Аннотация
В статье рассматривается феномен городской идентичности в контексте принадлежности человека к пространству городской культуры. Городская культура — один из наиболее значимых факторов формирования привязанности человека к месту проживания, эмоциональной связи с городом, значимым фактором субъективного благополучия жителей. Целью исследования является теоретическое обоснование категории «культурное пространство города» и эмпирическое исследование представлений респондентов о городском культурном пространстве. Методы исследования: ассоциативный эксперимент, прототипический анализ П. Вержеса. Эмпирическая база исследования: 354 респондента, постоянно проживающих в г. Краснодаре. Результаты. Обосновано с позиций субъектного подхода рассмотрение категории «культурное пространство города» как смысловой сферы, воплощенной в городском ландшафте. Ядро социальных представлений краснодарцев о городской культуре и культуре своего города характеризуется согласованностью, общими элементами являются городские учреждения культуры, парки, городские обычаи и традиции, а также культура быта. Социальные представления о городской культуре характеризуются более расширенным ядром, включая как объекты материальной культуры, так и деятельностный аспект городской культуры. Периферийная зона социальных представлений (СП) краснодарцев о городской культуре и культуре своего города значительно различается. В периферийную зону СП краснодарцев о городской культуре вошли категории, отличающие городскую среду от сельской (признаки урбанизации). В эту же зону — СП о культуре Краснодара: конкретные городские локации, городские культурные практики, особенности поведения и бытовой культуры горожан, общим элементом периферийной зоны СП является категория «жители города» («краснодарцы»). Социальные представления об определенном городе (Краснодаре) наполняют эти элементы конкретным содержанием, определенным спецификой городской среды.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда (проект № НИП-20.1/209, соглашение № НИП-20.1-11/23 от 24 июля 2023 г. «Интерактивная цифровая среда как инструмент реализации социально-экономического потенциала изобразительного искусства г. Краснодара»).
Библиографические ссылки
Аполлонов, И.А., Тарба, И.Д. (2023). Пространство культуры в зеркале городского ландшафта. Вопросы философии, 8, 174–178. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-8-174-188
Бовина, И.Б., Дворянчиков, Н.В., Мельникова. Д.В., Лаврешкин, Н.В. (2022). К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны. Социальная психология и общество, 13(3), 8–25. DOI: 10.17759/sps.2022130302
Вырва, А.Ю., Леонтьев, Д.А. (2015). Возможности субъективно-семантических методов в исследовании восприятия архитектуры. Культурно-историческая психология, 11(4), 96–111. DOI: 10.17759/chp.2015110409
Габидулина, С.Э. (2012). Психология городской среды. Москва: Смысл.
Знаков, В.В., Рябикина, З.И. (2017). Психология человеческого бытия. Москва: Смысл.
Капцевич, О.А. (2021). Критерии оценочного восприятия элементов городской среды (на примере жилых домов Владивостока). Экология человека, 1, 38–44. DOI: 10.33396/1728-0869-2021-1-38-44
Линч, К. (1982). Образ города. Москва: Стройиздат.
Литвина, С.А., Богомаз, С.А. (2016). Личностно-обусловленная оценка городской среды через конструкт реализуемости базовых ценностей. В Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев (ред.) Социально-психологические исследования города (с. 125–145). Москва: Институт психологии, Российская академия наук.
Муравьева, О.И., Литвина, С.А., Богомаз, С.А. (2015). Средовая идентичность: содержание понятия. Сибирский психологический журнал, 58, 136–148. DOI: 10.17223/17267080/58/10
Озерина, А.А., Тимофеева, Т.С. (2019). Обзор современных зарубежных исследований феномена «Городская идентичность». Logos et Praxis, 4, 142–152. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.4.17
Пирогов, С.В. (2011). Город как феномен культуры: когнитивный подход. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, 2, 31–37.
Радина, Н.К. (2016). Урбанистика и социальная психология: город в представлениях горожан. В Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев (ред.) Социально-психологические исследования города (с. 61–81). Москва: Институт психологии, Российская академия наук.
Смирнов, С.А. (2022). Человек в городе и город в человеке, или Ещё раз о предмете городской антропологии. Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города, 1(2), 7–28. DOI: 10.34680/urbis‑2022-1(2)-7-28
Тучина, О.Р. (2023). Культурное пространство современного города как фактор формирования городской идентичности (на материале исследования жителей Краснодара). Азимут научных исследований: педагогика и психология, 3(44), 145–148. DOI: 10.57145/27128474
Шмелина, О.С., Цыганкова, О.Е. (2016). Образы «города-мечты» и реального города в представлении жителей крупного и малого городов. В Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев (ред.) Социально-психологические исследования города (с. 27–49). Москва: Институт психологии, Российская академия наук.
Agustí, D.P., Rutllant, J., Fortea, J.L. (2019). Differences in the Perception of Urban Space via Mental Maps and Heart Rate Variation (HRV). Applied Geography, 112, 1–10. DOI: 10.1016/j.apgeog.2019.102084
Bott, S., Cantrill, J.G., Myers, O.E. (2003). Place and Promise of Conservatory Psychology. Human Ecology Review, 10(2), 100–112.
Brown, D.G. (2001). Characterizing the Human Imprint on Landscapes for Ecological Assessment. In M.E. Jensen, P.S. Bourgeron (Eds.) A Guidebook for Integrated Ecological Assessments (pp. 404–416). New York: Springer. DOI: 10.1007/978-1-4419-8620-7_28
Cervinkova, H. (2016). Producing Homogeneity as a Historical Tradition. Neo-conservatism, Precarity and Citizenship Education in Poland. Journal for Critical Education Policy Studies, 14(3), 43–55.
Cervinkova, H., Golden, J.D. (2020). Remembering and Belonging: Jewish Heritage and Civic Agency in Poland’s Haunted Urban Spaces. Urbanities-Journal of Urban Ethnography, 10(3), 128–146.
Cosgrove, D.E. (1984). Social Formation and Symbolic Landscape. Madison: University of Wisconsin Press.
Hidalgo, M.C., Berto, R., Galindo, M.P., Getrevi, A. (2006). Identifying Attractive and Unattractive Urban Places: Categories, Restorativeness and Aesthetic Attributes. Medio Ambiente y Comportamiento Humano, 7(2), 115–133.
Jiang, B., Li, D., Larsen, L., Sullivan, W.C. (2016). A Dose-Response Curve Describing the Relationship between Urban Tree Cover Density and Self-Reported Stress Recovery. Environment and Behavior, 48(4), 607–629. DOI: 10.1177/0013916514552321
Jones, C., Svejenova, S. (2017). The Architecture of City Identities: A Multimodal Study of Barcelona and Boston. Multimodality, Meaning, and Institutions, 54B, 203–234, DOI: 10.1108/S0733-558X2017000054B007
Klusáková, L., Parafianowicz, H., Brzozowska M. (2019). The Strategic Use of Heritage Representations: The Small Towns of Podlasie Province. Urbanities-Journal of Urban Ethnography, 1, 54–74.
Lindberg, M., Johansson, K., Karlberg, H, Balogh, J. (2019). Place Innovative Synergies for City Center Attractiveness: A Matter of Experiencing Retail and Retailing Experiences. Urban Planning, 4(1), 91–105. DOI: 10.17645/up.v4i1.1640
Milgram, S. (1984). Cities as Social Representation. In R.M. Farr, S. Moscovici (Eds) Social Representations (рр. 289–309). Cambridge: Cambridge University Press.
Negami, H.R., Mazumder, R., Reardon, M., Ellard, C.G. (2018). Field Analysis of Psychological Effects of Urban Design: A Case Study in Vancouver. Cities & Health, 2(2), 106–115. DOI: 10.1080/23748834.2018.1548257
O’Donnell, P.M. (2008). Urban Cultural Landscapes and the Spirit of Place. In 16th ICOMOS General Assembly and International Symposium: ‘Finding the Spirit of Place — between the Tangible and the Intangible’. Retrieved from https://openarchive.icomos.org/id/eprint/67/
Valera, S., Guàrdia, J., Pol, E. (1998). A Study of the Symbolic Aspects of Space Using Nonquantitative Techniques of Analysis. Quality & Quantity, 32, 367–381. DOI: 10.1023/A:1004360609319
Vogeler, I. (2010). Critical Cultural Landscape of North America. Retrieved from http://people.uwec.edu/ivogeler/CCL-bookchapters-pdf/index.htm
Zelenski, J.M., Nisbet, E.K. (2014). Happiness and Feeling Connected: the Distinct Role of Nature Relatedness. Environment and Behavior, 46(1), 3–23. DOI: 10.1177/0013916512451901
Ziyaee, M. (2018). Assessment of Urban Identity through a Matrix of Cultural Landscapes. Cities, 74, 21–31. DOI: 10.1016/j.cities.2017.10.021