Образ настоящего и будущего в представлениях приемных родителей | Южно-российский журнал социальных наук
Образ настоящего и будущего в представлениях приемных родителей
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-92-112
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-92-112

Как цитировать Array

Алдашева А.А., Сиваш О.Н., Микрюкова П.В. Образ настоящего и будущего в представлениях приемных родителей // Южно-российский журнал социальных наук. 2024. Т. 25, №2. С. 92-112. DOI: 10.31429/26190567-25-2-92-112
Дата поступления 2024-01-25
Дата принятия 2024-04-15
Дата публикации 2024-06-28

Copyright (c) 2024 Айгуль Абдулхаевна Алдашева, Ольга Николаевна Сиваш, Полина Васильевна Микрюкова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Родительство рассматривается с точки зрения со-бытийного подхода, который позволяет изучить семью в координатах: совместности, пространства и времени. Представлена концептуальная модель деятельности приемного родительства, устойчивость которой определяется временной перспективой, включающей представления о взаимодействии в диаде «приемный родитель — приемный ребенок». Целью исследования было изучение представления о временной перспективе у приемных родителей. В исследовании приняли участие 40 приемных родителей (20 женщин и 20 мужчин) и 41 кровный родитель (19 женщин и 22 мужчины). Для достижения цели исследования был использован метод мотивационных индукторов Ж. Нюттена в адаптации А. Д. Леонтьева. Результаты выявили особенности перспективы будущего у приемных родителей по сравнению с кровными, они опираются преимущественно на ближнюю перспективу. В открытом настоящем приемные родители выражают направленность на психологическое самосохранение, эгоизм, максимальное стремление и неудовлетворенность положением дел. В ближней перспективе приемные родители выражают стремление к развитию способностей, познанию и интересу, в отличие от кровных, направленных на свою профессиональную деятельность и учебу ребенка. В дальней перспективе у приемных родителей преобладает значимость познания и интереса, мотивации достижения, активности, направленность на учебную деятельность (свою и ребенка), в то время как у кровных родителей возрастает направленность на ребенка, на развитие характера, черт личности, способности и учебную деятельность. Были сделаны выводы о представлении образа приемной семьи у приемных родителей и о наличии у них сценария отложенной жизни. Выдвинуто предположение о необходимости обучения приемных родителей с упором на развитие навыков выстраивания перспективы будущего и формирование целостного образа их деятельности.

Ключевые слова

родительство, концептуальная модель деятельности, перспектива будущего, образ деятельности, кровные и приемные семьи

Финансирование

Исследование «Профессиональная деятельность и развитие личности человека в условиях организационных и техногенных изменений» выполнено в рамках государственного задания № 0138-2024-0010.

Библиографические ссылки

  1. Adler, A. (1998). Vospitanie detey. Vzaimodeystvie polov [Child upbringing. Interaction of Sexes]. Rostov-na-Donu: Feniks.
  2. Aldasheva, A.A., Sivash, O.N., Runets, O.V. (2023). Psikhologicheskiye funktsii roditel’skogo truda [Psychological Functions of Parental Labor]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 24(3), 85–101. DOI: 10.31429/26190567-24-3-85-101
  3. Aldasheva, A.A., Zelenova, M.Ye., Sivash, O.N. (2021). Sotsial’no-pertseptivnyy obraz priyemnogo rebenka u zameshchayushchikh roditeley s raznoy formoy opeki [Socio-Perceptual Features of the Image of a Foster Child in Foster Parents with Different Forms of Guardianship]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 12(2), 110–128. DOI: 10.17759/sps.2021120207
  4. Besschetnova, O.V. (2023). Sotsial’noye blagopoluchiye detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley: mezhdu biologicheskoy i priyemnoy sem’yey [Social Well-being of Children Left without Parental Care: Between Biological and Adoptive Family]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology], 2, 268–283. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-2-268-283
  5. Chitao, R.A. (2014). Osobennosti sub’’yektivnykh predstavleniy o zameshchayushchikh roditelyakh: gendernyy aspect [Features of Substitute Parents’ Subjective Perceptions: Gender Aspect]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskiye nauki [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences], 2, 47–58.
  6. Dal’, V.I. (2004). Tolkovyy slovar’ zhivogo velikorussko goyazyka [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language]. Moskva: Olma-Press.
  7. Goroshko, V.G., Shubina, O.V. (2017). Sindrom otlozhennoy zhizni: aktual’noye sostoyaniye problem [The Syndrome of Postponed Life: The Current State of the Problem]. In I.B. Shuvanova, Yu.E. Makarevskoy, I.G. Makarevskoy (Ed.) Druzhininskiye chteniya: Sbornik materialov XVI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Druzhinin Readings: Collection of Materials from the XVI All-Russian Scientific and Practical Conference] (pp. 113–115). Sochi: Sochinskiy gosudarstvennyy universitet.
  8. Kirk, H.D. (1964). Shared Fate: A Theory of Adoption and Mental Health. London: The Free Press of Glencoe, Collier-Macmillan Ltd.
  9. Korkina, N.A. (2003). Ottsovstvo v sovremennoy sem’ye [Fatherhood in the Modern Family]. Semeynaya psikhologiya i semeynaya terapiya [Family Psychology and Family Therapy], 4, 48–54.
  10. Kuznetsova, T.Yu. (2003). Sotsial’nyye stereotipy vospriyatiya vypusknikov detskikh domov [Social Stereotypes of Perception of Orphanage Graduates]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Research], 11(235), 84–88.
  11. Lavrent’yeva, Z.I. (2020). Metodologiya issledovaniya priyemnoy sem’i kak pedagogicheskogo fenomena [Methodology of Research of the Foster Family as a Pedagogical Phenomenon]. Sotsial’no-politicheskiye issledovaniya [Socio-Political Studies], 4(9), 135–146. DOI: 10.20323/2658-428X-2020-4-9-135-146
  12. Lobanova, M.Yu. (2011). Izmeneniye otnosheniya priyemnykh roditeley k priyemnomu rebenku i k yego biologicheskim roditelyam: psikhologicheskiy aspect [Change in Foster Parents’ Attitude Towards the Foster Child and His Biological Parents: A Psychological Aspect]. Obrazovaniye cherez vsyu zhizn’: nepreryvnoye obrazovaniye v interesakh ustoychivogo razvitiya [Lifelong Learning: Lifelong Learning for Sustainable Development], 9, 278–279.
  13. Makhnach, A.V., Aldasheva, A.A. (2012). Komponenty i priznaki novoy sotsionomicheskoy professii “priyemnyy roditel” [Components and Features of the New Socionomic Profession “Foster Parent”]. In A.L. Zhuravlev, Ye.A. Sergiyenko (Eds) Psikhologicheskiye problemy sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Psychological Problems of Modern Russian Society] (pp. 457–479). Moskva: Institut psikhologii RAN.
  14. Markina, O.A. (2019). Motivatsiya i roditel’skiye ustanovki k usynovlennomu rebenku u zhenshchin [Motivation and Parental Attitudes towards an Adopted Child in Women] (Abstract of a Candidate’s Dissertation). Krasnodar.
  15. Mayn, N.V. (2017). Individual’naya i mezhpokolencheskaya psikhotravmatizatsiya kandidatov v zameshchayushchiye roditeli [Individual and Intergenerational Psychotraumatization of Candidates for Foster Parents] (Candidate’s Dissertation). Moscow.
  16. Merkul’, I.A., Mashkova, D.V. (2023). Podgotovka kandidatov v zameshchayushchiye roditeli: kakiye kompetentsii nuzhny segodnya dlya vospitaniya priyemnogo rebenka? [Preparation of Candidates for Foster Parents: What Competencies are Needed Today for Raising a Foster Child?]. Sotsial’nyye nauki i detstvo [Social Sciences and Childhood], 4(1), 59–78. DOI: 10.17759/ssc.2023040104
  17. Meshcheryakov, B.G., Zinchenko, V.P. (2003). Bol’shoy psikhologicheskiy slovar’ [The Great Psychological Dictionary]. SPb.: praym-YEVROZNAK; M.: OLMA-Press.
  18. Miller, R.B., Brickman, S.J. (2004). A Model of Future-Oriented Motivation and Self-Regulation. Educational Psychology Review, 16(1), 9–33. DOI: 10.1023/B: EDPR.0000012343.96370.39
  19. Mizina, N.N. (2009). Roditel’skaya kompetentnost’: psikhologicheskiy aspekt problem [Parental Competence: Psychological Aspect of the Problem]. Sbornik nauchnykh trudov Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya “Gumanitarnyye nauki” [Collection of Scientific Works of the North Caucasus State Technical University. Series “Humanities”], 7, 8–10.
  20. Naydenova, Ye.V. (2021). Zavyshennyye ozhidaniya sem’i kak faktor formirovaniya sindroma otlozhennoy zhizni [Overestimated Family Expectations as a Factor in the Formation of Delayed Life Syndrome]. Severo-kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik [North Caucasian Psychological Bulletin], 19/4, 34–47. DOI: 10.21702/ncpb.2021.4.3
  21. Nyutten, Zh. (2004). Motivatsiya, deystviye i perspektiva budushchego [Motivation, Action, and Perspective for the Future]. M.: Smysl.
  22. Plashchinskaya, N.S. (2018). Metodika otsenki obraza priyemnoy sem’i u detey-sirot i kandidatov v prinimayushchiye roditeli [Methods for Assessing the Image of a Foster Family among Orphans and Candidates for Foster Parents]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 27(213), 140–146.
  23. Prisyazhnaya, N.V. (2007). Deti-siroty: postinternatnoye zhizneustroystvo [Orphan Children: Post-orphanage Life Arrangement]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Research], 11(283), 54–63.
  24. Prisyazhnaya, N.V. (2019). Konstruiruyemyy obraz rebenka-siroty v predstavleniyakh moskvichey [Constructed Image of an Orphan Child in the Perceptions of Muscovites]. Sotsiologiya meditsiny [Sociology of Medicine], 18(2), 78–84. DOI: 10.18821/1728-2810-2019-18-2-78-84
  25. Raven, Dzh. (2002). Kompetentnost’ v sovremennom obshchestve [Competence in Modern Society]. M.: Kogito-Tsentr.
  26. Rozhdestvenskaya, Ye.Yu. (2020). Vovlechennoye ottsovstvo, zabotlivaya maskulinnost’ [Engaged Fatherhood, Caring Masculinity]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny [Monitoring Public Opinion: Economic and Social Changes], 5(159). DOI: 10.14515/monitoring.2020.5.1676
  27. Ryabikina, Z.I., Khozyainova, P.M. (2019). Nepolnaya sem’ya kak prostranstvo so-bytiya materi i rebenka [Single-parent Family as a Space of co-being of Mother and Child]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of Omsk University. Series: Psychology], 3, 62–68. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.3.62-68
  28. Ryabikina, Z.I., Tanasov, G.G. (2010). Sub’’yektno-bytiynyy podkhod k lichnosti i analizu yeye so-bytiya s drugimi (konstruktivnaya versiya postmodernistskikh “nastroyeniy”) [Subject-being Approach to Personality and Analysis of Its Co-being with Others (Constructive Version of Postmodern “Moods”)]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye [Human. Community. Management], 2, 4–19.
  29. Shcherbina, S.M. (2017). Otnosheniye priyemnoy materi k rebenku v professional’noy zameshchayushchey sem’ye [The Attitude of the Foster Mother to the Child in the Professional Foster Family] (Abstract of a Candidate’s Dissertation). Moskva.
  30. Sheregi, F.E. (2003). Deti s osobymi potrebnostyami. Sotsiologicheskiy analiz [Children with Special Needs. Sociological Analysis]. Moskva: Tsentr sots. prognozirovaniya.
  31. Simons, J., Vansteenkiste, M., Lens, W., Lacante1, M. (2004). Placing Motivation and Future Time Perspective Theory in a Temporal Perspective. Educational Psychology Review, 16, 121–139. DOI: 10.1023/B:EDPR.0000026609.94841.2f
  32. Sitnikov, V.L. (2001). Obraz rebenka v soznanii detey i vzroslykh [The Image of the Child in the Consciousness of Children and Adults]. SPb.: Khimizdat.
  33. Tatarenko, D.D. (2012). Detsko-roditel’skaya adaptatsiya v zameshchayushchikh sem’yakh [Child-parent Adaptation in Foster Families]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskiye nauki [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences], 2, 58–61.
  34. Ushinskiy, K.D. (1988). Tri elementa shkoly. Pedagogicheskiye sochineniya [The Three Elements of the School]. M.: Pedagogika.