Аннотация
Статья содержит теоретические и эмпирические данные изучения взаимосвязи адаптационных возможностей и ценностных оснований жизненной успешности личности. Актуальность научной проблемы заключается в поиске новых подходов к пониманию и исследованию адаптационных возможностей и успешности личности в современном мире. Новизна исследования заключается в апробации концепта жизненной успешности личности как метаресурса в системе саморегуляции, осуществляющего функцию рефлексивного сопоставления социальных и индивидуальных ценностных оснований с целью построения собственной концепции успешной жизни и выступающего как система взаимосвязанных механизмов, свойств и состояний. Методологическими основаниями в понимании жизненной успешности являются принципы регулятивного, субъектного и ресурсного подходов. Особое внимание уделяется ценностным основаниям жизненной успешности и их взаимосвязи с адаптационными возможностями личности. Ценностные основания задают базовые координаты для формирования и реализации адаптационных возможностей личности. Цель исследования: изучить выраженность ценностных оснований и адаптационных возможностей личности, а также выявить их взаимосвязь в выборке респондентов, находящихся в начале периода молодости (на примере слушателей образовательных организаций МВД). В результате эмпирического исследования выявилась проблема: в выборке с высокими показателями жизненной успешности, адаптационных возможностей и оформленной иерархии ценностных оснований жизненной успешности лишь некоторые ценностные основания имеют значимые взаимосвязи с адаптационными возможностями и могут являться как ресурсным фактором и задавать направление для адаптации в целом, так и тормозящим фактором адаптации. Полученные результаты расширяют знания о представлениях о жизненной успешности в молодежной среде, о приоритетных ценностях и участии данных ценностей в процессах адаптации личности.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Асмолов, А.Г. (2015). Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия. Психологические исследования, 8(40). Режим доступа http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110‑leontiev40.html
Бауман, З. (2002). Индивидуализированное общество. М.: Логос.
Березин, Ф. Б (1988). Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука.
Богомолов, А.М. (2010). Возрастная изменчивость адаптационного потенциала личности. Вестник Кемеровского государственного университета, 3(43), 27–31.
Богомолов, А.М. (2008). Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа. Психологическая наука и образование, 1, 67–73.
Бодров, В.А. (2006). Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. Психологический журнал, 27(2), 113–122.
Витенберг, Е.В. (1994). Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным условиям (Автореф. канд. дисс.). Санкт-Петербург.
Водопьянова, Н.Е. (2009). Психодиагностика стресса. СПб.: Питер.
Воскрекасенко, О.А. (2011). Личностно-ориентированный подход к развитию адаптационных способностей будущих педагогов в высшей школе. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 24, 593–597.
Воскрекасенко, О.А. (2010). Тренинговые занятия как эффективная форма развития адаптационных способностей обучающихся в вузах. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 58, 4–7.
Вызулина, К.С., Ясько, Б.А. (2015). Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности: теоретико-методологические основы исследования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 1(157), 180–185.
Деева, Н.А. (2018). Жизненная успешность как метаресурс в системе саморегуляции личности. В В.И. Моросанова, Е.А. Фомина, Т.Н. Банщикова (ред.) Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы V Международной научно-практической конференции (05–07 октября 2018 г.) (с. 84–91). DOI: 10.30888/978-5-6041451-4-2.1.11
Деева, Н.А. (2018). Жизненная успешность как метаресурс в системе саморегуляции личности студентов, получающих среднее специальное и высшее образование. Вестник Удмуртского университета. Серия философия. психология. Педагогика, 28(3), 297–307.
Деева, Н.А. (2017). Жизненная успешность: механизм, свойство, состояние. Контексты понимания. Современные исследования социальных проблем, 11, 22–45. DOI: 10.12731/2218–7405–2017–11–22–45
Деева, Н.А. (2019). Ценностно-смысловые основания имплицитных моделей жизненной успешности человека в период Античности. Психологические проблемы смысла жизни и акме. В Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельникова (ред.) Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО» (с. 87–90). Режим доступа https://www.pirao.ru/about/structure/laboratories/24/karpova/#simpoziumy
Дикая, Л.Г. (2003). Психологическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный) подход. М.: ИП РАН.
Добряк, С.Ю. (2004). Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе (Автореф. канд. дисс.). Санкт-Петербург.
Елшанский, С.П., Ануфриев, А.Ф., Камалетдинова, З.Ф., Сапарин, О.Е., Семенов, Д.В. (2014). Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. Современные научные исследования и инновации, 7. Режим доступа http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36446
Знаков, В.В. (2016). XXI век: изменения в мире человека и новый этап развития психологии субъекта. В В.В. Знаков (ред.) Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с. 5–14). Краснодар: Кубанский гос. ун-т.
Конопкин, О.А. (1995). Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект). Вопросы психологии, 1, 5–13.
Королева, Ю.А. (2014). Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности. Социальная психология и общество, 5(1), 5–15.
Леонтьев, Д.А. (2015). Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности. Психологические исследования, 8(40). Режим доступа http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110‑leontiev40.html
Леонтьев, Д.А. (2006). Тест жизнестойкости. М.: Смысл.
Маклаков, А.Г. (2001). Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал, 22(1), 16–24.
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина (2001). В Д.Я. Райгородский (ред.) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие (с. 549–558). Самара.
Налчаджян, А.А. (2010). Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо.
Налчаджян, А.А. (1988). Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР.
Рогозян, А.Б. (2012). Свойства социальной адаптивности в структуре индивидуального стиля стрессоустойчивости личности. Вестник Адыгейского государственного университета, 1(95), 234–244.
Седова, Н.Н. (2016). Жизненные цели и стратегии россиян: контекст пассионарности. Социологический журнал, 22(2), 73–91.
Черняева, Г.В. (2016). Модели успешного человека в концепциях зарубежных авторов (Б. Трейси, Б. Шефер, Ф. Макгро). В Н.В. Гусева (ред.) Человек в контексте бытия: современные состояния, проблемы и подходы (с. 287–294). Усть-Каменогорск: Казахстанско-Американский свободный университет.
Шаров, А.С. (2000). О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета.
Ясько, Б.А. (2013). Психологические ресурсы профессиональной адаптации субъекта труда в условиях нарушенного естественного жизненного ритма. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики, 5, 288–302.
Covey, S. (1998). The Seven Habits of Highly Effective People. Touchstone Books.
Deeva, N.A. (2019). The Importance of Professional Activity in The Reflexion-Axiological Mechanism of Life Successfulness of The Personality Police Officers. In Advances in Social Science, Education and Humanities Research Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference "Psychology of Extreme Professions" (pp. 27–29). DOI: 10.2991/ispcpep‑19.2019.7
Luciani, J.J. (2006). The Power of Self-Coaching: The Five Essential Steps to Creating the Life You Want. John Wiley & Sons Limited.
Pattakos, A. (2010). The Meaning of Friendship in a Social Networked World. Patimes. Retrieved from http://patimes.org/the-meaning-of-friendship-in-a-social-networked-world
Smith, T.K. (1994). What's so Effective about Stephen Covey? The Author of The Seven Habits of Highly Effective People Sells a Message of Moral Renewal, and Corporate America is Buying it. Is this a Good thing? Fortune magazine, 12. Retrieved from http://archive.fortune.com/magazines/fortune/fortune_archive/1994/12/12/80049/index.htm
Snyder, C.R., Harris, C., Anderson, J.R., et al. (1991). The Will and the Ways: Development and Validation of an Individual-differences Measure of Hope. Journal of Personality and Social Psychology, 60, 570–585.
Snyder, C.R. (1994). The Psychology of Hope: You Can Get There from Here. New York: Free Press.
Snyder, C.R. (2002). Hope Theory: Rainbows in the Mind. Psychological Inquiry, 13, 249–275.
Brian, T. (2005). TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. AMACOM.

