Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования имиджа КНР в российском обществе на современном этапе. Её актуальность обусловлена интенсивным развитием отношений между двумя странами. В научных исследованиях часто рассматриваются экономические, культурные, внешнеполитические аспекты их взаимодействия, однако оно ранее не рассматривалось в фокусе анализа имиджа. Методология исследования базируется на подходе к имиджеобразованию как к направленному процессу изменения и корректировки общественного мнения целевой группы. Целью исследования является уточнение исторических предпосылок складывания современного образа Китая, определение основных направлений и факторов имиджеобразования. Среди последних выделяются такие, как экономическое развитие КНР, пропаганда китайского языка и культуры в России. Затрагивается роль средств массовой информации в данном процессе. По итогам исследования автором был сделан вывод о позитивной динамике в формировании имиджа КНР в российском обществе, обусловленной симпатиями к модели и динамике её экономического развития. Основными каналами создания общественного мнения при этом являются китайские русскоязычные СМИ и российские СМИ, аудитория которых получает в основном положительно окрашенную информацию о внутренних процессах в КНР и российско-китайских отношениях. В то же время диагностируется относительно слабое знакомство россиян с китайской культурой, недостаточно детализированные представления о ней, что создает резерв для дальнейшего развития имиджевой составляющей взаимодействия. Результаты исследования могут быть использованы как для дальнейшего углубления представлений об исследуемой проблематике, так и для решения прикладных проблем, возникающих в российско-китайских отношениях на современном этапе.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Du Cyuan’bo (2016). Zhanrovo-stilisticheskoe svoeobrazie imidzha Kitaya v rossijskih Internet-SMI [Genre and Stylistic Peculiarities of an Image of China in the Russian Internet-Media]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Issues of Theory and Practice], 4 (58), 12-14.
- Globally, More Name U. S. Than China as World’s Leading Economic Power (2017). Pew Research Center. Режим доступа https://www.pewglobal.org/2017/07/13/more-name-u-s-than-china-as-worlds-leading-economic-power/
- Huejcin’, Zh. (2014). Obraz Kitaia v kommentariiakh k novostiam o Kitae (na materialakh portala Rambler) [The Image of China in the Comments on the News about China on Rambler Portal]. Medialingvistika [Media Linguistics], 2, 82-94.
- Interes rossiyan k Kitayu: k Azii ili k Еvrope blizhe Rossiya po svoim tradiciyam i kul’ture? [Interest of Russians to China: is Russia closer to Asia or to Europe in its Еraditions and Сulture?] (2019). Fond obshchestvennoe mneniya [Public Opinion Foundation]. Retrieved from https://fom.ru/mir/12150
- International Publics Divided on China (2018). Pew Research Center. Режим доступа https://www.pewglobal.org/2018/10/01/international-publics-divided-on-china/
- Itogi vyezdnogo turizma. Rossiia 2017 [Outbound Travel statistics. Russia 2017] Russia 2017 TourStat: Website. Retrieved from http://turstat.com/outboundtravelstatiscticsrussia2017
- Kak Vam kazhetsya, kem segodnya yavlyaetsya Kitaj dlya Rossii? [What do you Think is China Today for Russia?] (2017). Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennoe mneniye [Russian Public Opinion Research Center]. Retrieved from https://wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=15&q_id=739&date=29.01.2017
- Kitaj. Predstavleniya rossiyan o kitajcah i kitajskoj kul’ture [China. Representations of Russians about the Chinese and Chinese Culture] (2018). Fond obshchestvennoe mneniya [Public Opinion Foundation]. Retrieved from https://fom.ru/Mir/14071
- Koine, O., Franz, V. A. (2017). Kinematograf kak element sistemy “myagkoj sily” gosudarstva [Cinema as an Element of a State’s Soft Power System]. Diskurs-Pi [Discourse-P], 2, 154-162.
- Kortunov, S. V. (Ed.) (2010). Mirovaia politika v usloviiakh krizisa [World politics under crisis]. M.: Asrekt-Press.
- Leontyeva E. O., Belokopytov M. S. (2019). Instituty Konfuciya kak elementy vneshnej politiki KNR [Confucius Institutes as a Tool of China’s Foreign Policy]. Regionalistica [Regionalistics], 5, 51-58.
- Matveev, V. A. (2018). Novejshie tendencii razvitiya rossijsko-kitajskogo sotrudnichestva v Bol’shoj Evrazii [The Latest Trends in the Development of Russian-Chinese Cooperation in Greater Eurasia]. Kitaj v mirovoj regional’noj politike: istoriya i sovremennost’ [China in World and Regional Politics. History and Modernity], 23 (23), 261-274.
- Monastyreva, O. V. Specifika kommunikativnoj strategii v programmah na russkom yazyke Mezhdunarodnogo radio Kitaya [The Specific Communication Strategy Features of the Programmes in Russian Broadcast by the International radio of China]. Mediascop [Mediascope]. Retrieved from http://www.mediascope.ru/node/347
- Obzor: uluchshenie natsional’nogo imidzha Kitaia i ekonomicheskoe razvitie vzaimoobuslovleny i vzaimovygodny [Review: China’s National Image Improvement and its Economic Development are Interdependent and Mutually Beneficial] (2015). Website CHINA.COM. Retrieved from http://russian.china.com/news/reports/1793/20150323/325343.html
- Rasperova, S. Yu. (2013). Instituty Konfutsiia kak kul’turnaia strategiia Kitaia v prostranstve Rossiisko-kitaiskogo vzaimodeistviia v sfere obrazovaniia [Confucius Institutes as China’s Cultural Strategy in Russian-Chinese Interaction in the Sphere of Education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of Moscow State Linguistic University], 22 (682), 154-163.
- Rossiia: druz’ia, vragi, otnoshenie v mire. O tsennykh partnerakh Rossii, blizkikh nam narodakh i obraze nashei strany v mire [Russia: Friends, Enemies, the World’s Attitude. On Russia’s Important Partners, Close Peoples and Russia’s Image in the World] (2018). Fond obshchestvennogo mneniya [Public Opinion Foundation]. Retrieved from https://fom.ru/Mir/14025
- Rossiya-Kitaj-SSHA: otnosheniya v strategicheskom treugol’nike [Russia-China-USA: Relations in the Strategic Triangle] (2017). Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennoe mneniye [Russian Public Opinion Research Center]. Retrieved from https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116055
- Samoilova, M. P, Lobanova, E. A. (2017). Pravovoe regulirovanie deyatel’nosti Institutov Konfuciya v Rossii [Legal Regulation of the Activities of Confucius Institutions in Russia]. Juvenis scientia [Juvenis Scientia], 6, 29-31.
- Sidorskaya, I. V. (2015). “Obraz” ili “imidzh” strany: chto reprezentiruyut SMI [“Image” or “Image” of the Country: What Do the Media Represent]. In V. V. Frolov Aktual’nye problemy issledovaniya kommunikacionnyh aspektov PR-deyatel’nosti i zhurnalistiki: sbornik materialov nauchnogo seminara [Actual Problems of Researching Communication Aspects of PR Activities and Journalism: Collection of Materials of a Scientific Seminar] (pp. 64-84). Pskov: Pskovskii gosudarstvennyi universitet.
- Views of China and the Global Balance of Power (2015). Pew Research Center. Режим доступа https://www.pewglobal.org/2015/06/23/2-views-of-china-and-the-global-balance-of-power/
- Vyezdnoi turizm iz Rossii v 2018. Reiting zarubezhnykh stran rossiiskikh turistov [Russia’s Foreign Travel in 2018. Foreign Countries’ Rating with Tourists from Russia]. Retrieved from http://turstat.com/russianstopforeigntravel2018
- Yu Danhong, Gu Qian (2015). K voprosu o negativnom imidzhe Kitaia v rossiiskikh [On the Issue of Negative Image of China in the Russian Media]. In O. V. Ilina (Comp.) Gumanitarnye aspekty sovremennyh massmedia: problemy, protivorechiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Humanitarian Aspects of Modern Mass Media: Problems, Contradictions: Materials of the International Scientific and Practical Conference] (pp. 50-52), Yekaterinburg: Ural’skii federal’nyi universitet.