Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных стилей социально-профессиональной востребованности педагогов. Показано, что на фоне социально-экономических глобализационных процессов, происходящих в нашей стране и в мире в целом, отмечается рост социального неравенства и маргинализации целых социальных групп, связанный с выключением из сферы материального и социокультурного производства значительной части человеческого потенциала. Подчеркивается необходимость создания научно обоснованных механизмов эффективной реализации социального и профессионального ресурсов личности. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии ценностно-смысловых стилей социально-профессиональной востребованности личности, различающихся по сочетанию выраженности параметров социально-профессиональной востребованности, ценностных и смысложизненных ориентаций, учет которого позволит выстроить адекватные траектории достижения педагогами своей социально-профессиональной востребованности. В качестве методик исследования были применены: опросник социально-профессиональной востребованности личности (Е. В. Харитонова), методика Шварца для изучения ценностей личности (Ш. Шварц); тест смысложизненных ориентаций (Д. Леонтьев). В процессе кластерного анализа в выборке получено четыре кластера, смешанных по полу, из них два характерны для педагогов первого периода средней взрослости, два — для педагогов второго периода средней взрослости. В целом кластеры отличаются друг от друга по степени выраженности как социально-профессиональной востребованности, ценностных и смысложизненных ориентаций. Из четырех ценностно-смысловых стилей педагогов с разным уровнем СПВЛ лишь в одном (4‑м кластере) выявлены высокие показатели выраженности востребованности, осмысленности жизни и большинства ценностных ориентаций, в двух (1‑м и 3‑м) — средние показатели, во 2‑м — низкие показатели изучаемых параметров. Кластер 1 (самый распространенный, характерен для педагогов первого периода зрелого возраста) — это средневостребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, здоровье и смысл жизни, полагающиеся в своем поведении на поддержание здоровья, самодостаточные, с представлением о жизни как осмысленной и целеустремленной. Кластер 2 (наименее распространенный, характерен для педагогов первого периода зрелого возраста) — невостребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, здоровье и близких друзей, руководствующиеся в своем поведении свободой в планировании и выборе своей деятельности, но не удовлетворенные своей жизнью. Кластер 3 (третий по распространенности, характерен для педагогов второго периода зрелого возраста) — средневостребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, поддержание здоровья, проявляющие уважение к родителям и людям старшего возраста, не вполне уверенные в своих возможностях контролировать свою жизнь и свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Кластер 4 (второй по распространенности, характерен для педагогов второго периода зрелого возраста) — востребованные профессионалы, ориентирующиеся на безопасность семьи, здоровье и смысл жизни, чуткие к нуждам других людей, с представлением о своей жизни как осмысленной и целеустремленной. Наличие повышенных показателей по социально-профессиональной востребованности, ценностным и смысложизненным ориентациям позволяет отнести этот кластер к эталонным.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Adler, A., Ansbacher, H. L., Ansbacher, R. R. (Eds). (1964). Superiority and Social Interest: а Collection of Later Writings. Evanston, IL.
- Adler, A., Porter A., (Eds) (1958). What Life Should Mean to You. New York: Capricorn.
- Akhmadeyeva, L. Kokaya, E. (2021, February 10). Uchitelya budushchego: kak menyayutsya roli spetsialistov obrazovaniya [Teachers of the Future: How the Roles of Education Specialists are Changing]. RBK. Trendy [RBC. Trends]. Retrieved from https://trends.rbc.ru/trends/education/ 6005a3b89a79474c66a5407b
- Avoiding Unemployment is not Enough. An Analysis of Other Forms of Labour Underutilization. (2018). Spotlight on Work Statistics.. Retrieved from https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---stat/documents/publication/wcms_644467.pdf
- Bauman, Z. (1992). Intimations of Postmodernity. London: Routledge.
- Bezvikonnaya, K. Kar’yera dlya zumera: ozhidaniya i real’nost’ [Career for the Zoomer: Expectations and Reality] (2022, May 20). Retrieved from https://vybor-professii.tass.ru/about/
- Dregalo, A. A., Ul’yanovskii, V. I. (2005). Severnoe regionovedenie v sovremennoi regionologii [Northern Regional Studies in Modern Regionology]. In Yu. F. Lukin (Ed.) Sotsial’noe prostranstvo i potentsial regiona: monografiya [Social Space and Potential of the Region: Monograph] (pp. 139–173). Arkhangel’sk: Vysshaya shkola delovogo administrirovaniya IUPPK PGU imeni M. V. Lomonosova.
- Kalugina, D. A., Klimova G. G. (2015). Upravleniye vzaimodeistviyem vuza i predpriyatiya pri podgotovke spetsialistov, vostrebovannykh na rynke truda [Managing the University-Enterprise Interaction at Training In-Demand Specialists at Labour Market]. Voprosy upravleniya [Management Issues], 5(36), 129–135.
- Karandashev, V. N. (2004). Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostei lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoye rukovodstvo [Schwartz’s Methodology for the Study of Personality Values: Concept and Methodological Guidance]. Sankt-Peterburg: Rech’.
- Key Indicators of the Labour Market. (2016). International Labour Office. Ninth edition. Retrieved from www.ilo.org
- Kharitonova, Ye. V. (2012). Struktura i dinamika sotsial’no-professional’noy vostrebovannosti lichnosti (Dissertatsiya doktora psikhologicheskikh nauk) [Structure and Dynamics of Social and Professional Demand of a Person] (Doctoral Dissertation). Moskva.
- Kharitonova, Ye. V. (2017). Psikhologiya vostrebovannosti lichnosti na etapakh zhiznennogo i professional’nogo puti: monografiya [Psychology of Personality Demand at Different Stages of Life and Profession: monograph]. Krasnodar: Kubanskiy gosudarstvennyi universitet.
- Krivosheyev, V. T. (2004). Upravleniye zanyatost’yu trudovykh resursov v sisteme sotsial’nogo partnerstva (teoretiko-sotsiologicheskii analiz) [Management of Employment of Labor Resources in the System of Social Partnership (Theoretical and Sociological Analysis)] (Candidate Dissertation). Saratov.
- Kuz’minova, A. N. (2016). Professional’naya vostrebovannost’ pedagogov kak obrazovatel’naya problema podgotovki spetsialistov vuza [Professional Demand of Teachers as an Educational Problem of Training University Specialists]. Pedagogicheskii opyt: teoriya, metodika, praktika [Pedagogical Experience: Theory, Methodology, Practice], 3(8), 62–64.
- Labour Underutilisation: More than unemployment (Australian Labour Market Statistics). (2012). Retrieved from http://www.abs.gov.au/ausstats/abs@.nsf/0/55425CBCD72D145ECA257810001134AE?opendocument
- Leont’yev, D. A. (2000). Test smyslozhiznennykh oriyentatsiy (SZHO) [The Meaningful-Life Orientation (MLO) Test]. Moskva: Smysl.
- Merenkov, A. V., Shavrin V. S. (2015). Kakoi spetsialist vostrebovan na rynke truda: mneniye rabotodatelei i studentov [What Specialist is in Demand in The Labor Market: Opinion of Employers and Students]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz [Journal University Management: Practice and Analysis], 1(95), 94–103.
- Schwartz, S. H. (1994). Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? Journal of Social Issues, 50(4), 19–45. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1994.tb01196.x
- Soboleva, I. V. (2007). Chelovecheskii potentsial rossiiskoi ekonomiki: problemy sokhraneniya i razvitiya [Human Potential of the Russian Economy: Problems of Preservation and Development]. Moskva: Nauka.
- Tsareva, Ye. V. (2003). Transformatsiya struktury zanyatosti v Rossii (Candidate Dissertation) [Transformation of Employment Structure in Russia]. Sankt-Peterburg.
- Zaslavskaya, T. I. (2003). Sotsial’naya transformatsiya rossiyskogo obshchestva: deyatel’nostno-strukturnaya kontseptsiya [Social Restructuring of Russian Society: The Activity-Structural Concept]. Moskva: Delo.
- Zhuravlev, A. L., Kupreichenko A. B. (2010). Nekotoryye tendentsii razvitiya sovremennoy sotsial’noy psikhologii truda [Some Trends of Development in Modern Social Occupational Psychology]. In A. L. Zhuravlev, L. G. Dikaya (Eds) Sotsial’naya psikhologiya truda: teoriya i praktika T. 2 [Social Psychology of Labor: Theory and Practice Vol. 2] (pp. 13–35). Moskva: Institut psikhologii, Rossiiskaya akademiya nauk.