Самооценка и базисные убеждения личности: содержание взаимосвязи и особенности исследования
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-19-3-58-74

Как цитировать

Фоменко, Г.Ю., Фролов, А.А. (2018). Самооценка и базисные убеждения личности: содержание взаимосвязи и особенности исследования. Южно-российский журнал социальных наук, 19(3), 58-74. DOI: 10.31429/26190567-19-3-58-74
Дата поступления 30 июня 2018
Дата принятия 23 августа 2018
Дата публикации 27 сентября 2018
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2018 Галина Юрьевна Фоменко, Алексей Анатольевич Фролов

Аннотация

Современные психологические исследования в области обеспечения безопасности личности и сфере правопорядка сосредоточены на формировании эталонных качеств действующих сотрудников. В связи с чем, обновляется диагностический инструментарий, совершенствуются формы и методы работы, устанавливаются новые психологические закономерности. В данном научном поле особый научный интерес представляет проблема диагностики и описания самооценки и базисных убеждений личности сотрудника правоохранительных органов. Сформулировано предположение о существовании взаимосвязи базисных убеждений личности и определяющей роли самооценки. Диагностика самооценки осуществлялась с помощью методики С. А. Будасси, а базисные убеждения — с помощью методики Р. Янофф-Бульман в модификации методики М. А. Падун и А. В. Котельниковой. Выборка составила 400 сотрудников правоохранительных органов (представители большинства подразделений и служб органов внутренних дел, курсанты и слушатели основных специальностей Краснодарского университета МВД России — мужчины и женщины в возрасте от 18 до 48 лет, с разным стажем трудовой деятельности в МВД). По результатам диагностики выделено пять групп сотрудников с разным уровнем самооценки и проведено ее сопоставление с базисными убеждениями. В результате математической обработки с использованием программного обеспечения IBM® SPSS® Statistics 22 была подтверждена гипотеза о существовании взаимосвязи самооценки и базисных убеждений личности. Доказано, что наиболее контрастные отличия базисных убеждений существуют между сотрудниками с неадекватно завышенным и заниженным уровнями самооценки: сотрудники с неадекватно заниженным уровнем самооценки с недоверием относятся к окружающему миру и считают его небезопасным и враждебным, а сотрудники с неадекватно завышенным уровнем самооценки больше остальных считают окружающий мир доброжелательным, в первую очередь благодаря тому, что они сами участвуют в обеспечении своей безопасности. Сотрудники с высоким уровнем самооценки считают окружающий мир доброжелательным, но степень доверия у них устанавливается в зависимости от собственного ощущения безопасности окружающих условий. Средний уровень самооценки сотрудников определяет их доброжелательность к окружающему миру и степень успешности собственных действий и усилий. Сотрудники с низким уровнем самооценки считают, что окружающий мир доброжелателен пропорционально решениям управленческой элиты общества.

Ключевые слова

самооценка базисные убеждения личность справедливость удача позитивное мировосприятие доброжелательность мира локус контроля

Библиографические ссылки

Бернс, Р. (2008). Я‑концепция и Я‑образы. В Д.Я. Райгородский (ред.) Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия (с. 133–219). Самара: Бахрах-М.

Бороздина, Л.В. (1999). Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: дис. … д-ра психол. наук. Москва.

Гловер, Э. (1999). Фрейд или Юнг. СПб.: Академический проект.

Зимбардо, Ф. (2008). Формирование самооценки. В Д.Я. Райгородский (ред.) Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия (с. 282–296). Самара: Бахрах-М.

Знаков, В.В. (2016). XXI век: Изменения в мире человека и новый этап развития психологии субъекта. В Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности (Материалы Всероссийской научно-практической конференции (9–10 сентября 2016 г.)) (с. 5–14). Краснодар.

Карабаш, Д.В. (2015). Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций личности в процессе обучения в образовательной организации МВД России. Вестник Краснодарского университета МВД России, 4 (30), 246–249.

Мещеряков, Б. Г, Зинченко, В.П. (ред.). (2009). Большой психологический словарь. Москва: АСТ.

Никиреев, Е.M. (2007). Психологические особенности направленности личности. Москва: Московский психолого-социальный институт.

Павлова, С.А. (2014). Формирование эмоциональной устойчивости у сотрудников органов внутренних дел. В Акмеология. Специальный выпуск (Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (1 июня–15 июля 2014 г.)) (с. 175–176). Москва.

Падун, М.А., Котельникова, А.В. (2008). Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман. Психологический журнал, 29 (4), 98–106.

Рябикина, З.И., Фоменко, Г.Ю. (2010). Личность в профессии: теоретико-эмпирическая интерпретация в контексте субъектно-бытийного подхода. В Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев (ред.) Социальная психология труда теория и практика (с. 82–101). Москва: Издательство «Институт психологии РАН».

Столяренко, А.М. (ред.). (2001). Прикладная юридическая психология. Москва: Юнити-Дана.

Столяренко, Л.Д. (2000). Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и дополненное. Ростов-на-Дону: Феникс.

Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 N247-ФЗ.

Фоменко, Г.Ю. (2004). Парадоксальность как конституирующее качество профессионального бытия психолога. Человек. Сообщество. Управлени, 1, 69–84.

Фролов, А.А. (2016). Исследование взаимосвязи видов самооценки и уровней правового самосознания личности сотрудников правоохранительных органов. Человек. Сообщество. Управление, 17 (2), 26–40.

Baumeister, R.F., Tice, D.M. & Hutton, D.G. (1989). Self-Presentational Motivations and Personality Differences in Self-Esteem. Journal of Personality, 57, 547–579.

Coon, D. & Mitterer, J.O. (2010). Introduction to Psychology: Gateways to Mind and Behavior. Wadsworth Cengage Learning.

Coopersmith, S. (1959). A method for determing types of self-esteem. Journal of Abnormal and Social psychology, 59 (1), 87–94.

Doyle, A.C. (1894). The Memoirs of Sherlock Holmes. London: George Newnes.

Flavell, J.H. (1979). Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive–developmental inquiry. American Psychologist, 34 (10), 906–911.

Hofstede, G., Hofstede, G.J. & Minkov, M. (2010). Cultures and Organizations: Software of the Mind. McGraw-Hill.

Kessel, M., Kratzer, J. & Schultz, C. (2012). Psychological safety, knowledge sharing, and creative performance in healthcare teams. Creativity and innovation management, 2 (21), 147–157.

Leeuwenberg, E. & van der Helm, P.A. (2013). Structural information theory: The simplicity of visual form. Cambridge: Cambridge University Press.

Putnam, R. (1995). Bowling Alone: America’s Declining Social Capital. Journal of Democracy, 6 (1), 65–78.

Rogers, C. & Dymond, R. (1957). Psychotherapy and Personality Change. Chicago: University of Chicago Press.

Zimbardo, Р.G. & Sword, R. (2012). Overcome PTSD with new psychology of time perspective therapy. N.Y.: Willey.

Статистика скачивания

Нет статистики