Образ настоящего и будущего в представлениях приемных родителей
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология личности

УДК

159.922

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-92-112

Как цитировать

Алдашева, А.А., Сиваш, О.Н., Микрюкова, П.В. (2024). Образ настоящего и будущего в представлениях приемных родителей. Южно-российский журнал социальных наук, 25(2), 92-112. DOI: 10.31429/26190567-25-2-92-112
Дата поступления 25 января 2024
Дата принятия 15 апреля 2024
Дата публикации 28 июня 2024
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Айгуль Абдулхаевна Алдашева, Ольга Николаевна Сиваш, Полина Васильевна Микрюкова

Аннотация

Родительство рассматривается с точки зрения со-бытийного подхода, который позволяет изучить семью в координатах: совместности, пространства и времени. Представлена концептуальная модель деятельности приемного родительства, устойчивость которой определяется временной перспективой, включающей представления о взаимодействии в диаде «приемный родитель — приемный ребенок». Целью исследования было изучение представления о временной перспективе у приемных родителей. В исследовании приняли участие 40 приемных родителей (20 женщин и 20 мужчин) и 41 кровный родитель (19 женщин и 22 мужчины). Для достижения цели исследования был использован метод мотивационных индукторов Ж. Нюттена в адаптации А. Д. Леонтьева. Результаты выявили особенности перспективы будущего у приемных родителей по сравнению с кровными, они опираются преимущественно на ближнюю перспективу. В открытом настоящем приемные родители выражают направленность на психологическое самосохранение, эгоизм, максимальное стремление и неудовлетворенность положением дел. В ближней перспективе приемные родители выражают стремление к развитию способностей, познанию и интересу, в отличие от кровных, направленных на свою профессиональную деятельность и учебу ребенка. В дальней перспективе у приемных родителей преобладает значимость познания и интереса, мотивации достижения, активности, направленность на учебную деятельность (свою и ребенка), в то время как у кровных родителей возрастает направленность на ребенка, на развитие характера, черт личности, способности и учебную деятельность. Были сделаны выводы о представлении образа приемной семьи у приемных родителей и о наличии у них сценария отложенной жизни. Выдвинуто предположение о необходимости обучения приемных родителей с упором на развитие навыков выстраивания перспективы будущего и формирование целостного образа их деятельности.

Ключевые слова

родительство концептуальная модель деятельности перспектива будущего образ деятельности кровные и приемные семьи

Информация о финансировании

Исследование «Профессиональная деятельность и развитие личности человека в условиях организационных и техногенных изменений» выполнено в рамках государственного задания № 0138-2024-0010.

Библиографические ссылки

Адлер, А. (1998). Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс.

Алдашева, А.А., Зеленова, М.Е., Сиваш, О.Н. (2021). Социально-перцептивный образ приемного ребенка у замещающих родителей с разной формой опеки. Социальная психология и общество, 12(2), 110–128. DOI: 10.17759/sps.2021120207

Алдашева, А.А., Сиваш, О.Н., Рунец, О.В. (2023). Психологические функции родительского труда. Южно-российский журнал социальных наук, 24(3), 85–101. DOI: 10.31429/26190567-24-3-85-101

Бессчетнова, О.В. (2023). Социальное благополучие детей, оставшихся без попечения родителей: между биологической и приемной семьей. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2, 268–283.DOI 10.17072/2078-7898/2023-2-268-283

Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. (2003). Большой психологический словарь. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-Пресс.

Горошко, В.Г., Шубина, О.В. (2017). Синдром отложенной жизни: актуальное состояние проблемы. В И.Б. Шуванова, Ю.Э. Макаревской, И.Г. Макаревской (ред.) Дружининские чтения: Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции (с. 113–115). Сочи: Сочинский государственный университет.

Коркина, Н.А. (2003). Отцовство в современной семье. Семейная психология и семейная терапия, 4, 48–54.

Кузнецова, Т.Ю. (2003). Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов. Социологические исследования, 11(235), 84–88.

Лаврентьева, З.И. (2020). Методология исследования приемной семьи как педагогического феномена. Социально-политические исследования, 4(9), 135–146. DOI 10.20323/2658-428X‑2020-4-9-135-146

Лобанова, М.Ю. (2011). Изменение отношения приемных родителей к приемному ребенку и к его биологическим родителям: психологический аспект. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 9, 278–279.

Майн, Н.В. (2017). Индивидуальная и межпоколенческая психотравматизация кандидатов в замещающие родители (автореферат кандидатской диссертации) Москва.

Маркина, О.А. (2019). Мотивация и родительские установки к усыновленному ребенку у женщин (автореферат кандидатской диссертации). Краснодар.

Махнач, А.В., Алдашева, А.А. (2012). Компоненты и признаки новой социономической профессии «приёмный родитель». В А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко (ред.) Психологические проблемы современного российского общества (с. 457–479). Москва: Институт психологии РАН.

Меркуль, И.А., Машкова, Д.В. (2023). Подготовка кандидатов в замещающие родители: какие компетенции нужны сегодня для воспитания приемного ребенка? Социальные науки и детство, 4(1), 59–78. DOI: 10.17759/ssc.2023040104

Мизина, Н.Н. (2009). Родительская компетентность: психологический аспект проблемы. Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки», 7, 8–10.

Найденова, Е.В. (2021). Завышенные ожидания семьи как фактор формирования синдрома отложенной жизни. Северо-кавказский психологический вестник, 19/4, 34–47. DOI 10.21702/ncpb.2021.4.3

Нюттен, Ж. (2004). Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл.

Плащинская, Н.С. (2018). Методика оценки образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители. Молодой ученый, 27(213), 140–146.

Присяжная, Н.В. (2007). Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство. Социологические исследования, 11(283), 54–63.

Присяжная, Н.В. (2019). Конструируемый образ ребенка-сироты в представлениях москвичей. Социология медицины, 18(2), 78–84. DOI: 10.18821/1728-2810-2019-18-2-78-84

Равен, Дж. (2002). Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр.

Рождественская, Е.Ю. (2020). Вовлеченное отцовство, заботливая маскулинность. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5(159). DOI: 10.14515/monitoring.2020.5.1676

Рябикина, З.И., Хозяинова, П.М. (2019). Неполная семья как пространство со-бытия матери и ребенка. Вестник Омского университета. Серия: Психология, 3, 62–68. DOI 10.25513/2410-6364.2019.3.62-68

Рябикина, З.И., Танасов, Г.Г. (2010). Субъектно-бытийный подход к личности и анализу её со-бытия с другими (конструктивная версия постмодернистских «настроений»). Человек. Сообщество. Управление, 2, 4–19.

Ситников, В.Л. (2001). Образ ребенка в сознании детей и взрослых. СПб.: Химиздат.

Татаренко, Д.Д. (2012). Детско-родительская адаптация в замещающих семьях. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2, 58–61.

Даль, В.И. (2004). Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: Олма-Пресс: Крас. пролетарий.

Ушинский, К.Д. (1988). Три элемента школы. Педагогические сочинения. М.: Педагогика.

Читао, Р.А. (2014). Особенности субъективных представлений о замещающих родителях: гендерный аспект. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2, 47–58.

Шереги, Ф.Э. (2003). Дети с особыми потребностями. Социологический анализ. Москва: Центр соц. прогнозирования.

Щербина, С.М. (2017). Отношение приемной матери к ребенку в профессиональной замещающей семье (автореферат кандидатской диссертации). Москва.

Kirk, H.D. (1964). Shared Fate: A Theory of Adoption and Mental Health. London: The Free Press of Glencoe, Collier-Macmillan Ltd.

Miller, R.B., Brickman, S.J. (2004). A Model of Future-Oriented Motivation and Self-Regulation. Educational Psychology Review, 16(1), 9–33. DOI: 10.1023/B: EDPR.0000012343.96370.39

Simons, J., Vansteenkiste, M., Lens, W., Lacante1, M. (2004). Placing Motivation and Future Time Perspective Theory in a Temporal Perspective. Educational Psychology Review, 16, 121–139. DOI: 10.1023/B: EDPR.0000026609.94841.2f

Статистика скачивания

Нет статистики