Аннотация
Рассматриваются VUCA-вызовы, обусловливающие кризисное состояние образа мира современного человека. Стабильному образу мира вчера жестко противостоит неопределенность, сложность и неоднозначность мира сегодня и мира завтра — образа мира будущего в условиях продолжающейся пандемии COVID‑19. Для многих актуальным становится вопрос, приобретающий экзистенциальный контекст: «Как принять, что мир больше не будет прежним?». Представленное исследование направлено на поиск психологических индикаторов затрудненных условий жизнедеятельности в глобальном VUCA-вызове. Инструментом анализа служит разработанная авторами анкета «Пандемия в моей жизни». Описана процедура разработки анкеты. На первом этапе шел отбор группы респондентов, рассматривающих период пандемии как затрудненный; проводился анализ эссе этих испытуемых с ответом на вопрос: «В чем заключались / заключаются трудности?». На втором этапе был проведен контент-анализ эссе с выделением идентичных описаний затруднений в условиях кризиса пандемии. Выделены три блока предикторов затрудненных условий жизнедеятельности (ЗУЖ), которые стали основой анкеты: личностные (внутренние); средовые (внешние); социально-психологические. Результаты проведенного онлайн опроса на выборке, дифференцированной в четырех возрастных группах, позволил вскрыть индикаторы ЗУЖ: в блоке личностных предикторов — нарушение привычного жизненного ритма; повышенная тревожность и обеспокоенность состоянием здоровья своего и людей близкого круга; в блоке средовых предикторов — неприспособленность домашнего быта к жизни в условиях длительного карантина и ограничений, связанных с санитарно-эпидемиологическими мероприятиями; изменения условий труда; риски перспектив трудовой занятости; в блоке социально-психологических предикторов — нарушение привычного круга общения; трудности в освоении нового формата профессиональной деятельности; изменение трудовых требований; материальные затруднения. Показано, что значительно более выражено принятие текущего жизненного периода как затрудненного лицами онтогенетических стадий «взрослости» (свыше 25 лет). По данным проведенного анализа вводится понятие «затрудненные условия жизнедеятельности» как отраженные в образе мира человека вызовы глобального экзистенциального кризиса, в котором непредсказуемо продолжительно личность переживает ограничения субъектной активности, самореализации в основных аспектах бытия: личностном, средовом и социально-психологическом. Определяя затрудненные условия жизнедеятельности в контексте экзистенциальных смыслов и ценностей, авторы видят эвристичность методологий экзистенциальной, субъектной, субъектно-деятельностной концепций в дальнейшем поиске психологических ресурсов преодоления личностью глобальных VUCA-вызовов.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Климов, Е.А. (1995). Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Леонтьев, А.Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. М.: Издательство политической литературы.
Леонтьев, Д.А. (2020). Виражи и миражи пандемического сознания: доклад. Психологическая газета. Режим доступа https://psy.su/feed/8337/
Леонтьев, Д.А., Рассказова, Е.И. (2006). Тест жизнестойкости. М.: Смысл.
Мир VUCA и подходы выживания в нем (2020). Режим доступа http://becmology.ru/blog/management/vuca.htm
Неустойчивый VUCA-мир: как принять, что жизнь больше не будет прежней (2020). РБК. Режим доступа https://style.rbc.ru/life/5ef1ea139a79473c5be3e750
Носкова, О.Г. (2021). Проблемы психологии деятельности и ее субъекта в творчестве Е.А. Климова (к 90‑летию со дня рождения). Психологический журнал, 2, 120–128.
Осухова, Н.Г. (2012). Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.: Издательский центр «Академия».
Покуль, В.О. (2021). Трансформация подходов к изучению потребительского поведения в реалиях VUCA-мира. В Экономическое развитие России в условиях пандемии: анатомия самоизоляции, глобальный локдаун и онлайн будущее: материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар: Кубанский гос. ун-т.
Серкин, В.П. (2006). Пять определений понятия «образ мира». Вестник МГУ. Психология, 1, 11–19.
Сорокоумова, Г.В. (2018). Психологический тренинг как эффективный метод развития навыков, необходимых в XXI веке. Издательский дом «Среда». Режим доступа https://phsreda.com/e-articles/23/Action23–21963.pdf
Столин, В.В., Наминач А.П. (1988). Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления. Вопросы психологии, 4, 34–46.
Johansen, R. (2012). Leaders Make the Future: Ten New Leadership Skills for an Uncertain World. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers.
Kobasa, S. (1979). Stressful life Events, Personality and Health: An Inquiry into Hardness. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1–11.
Kobasa, S. (1984). The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow Jones-Irwin.
Maddi, S. (1998). Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness. In H.S. Friedman (Ed.) Encyclopedia of Mental Health (pp. 323–335). San Diego (CA): Academic Press.
Maddi, S., Harvey, R. (2005). Hardiness Considered Across Cultures. In P.T.P. Wong, L.C.J. Wong (Eds) Handbook of Multicultural Perspectives on Stress and Coping (pp. 403–420). New York: Springer.
Maddi, S.R. (1997). The Personal Views Survey: A Measure of Dispositional Hardiness. Lanham, MD: Scarecrow Press.
Maddi, S.R., Kobasa, S.C. (1984). The Hardy Executive: Health Under Stress. Homewood, IL: Dow Jones-Irwin.
Nazar, J. (2020). 8 Critical Lessons Leaders Need to Emerge from the COVID‑19 Crisis (And One that Will Surprise You). Fast Company. Retrieved from https://www.fastcompany.com/90502230/8‑critical-lessons-leadersneed-to-emergefrom-the-covid‑19‑crisis-and-one-that-will-surpriseyou