Особенности менталитета приёмных родителей как социальной группы | Южно-российский журнал социальных наук
Особенности менталитета приёмных родителей как социальной группы
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-21-3-112-124
https://doi.org/10.31429/26190567-21-3-112-124

Как цитировать

Алдашева А.А., Первачёва О.А. Особенности менталитета приёмных родителей как социальной группы // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21, №3. С. 112-124. DOI: 10.31429/26190567-21-3-112-124
Дата поступления 2020-08-21
Дата принятия 2020-09-12
Дата публикации 2021-03-31

Copyright (c) 2020 Айгуль Абдулхаевна Алдашева, Ольга Александровна Первачёва

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Статья является частью серии работ, посвященных изучению ценностно-­смысловой сферы приёмных родителей как основного регулятора детско-­родительских взаимоотношений. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения мировоззрения приёмных родителей как базиса духовно-­нравственного воспитания ребенка, в котором осуществляется передача ценностей, традиций, способов поведения народа. Анализ современных исследований показал особую роль ценностно-­смысловых ориентаций замещающих родителей в развитии института приёмной семьи с одной стороны и недостаточную эмпирическую базу с другой. Цель исследования заключалась в изучении специфики менталитета приёмных родителей как особой социальной группы, предлагающей государству услуги по воспитанию детей-­сирот. Гипотезами исследования стали предположения о том, что: 1) базисной идентификационной направленностью приёмных родителей являются ценности взаимоотношений; 2) ядро структуры социальных представлений приёмных родителей о духовно-­нравственной сфере наполнено аффективно-­чувственными характеристиками, такими как любовь и чувство привязанности. Методологической базой исследования стали «Незаконченные предложения», «Метод свободных ассоциаций» и опросник «Духовно-­нравственное воспитание». В исследовании приняли участие 66 приёмных родителей (средний возраст M = 49,60 ± 10,00 лет) и 80 кровных родителей (средний возраст М = 47 ± 4 года). Теоретическую основу исследования составили: теория социальных представлений С.Московичи, концепция Е.Н.Резникова «Психологический облик народа». Количественный и качественный анализы показали доминирующее значение ценностей взаимоотношений в менталитете приёмных родителей и слабую выраженность нравственно-­психологических ценностей аффективно-­чувственной сферы. Духовно-­нравственная сфера в обыденном сознании как у приёмных, так и кровных родителей выражена религиозными ценностями и связана с верой в Бога, что, согласно Е.Н.Резникову составляет основу русского менталитета.

Ключевые слова

социальные представления, духовно-­нравственное воспитание, базисная идентификационная направленность, менталитет, приёмный родитель, приёмный ребенок

Финансирование

Исследование выполнено в соответствии с Государственным заданием № 0159-2020-0001.

Библиографические ссылки

  1. Aldasheva, A. A., Zelenova, M. Ye. (2017). Professional'nyy mentalitet priyemnykh roditeley kak faktor uspeshnosti zameshchayushchey sem'i [Professional Mentality of Foster Parents as a Success Factor of the Foster Family]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 5, 23-29.
  2. Aldasheva, A. A., Zelenova, M. Ye., Sivash, O. N. (2019). Tsennostno-identifikatsionnaya napravlennost' i osobennosti mentaliteta priyemnykh roditeley [The Value-Identification Orientation of Professional Adoptive Parents with Different Numbers of Orphans]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk [South-Russian Journal of Social Sciences], 20(3), 153-166.
  3. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Ofitsial'nyy sayt [Federal State Statistics Service. Official Site]. Retrieved from https://www.gks.ru/folder/13807?print=1
  4. Makarenko, A. S. (1988). O vospitanii [About Education]. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoy literatury.
  5. Markina, O. A. (2019). Motivatsiya i roditel'skiye ustanovki k usynovlennomu rebenku u zhenshchin [Motivation and Parenting Attitudes Towards the Adopted Child Among Women] (Candidate Dissertation) Krasnodar.
  6. Mikhina, Ye. M. (Comp.) (1995). Istoriya mental'nostey i istoricheskaya antropologiya: Zarubezhnyye issledovaniya v obzorakh i referatakh [The History of Mentalities and Historical Anthropology: Foreign Studies in Reviews and Abstracts]. Moscow: RGGU.
  7. Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii. Ofitsial'nyy sayt [Ministry of Education of the Russian Federation. Official Site]. Retrieved from https://edu.gov.ru
  8. Moskovichi, S. (1995). Sotsial'nyye predstavleniya: istoricheskiy vzglyad [Social Representations: A Historical View]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 16(2), 3–14.
  9. Mukhamedrakhimov, R. Zh. (2001). Mat' i mladenets: Psikhologicheskoye vzaimodeystviye [Mother and Baby: Psychological Interaction]. SPb.: Izdatel'stvo S.-Peterb. un-ta.
  10. Mukhamedrakhimov, R. Zh. (2018). Interv'yu "Initsiativam rebenka vsegda nuzhno sledovat', oni ne dolzhny ostavat'sya bez vnimaniya" [Interview "The Child's Initiatives Should Always be Followed, They Should not be Ignored"]. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye [Modern Preschool Education], 3, 47–53.
  11. Oslon, V. N. (2015). Organizatsionnaya model' psikhosotsial'nogo soprovozhdeniya zameshchayushchey sem'I [The Organizational Model of Psychosocial Support of Substitute Families]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological Science and Education], 7(2), 1–13.
  12. Pleteneva, M. V., Mukhamedrakhimov, R. Zh. (2013). Osobennosti vzaimodeystviya detey rannego vozrasta s roditelyami v zameshchayushchikh sem'yakh [Interaction between Infants and Parents in Substitute Families]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of Saint Petersburg University], 12(3), 22–25.
  13. Popova, Ye. A. (2010). Ponyatiye professional'nogo mentaliteta v nauchnoy literature [The Concept of Professional Mentality in Scientific Literature]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2(80), 47–55.
  14. Rateau, P., Moliner, P., Guimelli, C., Abric, J. C. (2012). Social Representation Theory. Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/292251059_Social_representation_theory
  15. Reznikov, Ye. N. (2014). Psikhologicheskiy oblik russkikh: (na materiale issledovaniya zhiteley Kostromskoy oblasti) [Psychological Image of the Russians: (On the Study of Kostroma Region Inhabitants)]. Moscow: Institut psikhologii RAN.
  16. Semeynyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 1995 g. N 223-FZ (red. ot 06.02.2020) po sostoyaniyu na 3.09.2020 [Family Code of the Russian Federation of 29 December 1995. N 223-FZ (Rev. dated 06 February 2020) as of 3 September 2020]. Retrieved from consultantplus.ru
  17. Shneyder, L. B. (2019). Semeynoye konsul'tirovaniye. Molodaya sem'ya i rebenok doshkol'nik [Family Counseling. A Young Family and a Preschool Child]. Moscow: Izdatel'stvo Yurayt.
  18. Slipp, K. (2017). The Image of a Child and the Reggio Emilia Philosophy. University of Victoria. Retrieved from https://www.reggiochildren.it/en/reggio-emilia-approach/
  19. Volodina, L. O. (2010). Dukhovno-nravstvennyye tsennosti vospitaniya v russkoy sem'ye: natsional'nyy opyt i regional'nyye osobennosti [Spiritual and Moral Values of Upbringing in the Russian Family: National Experience and Regional Peculiarities]. Vologda: VGPU
  20. Yurevich, A. V. (2013). Strukturnyye elementy natsional'nogo mentaliteta [The Structural Elements of National Mentality]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psikhologicheskie Issledovaniya], 6(29), 12.
  21. Zavalova, N. N, Lomov, B. F, Ponomarenko, V. A. (1986). Obraz v sisteme psikhicheskoy regulyatsii deyatel'nosti [Image in the Mental Regulation System]. Ripol Klassik.