Abstract
In the article, within the framework of the procedural and resource approaches, the model of self-realization of the individual in the space of psychological education is theoretically and empirically substantiated. The choice of the latter is due to the search for a sphere that is relevant for studying the realization of the personality of oneself outside the traditional spheres of activity — professional and family. Self-realization is understood by the authors as a transition from potential resources of an individual to actual and actualized ones, thanks to the subjective position of the individual. It has been proven that at each stage of self-realization (self-determination, self-expression, self-fulfillment and self-actualization), a person strives to discover and develop various resources. The theoretical model is supported by the results of numerous empirical cross-sections, including longitudinal ones, carried out by the authors over several years on students of the Faculty of Psychology, as well as on individuals who do not have and do not receive a psychological education. It was found that psychological education has a positive effect on a number of personal properties, justifying the personal and social expectations of students. Thanks to him, a sense of success and independence, a positive self-attitude, a sense of pride, self-confidence, optimism, control of present and future events, meaningfulness and significance of life, self-motivation increase. The competencies acquired in the learning process help to stabilize and harmonize family and friendships, improve communication with colleagues at work, expand the circle of like-minded people, people who can support in difficult life situations. This is largely due to the strengthening of the adaptive potential and resource capacity of the personality itself, the positive dynamics of its self-awareness, contributing to the achievement of the highest level of coping activity of the proactive type.
Keywords
References
Абульханова-Славская, К.А. (1991). Стратегия жизни. Москва: Мысль.
Андреева, О.В. (2020). Ответственность как необходимое условие самореализации человека. В Л.И. Дементий (ред.) Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 8–10 октября 2020 г.) (с. 136–139). Омск: Издательство Омского государственного университета.
Базаева, Ф.У. (2009). Самореализация как философская, психологическая и педагогическая категория. Образование и наука, 9 (66), 47–54.
Белых, Т.В. (2015). Динамика субъектных свойств личности в процессе обучения в вузе. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2(14), 110–114.
Витковская, И.И. (2015). Самореализация как неотъемлемая ступень самоосуществления личности. Современные исследования социальных проблем, 11(55), 545–552.
Горская, Г.Б., Компаниец, В.И. (2018). Психологические ресурсы и барьеры включения личности в современный жизненный мир. Вестник Омского университета. Серия «Психология», 2, 4–10.
Горская, Г.Б., Фомиченко, Н.Г. (2015). Проблема раскрытия личностных ресурсов самореализации (на примере спортсменов высокой квалификации). Теория и практика общественного развития, 22, 303–306.
Дементий, Л.И., Маленов, А.А. (2012). Психологические знания как ресурс развития личности специалиста социономического профиля. Вестник Омского университета, 3(65), 283–288.
Дементий, Л.И., Маленов, А.А., Маленова, А.Ю. (2020). Уровень самоактуализации и адаптационный потенциал как копинг-ресурсы личности на этапе самореализации. Сибирский психологический журнал, 78, 80–98.
Деркач, А.А., Сайко, Э.В. (2010). Самореализация — основание акмеологического развития: монография. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК.
Дружинина, С.В. (2015). Ресурсная роль интеллекта и креативности в самореализации подростков старшего возраста. Акмеология, 4(56), 66–71.
Егоров, Д.В. (2007). Самореализация как компонент смысложизненных стратегий студентов-психологов разной личностной направленности (Кандидатская диссертация). Ростов-на-Дону.
Зубкова, Е.А. (2006). Особенности семейной и трудовой самореализации личности (кандидатская диссертация). Курск.
Коростылева, Л.А. (2001). Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности (Кандидатская диссертация). Санкт-Петербург.
Леонтьев, Д.А. (1997). Самореализация и сущностные силы человека. В Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур (ред.) Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии (с 156–176). Москва: Смысл.
Маленов, А.А. (2019). Актуализированные личностью ресурсы в процессе получения психологического образования на этапе самореализации. В Омские научные чтения: материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 2–6 декабря 2019 г.) (с. 391–393). Омск: Издательство Омского государственного университета.
Маленов, А.А. (2016). Взаимосвязь уровня самоактуализации и адаптационного потенциала взрослых людей при получении психологического образования. В М.А. Холодная, Г.В. Ожиганова (ред.) Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы третьего международного симпозиума. Труды Института психологии РАН (с. 169–174). Издательство: Институт психологии РАН.
Маленов, А.А. (2017). Влияние психологического образования на уровень самоактуализации студентов зрелого возраста. В Всероссийская весенняя психологическая сессия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с. 175–178). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.
Маленов, А.А. (2010). Возрастные особенности мотивов получения психологического образования. В Личность в изменяющихся социальных условиях: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 21–23 апреля 2010 г. (с. 207–212). Красноярск: Издательство Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Маленов, А.А. (2016). Оценка приобретений и потерь персональных ресурсов студентами факультета психологии зрелого возраста. В Ананьевские чтения — 2016: Психология вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25–27 октября 2016 г. (с. 347–348). СПб.: СПбГУ. Скифия-принт.
Маленов, А.А. (2011). Проблема диагностики мотивов выбора профессии у студентов зрелого возраста. В Психодиагностика в современном мире: материалы 5‑й Всероссийской студенческой научно-практической конференции 14–15 мая 2011 г. (с. 148–160). Екатеринбург: изд-во РГППУ.
Маленов, А.А. (2013). Ресурсы психологического образования в зрелом возрасте: факторный подход. Психология обучения, 7, 115–131.
Маслоу, А. (1982). Самоактуализация. В Психология личности. Тексты. Москва: Издательство Московского Университета.
Орел, А.А. (2011). Психологические ресурсы самореализации личности в пространстве профессионального бытия (Автореферат кандидатской диссертации). Краснодар.
Петровский, В.А. (2009). Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности. Мир психологии, 1(57), 25–42.
Савченко, Н.А. (2008). Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов (Кандидатская диссертация). Ростов-на-Дону.
Самаль, Е.В. (2008). Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе (Кандидатская диссертация). Ярославль.
Сапоровская, М.В. (2012). Психология межпоколенных отношений в современной российской семье. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова.
Фризен, М.А., Плотницкая, М.Р. (2015). Субъектность личности в плане самореализации и саморазвития: ресурсы и практические технологии. Современные исследования социальных проблем, 8(52), 322–334.
Фролова, Е.А. (2004). Психологические условия личностной самореализации в системе профильного обучения старшеклассников (Автореферат кандидатской диссертации). Самара.
Aspinwall, L.G., Taylor, S.E. (1997). A Stitch in Time: Self-Regulation and Proactive Coping. Psychological Bulletin, 121(3), 417–436.
Carver, C.S., Scheier, M.F., Weintraub, J.K. (1989). Assessing Coping Strategies: a Theoretically Based Approach. Journal of personality and Social Psychology, 56(2), 267–283.
Folkman, S., Lazarus, R.W. (1991). Coping and Emotion. In S. Folkman, R.W. Lazarus Stress and Coping: An Anthology. N.Y.: Columbia University Press.
Frydenberg, E., Lewis, R. (1991). Adolescent Coping Styles and Strategies. Australian Journal of Guidance and Counseling, 1, 35–43.
Greenglass, E. (2002). Chapter 3. Proactive Coping and Quality of Life Management. In E. Frydenberg (Ed.) Beyond Coping: Meeting Goals, Vision, and Challenges. London: Oxford University Press.
Hobfoll, S.E. (1988). Conversation of Resources: A New Attempt at Conceptualizing Stress. American Psychologist, 44, 513–524.
Hobfoll, S.E. (1988). Stress, Culture, and Community. N.Y. and London.
Lazarus, R.W., Folkman, S. (1991). The Concept of Coping In S. Folkman, R.W. Lazarus Stress and Coping: An Anthology. N.Y.: Columbia University Press.
Schwarzer, R., Taubert, S. (2002). Tenacious goal Pursuits and Striving toward Personal Growth: Proactive Coping. In E. Fydenberg (Ed.) Beyond Coping: Meeting Goals, Visions and Challenges. London: Oxford University Press.
Thoits, P.A. (1991). Gender Differences in Coping with Emotional Distress: The Social of Coping. New York: Plenum Press.

