Психолого-социальные причины профессионально-личностного выгорания современного школьного педагога
PDF
HTML

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-2-129-145

Как цитировать

Пазухина, С.В. (2022). Психолого-социальные причины профессионально-личностного выгорания современного школьного педагога. Южно-российский журнал социальных наук, 23(2), 129-145. DOI: 10.31429/26190567-23-2-129-145
Дата поступления 10 мая 2022
Дата принятия 22 июня 2022
Дата публикации 30 августа 2022
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2022 Светлана Вячеславовна Пазухина

Аннотация

В статье описываются подходы к профессионально-­личностному выгоранию педагогов, его этапы, связь с психологическим здоровьем учителей, профессиональными деформациями, психологической безопасностью обучающихся. Показывается, что причины, вызывающие выгорание в условиях цифровизации образования, недостаточно изучены, что обусловливает актуальность работы. Обосновывается необходимость изучения не только профессиональных, но и личностных аспектов выгорания. Цель — выявить совокупность психолого-­социальных причин, влияющих на развитие синдрома профессионально-­личностного выгорания у педагогов современной школы. Применяется комплекс методик: «Диагностика профессионального выгорания», «Методика диагностики уровня профессионального выгорания», «Индекс жизненной удовлетворенности»; «Шкала общей самоэффективности», «Самооценка профессионально-­педагогической мотивации», «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе». На формирующем этапе используется специальная программа, включающая в себя занятия по первичной и вторичной профилактике профессионально-­личностного выгорания учителей по трем направлениям: социально-­психологическому, личностному, профессиональному. По итогам проведенной работы на основе использования критерия Стьюдента зафиксированы значимые изменения по показателям изучаемых психолого-­социальных характеристик, выступающих в качестве причин выгорания. Уменьшение их негативного влияния привело к тому, что интегральный показатель профессионально-­личностного выгорания по группе за время формирующего эксперимента снизился. Это указывает на то, что причины, вызывающие его, были определены правильно. Положительные сдвиги произошли в показателях симптомов: «эмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений». Зафиксирована положительная динамика в фазах выгорания: напряжения, резистенции, истощения. Следовательно, проведенная работа с выделенными причинами профессионально-­личностного выгорания учителей дала позитивные результаты. Новизна заключается в выявлении комплекса психолого-­социальных причин, вызывающих профессионально-­личностное выгорание у современных педагогов, конкретизации составляющих этих причин. Результаты могут использоваться при организации профилактической работы с педагогами современных школ.

Ключевые слова

профессионально-­личностное выгорание учителя причины профессиональная эффективность мотивация удовлетворенность социально-­психологический климат

Библиографические ссылки

Ambalova, S. A. (2020). Sindrom psikhicheskogo vygoraniya kak sledstviye professional’nogo krizisa u pedagogov [Mental Flush Syndrome as a Consequence of Professional Crisis in Teachers]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology], 1, 321–324. DOI 10.26140/anip-2020-0901-0079

Berezovskaya, L. I. (2014). Issledovaniye emotsional’nogo vygoraniya kak formy professional’noy deformatsii lichnosti rabotnikov obrazovatel’nykh organizatsii [The Study of Emotional Burnout as a form of Professional Deformation of the Personality of Employees of Educational Organizations]. In Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem “Kategoriya ‘sotsial’nogo’ v sovremennoy pedagogike i psikhologii” [Proceedings of the Scientific and Practical Conference with International Cooperation “The Category of the ‘Social’ in Modern Pedagogy and Psychology”] (pp. 126–129) Ul’yanovsk: SIMJET.

Boyko, V. V. (2017). Sindrom emotsional’nogo vygoraniya v professional’nom obshchenii [Emotional Burnout Syndrome in Professional Communication]. SPb.: Piter.

Chernyshova, M. D. (2021). Professional’noye zdorov’ye pedagoga [Professional Health of the Teacher]. Nauchnyy Lider [Scientific Leader], 15(17), 65–72.

Danko, O. A., Enygin, D. V., Midova, V. O. et al. (2022). Оccupational Burnout In Pedagogical Practice. Modern Pedagogical Education, 2, 143–146.

Diaz, C. The Truth about Teacher Burnout: It’s Work Induced Depression. Psych Learning Curve. American Psychological Association. Retrieved from http://psychlearningcurve.org/the-truth-about-teacher-burnout/

Dolgova, V. I., Gol’yeva, G. G., Kunilova, A. A. (2016). Emotsional’noye vygoraniye pedagogov kak deformatsiya lichnosti [Emotional Burnout of Teachers as Personality Deformation]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii [Modern High Technologies], 8, 106–110.

Freudenberger, H. J. (2015). Staff Burnout. Journal of Social Issues, 30, 159–165.

Gaydar, K. M., Malyutina, O. P. (2021). Izmeneniya v sindrome professional’nogo vygoraniya prepodavateley vuza v usloviyakh vynuzhdennogo distantsionnogo obucheniya [Changes in The Professional Syndrome Burnout of University Teachers Under Conditions Forced Distance Learning]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education], 2, 24–29.

Hakimova, N. R., Matlash, V. D., Grigor’yeva, Ye.V. (2022). Professional’noye vygoraniye pedagogov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Professional Burnout of Teachersin Conditions of Digitalization of Education]. Professional’noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad], 1(45), 169–174. DOI 10.54509/22203036_2022_1_169.

Haziyeva, E. D. (2022). Problema emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov [The Problem of Emotional Burnout of Teachers]. Academic Research in Educational Sciences [Academic Research in Educational Sciences], 3(2), 848–855. DOI 10.24412/2181-1385-2022-2-848-856

Kmit’, K. V., Popov, Yu. V. (2013). Emotsional’noye vygoraniye, ne svyazannoye s professional’nym stressom [Burnout Not Linked to Work-Related Stress]. Obozreniye psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii [V. M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology], 3, 3–10.

Korol’kova, Yu. B. (2021). Deformatsii v professional’noy deyatel’nosti pedagogov [Deformations in The Professional Activity of Teachers]. Professional’nyye predstavleniya [Professional Submissions], 1, 31–38.

Kretsan, Z. V., Morozov, YE. V., Semke, L. V. (2020). Parametry lichnosti kak prediktory razvitiya sindroma emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov shkoly [Personality Parameters as Predictors of The Burnout Syndrome Development in School Teachers]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki [Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences], 1(13), 12–25. DOI 10.21603/2542-1840-2020-4-1-12-25.

Machynska, N., Derkach, Yu. (2019). Рrofessional Burnout of Teachers: Theoretical and Practical Aspects. Continuing Professional Education Theory and Practice, 2(59), 28–34. DOI 10.28925/1609-8595.2019.2.2834

Merzlyakova, D. R. (2006). Vliyaniye professional’nogo “vygoraniya” pedagoga na lichnostnyye kharakteristiki i uspeshnost’ uchebnoy deyatel’nosti mladshego shkol’nika [The Impact of a Teacher’s Occupational “Burnout” on the Personal Characteristics and the Efficiency of a Junior School Pupil Learning Process (Abstract of Candidate Dissertation)]. Izhevsk.

Mikhaylova, A. V., Vlasova, K. M. (2022). Professional’nyye deformatsii i professional’noye vygoraniye pedagogov [Professional Deformations and Professional Burnout of Teachers]. Pedagogicheskaya perspektiva [Pedagogical Perspective], 2, 38–44.

Moroz, Yu. S. (2020). Vliyaniye vygoraniya i poststressa na kachestvo obrazovatel’nogo protsessa [The Impact of Burnout and Post-Stress on the Quality of the Educational Process]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 30(320), 251–253.

Pak, S. N. (2016). Osnovnyye aspekty sindroma professional’nogo vygoraniya pedagogov [The Main Aspects of Professional Burnout Syndrome among Teachers]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 6. Retrieved from https://science-education.ru/ru/article/view?id=25469

Pak, S. N., Nurkulova, M. R., Nurkulova, N. R. (2021). Problemy professional’nogo vygoraniya pedagogov v usloviyakh onlayn-obucheniya [Problems of Professional Burn Out of Teachers in Online Learning]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii [Modern High Technologies], 5, 198–203.

Perepelkina, N. A. (2017). Professional’noye vygoraniye pedagoga kak prepyatstvie na puti k professional’noy samorealizatsii [Professional Burnout of a Teacher as an Obstacle to Professional Self-Realization]. Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal [Humanitarian Scientific Journal], 1, 38–42.

Pezhemskaya, Yu. S., Smirnova, N. S. (2016). Indeks resursnosti pedagogov s raznym urovnem professional’nogo vygoraniya [The Index of Resource Teachers with Different Levels of Professional Burnout]. Uchenyye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V. B. Bobkova filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Scientific Letters of Russian Customs Academy St.-Petesrburg Branch Named After Vladimir Bobkov], 2(58), 96–99.

Pines, A., Pelman, B., Maslach, C. (1980). Combatting Staff Burn-Out in a Day Care Center: A Case Study. Child Care Quarterly, 9, 5–16.

Sharypova, T. N., Zabeyvorota, M. V. (2019). Sotsial’no-psikhologicheskiye i professional’nyye riski psikhologicheskogo “vygoraniya”, kak faktor vozniknoveniya vnutrilichnostnogo konflikta [Socio-psychological and Professional Risks of Psychological “Burnout” as a Factor in the Occurrence of Intrapersonal Conflict]. Alleya nauki [Alley of Science], 3(30), 237–241.

Shiryayeva, V. V. (2017). Professional’noye vygoraniye kak komponent professional’noy deformatsii pedagogov dopolnitel’nogo obrazovaniya detey [Professional Burnout as a Component of Professional Deformations Teachers of Supplementary Education]. Innovatsionnyye proyekty i programmy v obrazovanii [Innovative Projects and Programs in Education], 5, 22–25.

Veselova, O. A. (2019). Professional’naya motivatsiya i uroven’ emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov [Professional Motivation and Level of Emotional Burning Out of Teachers]. Vestnik nauki i obrazovaniya [Herald of Science and Education], 18(72), 96–98.

Vodop’yanova, N. Ye., Gusteleva, A. N., Minin D. S., Ikhiya Afif (2018). Opyt psikhologicheskogo konsul’tirovaniya, oriyentirovannogo na korrektsiyu i profilaktiku professional’nogo vygoraniya uchiteley arabskikh shkol Izrailya [Consulting Experience Oriented on Burnout Correction and Prevention for Arab Teachers of Israel Schools]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver State University], 2. 56–69.

Vodop’yanova, N. Ye., Starchenkova Ye. S. (2020). Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika [Burnout Syndrome. Diagnosis and Prevention]. M.: Yuayt.

Статистика скачивания

Нет статистики