Аннотация
Данное исследование посвящено изучению особенностей дискурса российской виртуальной публичной сферы на примере политизированных виртуальных сообществ социальной сети «ВКонтакте» и мессенджера «Телеграм». Актуальность темы связана со специальной военной операцией (СВО) как фактором, оказывающим существенное влияние на трансформацию политического дискурса и коммуникационные практики в интернет-среде. Новизна исследования обусловлена акцентом на те изменения, которые происходят в российском коммуникативном пространстве в условиях СВО. Целью данной статьи является выявление специфики функционирования виртуальной публичной сферы в условиях специальной военной операции при учете платформенных особенностей социальной сети «ВКонтакте» и месседжера «Телеграм». В качестве центрального метода исследования выступил анализ дискурса виртуальных сообществ. Анализу были подвергнуты 105 сообществ на платформах «ВКонтакте» и «Телеграм», где были рассмотрены по 100 комментариев в двух наиболее популярных постах. Статья позволяет сделать выводы о специфике коммуникации в условиях специальной военной операции и охарактеризовать состояние виртуальной публичной сферы. Автор выявляет фундаментальное влияние фактора СВО на политическую коммуникацию в русскоязычном Интернете. Виртуальная публичная сфера характеризуется как достаточно сегментированное пространство, включающее множество сообществ с тенденцией к гомогенной коммуникации по типу «эхо-камер». Это обусловливается консолидацией российского общества по вопросу о специальной военной операции. Свидетельством тому служит доминирующий «патриотический» дискурс в условиях СВО в российской виртуальной публичной сфере, а наиболее распространенной групповой идентичностью является гражданская идентичность. Автор делает также ряд выводов о межплатформенной специфике политической коммуникации.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено в рамках проекта № 122101100040-8 «Особенности современного политического дискурса и механизмы взаимодействия в виртуальных сообществах ВКонтакте и Telegram», реализуемого в Институте научной информации по общественным наукам РАН по итогам отбора научных проектов, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ и Экспертным институтом социальных исследований.
Библиографические ссылки
Антюхова, Е.А., Блохин, В.Ф. (2022). Трансформация публичной сферы в годы Первой мировой войны: Отношение к войне и миру. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, 27(1), 6–19.
Кастельс, М. (2016). Власть коммуникации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
Мартьянов, Д.С. (2012). Трансформация концептуальной схемы «Политика и Интернет» в постглобальном контексте. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 8(3), 160–169.
Мартьянов, Д.С. (2014). Сетевая идентичность: Трансформация феномена и подходов к изучению. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 10(4), 142–160.
Мартьянов, Д.С. (ред.) (2019). Управляемость и дискурс виртуальных сообществ в условиях политики постправды. СПб.: ЭлекСис.
Мартьянов, Д.С., Лукьянова, Г.В. (2021). Эмоциональная публичная сфера: поляризация паралингвистического интернет-дискурса. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2, 25–48.
Мартьянов, Д.С., Мартьянова, Н.А. (2019). Управляемость виртуальных сообществ: сравнительный анализ политизированных групп Вконтакте. Журнал политических исследований, 3(3), 79–93.
Семенов, Е.Е. (2017). Транснациональная публичная сфера: эффекты глобализации. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 6(6А), 166–173.
Туманова, А.С. (2012). Организация помощи фронту и жертвам войны как результат совместных усилий власти и гражданского общества в годы Первой мировой войны: институциональный и правовой аспекты. Гражданское общество в России и за рубежом, 4, 34–40.
Al-Saggaf, Y. (2006). The Online Public Sphere in the Arab World: The War in Iraq on the Al Arabiya Website. Journal of Computer-Mediated Communication, 12(1), 311–334. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2006.00327.x
Asen, R., Brouwer, D. (Eds) (2001). Counterpublics and the State. New York: State University of New York.
Dahlberg, L. (2001). Computer-mediated Communication and the Public Sphere: A Critical Analysis. Journal of Computer-Mediated Communication, 7(1). Retrieved from http://jcmc.indiana.edu/vol7/issue1/dahlbergold.html
Gibson, A. (2019). Free Speech and Safe Spaces: How Moderation Policies Shape Online Discussion Spaces. Social Media + Society, 5(1). Retrieved from https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2056305119832588
Habermas, J. (1989). The Public Sphere. In S. Seidman (Ed.) Jurgen Habermas on Society and Politics: A Reader (pp. 231–236). Boston: Beacon Press.
Foot, K.A., Schneider, S.M. (2002). Online Action in Campaign 2000: An Exploratory Analysis of the U.S. Political Web Sphere. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 42(2), 222–244.
Fraser, N. (1990). Rethinking the Public Sphere: A Contribution to the Critique of Actually Existing Democracy. Social Text, 26, 56–80. DOI: 10.2307/466240
Negt, O., Kluge, A. (1993). Public Sphere and Experience: Toward an Analysis of the Bourgeois and Proletarian Public Sphere. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Poor, N. (2005). Mechanisms of an Online Public Sphere: The Website Slashdot. Journal of Computer-Mediated Communication, 10(2). DOI: 10.1111/j.1083-6101.2005.tb00241.x
Sunstein, C.R. (2009). Republic.com 2.0. Princeton: Princeton University Press.

