Национальный имидж КНР в России на современном этапе
PDF

Рубрика

Социология и психология политики

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-20-2-60-69

Как цитировать

Тяньтянь, Ч. (2019). Национальный имидж КНР в России на современном этапе. Южно-российский журнал социальных наук, 20(2), 60-69. DOI: 10.31429/26190567-20-2-60-69
Дата поступления 18 апреля 2019
Дата принятия 21 мая 2019
Дата публикации 24 июня 2019
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2019 Тяньтянь Чжао

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования имиджа КНР в российском обществе на современном этапе. Её актуальность обусловлена интенсивным развитием отношений между двумя странами. В научных исследованиях часто рассматриваются экономические, культурные, внешнеполитические аспекты их взаимодействия, однако оно ранее не рассматривалось в фокусе анализа имиджа. Методология исследования базируется на подходе к имиджеобразованию как к направленному процессу изменения и корректировки общественного мнения целевой группы. Целью исследования является уточнение исторических предпосылок складывания современного образа Китая, определение основных направлений и факторов имиджеобразования. Среди последних выделяются такие, как экономическое развитие КНР, пропаганда китайского языка и культуры в России. Затрагивается роль средств массовой информации в данном процессе. По итогам исследования автором был сделан вывод о позитивной динамике в формировании имиджа КНР в российском обществе, обусловленной симпатиями к модели и динамике её экономического развития. Основными каналами создания общественного мнения при этом являются китайские русскоязычные СМИ и российские СМИ, аудитория которых получает в основном положительно окрашенную информацию о внутренних процессах в КНР и российско-­китайских отношениях. В то же время диагностируется относительно слабое знакомство россиян с китайской культурой, недостаточно детализированные представления о ней, что создает резерв для дальнейшего развития имиджевой составляющей взаимодействия. Результаты исследования могут быть использованы как для дальнейшего углубления представлений об исследуемой проблематике, так и для решения прикладных проблем, возникающих в российско-­китайских отношениях на современном этапе.

Ключевые слова

национальный имидж Китай «мягкая сила» Институты Конфуция внешняя политика

Библиографические ссылки

Du Cyuan’bo (2016). Zhanrovo-stilisticheskoe svoeobrazie imidzha Kitaya v rossijskih Internet-SMI [Genre and Stylistic Peculiarities of an Image of China in the Russian Internet-Media]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Issues of Theory and Practice], 4 (58), 12-14.

Globally, More Name U. S. Than China as World’s Leading Economic Power (2017). Pew Research Center. Режим доступа https://www.pewglobal.org/2017/07/13/more-name-u-s-than-china-as-worlds-leading-economic-power/

Huejcin’, Zh. (2014). Obraz Kitaia v kommentariiakh k novostiam o Kitae (na materialakh portala Rambler) [The Image of China in the Comments on the News about China on Rambler Portal]. Medialingvistika [Media Linguistics], 2, 82-94.

Interes rossiyan k Kitayu: k Azii ili k Еvrope blizhe Rossiya po svoim tradiciyam i kul’ture? [Interest of Russians to China: is Russia closer to Asia or to Europe in its Еraditions and Сulture?] (2019). Fond obshchestvennoe mneniya [Public Opinion Foundation]. Retrieved from https://fom.ru/mir/12150

International Publics Divided on China (2018). Pew Research Center. Режим доступа https://www.pewglobal.org/2018/10/01/international-publics-divided-on-china/

Itogi vyezdnogo turizma. Rossiia 2017 [Outbound Travel statistics. Russia 2017] Russia 2017 TourStat: Website. Retrieved from http://turstat.com/outboundtravelstatiscticsrussia2017

Kak Vam kazhetsya, kem segodnya yavlyaetsya Kitaj dlya Rossii? [What do you Think is China Today for Russia?] (2017). Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennoe mneniye [Russian Public Opinion Research Center]. Retrieved from https://wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=15&q_id=739&date=29.01.2017

Kitaj. Predstavleniya rossiyan o kitajcah i kitajskoj kul’ture [China. Representations of Russians about the Chinese and Chinese Culture] (2018). Fond obshchestvennoe mneniya [Public Opinion Foundation]. Retrieved from https://fom.ru/Mir/14071

Koine, O., Franz, V. A. (2017). Kinematograf kak element sistemy “myagkoj sily” gosudarstva [Cinema as an Element of a State’s Soft Power System]. Diskurs-Pi [Discourse-P], 2, 154-162.

Kortunov, S. V. (Ed.) (2010). Mirovaia politika v usloviiakh krizisa [World politics under crisis]. M.: Asrekt-Press.

Leontyeva E. O., Belokopytov M. S. (2019). Instituty Konfuciya kak elementy vneshnej politiki KNR [Confucius Institutes as a Tool of China’s Foreign Policy]. Regionalistica [Regionalistics], 5, 51-58.

Matveev, V. A. (2018). Novejshie tendencii razvitiya rossijsko-kitajskogo sotrudnichestva v Bol’shoj Evrazii [The Latest Trends in the Development of Russian-Chinese Cooperation in Greater Eurasia]. Kitaj v mirovoj regional’noj politike: istoriya i sovremennost’ [China in World and Regional Politics. History and Modernity], 23 (23), 261-274.

Monastyreva, O. V. Specifika kommunikativnoj strategii v programmah na russkom yazyke Mezhdunarodnogo radio Kitaya [The Specific Communication Strategy Features of the Programmes in Russian Broadcast by the International radio of China]. Mediascop [Mediascope]. Retrieved from http://www.mediascope.ru/node/347

Obzor: uluchshenie natsional’nogo imidzha Kitaia i ekonomicheskoe razvitie vzaimoobuslovleny i vzaimovygodny [Review: China’s National Image Improvement and its Economic Development are Interdependent and Mutually Beneficial] (2015). Website CHINA.COM. Retrieved from http://russian.china.com/news/reports/1793/20150323/325343.html

Rasperova, S. Yu. (2013). Instituty Konfutsiia kak kul’turnaia strategiia Kitaia v prostranstve Rossiisko-kitaiskogo vzaimodeistviia v sfere obrazovaniia [Confucius Institutes as China’s Cultural Strategy in Russian-Chinese Interaction in the Sphere of Education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of Moscow State Linguistic University], 22 (682), 154-163.

Rossiia: druz’ia, vragi, otnoshenie v mire. O tsennykh partnerakh Rossii, blizkikh nam narodakh i obraze nashei strany v mire [Russia: Friends, Enemies, the World’s Attitude. On Russia’s Important Partners, Close Peoples and Russia’s Image in the World] (2018). Fond obshchestvennogo mneniya [Public Opinion Foundation]. Retrieved from https://fom.ru/Mir/14025

Rossiya-Kitaj-SSHA: otnosheniya v strategicheskom treugol’nike [Russia-China-USA: Relations in the Strategic Triangle] (2017). Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennoe mneniye [Russian Public Opinion Research Center]. Retrieved from https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116055

Samoilova, M. P, Lobanova, E. A. (2017). Pravovoe regulirovanie deyatel’nosti Institutov Konfuciya v Rossii [Legal Regulation of the Activities of Confucius Institutions in Russia]. Juvenis scientia [Juvenis Scientia], 6, 29-31.

Sidorskaya, I. V. (2015). “Obraz” ili “imidzh” strany: chto reprezentiruyut SMI [“Image” or “Image” of the Country: What Do the Media Represent]. In V. V. Frolov Aktual’nye problemy issledovaniya kommunikacionnyh aspektov PR-deyatel’nosti i zhurnalistiki: sbornik materialov nauchnogo seminara [Actual Problems of Researching Communication Aspects of PR Activities and Journalism: Collection of Materials of a Scientific Seminar] (pp. 64-84). Pskov: Pskovskii gosudarstvennyi universitet.

Views of China and the Global Balance of Power (2015). Pew Research Center. Режим доступа https://www.pewglobal.org/2015/06/23/2-views-of-china-and-the-global-balance-of-power/

Vyezdnoi turizm iz Rossii v 2018. Reiting zarubezhnykh stran rossiiskikh turistov [Russia’s Foreign Travel in 2018. Foreign Countries’ Rating with Tourists from Russia]. Retrieved from http://turstat.com/russianstopforeigntravel2018

Yu Danhong, Gu Qian (2015). K voprosu o negativnom imidzhe Kitaia v rossiiskikh [On the Issue of Negative Image of China in the Russian Media]. In O. V. Ilina (Comp.) Gumanitarnye aspekty sovremennyh massmedia: problemy, protivorechiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Humanitarian Aspects of Modern Mass Media: Problems, Contradictions: Materials of the International Scientific and Practical Conference] (pp. 50-52), Yekaterinburg: Ural’skii federal’nyi universitet.

Статистика скачивания

Нет статистики