Ценностные стили социально-профессиональной востребованности педагогов | Южно-российский журнал социальных наук
Ценностные стили социально-профессиональной востребованности педагогов
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-22-4-112-125
https://doi.org/10.31429/26190567-22-4-112-125

Как цитировать

Харитонова Е.В. Ценностные стили социально-профессиональной востребованности педагогов // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, №4. С. 112-125. DOI: 10.31429/26190567-22-4-112-125
Дата поступления 2021-10-20
Дата принятия 2021-12-08
Дата публикации 2022-07-14

Copyright (c) 2022 Евгения Владимировна Харитонова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных стилей социально-­профессиональной востребованности педагогов. Показано, что на фоне социально-­экономических глобализационных процессов, происходящих в нашей стране и в мире в целом, отмечается рост социального неравенства и маргинализации целых социальных групп, связанный с выключением из сферы материального и социокультурного производства значительной части человеческого потенциала. Подчеркивается необходимость создания научно обоснованных механизмов эффективной реализации социального и профессионального ресурсов личности. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии ценностно-­смысловых стилей социально-­профессиональной востребованности личности, различающихся по сочетанию выраженности параметров социально-­профессиональной востребованности, ценностных и смысложизненных ориентаций, учет которого позволит выстроить адекватные траектории достижения педагогами своей социально-­профессиональной востребованности. В качестве методик исследования были применены: опросник социально-­профессиональной востребованности личности (Е. В. Харитонова), методика Шварца для изучения ценностей личности (Ш. Шварц); тест смысложизненных ориентаций (Д. Леонтьев). В процессе кластерного анализа в выборке получено четыре кластера, смешанных по полу, из них два характерны для педагогов первого периода средней взрослости, два — для педагогов второго периода средней взрослости. В целом кластеры отличаются друг от друга по степени выраженности как социально-­профессиональной востребованности, ценностных и смысложизненных ориентаций. Из четырех ценностно-­смысловых стилей педагогов с разным уровнем СПВЛ лишь в одном (4‑м кластере) выявлены высокие показатели выраженности востребованности, осмысленности жизни и большинства ценностных ориентаций, в двух (1‑м и 3‑м) — средние показатели, во 2‑м — низкие показатели изучаемых параметров. Кластер 1 (самый распространенный, характерен для педагогов первого периода зрелого возраста) — это средневостребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, здоровье и смысл жизни, полагающиеся в своем поведении на поддержание здоровья, самодостаточные, с представлением о жизни как осмысленной и целеустремленной. Кластер 2 (наименее распространенный, характерен для педагогов первого периода зрелого возраста) — невостребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, здоровье и близких друзей, руководствующиеся в своем поведении свободой в планировании и выборе своей деятельности, но не удовлетворенные своей жизнью. Кластер 3 (третий по распространенности, характерен для педагогов второго периода зрелого возраста) — средневостребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, поддержание здоровья, проявляющие уважение к родителям и людям старшего возраста, не вполне уверенные в своих возможностях контролировать свою жизнь и свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Кластер 4 (второй по распространенности, характерен для педагогов второго периода зрелого возраста) — востребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, здоровье и смысл жизни, чуткие к нуждам других людей, с представлением о своей жизни как осмысленной и целеустремленной. Наличие повышенных показателей по социально-­профессиональной востребованности, ценностным и смысложизненным ориентациям позволяет отнести этот кластер к эталонным.

Ключевые слова

социально-­профессиональная востребованность личности, педагогическая профессия, ценностные ориентации, нормативные ценности, ценности личностного профиля, смысложизненные ориентации

Библиографические ссылки

  1. Adler, A., Ansbacher, H. L., Ansbacher, R. R. (Eds). (1964). Superiority and Social Interest: а Collection of Later Writings. Evanston, IL.
  2. Adler, A., Porter A., (Eds) (1958). What Life Should Mean to You. New York: Capricorn.
  3. Akhmadeyeva, L. Kokaya, E. (2021, February 10). Uchitelya budushchego: kak menyayutsya roli spetsialistov obrazovaniya [Teachers of the Future: How the Roles of Education Specialists are Changing]. RBK. Trendy [RBC. Trends]. Retrieved from https://trends.rbc.ru/trends/education/ 6005a3b89a79474c66a5407b
  4. Avoiding Unemployment is not Enough. An Analysis of Other Forms of Labour Underutilization. (2018). Spotlight on Work Statistics.. Retrieved from https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---stat/documents/publication/wcms_644467.pdf
  5. Bauman, Z. (1992). Intimations of Postmodernity. London: Routledge.
  6. Bezvikonnaya, K. Kar’yera dlya zumera: ozhidaniya i real’nost’ [Career for the Zoomer: Expectations and Reality] (2022, May 20). Retrieved from https://vybor-professii.tass.ru/about/
  7. Dregalo, A. A., Ul’yanovskii, V. I. (2005). Severnoe regionovedenie v sovremennoi regionologii [Northern Regional Studies in Modern Regionology]. In Yu. F. Lukin (Ed.) Sotsial’noe prostranstvo i potentsial regiona: monografiya [Social Space and Potential of the Region: Monograph] (pp. 139–173). Arkhangel’sk: Vysshaya shkola delovogo administrirovaniya IUPPK PGU imeni M. V. Lomonosova.
  8. Kalugina, D. A., Klimova G. G. (2015). Upravleniye vzaimodeistviyem vuza i predpriyatiya pri podgotovke spetsialistov, vostrebovannykh na rynke truda [Managing the University-Enterprise Interaction at Training In-Demand Specialists at Labour Market]. Voprosy upravleniya [Management Issues], 5(36), 129–135.
  9. Karandashev, V. N. (2004). Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostei lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoye rukovodstvo [Schwartz’s Methodology for the Study of Personality Values: Concept and Methodological Guidance]. Sankt-Peterburg: Rech’.
  10. Key Indicators of the Labour Market. (2016). International Labour Office. Ninth edition. Retrieved from www.ilo.org
  11. Kharitonova, Ye. V. (2012). Struktura i dinamika sotsial’no-professional’noy vostrebovannosti lichnosti (Dissertatsiya doktora psikhologicheskikh nauk) [Structure and Dynamics of Social and Professional Demand of a Person] (Doctoral Dissertation). Moskva.
  12. Kharitonova, Ye. V. (2017). Psikhologiya vostrebovannosti lichnosti na etapakh zhiznennogo i professional’nogo puti: monografiya [Psychology of Personality Demand at Different Stages of Life and Profession: monograph]. Krasnodar: Kubanskiy gosudarstvennyi universitet.
  13. Krivosheyev, V. T. (2004). Upravleniye zanyatost’yu trudovykh resursov v sisteme sotsial’nogo partnerstva (teoretiko-sotsiologicheskii analiz) [Management of Employment of Labor Resources in the System of Social Partnership (Theoretical and Sociological Analysis)] (Candidate Dissertation). Saratov.
  14. Kuz’minova, A. N. (2016). Professional’naya vostrebovannost’ pedagogov kak obrazovatel’naya problema podgotovki spetsialistov vuza [Professional Demand of Teachers as an Educational Problem of Training University Specialists]. Pedagogicheskii opyt: teoriya, metodika, praktika [Pedagogical Experience: Theory, Methodology, Practice], 3(8), 62–64.
  15. Labour Underutilisation: More than unemployment (Australian Labour Market Statistics). (2012). Retrieved from http://www.abs.gov.au/ausstats/abs@.nsf/0/55425CBCD72D145ECA257810001134AE?opendocument
  16. Leont’yev, D. A. (2000). Test smyslozhiznennykh oriyentatsiy (SZHO) [The Meaningful-Life Orientation (MLO) Test]. Moskva: Smysl.
  17. Merenkov, A. V., Shavrin V. S. (2015). Kakoi spetsialist vostrebovan na rynke truda: mneniye rabotodatelei i studentov [What Specialist is in Demand in The Labor Market: Opinion of Employers and Students]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz [Journal University Management: Practice and Analysis], 1(95), 94–103.
  18. Schwartz, S. H. (1994). Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? Journal of Social Issues, 50(4), 19–45. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1994.tb01196.x
  19. Soboleva, I. V. (2007). Chelovecheskii potentsial rossiiskoi ekonomiki: problemy sokhraneniya i razvitiya [Human Potential of the Russian Economy: Problems of Preservation and Development]. Moskva: Nauka.
  20. Tsareva, Ye. V. (2003). Transformatsiya struktury zanyatosti v Rossii (Candidate Dissertation) [Transformation of Employment Structure in Russia]. Sankt-Peterburg.
  21. Zaslavskaya, T. I. (2003). Sotsial’naya transformatsiya rossiyskogo obshchestva: deyatel’nostno-strukturnaya kontseptsiya [Social Restructuring of Russian Society: The Activity-Structural Concept]. Moskva: Delo.
  22. Zhuravlev, A. L., Kupreichenko A. B. (2010). Nekotoryye tendentsii razvitiya sovremennoy sotsial’noy psikhologii truda [Some Trends of Development in Modern Social Occupational Psychology]. In A. L. Zhuravlev, L. G. Dikaya (Eds) Sotsial’naya psikhologiya truda: teoriya i praktika T. 2 [Social Psychology of Labor: Theory and Practice Vol. 2] (pp. 13–35). Moskva: Institut psikhologii, Rossiiskaya akademiya nauk.