Ценностные основания жизненной успешности и адаптационные возможности современной личности в начале периода молодости (на примере слушателей образовательных организаций МВД)
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-21-1-157-177

Как цитировать

Деева, Н.А., Рябко, Т.В. (2020). Ценностные основания жизненной успешности и адаптационные возможности современной личности в начале периода молодости (на примере слушателей образовательных организаций МВД). Южно-российский журнал социальных наук, 21(1), 157-177. DOI: 10.31429/26190567-21-1-157-177
Дата поступления 3 сентября 2019
Дата принятия 12 декабря 2019
Дата публикации 30 марта 2020
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2020 Наталья Александровна Деева, Татьяна Владимировна Рябко

Аннотация

Статья содержит теоретические и эмпирические данные изучения взаимосвязи адаптационных возможностей и ценностных оснований жизненной успешности личности. Актуальность научной проблемы заключается в поиске новых подходов к пониманию и исследованию адаптационных возможностей и успешности личности в современном мире. Новизна исследования заключается в апробации концепта жизненной успешности личности как метаресурса в системе саморегуляции, осуществляющего функцию рефлексивного сопоставления социальных и индивидуальных ценностных оснований с целью построения собственной концепции успешной жизни и выступающего как система взаимосвязанных механизмов, свой­ств и состояний. Методологическими основаниями в понимании жизненной успешности являются принципы регулятивного, субъектного и ресурсного подходов. Особое внимание уделяется ценностным основаниям жизненной успешности и их взаимосвязи с адаптационными возможностями личности. Ценностные основания задают базовые координаты для формирования и реализации адаптационных возможностей личности. Цель исследования: изучить выраженность ценностных оснований и адаптационных возможностей личности, а также выявить их взаимосвязь в выборке респондентов, находящихся в начале периода молодости (на примере слушателей образовательных организаций МВД). В результате эмпирического исследования выявилась проблема: в выборке с высокими показателями жизненной успешности, адаптационных возможностей и оформленной иерархии ценностных оснований жизненной успешности лишь некоторые ценностные основания имеют значимые взаимосвязи с адаптационными возможностями и могут являться как ресурсным фактором и задавать направление для адаптации в целом, так и тормозящим фактором адаптации. Полученные результаты расширяют знания о представлениях о жизненной успешности в молодежной среде, о приоритетных ценностях и участии данных ценностей в процессах адаптации личности.

Ключевые слова

жизненная успешность ценности адаптационные возможности личности

Библиографические ссылки

Асмолов, А.Г. (2015). Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия. Психологические исследования, 8(40). Режим доступа http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110‑leontiev40.html

Бауман, З. (2002). Индивидуализированное общество. М.: Логос.

Березин, Ф. Б (1988). Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука.

Богомолов, А.М. (2010). Возрастная изменчивость адаптационного потенциала личности. Вестник Кемеровского государственного университета, 3(43), 27–31.

Богомолов, А.М. (2008). Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа. Психологическая наука и образование, 1, 67–73.

Бодров, В.А. (2006). Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. Психологический журнал, 27(2), 113–122.

Витенберг, Е.В. (1994). Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным условиям (Автореф. канд. дисс.). Санкт-Петербург.

Водопьянова, Н.Е. (2009). Психодиагностика стресса. СПб.: Питер.

Воскрекасенко, О.А. (2011). Личностно-ориентированный подход к развитию адаптационных способностей будущих педагогов в высшей школе. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 24, 593–597.

Воскрекасенко, О.А. (2010). Тренинговые занятия как эффективная форма развития адаптационных способностей обучающихся в вузах. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 58, 4–7.

Вызулина, К.С., Ясько, Б.А. (2015). Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности: теоретико-методологические основы исследования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 1(157), 180–185.

Деева, Н.А. (2018). Жизненная успешность как метаресурс в системе саморегуляции личности. В В.И. Моросанова, Е.А. Фомина, Т.Н. Банщикова (ред.) Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы V Международной научно-практической конференции (05–07 октября 2018 г.) (с. 84–91). DOI: 10.30888/978-5-6041451-4-2.1.11

Деева, Н.А. (2018). Жизненная успешность как метаресурс в системе саморегуляции личности студентов, получающих среднее специальное и высшее образование. Вестник Удмуртского университета. Серия философия. психология. Педагогика, 28(3), 297–307.

Деева, Н.А. (2017). Жизненная успешность: механизм, свойство, состояние. Контексты понимания. Современные исследования социальных проблем, 11, 22–45. DOI: 10.12731/2218–7405–2017–11–22–45

Деева, Н.А. (2019). Ценностно-смысловые основания имплицитных моделей жизненной успешности человека в период Античности. Психологические проблемы смысла жизни и акме. В Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельникова (ред.) Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО» (с. 87–90). Режим доступа https://www.pirao.ru/about/structure/laboratories/24/karpova/#simpoziumy

Дикая, Л.Г. (2003). Психологическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный) подход. М.: ИП РАН.

Добряк, С.Ю. (2004). Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе (Автореф. канд. дисс.). Санкт-Петербург.

Елшанский, С.П., Ануфриев, А.Ф., Камалетдинова, З.Ф., Сапарин, О.Е., Семенов, Д.В. (2014). Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. Современные научные исследования и инновации, 7. Режим доступа http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36446

Знаков, В.В. (2016). XXI век: изменения в мире человека и новый этап развития психологии субъекта. В В.В. Знаков (ред.) Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с. 5–14). Краснодар: Кубанский гос. ун-т.

Конопкин, О.А. (1995). Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект). Вопросы психологии, 1, 5–13.

Королева, Ю.А. (2014). Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности. Социальная психология и общество, 5(1), 5–15.

Леонтьев, Д.А. (2015). Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности. Психологические исследования, 8(40). Режим доступа http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110‑leontiev40.html

Леонтьев, Д.А. (2006). Тест жизнестойкости. М.: Смысл.

Маклаков, А.Г. (2001). Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал, 22(1), 16–24.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина (2001). В Д.Я. Райгородский (ред.) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие (с. 549–558). Самара.

Налчаджян, А.А. (2010). Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо.

Налчаджян, А.А. (1988). Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР.

Рогозян, А.Б. (2012). Свойства социальной адаптивности в структуре индивидуального стиля стрессоустойчивости личности. Вестник Адыгейского государственного университета, 1(95), 234–244.

Седова, Н.Н. (2016). Жизненные цели и стратегии россиян: контекст пассионарности. Социологический журнал, 22(2), 73–91.

Черняева, Г.В. (2016). Модели успешного человека в концепциях зарубежных авторов (Б. Трейси, Б. Шефер, Ф. Макгро). В Н.В. Гусева (ред.) Человек в контексте бытия: современные состояния, проблемы и подходы (с. 287–294). Усть-Каменогорск: Казахстанско-Американский свободный университет.

Шаров, А.С. (2000). О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета.

Ясько, Б.А. (2013). Психологические ресурсы профессиональной адаптации субъекта труда в условиях нарушенного естественного жизненного ритма. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики, 5, 288–302.

Covey, S. (1998). The Seven Habits of Highly Effective People. Touchstone Books.

Deeva, N.A. (2019). The Importance of Professional Activity in The Reflexion-Axiological Mechanism of Life Successfulness of The Personality Police Officers. In Advances in Social Science, Education and Humanities Research Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference "Psychology of Extreme Professions" (pp. 27–29). DOI: 10.2991/ispcpep‑19.2019.7

Luciani, J.J. (2006). The Power of Self-Coaching: The Five Essential Steps to Creating the Life You Want. John Wiley & Sons Limited.

Pattakos, A. (2010). The Meaning of Friendship in a Social Networked World. Patimes. Retrieved from http://patimes.org/the-meaning-of-friendship-in-a-social-networked-world

Smith, T.K. (1994). What's so Effective about Stephen Covey? The Author of The Seven Habits of Highly Effective People Sells a Message of Moral Renewal, and Corporate America is Buying it. Is this a Good thing? Fortune magazine, 12. Retrieved from http://archive.fortune.com/magazines/fortune/fortune_archive/1994/12/12/80049/index.htm

Snyder, C.R., Harris, C., Anderson, J.R., et al. (1991). The Will and the Ways: Development and Validation of an Individual-differences Measure of Hope. Journal of Personality and Social Psychology, 60, 570–585.

Snyder, C.R. (1994). The Psychology of Hope: You Can Get There from Here. New York: Free Press.

Snyder, C.R. (2002). Hope Theory: Rainbows in the Mind. Psychological Inquiry, 13, 249–275.

Brian, T. (2005). TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. AMACOM.

Статистика скачивания

Нет статистики