Аннотация
Актуальность изучения индивидуально-психологических типов реагирования на стресс субъекта как члена команды берет свое начало в вопросах о механизмах совладающего поведения группы и личности в ней как субъекта групповой работы, которые назрели достаточно давно. Способы и ресурсы преодоления напряженных факторов личностью могут отличаться в рамках индивидуальной работы и совместной деятельности команды. Новизна исследования прослеживается в том, что впервые поднимается вопрос группового копинга на примере исследования профессиональных групп, которыми выступили спортивные команды. В более ранней научной литературе изучение совладающего поведения личности как части группы было представлено преимущественно в рамках семейного копинга. Новизной обладают данные о том, что индивидуальные и групповые копинг-ресурсы могут по-разному включаться в процесс преодоления стрессовой ситуации. Одни виды ресурсов снижают неконструктивные способы реагирования на стресс, другие укрепляют конструктивные способы, а третьи являются ресурсными как по снижению неадаптивных копингов, так и по укреплению адаптивных (их мы и называем наиболее эффективными и энергоемкими). Целью данного исследования было выявление индивидуально-психологических типов реагирования на стрессовые факторы субъектов, включенных в групповую деятельность, на примере спортсменов командных видов спорта. Методология исследования опирается на концепцию личности как субъекта групповой деятельности, на ресурсный подход к описанию личности и концепцию совладающего поведения. Основные результаты исследования отражают факт существования четырех типов реагирования на стресс субъектов, включенных в групповую работу. Субъекты, являющиеся представителями разных типов, отличаются выраженностью копинг-стратегий, уровнем вовлеченности копинг-ресурсов в процесс преодоления тревожной ситуации, дифференцированностью применяемых ресурсов. Полученные данные дают представления о вероятных рычагах успешного преодоления стрессовых ситуаций личностью с точки зрения различных видов копинга. Знание типов реагирования на стресс позволит грамотно организовать процесс командной деятельности, выявить представителей того или иного типа реагирования на стресс, структурировать работу команды таким образом, чтобы она была максимально комфортной и успешной.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Агазаде, Н. (2012). Копинг-стратегии во время кризиса. Медицинская психология в России, 1. Режим доступа http:// medpsy.ru
Ананьев, Б.Г. (2001). Человек как предмет познания. СПб.: Питер.
Андреев, В.В., Андреев, В.В. (2019). Совладающее поведение как средство преодоления критических ситуаций в спорте. В К.А. Бочавер, Л.М. Довжик (ред.) Психология спорта: наука, искусство, профессия (с. 9–16). Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа».
Анцыферова, Л.И. (1994). Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. Психологический журнал, 1(1), 3–18.
Берилова, Е.И. (2020). Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, копинг-стратегий и уровня развития группы у спортсменов, занимающихся командными видами спорта. В Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (с. 215–216), 1. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
Берилова, Е.И. (2018). Личностные факторы преодоления синдрома выгорания у девушек-футболисток. Физическая культура, спорт — наука и практика, 4, 109–114.
Бочавер, К.А., Довжик, Л.М., Савинкина, А.О. (2020). К вопросу о тревоге и командной сплоченности в спорте. Психологические исследования, 13(70), 6.
Горская, Г. Б (2012). Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований. Физическая культура, спорт — наука и практика, 4, 74–76.
Киселев, В.Ю. (2002). О проблемах комплектования сборных экипажей в гребле на лодках типа «Дракон». В Материалы научной конференции «Проблемы физической культуры, спорта и туризма» (с. 15–17). Хабаровск.
Крюкова, Т.Л., Сапоровская, М.В. (2016). Стрессы семейных отношений: тенденции и эффекты совладания. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, 1(1), 174–195.
Маслоу, М. (2003). Мотивация и личность. 3‑е изд. Серия «Мастера Психологии». СПб.: Питер.
Рогалева, Л.Н., Бриурош, Л.Г., Богданова, М.В., Вичужанин, Р.А. (2020). Копинг-стратегии и психическая надежность спортсменов разного уровня спортивного мастерства. Живая психология, 7(2), 36–43.
Рогозян, А.Б. (2012). Психологические ресурсы индивидуального стиля преодоления стресса (на примере личности медицинского работника) (Автореф. кандидатской диссертации). Краснодар.
Совмиз, З.Р. (2016). Взаимосвязь индивидуальных и командных копинг-стратегий с личностными и социально-психологическими характеристиками субъектов групповой деятельности. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология», 3(183), 142–146.
Совмиз, З.Р. (2017). Типы реагирования на стресс спортсменов, специализирующихся в командных видах спорта: индивидуальный и командный копинг. В Материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения — 2017» (с. 239–244). Москва: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма.
Хазова, С.А. (2013). Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 19(5), 188–191.
Balk, Y.A., De Jonge, J., Oerlemans, W.G.M., Geurts, S.A.E., Fletcher, D., Dormann, Ch. (2018). Balancing Demands and Resources in Sport: Adaptation and Validation of the Demand-Induced Strain Compensation Questionnaire for Use in Sport. Journal of Sports Science and Medicine, 17(2), 237–244.
Beckford, T.S., Poudevigne, M., Irving, R.R., Golden, K.D. (2016). Mental Toughness and Coping Skills in Male Sprinters. Journal of human sport & exercise, 11, 338–347.
Carver, Ch. S., Connor-Smith, J. (2010). Personality and Coping. Annual Review of Psychology, 61, 679–704.
Kerdijk, C., van der Kamp J., Polman, R.C.J. (2016). The Influence of the Social Environment Context in Stress and Coping in Sport. Frontiers in Psychology, 7, 875.
Lazarus, R.S., Folkman, S. (1991). The Concept of Coping. In Monat, A., Lazarus, R.S., (Eds) Stress and Coping (pp. 189–206). New York: Columbia University Press.
MacCrae, R., Costa P. (1986). Personality, Coping and Coping Effectiveness in an Adult Sample. Journal of Personality, 54(2), 385–405.
Morgan, P.B.C., Fletcher, D., Sarkar, V. (2015). Understanding Team Resilience in the World’s Best Athletes: A Case Study of Rugby Union World Cup Winning Ream. Psychology of Sport and Exercise, 16, 91–100.
Nicholls, A.R., Polman, R.C.J. (2007). Coping in Sport: A Systematic Review. Journal of Sports Sciences, 25(1), 11–31.
Salmela, M., Nagatsu, M. (2016). Collective Emotions and Joint Action: Beyond Received and Minimalist Approaches. Journal of Social Ontology, 2(1), 33–57.
Tamminen, K.A., Gaudreau, P., McEwen, C.E., Crocker, P.R.E. (2016). Interpersonal Emotion Regulation Among Adolescent Athletes: A Bayesian Multilevel Model Predicting Sport Enjoyment and Commitment. Journal of Sport & Exercise Psychology, 38, 541–555.
Zumeta, L.N., Oriol, X., Telletxea, S., Amutio, A., Basabe, N. (2015). Collective Efficacy in Sports and Physical Activities: Perceived Emotional Synchrony and Shared Flow. Frontiers in Psychology, 6, 1–12.
Yeatts, P.E., Lochbaum, M. (2013). Coping in Sport: A Test of Elliot’s Hierarchical Model of Approach and Avoidance Motivation. Kinesiology, 45, 186–193.

