Аннотация
Статья является частью серии работ, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы приёмных родителей как основного регулятора детско-родительских взаимоотношений. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения мировоззрения приёмных родителей как базиса духовно-нравственного воспитания ребенка, в котором осуществляется передача ценностей, традиций, способов поведения народа. Анализ современных исследований показал особую роль ценностно-смысловых ориентаций замещающих родителей в развитии института приёмной семьи с одной стороны и недостаточную эмпирическую базу с другой. Цель исследования заключалась в изучении специфики менталитета приёмных родителей как особой социальной группы, предлагающей государству услуги по воспитанию детей-сирот. Гипотезами исследования стали предположения о том, что: 1) базисной идентификационной направленностью приёмных родителей являются ценности взаимоотношений; 2) ядро структуры социальных представлений приёмных родителей о духовно-нравственной сфере наполнено аффективно-чувственными характеристиками, такими как любовь и чувство привязанности. Методологической базой исследования стали «Незаконченные предложения», «Метод свободных ассоциаций» и опросник «Духовно-нравственное воспитание». В исследовании приняли участие 66 приёмных родителей (средний возраст M = 49,60 ± 10,00 лет) и 80 кровных родителей (средний возраст М = 47 ± 4 года). Теоретическую основу исследования составили: теория социальных представлений С.Московичи, концепция Е.Н.Резникова «Психологический облик народа». Количественный и качественный анализы показали доминирующее значение ценностей взаимоотношений в менталитете приёмных родителей и слабую выраженность нравственно-психологических ценностей аффективно-чувственной сферы. Духовно-нравственная сфера в обыденном сознании как у приёмных, так и кровных родителей выражена религиозными ценностями и связана с верой в Бога, что, согласно Е.Н.Резникову составляет основу русского менталитета.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено в соответствии с Государственным заданием № 0159-2020-0001.
Библиографические ссылки
Aldasheva, A. A., Zelenova, M. Ye. (2017). Professional'nyy mentalitet priyemnykh roditeley kak faktor uspeshnosti zameshchayushchey sem'i [Professional Mentality of Foster Parents as a Success Factor of the Foster Family]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 5, 23-29.
Aldasheva, A. A., Zelenova, M. Ye., Sivash, O. N. (2019). Tsennostno-identifikatsionnaya napravlennost' i osobennosti mentaliteta priyemnykh roditeley [The Value-Identification Orientation of Professional Adoptive Parents with Different Numbers of Orphans]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk [South-Russian Journal of Social Sciences], 20(3), 153-166.
Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Ofitsial'nyy sayt [Federal State Statistics Service. Official Site]. Retrieved from https://www.gks.ru/folder/13807?print=1
Makarenko, A. S. (1988). O vospitanii [About Education]. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoy literatury.
Markina, O. A. (2019). Motivatsiya i roditel'skiye ustanovki k usynovlennomu rebenku u zhenshchin [Motivation and Parenting Attitudes Towards the Adopted Child Among Women] (Candidate Dissertation) Krasnodar.
Mikhina, Ye. M. (Comp.) (1995). Istoriya mental'nostey i istoricheskaya antropologiya: Zarubezhnyye issledovaniya v obzorakh i referatakh [The History of Mentalities and Historical Anthropology: Foreign Studies in Reviews and Abstracts]. Moscow: RGGU.
Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii. Ofitsial'nyy sayt [Ministry of Education of the Russian Federation. Official Site]. Retrieved from https://edu.gov.ru
Moskovichi, S. (1995). Sotsial'nyye predstavleniya: istoricheskiy vzglyad [Social Representations: A Historical View]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 16(2), 3–14.
Mukhamedrakhimov, R. Zh. (2001). Mat' i mladenets: Psikhologicheskoye vzaimodeystviye [Mother and Baby: Psychological Interaction]. SPb.: Izdatel'stvo S.-Peterb. un-ta.
Mukhamedrakhimov, R. Zh. (2018). Interv'yu "Initsiativam rebenka vsegda nuzhno sledovat', oni ne dolzhny ostavat'sya bez vnimaniya" [Interview "The Child's Initiatives Should Always be Followed, They Should not be Ignored"]. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye [Modern Preschool Education], 3, 47–53.
Oslon, V. N. (2015). Organizatsionnaya model' psikhosotsial'nogo soprovozhdeniya zameshchayushchey sem'I [The Organizational Model of Psychosocial Support of Substitute Families]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological Science and Education], 7(2), 1–13.
Pleteneva, M. V., Mukhamedrakhimov, R. Zh. (2013). Osobennosti vzaimodeystviya detey rannego vozrasta s roditelyami v zameshchayushchikh sem'yakh [Interaction between Infants and Parents in Substitute Families]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of Saint Petersburg University], 12(3), 22–25.
Popova, Ye. A. (2010). Ponyatiye professional'nogo mentaliteta v nauchnoy literature [The Concept of Professional Mentality in Scientific Literature]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2(80), 47–55.
Rateau, P., Moliner, P., Guimelli, C., Abric, J. C. (2012). Social Representation Theory. Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/292251059_Social_representation_theory
Reznikov, Ye. N. (2014). Psikhologicheskiy oblik russkikh: (na materiale issledovaniya zhiteley Kostromskoy oblasti) [Psychological Image of the Russians: (On the Study of Kostroma Region Inhabitants)]. Moscow: Institut psikhologii RAN.
Semeynyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 1995 g. N 223-FZ (red. ot 06.02.2020) po sostoyaniyu na 3.09.2020 [Family Code of the Russian Federation of 29 December 1995. N 223-FZ (Rev. dated 06 February 2020) as of 3 September 2020]. Retrieved from consultantplus.ru
Shneyder, L. B. (2019). Semeynoye konsul'tirovaniye. Molodaya sem'ya i rebenok doshkol'nik [Family Counseling. A Young Family and a Preschool Child]. Moscow: Izdatel'stvo Yurayt.
Slipp, K. (2017). The Image of a Child and the Reggio Emilia Philosophy. University of Victoria. Retrieved from https://www.reggiochildren.it/en/reggio-emilia-approach/
Volodina, L. O. (2010). Dukhovno-nravstvennyye tsennosti vospitaniya v russkoy sem'ye: natsional'nyy opyt i regional'nyye osobennosti [Spiritual and Moral Values of Upbringing in the Russian Family: National Experience and Regional Peculiarities]. Vologda: VGPU
Yurevich, A. V. (2013). Strukturnyye elementy natsional'nogo mentaliteta [The Structural Elements of National Mentality]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psikhologicheskie Issledovaniya], 6(29), 12.
Zavalova, N. N, Lomov, B. F, Ponomarenko, V. A. (1986). Obraz v sisteme psikhicheskoy regulyatsii deyatel'nosti [Image in the Mental Regulation System]. Ripol Klassik.