Национальный имидж КНР в России на современном этапе
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Социология и психология политики

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-20-2-60-69

Как цитировать

Тяньтянь, Ч. (2019). Национальный имидж КНР в России на современном этапе. Южно-российский журнал социальных наук, 20(2), 60-69. DOI: 10.31429/26190567-20-2-60-69
Дата поступления 18 апреля 2019
Дата принятия 21 мая 2019
Дата публикации 24 июня 2019
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2019 Тяньтянь Чжао

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования имиджа КНР в российском обществе на современном этапе. Её актуальность обусловлена интенсивным развитием отношений между двумя странами. В научных исследованиях часто рассматриваются экономические, культурные, внешнеполитические аспекты их взаимодействия, однако оно ранее не рассматривалось в фокусе анализа имиджа. Методология исследования базируется на подходе к имиджеобразованию как к направленному процессу изменения и корректировки общественного мнения целевой группы. Целью исследования является уточнение исторических предпосылок складывания современного образа Китая, определение основных направлений и факторов имиджеобразования. Среди последних выделяются такие, как экономическое развитие КНР, пропаганда китайского языка и культуры в России. Затрагивается роль средств массовой информации в данном процессе. По итогам исследования автором был сделан вывод о позитивной динамике в формировании имиджа КНР в российском обществе, обусловленной симпатиями к модели и динамике её экономического развития. Основными каналами создания общественного мнения при этом являются китайские русскоязычные СМИ и российские СМИ, аудитория которых получает в основном положительно окрашенную информацию о внутренних процессах в КНР и российско-­китайских отношениях. В то же время диагностируется относительно слабое знакомство россиян с китайской культурой, недостаточно детализированные представления о ней, что создает резерв для дальнейшего развития имиджевой составляющей взаимодействия. Результаты исследования могут быть использованы как для дальнейшего углубления представлений об исследуемой проблематике, так и для решения прикладных проблем, возникающих в российско-­китайских отношениях на современном этапе.

Ключевые слова

национальный имидж Китай «мягкая сила» Институты Конфуция внешняя политика

Библиографические ссылки

Выездной туризм из России в 2018. Рейтинг зарубежных стран российских туристов (2018). Сайт ТурСтат. Режим доступа http://turstat.com/russianstopforeigntravel2018

Ду Цюаньбо (2016). Жанрово-стилистическое своеобразие имиджа Китая в российских Интернет-СМИ. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 4 (58), 12–14.

Интерес россиян к Китаю: к Азии или к Европе ближе Россия по своим традициям и культуре? (2019). Фонд Общественное мнение. Режим доступа https://fom.ru/mir/12150

Итоги выездного туризма. Россия 2017 (2017). Сайт ТурСтат. Режим доступа http://turstat.com/outboundtravelstatiscticsrussia2017

Как Вам кажется, кем сегодня является Китай для России? (2017). Всероссийский центр изучения общественного мнения. Режим доступа https://wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=15&q_id=739&date=29.01.2017

Китай. Представления россиян о китайцах и китайской культуре (2018). Фонд Общественное мнение. Режим доступа https://fom.ru/Mir/14071

Китайская грамота: тенденции распространения китайского языка в России (2017). Региональный центр лингвистических исследований. Режим доступа https://rcli.ru/issledovanie/kitajskaya-gramota-tendentsii-rasprostraneniya-kitajskogo-yazyka-v-rossii/

Койне, О., Франц, В.А. (2017). Кинематограф как элемент системы «Мягкой силы» государства. Дискурс-Пи, 2, 154–162.

Кортунов, С.В. (ред.) (2010). Мировая политика в условиях кризиса. М.: Аспект–Пресс.

Леонтьева, Э.О., Белокопытова М.С. (2019). Институты Конфуция как элементы внешней политики КНР. Регионалистика, 5, 51–58.

Матвеев, В.А. (2018). Новейшие тенденции развития российско-китайского сотрудничества в Большой Евразии. Китай в мировой региональной политике: история и современность, 23 (23), 261–274.

Монастырёва, О.В. (2009). Специфика коммуникативной стратегии в программах на русском языке Международного радио Китая. Портал научных исследований СМИ «Медиаскоп». Режим доступа http://www.mediascope.ru/node/347

Обзор: улучшение национального имиджа Китая и экономическое развитие взаимообусловлены и взаимовыгодны (2015). CHINA.COM. Режим доступа http://russian.china.com/news/reports/1793/20150323/325343.html

Расперова С.Ю. (2013). Институты Конфуция как культурная стратегия Китая в пространстве Российско-китайского взаимодействия в сфере образования. Вестник Московского государственного лингвистического университета, 22 (682), 154–163.

Россия: друзья, враги, отношение в мире. О ценных партнёрах России, близких нам народах и образе нашей страны в мире (2018). Фонд Общественное мнение. Режим доступа https://fom.ru/Mir/14025

Россия-Китай-США: отношения в стратегическом треугольнике (2017). Всероссийский центр изучения общественного мнения. Режим доступа https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116055

Самойлова, М.П., Лобанова, Е.А. (2017). Правовое регулирование деятельности Институтов Конфуция в России. Juvenis scientia, 6, 29–31.

Сидорская И.В. (2015). «Образ» или «имидж» страны: что репрезентируют СМИ. В В.В. Фролов (ред.) Актуальные проблемы исследования коммуникационных аспектов PR‑деятельности и журналистики: сборник материалов научного семинара (с. 64–84). Псков: Псковский государственный университет.

Хуэйцинь, Ч. (2014). Образ Китая в комментариях к новостям о Китае (на материалах портала Rambler). Медиалингвистика, 2, 82–94.

Юй Даньхун, Гу Цянь (2015). К вопросу о негативном имидже Китая в российских СМИ. В О.В. Ильина (сост.) Гуманитарные аспекты современных массмедиа: проблемы, противоречия: материалы Международной научно-практической конференции (с. 50–52). Екатеринбург: Уральский федеральный университет.

Globally, More Name U.S. Than China as World’s Leading Economic Power (2017). Pew Research Center. Retrieved from https://www.pewglobal.org/2017/07/13/more-name-u-s-than-china-as-worlds-leading-economic-power/

International Publics Divided on China (2018). Pew Research Center. Retrieved from https://www.pewglobal.org/2018/10/01/international-publics-divided-on-china/

Views of China and the Global Balance of Power (2015). Pew Research Center. Retrieved from https://www.pewglobal.org/2015/06/23/2-views-of-china-and-the-global-balance-of-power/

Статистика скачивания

Нет статистики