Общение в со-бытийности личности: от внутреннего диалога к содержанию я-концепции
PDF

Рубрика

Психология личности

УДК

159.923.2

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-3-59-70

Как цитировать

Чернявская, В.С. (2023). Общение в со-бытийности личности: от внутреннего диалога к содержанию я-концепции. Южно-российский журнал социальных наук, 24(3), 59-70. DOI: 10.31429/26190567-24-3-59-70
Дата поступления 31 мая 2023
Дата принятия 20 июня 2023
Дата публикации 29 сентября 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Валентина Станиславовна Чернявская

Аннотация

Целью исследования являлся анализ взаимосвязи общения со-бытийности диалога и содержания Я-концепции. В статье анализируются результаты исследований общения, как социокультурного процесса становления Я. Рассмотрены взгляды А. А. Бодалева на общение, как познание. Показана связь подходов А. А. Бодалева и представителей гуманистической психологии. Рассмотрено понятие со-бытия с позиции З. И. Рябикиной и В. И. Слободчикова. Включенность со-бытия в контекст общения реализуется через значимость субъекта и его интенций для самопознания и самопонимания. Понятие диалога, внутреннего диалога рассмотрено с позиций М. М. Бахтина и А. Лэнгле. В качестве инструмента самопознания во внутреннем диалоге признана роль речи и слова для развития сознания и самоописания. Представлена и проинтерпретирована авторская модель соотношения общения, со-бытия, сознания и Я-концепции через внутренний диалог. Самораскрытие способностей — результат внутреннего диалога человека с самим собой и обнаружение себя субъектом способностей. Показано содержание понятия самораскрытия способностей, критерием его регистрации является появление в составе Я-концепции категорий способностей «присвоенных» субъектом. Раскрыты результаты эмпирического исследования, которое отражает роль общения, как со-бытия в самопонимании человека. Предоставлено свидетельство действенности содержания Я-концепции, как производной от общения с родителями для результативности деятельности. Респонденты- подростки были разделены на две группы, одна из которых состояла из лиц, чья Я-концепция включала категорию способностей, вторая — нет. Оказалось, что состав Я-концепции предопределяется отношениями и общением с родителями. Оказалось, что самораскрытию способностей предшествует такое общение с матерью, которое характеризуется как позитивный интерес, за счет него подросток проживает внутреннее согласие и учится успешно потому, что ему нравится учиться. В другой группе учебных достижений подростки достигают за счет давления родителей. Сделаны выводы о значимости со-бытия в общении для позитивной идентичности, которая предопределяет успешность человека.

Ключевые слова

общение со-бытие диалог сознание Я-концепция самораскрытие способностей личность

Библиографические ссылки

Akopov, G. V. (2022). Novoye ob’’yasneniye soznaniya: podhod M. Gratsiano [New Explanation of Consciousness: The Approach of M. Graciano]. Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 1, 169–182. DOI: 10.17323/1813-8918-2022-1-169-182

Bahtin, M. M. (1963). Problemy poetiki Dostoyevskogo [Problems of Dostoevsky’s Poetics]. Moskva: Sovetskiy pisatel’.

Berns, R. (1986). Razvitiye Ya-kontseptsii i vospitaniye [Development of Self-concept and Education]. Moskva: Progress.

Bodalev, A. A. (1995). Lichnost’ i obshcheniye [Personality and Communication]. Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya.

Bodalev, A.A. (1970). Formirovaniye ponyatiya o drugom cheloveke kak lichnosti [Formation of the Concept of Another Person as a Person]. Izd-vo Leningradskogo un-ta.

Bodalev, A.A. (1996). Psikhologiya obshcheniya [Сommunication Psychology]. Moskva: Izdatel’stvo “Institut prakticheskoy psikhologii”; Voronezh: NPO MODEK.

Brushlinskiy, A. V. (2003). Psikhologiya sub’’yekta [Psychology of the subject]. Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.; SPb.: izdat.”Aleteyya”.

Chernyavskaya, V. S. (Ed.) (2021). Samoraskrytie sposobnostey: ponyatie, osnovnye funktsii i usloviya razvitiya. [Self-disclosure of Abilities: Concepts, Main Functions, and Conditions for Development]. In Samoraskrytiye sposobnostey kak vnutrenniy dialog: kognitivnye, metakognitivnye i ekzistentsial’nye resursy cheloveka [Self-disclosure of Abilities as Internal Dialogue: Cognitive, Metacognitive, and Existential Resources of a Person] (pp. 8–18). Vladivostok: Vladivostokskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i servisa.

Lenglet, A. (2018). Chto dvizhet chelovekom? Ekzistentsial’no-analiticheskaya teoriya emotsiy [What Drives a Person? Existential-Analytic Theory of Emotions]. Moskva: Genezis.

Lenglet, A. (2018). Person. Ekzistentsial’no-analiticheskaya teoriya lichnosti [Person. Existential-analytical theory of personality]. Moskva: Genezis.

Leont’yev, A. A. (1999). Psikhologiya obshcheniya [Psychology of Communication]. M.: Smysl.

Luriya, A. R. (2020). Yazyk i soznaniye [Language and Consciousness]. Sankt-Peterburg: Izdatel’stvo: Piter.

Malakhova, V. R., Chernyavskaya V. S., Osadcheva I. I. (2020). Parental Attitude and Self-Diclosure of a Teenager’s Abilities. In Amurcon 2020: International Scientific Conference: Proceedings of the International Scientific Conference (pp. 619–626). Birobidzhan: European Publisher.

May, R. Angel E., Ellenberger, H. F. (1958). The Origins and Significance of the Existential Movement in Psychology. In A New Dimension in Psychiatry and Psychology (pp.3–36). N.-Y.: Basic books.

Potebnya, A.A. (1999). Mysl’ i yazyk [Thoughts and Language]. Moskva: Izdatel’stvo “Labirint”.

Rodzhers, K. (1994). Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovleniye cheloveka [On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy]. Moskva: Progress.

Ryabikina, Z. I. (2020). Inoy mir, inoy chelovek, inaya psikhologiya lichnosti [Another World, Another Man, Another Psychology of Personality]. In Lichnost’ i vyzovy sovremennosti: interpretatsiya problem razlichnymi nauchnymi shkolami [Personality and Challenges of Our Time: Interpretation by Different Scientific Schools] (pp. 64–69). Maykop–Krasnodar: Adygeyskiy gosudarstvennyy universitet, Kubanskiy gosudarstvennyy universitet.

Ryabikina, Z. I. (2022). NBIK-konvergentsiya i psikhologicheskiye problemy lichnosti v novom kommunikativnom prostranstve [NBIK-Convergence and Psychological Problems of Personality in New Space of Communication]. In Obshcheniye v epokhu konvergentsii tekhnologiy [Communication in The Era of Convergence Technology] (pp. 52–55). Moskva: Psikhologicheskiy institut Rossiyskoy akademii obrazovaniya.

Slobodchikov, V. I. (2000). Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Fundamentals of Psychological Anthropology. Psychology of Human Development]. Moskva: Shkol’naya Pressa.

Slobodchikov, V. I. (2016). Psikhologiya stanovleniya i razvitiya cheloveka v obrazovanii [Psychology of Human Formation and Development]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika [Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psihologiya. Pedagogika], 1, 100–108.

Vygotskiy, L. S. (2005). Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of Human Development]. M.: Izd-vo Smysl; Eksmo.

Znakov, V. V. (2022). Psikhologiya vozmozhnogo: Novoye napravleniye issledovaniy ponimaniya [Psychology of the Possible: a New Direction of Understanding Research]. Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk. DOI: 10.38098/prgrs_22_0447

Znakov, V. V., Ryabikina, Z. I. (2017). Psikhologiya chelovecheskogo bytiya [Psychology of Human Existence]. Moskva: Smysl.

Статистика скачивания

Нет статистики