Трансформация виртуальной публичной сферы в условиях специальной военной операции | Южно-российский журнал социальных наук
Трансформация виртуальной публичной сферы в условиях специальной военной операции
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-23-3-20-32
https://doi.org/10.31429/26190567-23-3-20-32

Как цитировать Array

Мартьянов Д.С. Трансформация виртуальной публичной сферы в условиях специальной военной операции // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23, №3. С. 20-32. DOI: 10.31429/26190567-23-3-20-32
Дата поступления 2022-11-05
Дата принятия 2022-12-28
Дата публикации 2023-02-28

Copyright (c) 2023 Денис Сергеевич Мартьянов

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Данное исследование посвящено изучению особенностей дискурса российской виртуальной публичной сферы на примере политизированных виртуальных сообществ социальной сети «ВКонтакте» и мессенджера «Телеграм». Актуальность темы связана со специальной военной операцией (СВО) как фактором, оказывающим существенное влияние на трансформацию политического дискурса и коммуникационные практики в интернет-­среде. Новизна исследования обусловлена акцентом на те изменения, которые происходят в российском коммуникативном пространстве в условиях СВО. Целью данной статьи является выявление специфики функционирования виртуальной публичной сферы в условиях специальной военной операции при учете платформенных особенностей социальной сети «ВКонтакте» и месседжера «Телеграм». В качестве центрального метода исследования выступил анализ дискурса виртуальных сообществ. Анализу были подвергнуты 105 сообществ на платформах «ВКонтакте» и «Телеграм», где были рассмотрены по 100 комментариев в двух наиболее популярных постах. Статья позволяет сделать выводы о специфике коммуникации в условиях специальной военной операции и охарактеризовать состояние виртуальной публичной сферы. Автор выявляет фундаментальное влияние фактора СВО на политическую коммуникацию в русскоязычном Интернете. Виртуальная публичная сфера характеризуется как достаточно сегментированное пространство, включающее множество сообществ с тенденцией к гомогенной коммуникации по типу «эхо-камер». Это обусловливается консолидацией российского общества по вопросу о специальной военной операции. Свидетельством тому служит доминирующий «патриотический» дискурс в условиях СВО в российской виртуальной публичной сфере, а наиболее распространенной групповой идентичностью является гражданская идентичность. Автор делает также ряд выводов о межплатформенной специфике политической коммуникации.

Ключевые слова

публичная сфера, виртуальное сообщество, эхо-камера, политический дискурс, социальные сети, специальная военная операция

Финансирование

Исследование выполнено в рамках проекта № 122101100040-8 «Особенности современного политического дискурса и механизмы взаимодействия в виртуальных сообществах ВКонтакте и Telegram», реализуемого в Институте научной информации по общественным наукам РАН по итогам отбора научных проектов, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ и Экспертным институтом социальных исследований.

Библиографические ссылки

  1. Al-Saggaf, Y. (2006). The Online Public Sphere in the Arab World: The War in Iraq on the Al Arabiya Website. Journal of Computer-Mediated Communication, 12(1), 311–334. DOI 10.1111/j.1083-6101.2006.00327.x
  2. Antyukhova, E. A., Blokhin, V. F. (2022). Transformaciya publichnoy sfery v gody Pervoy mirovoy voyny: Otnosheniye k voyne i miru [Transformation of the Public Sphere During the First World War: Attitudes towards War and Peace]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Istoriya. Regionovedeniye. Mezhdunarodnyye otnosheniya [Bulletin of the Volgograd State University. Series 4: History. Regional studies. International Relations], 27(1), 6–19.
  3. Asen, R., Brouwer, D. (Eds) (2001). Counterpublics and the State. New York: State University of New York.
  4. Castells, M. (2016). Vlast’ kommunikacii [Power of Communication]. M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki.
  5. Dahlberg, L. (2001). Computer-mediated Communication and the Public Sphere: A Critical analysis. Journal of Computer-Mediated Communication, 7(1). Retrieved from http://jcmc.indiana.edu/vol7/issue1/dahlbergold.html
  6. Foot, K. A., Schneider, S. M. (2002). Online Action in Campaign 2000: An Exploratory Analysis of the U. S. Political Web Sphere. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 42(2), 222–244.
  7. Fraser, N. (1990). Rethinking the Public Sphere: A Contribution to the Critique of Actually Existing Democracy. Social Text, 26, 56–80. DOI 10.2307/466240
  8. Gibson, A. (2019). Free Speech and Safe Spaces: How Moderation Policies Shape Online Discussion Spaces. Social Media + Society, 5(1). Retrieved from https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2056305119832588
  9. Habermas, J. (1989). The Public Sphere. In S. Seidman (Ed.) Jurgen Habermas on Society and Politics: A Reader(pp. 231–236). Boston: Beacon Press.
  10. Mart’yanov, D. S. (Ed.) (2019). Upravlyayemost’ i diskurs virtual’nykh soobshchestv v usloviyakh politiki postpravdy [Manageability and Discourse of Virtual Communities in the Context of Post-truth Politics]. SPb.: ElekSis.
  11. Martyanov, D. S. (2012) Transformaciya konceptual’noy skhemy “Politika i Internet” v postglobal’nom kontekste [Transformation of the Conceptual Scheme “Politics and the Internet” in a Post-global Context]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS [Political Expertise: POLITEKS]. 8(3), 160–169.
  12. Martyanov, D. S. (2014). Setevaya identichnost’: Transformaciya fenomena i podhodov k izucheniyu [Network Identity: Transformation of the Phenomenon and Approaches to Learning]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS [Political Expertise: POLITEKS], 10(4), 142–160.
  13. Martyanov, D. S., Lukyanova, G. V. (2021). Emocional’naya publichnaya sfera: polyarizaciya paralingvisticheskogo internet-diskursa [Emotional Public Sphere: Polarization of Paralinguistic Internet Discourse]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism], 2, 25–48.
  14. Martyanov, D. S., Martyanova, N. A. (2019). Upravlyaemost’ virtual’nykh soobshchestv: sravnitel’nyy analiz politizirovannyh grupp Vkontakte [Manageability of Virtual Communities: A Comparative Analysis of Politicized Vk.com Groups]. Zhurnal politicheskih issledovaniy [Journal of Political Studies], 3(3), 79–93.
  15. Negt, O., Kluge, A. (1993). Public Sphere and Experience: Toward an Analysis of the Bourgeois and Proletarian Public Sphere. Minneapolis: University of Minnesota Press.
  16. Poor, N. (2005). Mechanisms of an Online Public Sphere: The Website Slashdot. Journal of Computer-Mediated Communication, 10(2). Retrieved from https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1083–6101.2005.tb00241.x DOI 10.1111/j.1083–6101.2005.tb00241.x
  17. Semenov, E. E. (2017). Transnacional’naya publichnaya sfera: effekty globalizatsii [The Transnational Public Sphere: The Effects of Globalization]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy about the World and Man], 6(6A),166–173.
  18. Sunstein, C. R. (2009). Republic.com 2.0. Princeton: Princeton University Press.
  19. Tumanova, A. S. (2012). Organizaciya pomoshchi frontu i zhertvam voyny kak rezul’tat sovmestnykh usiliy vlasti i grazhdanskogo obshchestva v gody Pervoy mirovoy voyny: institucional’nyy i pravovoy aspekty [Organization of Assistance to the Front and War Victims as a Result of Joint Efforts of the Authorities and Civil Society during the First World War: Institutional and Legal Aspects]. Grazhdanskoye obshchestvo v Rossii i za rubezhom [Civil Society in Russia and Abroad], 4, 34–40.