Политизация творческой элиты в цифровом публичном пространстве (анализ политико-культурных кодов и нарративных схем)
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политические институты и процессы

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-3-67-79

Как цитировать

Суслов, И.В. (2023). Политизация творческой элиты в цифровом публичном пространстве (анализ политико-культурных кодов и нарративных схем). Южно-российский журнал социальных наук, 23(3), 67-79. DOI: 10.31429/26190567-23-3-67-79
Дата поступления 15 декабря 2021
Дата принятия 20 ноября 2022
Дата публикации 28 февраля 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Иван Владимирович Суслов

Аннотация

Диалектика противостояния и сотрудничества мира искусства/культуры и политики — тема вечно актуальная и дискуссионная. Однако современные процессы цифровизации повседневности впервые создали возможность необычайно широкого обсуждения позиций и действий знаменитостей из сферы культуры, одновременно серьезно увеличив их влияние на общественное мнение. Приватные «разговоры на кухнях» благодаря новым информационным технологиям приняли форму интервью, индивидуальных видеоблогов и репортажей. Покинув приватное пространство, стали доступны интернет-­пользователям. Производители и потребители информации, к слову, остались территориально на все тех же пресловутых интеллигентских кухнях. Таким образом, рост оппозиционности творческой элиты и развитие новых коммуникационных технологий требуют анализа как новый вызов текущим политическим реалиям. В большинстве случаев трансляция позиций критически настроенных персон из творческой сферы происходит на площадках социальных сетей, поскольку доступ к телевидению, даже на каналы с развлекательным контентом, им закрыт. Целью статьи является исследование мотивов и форм политизации творческой элиты. В качестве эмпирического материала выступают около сотни интервью со знаменитостями из сферы культуры, искусства, шоу-бизнеса, размещенные на ютуб-каналах. Анализ нарративных схем и политико-­культурных кодов обсуждения личного опыта политизации творческой интеллигенции вносит вклад в понимание специфики современных публичных дискуссий, а также способов конструирования диалога между обществом и властью.

Ключевые слова

интернет-­дискуссии творческая интеллигенция цифровое публичное пространство

Информация о финансировании

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Инакомыслие и политизация творческой интеллигенции в современной России: значение и потенциал дискурсов и дискуссий в цифровом публичном пространстве» № 21-011-32221.

Библиографические ссылки

Андерсен, П. (2011). Истоки постмодерна. М.: Территория будущего.

Байрау, Д. (1994). Интеллигенция и власть: советский опыт. Отечественная история, 2, 91–110.

Белоусов, А.Б., Давыдов, Д.А., Кочухова, Е.С. (2020). В постматериалистическом тренде: мотивация участников протеста в сквере у Театра драмы в Екатеринбурге. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6, 53–72. DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1694

Володенков, С.В. (2019). Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5, 341–364. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.16

Гаджиев, Х.А. (2020). Цифровое пространство как поле политического противостояния власти и оппозиции. Политическая наука, 3, 147–171. DOI: 10.31249/poln/2020.03.07

Давыдов, Д.А. (2021). От «власти достойных» к «власти популярных»: блеск и нищета меритократии в новую технологическую эпоху. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики), 4, 100–114. DOI: 10.30570/2078-5089-2021-103-4-100-114

Кислицын, С.А., Нектаревская, Ю.Б. (2019). Политические практики функционирования элиты, контрэлиты и фронды в истории России. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 6, 137–141.

Логунова, О.С. (2021). Digital-селебрити: трансформация теоретических подходов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5, 12–31. DOI: 10.14515/monitoring.2021.5.1992

Ольденбург, Р. (2014). Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.: Новое литературное обозрение.

Фадеева, Л.А. (2017). Национализм vs. Глобализм в интеллектуальном дискурсе. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 3, 302–308.

Фадеева, Л.А. (2007). Ответственность интеллектуалов: краеугольный камень или камень преткновения интеллектуального сообщества? Вестник Пермского университета. Серия Политология, 2, 11–18.

Alexander, J.C. (2012). Performative Revolution in Egypt: An Essay in Cultural Power. L.: Bloomsbury Academic.

Budabin, A., Richey, L. (2021). Celebrity, Disruption and Neoliberal Development. In Batman Saves the Congo: How Celebrities Disrupt the Politics of Development (pp. 1–28). Minneapolis; London: University of Minnesota Press.

Castells, M. (2012). Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet. Cambridge: Polity.

Colleoni, E., Rozza, A., Arvidsson, A. (2014). Echo Chamber or Public Sphere? Predicting Political Orientation and Measuring Political Homophily in Twitter Using Big Data. Journal of Communication, 2, 317–332.

Dahl, R. (1971). Polyarchy: Participation and Opposition. New Haven: Yale University Press.

Hartle, J.F. (2020). Art Contra Politics: Liberal Spectacle, Fascist Resurgence. In S. Gandesha (Ed.) Spectres of Fascism: Historical, Theoretical and International Perspectives (pp. 241–260). DOI: 10.2307/j.ctvxrpzqv

Karlsen, R. (2015). Followers are Opinion Leaders: The Role of People in the Flow of Political Communication on and beyond Social Networking Sites. European Journal of Communication, 30(3), 301–318.

Nozick, R. (1998). Why Do Intellectuals Oppose Capitalism? Cato Policy Report. Retrieved from http://www.kyoolee.net/Why_Do_Intellectuals_Oppose_Capitalism_-_Robert_Nozick.pdf

Olazabal, M., Neumann, M.B., Foudi, S., & Chiabai, A. (2018). Transparency and Reproducibility in Participatory Systems Modelling: The Case of Fuzzy Cognitive Mapping. Systems Research and Behavioral Science, 6, 791–810. DOI: 10.1002/sres.2519

Rheingold, H. (1993). The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Cambridge: MIT Press.

Shirky, С. (2011). Cognitive Surplus: How Technology Makes Consumers into Collaborators. L.: Penguin Books.

Sunstein, C.R. (2004). Democracy and Filtering. Communications of the ACM, 12, 57–59.

Wang, M., Wu, B., Kirschner, P.A., & Michael Spector, J. (2018). Using Cognitive Mapping to Foster Deeper Learning with Complex Problems in a Computer-based Environment. Computers in Human Behavior, 87, 450–458. DOI: 10.1016/j.chb.2018.01.024

Статистика скачивания

Нет статистики