Психолого-социальные причины профессионально-личностного выгорания современного школьного педагога | Южно-российский журнал социальных наук
Психолого-социальные причины профессионально-личностного выгорания современного школьного педагога
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-23-2-129-145
https://doi.org/10.31429/26190567-23-2-129-145

Как цитировать

Пазухина С.В. Психолого-социальные причины профессионально-личностного выгорания современного школьного педагога // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23, №2. С. 129-145. DOI: 10.31429/26190567-23-2-129-145
Дата поступления 2022-05-10
Дата принятия 2022-06-22
Дата публикации 2022-08-30

Copyright (c) 2022 Светлана Вячеславовна Пазухина

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье описываются подходы к профессионально-­личностному выгоранию педагогов, его этапы, связь с психологическим здоровьем учителей, профессиональными деформациями, психологической безопасностью обучающихся. Показывается, что причины, вызывающие выгорание в условиях цифровизации образования, недостаточно изучены, что обусловливает актуальность работы. Обосновывается необходимость изучения не только профессиональных, но и личностных аспектов выгорания. Цель — выявить совокупность психолого-­социальных причин, влияющих на развитие синдрома профессионально-­личностного выгорания у педагогов современной школы. Применяется комплекс методик: «Диагностика профессионального выгорания», «Методика диагностики уровня профессионального выгорания», «Индекс жизненной удовлетворенности»; «Шкала общей самоэффективности», «Самооценка профессионально-­педагогической мотивации», «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе». На формирующем этапе используется специальная программа, включающая в себя занятия по первичной и вторичной профилактике профессионально-­личностного выгорания учителей по трем направлениям: социально-­психологическому, личностному, профессиональному. По итогам проведенной работы на основе использования критерия Стьюдента зафиксированы значимые изменения по показателям изучаемых психолого-­социальных характеристик, выступающих в качестве причин выгорания. Уменьшение их негативного влияния привело к тому, что интегральный показатель профессионально-­личностного выгорания по группе за время формирующего эксперимента снизился. Это указывает на то, что причины, вызывающие его, были определены правильно. Положительные сдвиги произошли в показателях симптомов: «эмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений». Зафиксирована положительная динамика в фазах выгорания: напряжения, резистенции, истощения. Следовательно, проведенная работа с выделенными причинами профессионально-­личностного выгорания учителей дала позитивные результаты. Новизна заключается в выявлении комплекса психолого-­социальных причин, вызывающих профессионально-­личностное выгорание у современных педагогов, конкретизации составляющих этих причин. Результаты могут использоваться при организации профилактической работы с педагогами современных школ.

Ключевые слова

профессионально-­личностное выгорание учителя, причины, профессиональная эффективность, мотивация, удовлетворенность, социально-­психологический климат

Библиографические ссылки

  1. Ambalova, S. A. (2020). Sindrom psikhicheskogo vygoraniya kak sledstviye professional’nogo krizisa u pedagogov [Mental Flush Syndrome as a Consequence of Professional Crisis in Teachers]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology], 1, 321–324. DOI 10.26140/anip-2020-0901-0079
  2. Berezovskaya, L. I. (2014). Issledovaniye emotsional’nogo vygoraniya kak formy professional’noy deformatsii lichnosti rabotnikov obrazovatel’nykh organizatsii [The Study of Emotional Burnout as a form of Professional Deformation of the Personality of Employees of Educational Organizations]. In Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem “Kategoriya ‘sotsial’nogo’ v sovremennoy pedagogike i psikhologii” [Proceedings of the Scientific and Practical Conference with International Cooperation “The Category of the ‘Social’ in Modern Pedagogy and Psychology”] (pp. 126–129) Ul’yanovsk: SIMJET.
  3. Boyko, V. V. (2017). Sindrom emotsional’nogo vygoraniya v professional’nom obshchenii [Emotional Burnout Syndrome in Professional Communication]. SPb.: Piter.
  4. Chernyshova, M. D. (2021). Professional’noye zdorov’ye pedagoga [Professional Health of the Teacher]. Nauchnyy Lider [Scientific Leader], 15(17), 65–72.
  5. Danko, O. A., Enygin, D. V., Midova, V. O. et al. (2022). Оccupational Burnout In Pedagogical Practice. Modern Pedagogical Education, 2, 143–146.
  6. Diaz, C. The Truth about Teacher Burnout: It’s Work Induced Depression. Psych Learning Curve. American Psychological Association. Retrieved from http://psychlearningcurve.org/the-truth-about-teacher-burnout/
  7. Dolgova, V. I., Gol’yeva, G. G., Kunilova, A. A. (2016). Emotsional’noye vygoraniye pedagogov kak deformatsiya lichnosti [Emotional Burnout of Teachers as Personality Deformation]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii [Modern High Technologies], 8, 106–110.
  8. Freudenberger, H. J. (2015). Staff Burnout. Journal of Social Issues, 30, 159–165.
  9. Gaydar, K. M., Malyutina, O. P. (2021). Izmeneniya v sindrome professional’nogo vygoraniya prepodavateley vuza v usloviyakh vynuzhdennogo distantsionnogo obucheniya [Changes in The Professional Syndrome Burnout of University Teachers Under Conditions Forced Distance Learning]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education], 2, 24–29.
  10. Hakimova, N. R., Matlash, V. D., Grigor’yeva, Ye.V. (2022). Professional’noye vygoraniye pedagogov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Professional Burnout of Teachersin Conditions of Digitalization of Education]. Professional’noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad], 1(45), 169–174. DOI 10.54509/22203036_2022_1_169.
  11. Haziyeva, E. D. (2022). Problema emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov [The Problem of Emotional Burnout of Teachers]. Academic Research in Educational Sciences [Academic Research in Educational Sciences], 3(2), 848–855. DOI 10.24412/2181-1385-2022-2-848-856
  12. Kmit’, K. V., Popov, Yu. V. (2013). Emotsional’noye vygoraniye, ne svyazannoye s professional’nym stressom [Burnout Not Linked to Work-Related Stress]. Obozreniye psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii [V. M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology], 3, 3–10.
  13. Korol’kova, Yu. B. (2021). Deformatsii v professional’noy deyatel’nosti pedagogov [Deformations in The Professional Activity of Teachers]. Professional’nyye predstavleniya [Professional Submissions], 1, 31–38.
  14. Kretsan, Z. V., Morozov, YE. V., Semke, L. V. (2020). Parametry lichnosti kak prediktory razvitiya sindroma emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov shkoly [Personality Parameters as Predictors of The Burnout Syndrome Development in School Teachers]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki [Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences], 1(13), 12–25. DOI 10.21603/2542-1840-2020-4-1-12-25.
  15. Machynska, N., Derkach, Yu. (2019). Рrofessional Burnout of Teachers: Theoretical and Practical Aspects. Continuing Professional Education Theory and Practice, 2(59), 28–34. DOI 10.28925/1609-8595.2019.2.2834
  16. Merzlyakova, D. R. (2006). Vliyaniye professional’nogo “vygoraniya” pedagoga na lichnostnyye kharakteristiki i uspeshnost’ uchebnoy deyatel’nosti mladshego shkol’nika [The Impact of a Teacher’s Occupational “Burnout” on the Personal Characteristics and the Efficiency of a Junior School Pupil Learning Process (Abstract of Candidate Dissertation)]. Izhevsk.
  17. Mikhaylova, A. V., Vlasova, K. M. (2022). Professional’nyye deformatsii i professional’noye vygoraniye pedagogov [Professional Deformations and Professional Burnout of Teachers]. Pedagogicheskaya perspektiva [Pedagogical Perspective], 2, 38–44.
  18. Moroz, Yu. S. (2020). Vliyaniye vygoraniya i poststressa na kachestvo obrazovatel’nogo protsessa [The Impact of Burnout and Post-Stress on the Quality of the Educational Process]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 30(320), 251–253.
  19. Pak, S. N. (2016). Osnovnyye aspekty sindroma professional’nogo vygoraniya pedagogov [The Main Aspects of Professional Burnout Syndrome among Teachers]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 6. Retrieved from https://science-education.ru/ru/article/view?id=25469
  20. Pak, S. N., Nurkulova, M. R., Nurkulova, N. R. (2021). Problemy professional’nogo vygoraniya pedagogov v usloviyakh onlayn-obucheniya [Problems of Professional Burn Out of Teachers in Online Learning]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii [Modern High Technologies], 5, 198–203.
  21. Perepelkina, N. A. (2017). Professional’noye vygoraniye pedagoga kak prepyatstvie na puti k professional’noy samorealizatsii [Professional Burnout of a Teacher as an Obstacle to Professional Self-Realization]. Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal [Humanitarian Scientific Journal], 1, 38–42.
  22. Pezhemskaya, Yu. S., Smirnova, N. S. (2016). Indeks resursnosti pedagogov s raznym urovnem professional’nogo vygoraniya [The Index of Resource Teachers with Different Levels of Professional Burnout]. Uchenyye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V. B. Bobkova filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Scientific Letters of Russian Customs Academy St.-Petesrburg Branch Named After Vladimir Bobkov], 2(58), 96–99.
  23. Pines, A., Pelman, B., Maslach, C. (1980). Combatting Staff Burn-Out in a Day Care Center: A Case Study. Child Care Quarterly, 9, 5–16.
  24. Sharypova, T. N., Zabeyvorota, M. V. (2019). Sotsial’no-psikhologicheskiye i professional’nyye riski psikhologicheskogo “vygoraniya”, kak faktor vozniknoveniya vnutrilichnostnogo konflikta [Socio-psychological and Professional Risks of Psychological “Burnout” as a Factor in the Occurrence of Intrapersonal Conflict]. Alleya nauki [Alley of Science], 3(30), 237–241.
  25. Shiryayeva, V. V. (2017). Professional’noye vygoraniye kak komponent professional’noy deformatsii pedagogov dopolnitel’nogo obrazovaniya detey [Professional Burnout as a Component of Professional Deformations Teachers of Supplementary Education]. Innovatsionnyye proyekty i programmy v obrazovanii [Innovative Projects and Programs in Education], 5, 22–25.
  26. Veselova, O. A. (2019). Professional’naya motivatsiya i uroven’ emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov [Professional Motivation and Level of Emotional Burning Out of Teachers]. Vestnik nauki i obrazovaniya [Herald of Science and Education], 18(72), 96–98.
  27. Vodop’yanova, N. Ye., Gusteleva, A. N., Minin D. S., Ikhiya Afif (2018). Opyt psikhologicheskogo konsul’tirovaniya, oriyentirovannogo na korrektsiyu i profilaktiku professional’nogo vygoraniya uchiteley arabskikh shkol Izrailya [Consulting Experience Oriented on Burnout Correction and Prevention for Arab Teachers of Israel Schools]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver State University], 2. 56–69.
  28. Vodop’yanova, N. Ye., Starchenkova Ye. S. (2020). Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika [Burnout Syndrome. Diagnosis and Prevention]. M.: Yuayt.