Аннотация
Целью статьи является выявление личных характеристик, увеличивающих доступность социального капитала в сетях отношений между людьми. Индивидуальные человеческие качества рассматриваются как основные причины, направляющие потоки социального капитала в определенное русло. Методологическим фундаментом работы выступает социально-философский анализ. Выход на социально-философский уровень рефлексии позволяет обобщить накопленные в разных научных областях данные и выработать наддисциплинарный взгляд на исследуемый феномен. В силу необходимости исследование опирается на теорию социального капитала, базовые посылки анализа социальных сетей и реляционной социологии, фокусируя внимание на чертах личности, входящих в психологическую модель, известную как Большая Пятерка. Причины, зависящие от личности сетевого актора и направляющие к нему потоки социального капитала, объединены в три группы: эмоциональные, практические, информационные. Эмоциональные причины основаны на стремлении человека выстраивать комфортные, позитивно окрашенные межличностные взаимодействия. Практические причины основаны на стремлении получать прямые выгоды. Информационные причины основаны на когнитивных потребностях и естественном желании людей делиться информацией. Пять черт личности: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность и открытость опыту анализируются в контексте каждой группы причин. Выявляются корреляции между развитостью основных черт личности и возможностями человека принимать и наполнять социальный капитал сети. Предложенная систематизация индивидуальных особенностей актора, выстраивающего личную сеть, может стать методологической линзой при разработке системы прогностических параметров 1) доступности социального капитала отдельным людям; 2) динамики обменов социальным капиталом и направления его потоков в различных сетевых сегментах.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Agadullina, E. R. (2015). Pol’zovateli sotsial’nykh setey: sovremennyye issledovaniya [Social Networks User: Current Research]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Journal of Modern Foreign Psychology], 4(3), 36–46. DOI: 10.17759/jmfp.2015040305
Akçomak, I. S. (2011). Social Capital of Social Capital Researchers. Review of Economics and Institutions, 2(2), article 5. DOI: 10.5202/rei.v2i2.32
Aksar, I. A., Danaee, M., Maqsood, H., Firdaus, A. (2020). Women’s social media needs and online social capital: Bonding and bridging social capital in Pakistan. Journal of Human Behavior in the Social Environment, 30(8), 989–1012. DOI: 10.1080/10911359.2020.1790461
Amirova, D. R., Zaporozhets, O.I. (2019). Sotsial’nyy media-marketing kak effektivnyy instrument prodvizheniya [Social Media Marketing as an Effective Tool Promotion]. Vestnik Yуvraziyskoy nauki [The Eurasian Scientific Journal], 2(11). Retrieved from https://esj.today/PDF/36ECVN219.pdf
Bakker, S. R., Hendriks, P. H., Korzilius, H. P. L. M. (2022). Let it go or Let it Grow? — Personal Network Development and the Mobilization of Intra-Organizational Social Capital. Social Networks, 68, 179–194. DOI: 10.1016/j.socnet.2021.06.002
Bhanodia, P. K., Khamparia, A., Pandey, B., Prajapat, Sh. (2019). Online Social Network Analysis. In B. Pandey, A. Khamparia (Eds), Hidden Link Prediction in Stochastic Social Networks (50–63). Hershey PA: IGI Global. DOI: 10.4018/978-1-5225-9096-5.ch003
Borgatti, S. P. (1998). A SOCNET Discussion on the Origins of the Term Social Capital. Connections, 21(2), 37–46.
Bourdieu, P. (2002). Formy kapitala [Forms of Capital]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Journal of Economic Sociology], 3(5), 60–74.
Coleman, J. (2001). Kapital sotsial’nyy i chelovecheskiy [Social Capital in the Creation of Human Capital]. Obshchestvennyye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Contemporary World], 3,122–139.
Collins, R. (2002). Sotsiologiya filosofiy: global’naya teoriya intellektual’nogo izmeneniya [The Sociology of Philosophies: A Global Theory of Intellectual Change]. Novosibirsk: Sibirskiy khronograf.
Cook, C. (2019). Social Capital and Social Identity: Friendship and Kinship Connections as a Source of Social Capital. In B. C. Thomas, L. J. Murphy (Eds.), Innovation and Social Capital in Organizational Ecosystems (pp. 44–60). Hershey PA: IGI Global. DOI: 10.4018/978-1-5225-7721-8.ch003
Davydov, D. A. (2016). Sotsial’nyy kapital kak obshchestvennoye blago: problema kontseptualizatsii [Social Capital as a Public Good: the Problem of Conceptualization]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiya [Vestnik of St Petersburg University. Sociology], 12(3), 20–33. DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.302
Eşkisu M., Hoşoğlu R., Rasmussen K. (2017). An Investigation of the Relationship between Facebook Usage, Big Five, Selfesteem and Narcissism. Computers in Human Behavior, 69, 294–301. DOI: 10.1016/j.chb.2016.12.036
Frank, K. A., Muller, Ch., Mueller, A. S. (2013). The Embeddedness of Adolescent Friendship Nominations: The Formation of Social Capital in Emergent Network Structures. American Journal of Sociology, 119(1), 216–253.
Fukuyama, F. (2004). Doveriye: sotsial’nyye dobrodeteli i put’ k protsvetaniyu [Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity]. Moskva: ACT, Ermak.
Kong, Q., Booth, E., Bailo, F., Johns, A., Rizoiu, M.-A. (2022). Slipping to the Extreme: A Mixed Method to Explain How Extreme Opinions Infiltrate Online Discussions. In C. Budak, M. Cha, D. Quercia (Eds.), Proceedings of the Sixteenth International AAAI Conference on Web and Social Media (524–535). Palo Alto, California USA: AAAI Press. DOI: 10.1609/icwsm.v16i1.19312.
Kornienko, D. S., Rudnova, N. A., Gorbushina E. A. (2021). Osobennosti samoprezentatsii v sotsial’noy seti v svyazi s chertami bol’shoy pyaterki i temnoy triady [Self-Presentation on Social Network Sites, Big Five and Dark Triad Personality Traits]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy], 31(1), 45–53. DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-1-45-53
Kuznetsova, E. A., Zinovyeva, E. V. (2020). Psikhologicheskiye aspekty opredeleniya i izucheniya liderov mneniy v tsifrovoy srede [Psychological Aspects of Identifying and Studying Digital Opinion Leaders]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology], 5. Retrieved from https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN520.pdf
Labra, P., Vargas, M., Céspedes, C. (2021). The University as a Source of Social Capital in Chile. Frontiers in Psychology, 12, 323–338. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.601143
Lin, N. (1999). Building a Network Theory of Social Capital. Connection, 22(1), 28–51.
Mond, D. (2022). Teoriya uslugi — teoriya sotsial’nogo kapitala [Favor Theory — Theory of Social Capital]. Nauka. Kul’tura. Obshchestvo [Science. Culture. Society], 28(3), 68–80. DOI: 10.19181/nko.2022.28.3.5
Orlova, N. V., Fedulaev, Y. N., Filatova, M. N., Orlova, S. Ju. (2020). Vliyaniye sredstv massovoy informatsii i sotsial’nykh setey na formirovanii obshchestvennogo mneniya o vaktsinatsii [Influence of the Media and Social Media on Public Opinion about Vaccination]. Pediatriya. Consilium Medicum [Pediatrics. Consilium Medicum], 4, 17–24. DOI: 10.26442/26586630.2020.4.200531
Pang, H. (2022). Connecting Mobile Social Media with Psychosocial Well-being: Understanding Relationship between WeChat Involvement, Network Characteristics, Online Capital and Life Satisfaction. Social Networks, 68, 256–263. DOI: 10.1016/j.socnet.2021.08.006
Putman, R. D. (2000). Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon and Schuster.
Putnam, R. (1996). Chtoby demokratiya srabotala: grazhdanskiye traditsii v sovremennoy Italii [Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy]. Moskva: AdMarginem.
Puzyrevich, N. L. (2016). Yakov L’vovich Kolominskiy. “Put’ k sebe”: idei pereosmysleniya psikhologii [Yakov Lvovich Kolominsky. “The Way to Yourself”: Ideas of Rethinking Psychology]. Dialog [Dialog], 4, 58–70.
Ryabchenko, N. A., Malysheva, O. P., Gnedash, A. A. (2019). Upravleniye politicheskim kontentom v sotsial’nykh setyakh v period predvybornoy kampanii v epokhu postpravdy [Presidential Campaign in Post-Truth Era: Innovative Digital Technologies of Political Content Management in Social Network Politics]. Polis. Politicheskiye Issledovaniya [Polis. Political Studies], 2, 92–106. DOI: 10.17976/jpps/2019.02.07
Scott, D. M. (2013). Novyye pravila marketinga i PR: kak ispol’zovat’ sotsial’nyye seti, blogi, podkasty i virusnyy marketing dlya neposredstvennogo kontakta s pokupatelyami [The New Rules of Marketing and PR: How to Use Social Media, Online Video, Mobile Applications, Blogs, News Releases, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly]. Moskva: Al’pina Pablisher.
Shchebetenko, S. A. (2013). Bol’shaya Pyaterka chert lichnosti i aktivnost’ pol’zovateley v sotsial’noy seti “VKontakte” [Big Five and Usage of the “VK” Online Social Network]. Vestnik YUzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology], 6(4), 73–83.
Shchebetenko, S. A. (2016). Ustanovki na cherty lichnosti kak prediktor aktivnosti “druzey” pol’zovatelya sotsial’noy seti “Vkontakte” [Online Social Network Users’ Attitudes toward Personality Traits Predict Behaviour of their Friends]. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 4(24), 34–44. DOI: 10.11621/npj.2016.0404
Tulin, M., Lancee, B., Volker, B. (2018). Personality and Social Capital. Social Psychology Quarterly, 81(4), 295–318. DOI: 10.1177/0190272518804533
Zayakina, R. A. (2021). Sotsial’nyy i setevoy kapitaly: sootnosheniye ponyatiy v setevom podkhode [Social and Network Capital: The Relationship Between Concepts in a Network Approach]. Idei i idealy [Ideas and Ideals], 13(3–2), 231–251. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-231-251
Zuniga, H., Barnidge, M., Scherman, A. (2017). Social Media Social Capital, Offline Social Capital, and Citizenship: Exploring Asymmetrical Social Capital Effect. Political Communication, 34, 44–68. DOI: 10.1080/10584609.2016.1227000