Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования имиджа КНР в российском обществе на современном этапе. Её актуальность обусловлена интенсивным развитием отношений между двумя странами. В научных исследованиях часто рассматриваются экономические, культурные, внешнеполитические аспекты их взаимодействия, однако оно ранее не рассматривалось в фокусе анализа имиджа. Методология исследования базируется на подходе к имиджеобразованию как к направленному процессу изменения и корректировки общественного мнения целевой группы. Целью исследования является уточнение исторических предпосылок складывания современного образа Китая, определение основных направлений и факторов имиджеобразования. Среди последних выделяются такие, как экономическое развитие КНР, пропаганда китайского языка и культуры в России. Затрагивается роль средств массовой информации в данном процессе. По итогам исследования автором был сделан вывод о позитивной динамике в формировании имиджа КНР в российском обществе, обусловленной симпатиями к модели и динамике её экономического развития. Основными каналами создания общественного мнения при этом являются китайские русскоязычные СМИ и российские СМИ, аудитория которых получает в основном положительно окрашенную информацию о внутренних процессах в КНР и российско-китайских отношениях. В то же время диагностируется относительно слабое знакомство россиян с китайской культурой, недостаточно детализированные представления о ней, что создает резерв для дальнейшего развития имиджевой составляющей взаимодействия. Результаты исследования могут быть использованы как для дальнейшего углубления представлений об исследуемой проблематике, так и для решения прикладных проблем, возникающих в российско-китайских отношениях на современном этапе.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Выездной туризм из России в 2018. Рейтинг зарубежных стран российских туристов (2018). Сайт ТурСтат. Режим доступа http://turstat.com/russianstopforeigntravel2018
Ду Цюаньбо (2016). Жанрово-стилистическое своеобразие имиджа Китая в российских Интернет-СМИ. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 4 (58), 12–14.
Интерес россиян к Китаю: к Азии или к Европе ближе Россия по своим традициям и культуре? (2019). Фонд Общественное мнение. Режим доступа https://fom.ru/mir/12150
Итоги выездного туризма. Россия 2017 (2017). Сайт ТурСтат. Режим доступа http://turstat.com/outboundtravelstatiscticsrussia2017
Как Вам кажется, кем сегодня является Китай для России? (2017). Всероссийский центр изучения общественного мнения. Режим доступа https://wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=15&q_id=739&date=29.01.2017
Китай. Представления россиян о китайцах и китайской культуре (2018). Фонд Общественное мнение. Режим доступа https://fom.ru/Mir/14071
Китайская грамота: тенденции распространения китайского языка в России (2017). Региональный центр лингвистических исследований. Режим доступа https://rcli.ru/issledovanie/kitajskaya-gramota-tendentsii-rasprostraneniya-kitajskogo-yazyka-v-rossii/
Койне, О., Франц, В.А. (2017). Кинематограф как элемент системы «Мягкой силы» государства. Дискурс-Пи, 2, 154–162.
Кортунов, С.В. (ред.) (2010). Мировая политика в условиях кризиса. М.: Аспект–Пресс.
Леонтьева, Э.О., Белокопытова М.С. (2019). Институты Конфуция как элементы внешней политики КНР. Регионалистика, 5, 51–58.
Матвеев, В.А. (2018). Новейшие тенденции развития российско-китайского сотрудничества в Большой Евразии. Китай в мировой региональной политике: история и современность, 23 (23), 261–274.
Монастырёва, О.В. (2009). Специфика коммуникативной стратегии в программах на русском языке Международного радио Китая. Портал научных исследований СМИ «Медиаскоп». Режим доступа http://www.mediascope.ru/node/347
Обзор: улучшение национального имиджа Китая и экономическое развитие взаимообусловлены и взаимовыгодны (2015). CHINA.COM. Режим доступа http://russian.china.com/news/reports/1793/20150323/325343.html
Расперова С.Ю. (2013). Институты Конфуция как культурная стратегия Китая в пространстве Российско-китайского взаимодействия в сфере образования. Вестник Московского государственного лингвистического университета, 22 (682), 154–163.
Россия: друзья, враги, отношение в мире. О ценных партнёрах России, близких нам народах и образе нашей страны в мире (2018). Фонд Общественное мнение. Режим доступа https://fom.ru/Mir/14025
Россия-Китай-США: отношения в стратегическом треугольнике (2017). Всероссийский центр изучения общественного мнения. Режим доступа https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116055
Самойлова, М.П., Лобанова, Е.А. (2017). Правовое регулирование деятельности Институтов Конфуция в России. Juvenis scientia, 6, 29–31.
Сидорская И.В. (2015). «Образ» или «имидж» страны: что репрезентируют СМИ. В В.В. Фролов (ред.) Актуальные проблемы исследования коммуникационных аспектов PR‑деятельности и журналистики: сборник материалов научного семинара (с. 64–84). Псков: Псковский государственный университет.
Хуэйцинь, Ч. (2014). Образ Китая в комментариях к новостям о Китае (на материалах портала Rambler). Медиалингвистика, 2, 82–94.
Юй Даньхун, Гу Цянь (2015). К вопросу о негативном имидже Китая в российских СМИ. В О.В. Ильина (сост.) Гуманитарные аспекты современных массмедиа: проблемы, противоречия: материалы Международной научно-практической конференции (с. 50–52). Екатеринбург: Уральский федеральный университет.
Globally, More Name U.S. Than China as World’s Leading Economic Power (2017). Pew Research Center. Retrieved from https://www.pewglobal.org/2017/07/13/more-name-u-s-than-china-as-worlds-leading-economic-power/
International Publics Divided on China (2018). Pew Research Center. Retrieved from https://www.pewglobal.org/2018/10/01/international-publics-divided-on-china/
Views of China and the Global Balance of Power (2015). Pew Research Center. Retrieved from https://www.pewglobal.org/2015/06/23/2-views-of-china-and-the-global-balance-of-power/
