Тенденции динамики потребности аффилиации при переживании личностью жизненных кризисов | Южно-российский журнал социальных наук
Тенденции динамики потребности аффилиации при переживании личностью жизненных кризисов
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-113-125
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-113-125

Как цитировать Array

Ясько Б.А., Дорохова И.О. Тенденции динамики потребности аффилиации при переживании личностью жизненных кризисов // Южно-российский журнал социальных наук. 2024. Т. 25, №2. С. 113-125. DOI: 10.31429/26190567-25-2-113-125
Дата поступления 2024-04-20
Дата принятия 2024-06-15
Дата публикации 2024-06-28

Copyright (c) 2024 Бэла Аслановна Ясько, Ирина Олеговна Дорохова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Актуальность темы исследования определяется неизбежностью и разнообразием кризисов в жизни человека. Отмечена роль межличностных отношений, как одного из механизмов переживания и преодоления жизненных кризисов. В качестве одного из факторов, оказывающих влияние на межличностные отношения, обозначен механизм аффилиации. Представлен анализ теоретических подходов к пониманию данного феномена, к его определению. Отмечено, что проблематика аффилиации, и, в частности, роль аффилиации в переживании стрессовых ситуаций, жизненных кризисов не является в настоящее время достаточно разработанной. Отмечен значительный теоретический и прикладной потенциал исследования мотива аффилиации в контексте переживания жизненных кризисов. Представленное исследование направлено на анализ изменений выраженности потребности аффилиации при переживании личностью жизненных кризисов. В исследовании проверялась гипотеза о взаимосвязи уровня выраженности потребности аффилиации и временной дистанции между актуальным жизненным периодом и местом кризисного события в темпоральном пространстве жизненного пути личности. Представлены данные контент-­анализа из 390 определений, которые были использованы респондентами для описания кризисных событий в своей жизни. На основе содержательного анализа выделены преобладающие семантические единицы, описывающие центральную проблему жизненного кризиса респондентов. Установлено, что наиболее остро переживаются сложные обстоятельства, связанные с профессиональной деятельностью; события, связанные со сложностями в семейных отношениях; переменами в жизни; событиями, связанными с проведением СВО; острые финансовые затруднения; болезнь близкого человека. Обозначены специфичные темпоральные диапазоны переживания кризисных событий. Проведена диагностика состояния потребности в аффилиации, на основании которой совокупная выборка дифференцирована на подгруппы с высоким, средним, низким уровнями стремления к принятию. Проведено сравнение уровня аффилиации у респондентов с разной темпоральной характеристикой переживаемых жизненных кризисов. Отмечена динамика потребности к принятию в зависимости от темпоральных показателей кризисных событий. По мере возрастания остроты переживаемого жизненного кризиса вероятность снижения потребности в аффилиации возрастает. Чем ближе по времени кризис, тем меньше сформирована потребность в аффилиации.

Ключевые слова

кризисные события, аффилиация, стремление к принятию, темпоральные характеристики кризисных событий

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научно-инновационного проекта № НИП-20.1/22.36 «Система и технология противодействия рискам профессиональной дезадаптации и снижения качества жизни медицинских работников в условиях техногенных и биогенных угроз».

Библиографические ссылки

  1. Alekseyeva, A.A. (2023). Issledovaniye osobennostey samootnosheniya i motivatsii affiliatsii v podrostkovom vozraste [A study of the Characteristics of Self-attitude and Affiliation Motivation in Adolescence]. Mir nauki i mysli [The World of Science and Ideas], 4, 87–93.
  2. Altunina, I.R. (2012). K probleme formirovaniya motivatsii affiliatsii v detskom vozraste [A Problem of Development of Motivation of Affiliation in Childhood]. Innnovatsii v obrazovanii [Innovation in Education], 6, 103–109.
  3. Alferova, A.Ye., Koneva O.B. (2021). Osobennosti mezhlichnostnogo vzaimodeystviya studentov v stressovykh situatsiyakh [Features of Interpersonal Interaction of Students in Stressful Situations]. In Psikhologiya v menyayushchemsya mire: problemy, gipotezy, perspektivy: sbornik materialov nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennoy 25‑letnemu yubileyu fakul’teta psikhologii [Psychology in a Changing World: Problems, Hypotheses, Prospects: A Collection of Materials of a Scientific Conference with International Participation Dedicated to the 25th Anniversary of the Faculty of Psychology] (pp. 96–100). Chelyabinsk: Izdatel’skiy tsentr YUUrGU.
  4. Andreyeva, G.M. (2017). Sotsial’naya psikhologiya [Social Psychology]. Moskva: Aspekt press.
  5. Antropova, M.A. (2018). Tipy potrebnosti affiliatsii i ikh diagnostika [Types of Affiliation Needs and Their Diagnostics]. In Sovremennaya nauka: problemy i perspektivy: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern Science: Problems and Prospects: Materials of the International Scientific and Practical Conference] (pp. 177–180). Dushanbe, Tadzhikistan: Nauchno-izdatel’skiy tsentr “Mir nauki”.
  6. Antsyferova, L.I. (1994). Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslivaniye, preobrazovaniye situatsiy i psikhologicheskaya zashchita [Personality in Difficult Life Conditions: Rethinking, Transformation of Situations and Psychological Protection]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 15(1), 3–18.
  7. Barmina, P.S., Nozikova N.V. (2023). Osobennosti mezhlichnostnykh otnosheniy i perezhivaniya odinochestva v yunosheskom vozraste v zavisimosti ot faktora pola [Peculiar Features of Interpersonal Relationships and Experiences of Loneliness in Adolescence Depending on the Gender Factor]. Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental Psychology], 16(1), 167–181. DOI: 10.17759/exppsy.2023160110
  8. Bozhovich, L.I. (1968). Lichnost’ i yeye formirovaniye v detskom vozraste: psikhologicheskoye issledovaniye [Personality and its Formation in Childhood: a Psychological Study]. Moskva: Izdatel’stvo “Prosveshcheniye”.
  9. Bowlby, J. (2003). Privyazannost’ [Attachment]. Moskva: Gardariki.
  10. Bowlby, J. (2006). Sozdaniye i razrusheniye emotsional’nykh svyazey [The Creation and Destruction of Emotional Bonds]. Moskva: Akademicheskiy proyekt.
  11. Garmysheva, A.A., Kuz’min, M.Yu. (2018). Motiv affiliatsii i yego rol’ v motivatsionoy sfere cheloveka [The Motive of Affiliation and its Role in the Motivational Sphere of Man]. Problemy teorii i praktiki sovremennoy psikhologii [Problems of Theory and Practice of Modern Psychology] (ss. 14–16). Irkutsk: Irkutskiy gosudarstvennyy universitet.
  12. Zimbardo, F. (2011). Sotsial’noye vliyaniye [Social Influence]. Sankt-Peterburg: Piter.
  13. Ivashchenko, N.A. (2017). Teoreticheskiy analiz predstavleniy o sposobakh preodoleniya lichnostnykh krizisov v sovremennoy psikhologii [The Theoretical Analysis of Presentation of Ways to Overcome Personal Crises in Modern Psychology]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2, 36–42.
  14. Il’in, Ye.P. (2021). Emotsii i chuvstva [Emotions and Feelings]. Sankt-Peterburg: Piter.
  15. Kruzhkova, O.V., Nefagina, Ya.N. (2013). Fenomenologicheskiye problemy izucheniya krizisov v razvitii cheloveka [Phenomenological Issues of Studying the Crises in The Human Development]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 8.
  16. Kryukova, T.L., Yekimchik O.A. (2015). Sovladaniye so stressom v kontekste blizkikh (partnerskikh) otnosheniy [Stress-Coping in Close Relationships (Partnership)]. Uchenyye zapiski Kazanskogo un-ta. Ser. Gumanit. Nauki [Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya: Gumanitarnye Nauki], 4, 203–214.
  17. Kuznetsova, I.V. Motiv affiliatsii v mezhlichnostnykh otnosheniyakh spetsial’nost’ [The motive of Affiliation in Interpersonal Relations Specialty] (Cand. Dissertation). Sankt-Peterburg.
  18. Myshko, V.V., Balyayev S.I. (2023). Teoreticheskiye podkhody k izucheniyu ponyatiya trudnoy zhiznennoy situatsii v psikhologii. Nauka v zhizni cheloveka, 3, 95–101.
  19. Nemov, R.S. (2008). Psikhologiya [Psychology]. Moskva: Vyssheye obrazovaniye.
  20. Orlova, M.M. (2005). Potrebnosti v affiliatsii i psikhicheskoye zdorov’ye [Affiliation Needs and Mental Health]. In D.V. Orlov Problemy sotsial’noy psikhologii lichnosti: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov [Problems of Social Psychology of Personality: Interuniversity Collection of Scientific Papers]. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta.
  21. Petrovskiy, A.V. (2002). Potrebnost’ “byt’ lichnost’yu”. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechуstvennyh psikhologov [The Need to “Be a Person”. Psychology of Personality in the Works of the Father. Psychologists]. Sankt-Petreburg.
  22. Petrovskiy, V.A. (2011). Deyatel’nostnoye oposredstvovaniye mezhlichnostnykh otnosheniy: fenomeny, sushchnost’ [Activity Mediation of Interpersonal Relations: Phenomena, Essence]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2(1), 5–16.
  23. Semechkin, N.I. (2005). Psikhologiya malykh gruppa [Psychology of small Groups]. Vladivostok: Izd-vo DGU.
  24. Smirnova, M.V. (2019). Affiliatsiya kak faktor, okazyvayushchiy vliyaniye na kachestvo zhizni i psikhologicheskoye zdorov’ye [Affiliation as an Influencing Factor on Quality of Life and Psychological Health]. Pedagogicheskiy vestnik [Pedagogical Bulletin], 7, 57–60.
  25. Surmalyan, A.G. (2024). Osobennosti affiliatsii u lyudey raznykh vozrastnykh grupp [Peculiarities of Affiliation among People of Different Age Groups]. Sovremennaya nauka: aktual’nyye problemy teorii i praktiki [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice], 1, 53–56. DOI: 10.37882/2500-3682.2024.01.15
  26. Fetiskin, N.P., Manuylov, G.M. (2002). Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological Diagnostics of Personality Development and Small Groups]. Moskva: Izd-vo Instituta Psikhoterapii.
  27. Khekkhauzen, Kh. (1986). Motivatsiya i deyatel’nost’ [Motivation and Activity]. Moskva: “Pedagogika”.
  28. Khrustaleva, N.S. (2016). Psikhologiya krizisnykh i ekstremal’nykh situatsiy: individual’nyye zhiznennyye krizisy, agressiya i ekstremizm [Psychology of Crisis and Extreme Situations: Individual Life Crises, Aggression and Extremism]. Sankt-Peterburg: Izd-vo SpbGU.
  29. Yas’ko, B.A., Pokul’, V.O., Babichkova, Ye.S. (2021). Lichnost’ v global’nom vuca-vyzove perioda pandemii [Personality in the Global VUCA Challenge in the Pandemic]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 3, 85–98.