Аннотация
В статье рассматриваются тенденции в сфере управления культурным разнообразием, характерные для постсоветских государств. Автор ставит перед собой задачу выяснить, в какой мере концепт «национализирующих государств», предложенный в самом начале 1990-х гг. Р. Брубейкером для обозначения стран бывшего социалистического блока, остается актуальным и сегодня. Методология исследования базируется прежде всего на сравнительно-политологическом методе — изучении и сопоставлении языковой, исторической, культурной и образовательной политик постсоветских государств, кроме того автор обращается к анализу публичной риторики постсоветских лидеров и некоторых нормативно-правовых документов. Научная новизна работы определяется комплексным подходом, который использует автор, — в фокусе его внимания оказываются, так или иначе, все государства бывшего СССР (причем Россия предстает плотно включенной в постсоветский контекст, а не противопоставленной ему), кроме того, проблема культурного разнообразия рассматривается во временной динамике (с 1991 г. по настоящее время) и с самых разных аспектов — от языкового до религиозного. Статья демонстрирует, что несмотря на некоторое смягчение этнонациональных установок начального периода независимости, в постсоветских обществах и элитах по-прежнему сохраняется подозрительное отношение к культурным различиям и соответственно стремление к ассимиляции этнических, языковых и прочих меньшинств. Изучение российской ситуации показывает, что хотя тезис о «многонациональности» и «поликонфессиональности» страны стал структурообразующим для официального дискурса, все-таки реальная практика управления культурным разнообразием в России скорее сближает ее с остальными постсоветскими странами, нежели с либеральными демократиями Запада. Истоки постсоветского этноцентризма автор усматривает в сложившейся в годы СССР практике территориализации этничности с выделением «титульных» национальностей. Последующую устойчивость этноцентризма обеспечивала, во‑первых, несформированность публичной сферы и отсутствие полноценной демократической политики в большинстве постсоветских стран, что не позволяет меньшинствам вести успешную борьбу за признание; во‑вторых, «секьюритизация» проблемы этнических меньшинств вследствие сложных отношений с соседними государствами у многих постсоветских политий.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Абашин, С.Н., Савин, И. (2012). Ош, 2010: конфликтующая этничность. В В.А. Тишков, В.А. Шнирельман (ред.) Этничность и религия в современных конфликтах (с. 23–56). Москва: Наука.
Брубейкер, Р. (2000). Национальные меньшинства, национализирующиеся государства и внешние национальные отечества в новой Европе. В А.А. Празаускас (ред.) Этнос и политика. Хрестоматия (с. 173–177). Москва: Изд-во УРАО.
Всемирный курултай башкир и Всемирный конгресс татар подвергли критике проект Концепции о национальной политике (2009, Июль). Башинформ.рф. Режим доступа http://www.bashinform.ru/news/211211-vsemirnyy-kurultay-bashkir-i-vsemirnyy-kongress-tatar-podvergli-kritike-proekt-kontseptsii-o-natsionalnoy-politike/
Выступление президента К. Бакиева по созданию Национального проекта «Культура» (2009, Июнь). FOR.kg. Режим доступа http://www.for.kg/news‑89601-ru.html
Данейко, Е. (2009, Сентябрь). Можно ли выучить белорусский язык в школах Беларуси. Zautra.by. Режим доступа http://www.zautra.by/art.php?sn_nid=25884&fbclid=IwAR0fUl3xPvRjde91jxwCGqTzIvKM5Ngeyw7-m3ZkyyH4hSlifkjD4QjTupU
Зам, А. (2010). Республика Беларусь — суверенитет впредь до отмены? В Э. Ян (ред.) Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе (с. 127–154). В 3 т. Т. 2 Москва: РОССПЭН.
Захаров, А. (2012). «Спящий институт»: федерализм в современной России и мире. Москва: НЛО.
Ивженко, Т. (2018, Март 01). Киев отменил закон о региональных языках. Независимая газета. Режим доступа http://www.ng.ru/cis/2018–03–01/5_7183_ukraina.html
Конституция республики Казахстан. Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Режим доступа http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution
Кулык, В. (2010). Национализм в Украине. 1986–1996 годы. В Э. Ян (ред.) Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе (с. 101–126). В 3 т. Т. 2 Москва: РОССПЭН.
Малахов, В.С. (2016). Нация и культурное разнообразие в имперской, советской и постсоветской России. В В.А. Тишков, Е.А. Филиппова (ред.) Культурная сложность современных наций (с. 190–202). Москва: Политическая энциклопедия.
Малахов, В.С. (2014). Организация демократического общежития в условиях культурной неоднородности, или мультикультурализм как риторика и политика. Вестник Российской нации, 2, 111–126.
Маркедонов, С. (2007, Апрель). Земля и воля Звиада Гамсахурдиа. Политком.ru. Режим доступа http://politcom.ru/4379.html.
Мехтиев, Р. (2011, Май). Современный Азербайджан как воплощение национальной идеи. Правозащита. Режим доступа http://old.memo.ru/d/78577.html.
Нойкирх, К. (2010). Республика Молдова между унионизмом, молдаванизмом и национализмом граждан государства. В Э. Ян (ред.) Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе (с. 155–181). В 3 т.Т. 2. Москва: РОССПЭН.
Осипов, А.Г. (2012). Национально-культурная автономия после СССР: символическая или инструментальная политика? ПОЛИТЭКС, 1 (8), 200–222.
Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан‑2050» (2012, Декабрь). Казахстан‑2050. Режим доступа https://strategy2050.kz/ru/multilanguage/
Путин отметил важность развития российской исламской богословской школы (2018, Январь). ТАСС. Режим доступа https://tass.ru/obschestvo/4900658.
Ратас: гражданство нужно дать всем, кто прожил в Эстонии как минимум 25 лет (2017, Январь). Rus.err.ee. Режим доступа https://rus.err.ee/240918/ratas-grazhdanstvo-nuzhno-dat-vsem-kto-prozhil-v-jestonii-kak-minimum‑25-let
Салимов, С. (2006, Ноябрь 27). На паритетных началах. НГ-Дипкурьер. Режим доступа http://www.ng.ru/courier/2006–11–27/16_nazarbaev.html
Сафран, У. (2011). Национальная идентичность во Франции, Германии и США: современные споры. Политическая наука, 1, 64–97.
Семененко, И.С. (ред.) (2017). Регулирование этнополитической конфликтности и поддержание гражданского согласия в условиях культурного разнообразия: модели, подходы, практики. Аналитический доклад. М.: ИМЭМО РАН.
Семененко, И.С., Лапкин, В.В., Бардин А.Л., Пантин В.И. (2017). Между государством и нацией: дилеммы политики идентичности на постсоветском пространстве. Полис. Политические исследования, 5, 54–78. DOI: 10.17976/jpps/2017.05.05
Семенов, А. (2002). Культурное многообразие и этническая модель национального устройства: решение в пользу «этнической демократии» в Эстонии. В В.С. Малахов, В.А. Тишков (ред.) Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ (с. 195–205). Москва: ИЭА РАН; ИФ РАН.
Собянин: для мусульман, живущих в Москве, мечетей достаточно (2015, Октябрь). РИА Новости. Режим доступа https://ria.ru/20151013/1300959614.html
Тишков, В.А. (2016). Усложняющее разнообразие: как его понимать и упорядочить. В В.А. Тишков, Е.А. Филиппова (ред.) Культурная сложность современных наций (с. 7–18). Москва: Политическая энциклопедия.
Уитли, Дж. (2009). Грузия и Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств. Рабочий доклад ECMI № 42. Режим доступа http://www.ecmicaucasus.org/upload/publications/working_paper_42_rus.pdf
Цумарова, Е.Ю. (2012). Политика идентичности: politics или policy? Вестник Пермского университета. Политология, 2, 5–16.
Abashin, S. (2012). Nation-Construction in Post-Soviet Central Asia. In M. Bassin, C. Kelly (eds.), Soviet and Post-Soviet Identities (pp. 150–168). Cambridge: Cambridge University Press.
Arel, D. (2002). Demography and Politics in the First Post-Soviet Censuses: Mistrusted State, Contested Identities. Population, 6 (47), 801–827.
Beissinger, M. (2009). Nationalism and the Collapse of Soviet Communism. Contemporary European History, 3 (18), 331–347.
Glanzer, P. (2009). Religion, Education, and the State in Post-Communist Europe: Making Sense of the Diversity of New Church-State Practices. Comparative Education Review, 1 (53), 89–111.
Goble, P. (2015). Identity Recovered vs Identity Redefined: Three Post- Soviet Cases. In M. Ayoob, M. Ismayilov (Eds.), Identity and Politics in Central Asia and the Caucasus (pp. 69–81). London-New York: Routledge.
Gutman, A. (Ed.) (1994). Multiculturalism: Examining the Politics of Recognition. Princeton - New Jersey: Princeton University Press.
Khrychikov, S. (2001). Containing Ethnic Mobilization: Evolving Representational Mechanisms and Ethnic Identities in Post-Soviet States. Polish Sociological Review, 134, 175–191.
Kudaibergenova, D. (2018). Compartmentalized Ideology: Presidential Addresses and Legitimation in Kazakhstan. In R. Isaacs, A. Frigerio (Eds.), Theorizing Central Asian Politics: the State, Ideology and Power (pp. 145–166). Oxford: Palgrave Macmillan.
Kymlicka, W. (2007). Multi-Nation Federalism. In B. He, B. Galligan, T. Inoguchi (Eds.), Federalism in Asia (pp. 33–56). Cheltenham - Northampton: Edward Elgar Publishing.
Marquardt, K. (2015). Language and Sovereignty: a Comparative Analysis of Language Policy in Tatarstan and Kazakhstan, 1991–2010. In M. Ayoob, M. Ismayilov (Eds.), Identity and Politics in Central Asia and the Caucasus (pp. 44–68). London-New York: Routledge.
Meissner, F., Vertovec, S. (2015). Comparing Super-Diversity. Ethnic and Racial Studies, 4 (38), 541–555. DOI: 10.1080/01419870.2015.980295
Parekh, B. (2000). Rethinking Multiculturalism: Cultural Diversity and Political Theory. New York: Palgrave.
Ruget, V. (2014). Citizenship in Central Asia. In E.F. Isin, P. Nyers (Eds.), Routledge Handbook of Global Citizenship Studies (pp. 335–345). London-New York: Routledge.
Shevel, O. (2009). The Politics of Citizenship Policy in New States. Comparative Politics, 3 (41), 273–291.