Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных стилей социально-профессиональной востребованности педагогов. Показано, что на фоне социально-экономических глобализационных процессов, происходящих в нашей стране и в мире в целом, отмечается рост социального неравенства и маргинализации целых социальных групп, связанный с выключением из сферы материального и социокультурного производства значительной части человеческого потенциала. Подчеркивается необходимость создания научно обоснованных механизмов эффективной реализации социального и профессионального ресурсов личности. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии ценностно-смысловых стилей социально-профессиональной востребованности личности, различающихся по сочетанию выраженности параметров социально-профессиональной востребованности, ценностных и смысложизненных ориентаций, учет которого позволит выстроить адекватные траектории достижения педагогами своей социально-профессиональной востребованности. В качестве методик исследования были применены: опросник социально-профессиональной востребованности личности (Е. В. Харитонова), методика Шварца для изучения ценностей личности (Ш. Шварц); тест смысложизненных ориентаций (Д. Леонтьев). В процессе кластерного анализа в выборке получено четыре кластера, смешанных по полу, из них два характерны для педагогов первого периода средней взрослости, два — для педагогов второго периода средней взрослости. В целом кластеры отличаются друг от друга по степени выраженности как социально-профессиональной востребованности, ценностных и смысложизненных ориентаций. Из четырех ценностно-смысловых стилей педагогов с разным уровнем СПВЛ лишь в одном (4‑м кластере) выявлены высокие показатели выраженности востребованности, осмысленности жизни и большинства ценностных ориентаций, в двух (1‑м и 3‑м) — средние показатели, во 2‑м — низкие показатели изучаемых параметров. Кластер 1 (самый распространенный, характерен для педагогов первого периода зрелого возраста) — это средневостребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, здоровье и смысл жизни, полагающиеся в своем поведении на поддержание здоровья, самодостаточные, с представлением о жизни как осмысленной и целеустремленной. Кластер 2 (наименее распространенный, характерен для педагогов первого периода зрелого возраста) — невостребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, здоровье и близких друзей, руководствующиеся в своем поведении свободой в планировании и выборе своей деятельности, но не удовлетворенные своей жизнью. Кластер 3 (третий по распространенности, характерен для педагогов второго периода зрелого возраста) — средневостребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, поддержание здоровья, проявляющие уважение к родителям и людям старшего возраста, не вполне уверенные в своих возможностях контролировать свою жизнь и свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Кластер 4 (второй по распространенности, характерен для педагогов второго периода зрелого возраста) — востребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, здоровье и смысл жизни, чуткие к нуждам других людей, с представлением о своей жизни как осмысленной и целеустремленной. Наличие повышенных показателей по социально-профессиональной востребованности, ценностным и смысложизненным ориентациям позволяет отнести этот кластер к эталонным.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Ахмадеева, Л. Кокая, Э. (2021, Февраль 10). Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования. РБК. Тренды. Режим доступа https://trends.rbc.ru/trends/education/ 6005a3b89a79474c66a5407b
Безвиконная, К. Карьера для зумера: ожидания и реальность (2022, Май 20). Режим доступа https://vybor-professii.tass.ru/about/
Дрегало, А.А., Ульяновский, В.И. (2005). Северное регионоведение в современной регионологии. В Ю.Ф. Лукин (ред.) Социальное пространство и потенциал региона: монография (с. 139–173). Архангельск: Высшая школа делового администрирования ИУППК ПГУ имени М.В. Ломоносова.
Журавлев, А.Л., Купрейченко А.Б. (2010). Некоторые тенденции развития современной социальной психологии труда. В А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая (ред.) Социальная психология труда: теория и практика. Т. 2 (с. 13–35). Москва: Институт психологии, Российская академия наук.
Заславская, Т.И. (2003). Социальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. Москва: Дело.
Калугина, Д.А., Климова Г.Г. (2015). Управление взаимодействием вуза и предприятия при подготовке специалистов, востребованных на рынке труда. Вопросы управления, 5 (36), 129–135.
Карандашев, В.Н. (2004). Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь.
Кривошеев, В.Т. (2004). Управление занятостью трудовых ресурсов в системе социального партнерства (теоретико-социологический анализ) (Диссертация доктора социологических наук). Саратов.
Кузьминова, А.Н. (2016). Профессиональная востребованность педагогов как образовательная проблема подготовки специалистов вуза. Педагогический опыт: теория, методика, практика, 3(8), 62–64.
Леонтьев, Д.А. (2000). Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Москва: Смысл.
Меренков, А.В., Шаврин В.С. (2015). Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов. Университетское управление: практика и анализ, 1(95), 94–103.
Соболева, И.В. (2007). Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. Москва: Наука.
Харитонова, Е.В. (2017) Психология востребованности личности на этапах жизненного и профессионального пути: монография. Краснодар: Кубанский государственный университет.
Харитонова, Е.В. (2012). Структура и динамика социально-профессиональной востребованности личности (Диссертация доктора психологических наук).
Царева, Е.В. (2003). Трансформация структуры занятости в России (Диссертация кандидата экономических наук).
Adler, A. & Ansbacher, H.L., Ansbacher, R.R. (Eds). (1964). Superiority and Social Interest: а Collection of Later Writings. Evanston, IL.
Adler, A. & Porter A., (Eds) (1958). What Life Should Mean to You. New York: Capricorn.
Avoiding Unemployment is not Enough. An Analysis of Other Forms of Labour Underutilization. (2018). Spotlight on Work Statistics. Retrieved from https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---stat/documents/publication/wcms_644467.pdf
Bauman, Z. (1992). Intimations of Postmodernity. London: Routledge.
Labour Underutilisation: More than unemployment (Australian Labour Market Statistics). (2012). Retrieved from http://www.abs.gov.au/ausstats/abs@.nsf/0/55425CBCD72D145ECA257810001134AE?opendocument
Key Indicators of the Labour Market. (2016). International Labour Ofice. Ninth edition. Retrieved from www.ilo.org
Schwartz, S.H. (1994). Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? Journal of Social Issues, 50(4), 19–45. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1994.tb01196.x

