виртуальной публичной сфере, а наиболее распространенной групповой идентичностью является гражданская идентичность. Автор делает также ряд выводов о межплатформенной специфике политической коммуникации.

Ключевые слова

публичная сфера виртуальное сообщество эхо-камера политический дискурс социальные сети специальная военная операция

Информация о финансировании

Исследование выполнено в рамках проекта № 122101100040-8 «Особенности современного политического дискурса и механизмы взаимодействия в виртуальных сообществах ВКонтакте и Telegram», реализуемого в Институте научной информации по общественным наукам РАН по итогам отбора научных проектов, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ и Экспертным институтом социальных исследований.

Библиографические ссылки

Антюхова, Е.А., Блохин, В.Ф. (2022). Трансформация публичной сферы в годы Первой мировой войны: Отношение к войне и миру. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, 27(1), 6–19.

Кастельс, М. (2016). Власть коммуникации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.

Мартьянов, Д.С. (2012). Трансформация концептуальной схемы «Политика и Интернет» в постглобальном контексте. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 8(3), 160–169.

Мартьянов, Д.С. (2014). Сетевая идентичность: Трансформация феномена и подходов к изучению. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 10(4), 142–160.

Мартьянов, Д.С. (ред.) (2019). Управляемость и дискурс виртуальных сообществ в условиях политики постправды. СПб.: ЭлекСис.

Мартьянов, Д.С., Лукьянова, Г.В. (2021). Эмоциональная публичная сфера: поляризация паралингвистического интернет-дискурса. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2, 25–48.

Мартьянов, Д.С., Мартьянова, Н.А. (2019). Управляемость виртуальных сообществ: сравнительный анализ политизированных групп Вконтакте. Журнал политических исследований, 3(3), 79–93.

Семенов, Е.Е. (2017). Транснациональная публичная сфера: эффекты глобализации. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 6(6А), 166–173.

Туманова, А.С. (2012). Организация помощи фронту и жертвам войны как результат совместных усилий власти и гражданского общества в годы Первой мировой войны: институциональный и правовой аспекты. Гражданское общество в России и за рубежом, 4, 34–40.

Al-Saggaf, Y. (2006). The Online Public Sphere in the Arab World: The War in Iraq on the Al Arabiya Website. Journal of Computer-Mediated Communication, 12(1), 311–334. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2006.00327.x

Asen, R., Brouwer, D. (Eds) (2001). Counterpublics and the State. New York: State University of New York.

Dahlberg, L. (2001). Computer-mediated Communication and the Public Sphere: A Critical Analysis. Journal of Computer-Mediated Communication, 7(1). Retrieved from http://jcmc.indiana.edu/vol7/issue1/dahlbergold.html

Gibson, A. (2019). Free Speech and Safe Spaces: How Moderation Policies Shape Online Discussion Spaces. Social Media + Society, 5(1). Retrieved from https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2056305119832588

Habermas, J. (1989). The Public Sphere. In S. Seidman (Ed.) Jurgen Habermas on Society and Politics: A Reader (pp. 231–236). Boston: Beacon Press.

Foot, K.A., Schneider, S.M. (2002). Online Action in Campaign 2000: An Exploratory Analysis of the U.S. Political Web Sphere. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 42(2), 222–244.

Fraser, N. (1990). Rethinking the Public Sphere: A Contribution to the Critique of Actually Existing Democracy. Social Text, 26, 56–80. DOI: 10.2307/466240

Negt, O., Kluge, A. (1993). Public Sphere and Experience: Toward an Analysis of the Bourgeois and Proletarian Public Sphere. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Poor, N. (2005). Mechanisms of an Online Public Sphere: The Website Slashdot. Journal of Computer-Mediated Communication, 10(2). DOI: 10.1111/j.1083-6101.2005.tb00241.x

Sunstein, C.R. (2009). Republic.com 2.0. Princeton: Princeton University Press.

Статистика скачивания

Нет статистики