Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с социокультурными основаниями формирования субъектных структур человека. Целью статьи является анализ диалектической взаимосвязи детерминант социальной культуры, определяющих «вторую природу» человека, и обретение им свободы как конститутивной черты субъекта деятельности. Методология исследования связана с деятельностным подходом, рассматривающим субъекта в качестве активного начала человека, осваивающего и творчески преобразовывающего себя и свой мир посредством целесообразной личностно значимой деятельности. Культура рассматривается в качестве социального кода, определяющего сущностные предикаты личности и формирующего ценностно-смысловой горизонт его сознания и самосознания. Показана взаимосвязь норм и образцов, определяющих социокультурные детерминанты формирования субъектности человека и ценностного горизонта культуры вовлекающего человека в деятельность по производству идеалов. В контексте подобной деятельности формируется определённая архитектура личностных ценностей, которая составляет основу жизненных проектов и определяет внутреннюю, а не вменённую извне ответственность, как неотъемлемую и конститутивную черту личностной свободы человека. Анализ особенностей интериоризации форм социальной культуры позволяет выявить уровень нормальности: пространство личностных смыслов, формируемое в контексте взаимной оценки социокультурных образцов и той повседневной практики, в которой действует человек. Данный уровень позволяет обрести собственную субъектную позицию, которая определяет личностное отношение к нормам, образцам и аттракторам культуры с высоты предельных ценностей человеческого бытия. Обосновывается вывод о том, что социокультурные детерминанты являются необходимым основанием обретения человеком творческой свободы в качестве субъекта деятельности. В качестве иллюстративного материала использованы материалы многолетних исследований самопонимания молодёжью своей этнокультурной идентичности.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Анцыферова, Л.И. (2000). Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода. В А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинина (ред.) Проблема субъекта в психологической науке (с. 27–42). М.: Академический проспект.
Аполлонов, И.А., Карнаушенко, Л.В., Тучина, О.Р. (2009). Этнокультурные нормы и ценности в формировании самопонимания молодежи (на примере русских и адыгских студентов кубанских вузов). Краснодар: Изд-во КрУ МВД РФ.
Бахтин, М.Н. (2008). Философия как живой опыт. Избранные статьи. Москва: Лабиринт.
Брушлинский, А.В. (2003). Психология субъекта. Москва: Институт психологии РАН.
Гофман, И. (2003). Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. Москва: Институт социологии РАН.
Знаков, В.В., Рябикина, З.И. (2017) Психология человеческого бытия. Москва: Смысл.
Зинченко, В.П. (2001). Психологическая теория деятельности. Вопросы философии, 2, 81–83.
Леонтьев, Д.А. (1996). Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. Вопросы философии, 4, 15–26.
Мамардашвили, М.К. (1996). Необходимость себя. Москва: Лабиринт.
Михайлов, Ф.Т. (2002). Проблема «subject-Object» или поиск субъектом своих предикатов. В Субъект. Познание. Деятельность (c. 377–398). Москва: Канон+ ОИ «Реабилитация».
Петровский, В.А. (2010). Человек над ситуацией. Москва: Смысл.
Резвых, П.В. (1996). Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Г.В.Й. Шеллинга (к шеллинговской постановке проблемы творения). Вопросы философии, 1, 110–123.
Резник, Ю.М. (2009). Человек за границами культуры и социальности: трансперсональность как предмет социальной теории (метафизические основания). Вопросы социальной теории, 1 (3), 17–195.
Рубинштейн, Л.С. (1997). Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. Москва: Наука.
Рубинштейн, С.Л. (1976). Проблемы общей психологии. Москва: Просвещение.
Рябикина, З.И. (2005). Личность как субъект бытия и со-бытия: психологический аспект анализа. В Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа (с. 5–21). Краснодар: КубГУ.
Тульчинский, Г.Л. (2007). Свобода — эпифеномен культуры? http://hpsy.ru/public/x2919.htm
Тучина, О.Р. (2013). Самопонимание личностью своей этнокультурной идентичности: субъектно-бытийный подход. Краснодар: КубГУ.
Филер, А.Я. (2012). Науки о культуре после постмодерна. Постфутурология. Обсерватория культуры, 2, 4–11.
Bugental, J.F.T., Kleiner, R. (1993). Existential Psychotherapies. In G. Stricker, L. Gold (Eds.) Comprehensive Handbook of Psychotherapy Intergration. New York: Plenum Press.
Campbell, R.L., Christopher, J.C., & Bickhard, M.H. (2002). Self and values: An interactivist foundation for moral development. Theory & Psychology, 12, 795–823.
Martin, J. (2004). Self-Regulated Learning, Social Cognitive Theory, and Agency. Educational Psychologist, 39 (2), 135–145.
Sugarman J., Martin, J. (2011). Theorizing Relational Agency: Reactions to Comments. Journal of Constructivist Psychology, 24 (4), 321–323.