Аннотация
В статье в рамках процессуального и ресурсного подходов теоретически и эмпирически обосновывается модель самореализации личности в пространстве психологического образования. Выбор последнего обусловлен поиском сферы, релевантной для изучения реализации личности за пределами традиционных сфер деятельности — профессиональной и семейной. Самореализация понимается авторами как переход от потенциальных ресурсов личности к актуальным и актуализируемым, благодаря субъектной позиции личности. Доказано, что на каждом этапе самореализации (самоопределения, самовыражения, самоосуществления и самоактуализации) личность стремится к обнаружению и развитию разных ресурсов. Теоретическая модель подкрепляется результатами многочисленных эмпирических срезов, в том числе лонгитюдных, проведенных авторами на протяжении нескольких лет на студентах факультета психологии, а также на лицах, не имеющих и не получающих психологическое образование. Установлено, что психологическое образование оказывает положительное влияние на целый ряд личностных свойств, оправдывая персональные и социальные ожидания студентов. Благодаря этому повышается ощущение успешности и независимости, положительное самоотношение, чувство гордости, уверенность в себе, оптимизм, контроль настоящих и будущих событий, осмысленность и означенность жизни, самомотивация. Приобретаемые в процессе обучения компетенции, способствуют стабилизации и гармонизации семейных и дружеских отношений, улучшению коммуникации с коллегами по работе, расширению круга единомышленников, людей, способных поддержать в трудных жизненных ситуациях. Во многом это обусловлено усилением адаптационного потенциала и ресурсности самой личности, позитивной динамикой ее самосознания, способствующих достижению высшего уровня совладающей активности проактивного типа.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Абульханова-Славская, К.А. (1991). Стратегия жизни. Москва: Мысль.
Андреева, О.В. (2020). Ответственность как необходимое условие самореализации человека. В Л.И. Дементий (ред.) Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 8–10 октября 2020 г.) (с. 136–139). Омск: Издательство Омского государственного университета.
Базаева, Ф.У. (2009). Самореализация как философская, психологическая и педагогическая категория. Образование и наука, 9 (66), 47–54.
Белых, Т.В. (2015). Динамика субъектных свойств личности в процессе обучения в вузе. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2(14), 110–114.
Витковская, И.И. (2015). Самореализация как неотъемлемая ступень самоосуществления личности. Современные исследования социальных проблем, 11(55), 545–552.
Горская, Г.Б., Компаниец, В.И. (2018). Психологические ресурсы и барьеры включения личности в современный жизненный мир. Вестник Омского университета. Серия «Психология», 2, 4–10.
Горская, Г.Б., Фомиченко, Н.Г. (2015). Проблема раскрытия личностных ресурсов самореализации (на примере спортсменов высокой квалификации). Теория и практика общественного развития, 22, 303–306.
Дементий, Л.И., Маленов, А.А. (2012). Психологические знания как ресурс развития личности специалиста социономического профиля. Вестник Омского университета, 3(65), 283–288.
Дементий, Л.И., Маленов, А.А., Маленова, А.Ю. (2020). Уровень самоактуализации и адаптационный потенциал как копинг-ресурсы личности на этапе самореализации. Сибирский психологический журнал, 78, 80–98.
Деркач, А.А., Сайко, Э.В. (2010). Самореализация — основание акмеологического развития: монография. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК.
Дружинина, С.В. (2015). Ресурсная роль интеллекта и креативности в самореализации подростков старшего возраста. Акмеология, 4(56), 66–71.
Егоров, Д.В. (2007). Самореализация как компонент смысложизненных стратегий студентов-психологов разной личностной направленности (Кандидатская диссертация). Ростов-на-Дону.
Зубкова, Е.А. (2006). Особенности семейной и трудовой самореализации личности (кандидатская диссертация). Курск.
Коростылева, Л.А. (2001). Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности (Кандидатская диссертация). Санкт-Петербург.
Леонтьев, Д.А. (1997). Самореализация и сущностные силы человека. В Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур (ред.) Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии (с 156–176). Москва: Смысл.
Маленов, А.А. (2019). Актуализированные личностью ресурсы в процессе получения психологического образования на этапе самореализации. В Омские научные чтения: материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 2–6 декабря 2019 г.) (с. 391–393). Омск: Издательство Омского государственного университета.
Маленов, А.А. (2016). Взаимосвязь уровня самоактуализации и адаптационного потенциала взрослых людей при получении психологического образования. В М.А. Холодная, Г.В. Ожиганова (ред.) Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы третьего международного симпозиума. Труды Института психологии РАН (с. 169–174). Издательство: Институт психологии РАН.
Маленов, А.А. (2017). Влияние психологического образования на уровень самоактуализации студентов зрелого возраста. В Всероссийская весенняя психологическая сессия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с. 175–178). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.
Маленов, А.А. (2010). Возрастные особенности мотивов получения психологического образования. В Личность в изменяющихся социальных условиях: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 21–23 апреля 2010 г. (с. 207–212). Красноярск: Издательство Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Маленов, А.А. (2016). Оценка приобретений и потерь персональных ресурсов студентами факультета психологии зрелого возраста. В Ананьевские чтения — 2016: Психология вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25–27 октября 2016 г. (с. 347–348). СПб.: СПбГУ. Скифия-принт.
Маленов, А.А. (2011). Проблема диагностики мотивов выбора профессии у студентов зрелого возраста. В Психодиагностика в современном мире: материалы 5‑й Всероссийской студенческой научно-практической конференции 14–15 мая 2011 г. (с. 148–160). Екатеринбург: изд-во РГППУ.
Маленов, А.А. (2013). Ресурсы психологического образования в зрелом возрасте: факторный подход. Психология обучения, 7, 115–131.
Маслоу, А. (1982). Самоактуализация. В Психология личности. Тексты. Москва: Издательство Московского Университета.
Орел, А.А. (2011). Психологические ресурсы самореализации личности в пространстве профессионального бытия (Автореферат кандидатской диссертации). Краснодар.
Петровский, В.А. (2009). Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности. Мир психологии, 1(57), 25–42.
Савченко, Н.А. (2008). Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов (Кандидатская диссертация). Ростов-на-Дону.
Самаль, Е.В. (2008). Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе (Кандидатская диссертация). Ярославль.
Сапоровская, М.В. (2012). Психология межпоколенных отношений в современной российской семье. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова.
Фризен, М.А., Плотницкая, М.Р. (2015). Субъектность личности в плане самореализации и саморазвития: ресурсы и практические технологии. Современные исследования социальных проблем, 8(52), 322–334.
Фролова, Е.А. (2004). Психологические условия личностной самореализации в системе профильного обучения старшеклассников (Автореферат кандидатской диссертации). Самара.
Aspinwall, L.G., Taylor, S.E. (1997). A Stitch in Time: Self-Regulation and Proactive Coping. Psychological Bulletin, 121(3), 417–436.
Carver, C.S., Scheier, M.F., Weintraub, J.K. (1989). Assessing Coping Strategies: a Theoretically Based Approach. Journal of personality and Social Psychology, 56(2), 267–283.
Folkman, S., Lazarus, R.W. (1991). Coping and Emotion. In S. Folkman, R.W. Lazarus Stress and Coping: An Anthology. N.Y.: Columbia University Press.
Frydenberg, E., Lewis, R. (1991). Adolescent Coping Styles and Strategies. Australian Journal of Guidance and Counseling, 1, 35–43.
Greenglass, E. (2002). Chapter 3. Proactive Coping and Quality of Life Management. In E. Frydenberg (Ed.) Beyond Coping: Meeting Goals, Vision, and Challenges. London: Oxford University Press.
Hobfoll, S.E. (1988). Conversation of Resources: A New Attempt at Conceptualizing Stress. American Psychologist, 44, 513–524.
Hobfoll, S.E. (1988). Stress, Culture, and Community. N.Y. and London.
Lazarus, R.W., Folkman, S. (1991). The Concept of Coping In S. Folkman, R.W. Lazarus Stress and Coping: An Anthology. N.Y.: Columbia University Press.
Schwarzer, R., Taubert, S. (2002). Tenacious goal Pursuits and Striving toward Personal Growth: Proactive Coping. In E. Fydenberg (Ed.) Beyond Coping: Meeting Goals, Visions and Challenges. London: Oxford University Press.
Thoits, P.A. (1991). Gender Differences in Coping with Emotional Distress: The Social of Coping. New York: Plenum Press.

