Психолого-социальные причины профессионально-личностного выгорания современного школьного педагога
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-2-129-145

Как цитировать

Пазухина, С.В. (2022). Психолого-социальные причины профессионально-личностного выгорания современного школьного педагога. Южно-российский журнал социальных наук, 23(2), 129-145. DOI: 10.31429/26190567-23-2-129-145
Дата поступления 10 мая 2022
Дата принятия 22 июня 2022
Дата публикации 30 августа 2022
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2022 Светлана Вячеславовна Пазухина

Аннотация

В статье описываются подходы к профессионально-­личностному выгоранию педагогов, его этапы, связь с психологическим здоровьем учителей, профессиональными деформациями, психологической безопасностью обучающихся. Показывается, что причины, вызывающие выгорание в условиях цифровизации образования, недостаточно изучены, что обусловливает актуальность работы. Обосновывается необходимость изучения не только профессиональных, но и личностных аспектов выгорания. Цель — выявить совокупность психолого-­социальных причин, влияющих на развитие синдрома профессионально-­личностного выгорания у педагогов современной школы. Применяется комплекс методик: «Диагностика профессионального выгорания», «Методика диагностики уровня профессионального выгорания», «Индекс жизненной удовлетворенности»; «Шкала общей самоэффективности», «Самооценка профессионально-­педагогической мотивации», «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе». На формирующем этапе используется специальная программа, включающая в себя занятия по первичной и вторичной профилактике профессионально-­личностного выгорания учителей по трем направлениям: социально-­психологическому, личностному, профессиональному. По итогам проведенной работы на основе использования критерия Стьюдента зафиксированы значимые изменения по показателям изучаемых психолого-­социальных характеристик, выступающих в качестве причин выгорания. Уменьшение их негативного влияния привело к тому, что интегральный показатель профессионально-­личностного выгорания по группе за время формирующего эксперимента снизился. Это указывает на то, что причины, вызывающие его, были определены правильно. Положительные сдвиги произошли в показателях симптомов: «эмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений». Зафиксирована положительная динамика в фазах выгорания: напряжения, резистенции, истощения. Следовательно, проведенная работа с выделенными причинами профессионально-­личностного выгорания учителей дала позитивные результаты. Новизна заключается в выявлении комплекса психолого-­социальных причин, вызывающих профессионально-­личностное выгорание у современных педагогов, конкретизации составляющих этих причин. Результаты могут использоваться при организации профилактической работы с педагогами современных школ.

Ключевые слова

профессионально-­личностное выгорание учителя причины профессиональная эффективность мотивация удовлетворенность социально-­психологический климат

Библиографические ссылки

Амбалова, С.А. (2020). Синдром психического выгорания как следствие профессионального кризиса у педагогов. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 1, 321–324. DOI: 10.26140/anip‑2020-0901-0079

Березовская, Л.И. (2014). Исследование эмоционального выгорания как формы профессиональной деформации личности работников образовательных организаций. В Материалы научно-практической конференции с международным участием «Категория «социального» в современной педагогике и психологии» (с. 126–129) Ульяновск: SIMJET.

Бойко, В.В. (2017). Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: Питер.

Веселова, О.А. (2019). Профессиональная мотивация и уровень эмоционального выгорания у педагогов. Вестник науки и образования, 18(72), 96–98.

Водопьянова, Н.Е., Густелева, А.Н., Минин Д.С., Ихия Афиф (2018). Опыт психологического консультирования, ориентированного на коррекцию и профилактику профессионального выгорания учителей арабских школ Израиля. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 2. 56–69.

Водопьянова, Н.Е., Старченкова Е.С. (2020). Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. М.: Юрайт.

Гайдар, К.М., Малютина, О.П. (2021). Изменения в синдроме профессионального выгорания преподавателей вуза в условиях вынужденного дистанционного обучения. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 2, 24–29.

Долгова, В.И., Гольева, Г.Г., Кунилова, А.А. (2016). Эмоциональное выгорание педагогов как деформация личности. Современные наукоемкие технологии, 8, 106–110.

Кмить, К.В., Попов, Ю.В. (2013). Эмоциональное выгорание, не связанное с профессиональным стрессом. Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 3, 3–10.

Королькова, Ю.Б. (2021). Деформации в профессиональной деятельности педагогов. Профессиональные представления, 1, 31–38.

Крецан, З.В., Морозов, Е.В., Семке, Л.В. (2020). Параметры личности как предикторы развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов школы. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 1(13), 12–25. DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-1-12-25

Мерзлякова, Д.Р. (2006). Влияние профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности младшего школьника (автореферат кандидатской диссертации). Ижевск.

Михайлова, А.В., Власова, К.М. (2022). Профессиональные деформации и профессиональное выгорание педагогов. Педагогическая перспектива, 2, 38–44.

Мороз, Ю.С. (2020). Влияние выгорания и постстресса на качество образовательного процесса. Молодой ученый, 30(320), 251–253.

Пак, С.Н. (2016). Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов. Современные проблемы науки и образования, 6. Retrieved from https://science-education.ru/ru/article/view?id=25469

Пак, С.Н., Нуркулова, М.Р., Нуркулова, Н.Р. (2021). Проблемы профессионального выгорания педагогов в условиях онлайн-обучения. Современные наукоемкие технологии, 5, 198–203.

Пежемская, Ю.С., Смирнова, Н.С. (2016). Индекс ресурсности педагогов с разным уровнем профессионального выгорания. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2(58), 96–99.

Перепелкина, Н.А. (2017). Профессиональное выгорание педагога как препятствие на пути к профессиональной самореализации. Гуманитарный научный журнал, 1, 38–42.

Хазиева, Э.Д. (2022). Проблема эмоционального выгорания у педагогов. Academic research in educational sciences, 3(2), 848–855. DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-848-856

Хакимова, Н.Р., Матлаш, В.Д., Григорьева, Е.В. (2022). Профессиональное выгорание педагогов в условиях цифровизации образования. Профессиональное образование в России и за рубежом, 1(45), 169–174. DOI: 10.54509/22203036_2022_1_169.

Чернышова, М.Д. (2021). Профессиональное здоровье педагога. Научный Лидер, 15(17), 65–72.

Шарыпова, Т.Н., Забейворота, М.В. (2019). Cоциально-психологические и профессиональные риски психологического «выгорания», как фактор возникновения внутриличностного конфликта. Аллея науки, 3(30), 237–241.

Ширяева, В.В. (2017). Профессиональное выгорание как компонент профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей. Инновационные проекты и программы в образовании, 5, 22–25.

Danko, O.A., Enygin, D.V., Midova, V.O. et al. (2022). Оccupational Burnout In Pedagogical Practice. Modern Pedagogical Education, 2, 143–146.

Diaz, C. The Truth about Teacher Burnout: It’s Work Induced Depression. Psych Learning Curve. American Psychological Association. Retrieved from http://psychlearningcurve.org/the-truth-about-teacher-burnout/

Freudenberger, H.J. (2015). Staff Burnout. Journal of Social Issues, 30, 159–165.

Machynska, N., Derkach, Yu. (2019). Рrofessional Burnout Of Teachers: Theoretical And Practical Aspects. Continuing Professional Education Theory and Practice, 2(59), 28–34. DOI: 10.28925/1609-8595.2019.2.2834

Pines, A., Pelman, B., Maslach, C. (1980). Combatting Staff Burn-Out in a Day Care Center: A Case Study. Child Care Quarterly, 9, 5–16.

Статистика скачивания

Нет статистики