Разработка опросника мотивации потребительского поведения в социальных медиа | Южно-российский журнал социальных наук
Разработка опросника мотивации потребительского поведения в социальных медиа
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-20-2-121-135
https://doi.org/10.31429/26190567-20-2-121-135

Как цитировать

Рябикина З.И., Харитонова Е.В., Покуль В.О. Разработка опросника мотивации потребительского поведения в социальных медиа // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20, №2. С. 121-135. DOI: 10.31429/26190567-20-2-121-135
Дата поступления 2019-03-27
Дата принятия 2019-04-28
Дата публикации 2019-06-24

Copyright (c) 2019 Зинаида Ивановна Рябикина, Евгения Владимировна Харитонова, Владимир Олегович Покуль

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье представлены теоретико-­методологическое обоснование и данные психометрической проверки методики «Опросник мотивации потребительского поведения в социальных медиа» (Опросник МППСМ). Актуальность разработки данного диагностического инструмента объясняется возрастающей научной и практической востребованностью раскрытия феноменологии явления, обозначаемого как «личность в онлайн среде». Подчеркивается, что методологической ценностью и эвристичностью в предпринятом исследовании обладает концепция личности как субъекта со-­бытия, активно реализующей личностные интенции в формируемых бытийных пространствах, одним из которых становится качественно новая среда — пространство социальных медиа. Обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к анализу явления потребительского поведения и его мотивационных детерминант с позиций экономической психологии, ресурсного анализа, социально-­психологических концепций, психодинамических оснований. По резюмирующему обзору современных исследований проблемы мотивации потребительского поведения, обоснованы теоретические основания разработки психодиагностического инструмента — методики «Опросник МППСМ». Применены методы анкетирования, полного цикла психометрической проверки разработанного опросника. В результате факторного анализа по методу главных компонент с Varimax-­вращением выделены семь факторов (58,09% дисперсии результатов), позволивших подтвердить наличие четырех видов мотивов («личностная идентификация»; «развлечения»; «социальное взаимодействие»; «поиск информации»), три из которых («развлечения»; «социальное взаимодействие»; «поиск информации») включают субфакторы (субшкалы). Мотивация «развлечения» образуется сочетанием субмотивов «развлечение для снятия напряжения» и «развлечение для ухода от повседневности»; мотивация «социальная идентификация» включает субмотивы «аффилиация» и «социальное взаимодействие»; мотивация «поиск информации» дифференцируется субмотивами «потребительская информация» и «познавательная информация». Теоретико-­методологическое обоснование принятого подхода к разработке методики диагностики мотивации потребительского поведения в социальных медиа, данные психометрической проверки дают основание рассматривать опросник МППСМ в качестве эффективного инструмента для выделения типологических характеристик индивидуальных мотивационных профилей пользователей социальных медиа как субъектов потребительского поведения, фокусировать внимание консультантов на психологических «мишенях» развивающего, поддерживающего воздействия. Успешность дальнейших исследований проблемы личности в пространстве виртуального мира требует развития линии междисциплинарного анализа, в котором психологические традиции и школы объединятся с другими науками о человеке в едином поиске таинств современного бытия личности.

Ключевые слова

мотивация, потребительское поведение, социальные медиа, психометрическая проверка

Библиографические ссылки

  1. Andreeva, G. M. (2000). Psikhologiia sotsial’nogo poznaniia [Psychology of Social Cognition]. Moskva: Aspekt Press.
  2. Balick, A. (2012). TMI in the Transference LOL: Psychoanalytic Reflections on Google, Social Networking, and Virtual Impingement. Psychoanalysis. Culture and Society, 17 (2), 120–136.
  3. Balick, A. (2013). The Real Motivation Behind Social Networking. Therapeutic Innovations in Light of Technology, 3 (2). Retrieved from https://www.academia.edu/2494977/The_Real_Motivation_Behind_Social_Networking._Therapeutic_Innovations_in_Light_of_Technology_Volume_3_Issue_2_
  4. Bogomolova, E. I. (2014). Narastaiushchaia virtualizatsiia bytiia i osobennosti lichnosti, iavliaiushcheisia pol’zovatelem sotsial’noi seti [The Growing Virtualization of Objective Reality and the Specificity of an Individual Social Network User]. In Z. I. Riabikina, V. V. Znakova Lichnostnaia identichnost’: vyzovy sovremennosti: materialy Vseros. psikhol. nauch.-prakt. konf. [Personality Identification: Modern Challenges. Materials of the All-Russian Psychological Scientific and Practical Conference] (pp. 180–182). Krasnodar: Kubanskii gos. un-t, Maikop: Adygeiskii gos. un-t; M.: Institut psikhologii RAN.
  5. Buffardi, L., Campbell W. (2008). Narcissism and Social Networking Web Sites. Personality and Social Psychology Bulletin, 34, 1303–1314.
  6. Burns, M. (2012) The State of Customer Experience. Retrieved from http://www.lithium.com/resources/analyst-reports/the-state-of-customer-experience-2012
  7. Deineka, O. S. (2000). Ekonomicheskaia psikhologiia [Economic Psychology]. Sankt-Peterburg: izd-vo S.-Peterb. un-ta.
  8. Dolgov, Yu. N., Kopovoi, A. S., Malyuchenko, G. N., Smirnov, V. M. (2009). Razvitie kul’tury mediapotrebleniia: sotsial’no psikhologicheskii podkhod [Development of Media Consumption Culture: Socio-Psychological Approach]. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta.
  9. Gushchina, E. G., Vital’eva, E. M. (2012). Modeli potrebitel’skogo povedeniya individa s tochki zreniya razlichnyh nauk [Models of Consumer Behavior of an Individual in Terms of Different Sciences]. Vestnik AGTU. Seriya: Ekonomika [Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series Economics], 2, 136–142.
  10. Hay, K. (2013) The Age of Narcissism and Homogenization with Instagram. Adore Noir, 12, 20–26.
  11. Hoffman, D. L., Novak, T. P. (1996). Marketing in Hypermedia Computer-Mediated Environments: Conceptual foundations. Journal of Marketing, 60 (3). 50–68.
  12. Karpenko, L. A. (Comp.), Petrovskii, A. V., Iaroshevskii, M. G. (Eds.) (1998). Kratkii psikhologicheskii slovar’ [Concise Dictionary of Psychology]. Rostov-on-don: FENIKS.
  13. Kemp S. (2018). Digital in 2018. Essential Insights into Internet, Social Media, Mobile, and Ecommerce Use Around the World. Retrieved from http://digitalreport. wearesocial.com/
  14. Kruglanski, A., Higgins, E. T. (Eds.) (2007) Social Psychology: Handbook of Basic Principles, New York, NY: Guilford
  15. Maliuchenko, G. N., Kopovoi, A. S. (2011). Teoriia i praktika diagnostiki v mediapsikhologii i mediapedagogike [Theory and Practice of Diagnostics in Media Psychology and Media Pedagogy]. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta.
  16. Mann, I., Pominova, N. (2014). Tochki kontakta onlain [Points of Contact Online]. Moskva: SilaUma-Pablisher.
  17. Muntinga, D., Moorman, M. (2011). Introducing COBRAs. International Journal of Advertising, 30 (1), 13–46. DOI: 10.2501/IJA-30-1-013-046
  18. Okorokova, O. V. (2006). Analiz determinant potrebitel’skogo povedeniya v social’no-ekonomicheskih issledovaniyah [Analysis of Determinants of Consumer Behavior in Socio-Economic Studies]. Nauchnaya mysl’ Kavkaza [Scientific Thought of Caucasus], Extra Issue, 38–49.
  19. Pokul V. O, Voronina L. A, Malkova E. M. (2018). Content Generation in Social Media Based on Consumer Behavior. European Research Studies Journal, 9 (2), 923–935.
  20. Pokul, V. (2012). The Role of Psychological Aspects of Motivation in Social Media for Integrated Marketing Communications. In Materials of XX International Conference “Management — New Challenges” (pp. 112–116). Lublin.
  21. Pokul, V. O. (2013). Analiz sushchnosti i struktury sotsial’nykh media kak innovatsionnoi sredy v marketinge [Analysis of the Essence and Structure of Social Media as an Innovative Environment in Marketing]. In V Organizatsionnaia sreda XXI veka: stat’i i doklady IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Organizational Environment of the XXI century: Articles and Reports of the IV International Scientific-Practical Conference]. Moskva: MESI.
  22. Pokul, V. O. (2013). Motivacionno-lichnostnye determinanty povedeniya potrebitelei v social’nyh media [Motivational and Personal Determinants of Consumer Behavior in Social Media]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya [The Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology], 4 (129), 143–150.
  23. Pokul, V. O. (2018). Povedenie potrebitelei kak ob”ekt mezhdisciplinarnyh issledovanii: obzor nauchnyh vzglyadov i koncepcii [Consumer Behavior as an Object of Interdisciplinary Research: a Review of Scientific Views and Concepts]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 1, 117–127.
  24. Posypanova, O. S. (2012). Ekonomicheskaya psihologiya: psihologicheskie aspekty povedeniya potrebitelei [Economic Psychology: Psychological Aspects of Consumer Behavior]. Kaluga: Izd-vo KGU im. K. E. Ciolkovskogo
  25. Richie, S., Martin, P. (2004). Upravlenie motivatsiei [Motivation management]. Moscow: YUNITI-DANA.
  26. Schaefer, C. (2008). Motivations and Usage Patterns on Social Network Sites. In Proceedings of the 16th European Conference on Information Systems (ECIS). Galway, Ireland.
  27. Shiri, D. Vivek, Sharon E. Beatty, Robert M. Morgan. (2012). Customer Engagement: Exploring Customer Relationships Beyond Purchase. The Journal of Marketing Theory and Practice, 20 (2), 127–145.
  28. Shu-Chuan Chu, Kim Y. (2011) Determinants of Consumer Engagement in Electronic Word-of-Mouth (eWOM) in Social Networking Sites. International Journal of Advertising, 30 (1), 47–75
  29. Sivrikova, N. V., Zherebkina, V. F., Postnikova, M. I. (2017). Vzaimosvyaz’ proyavlenii vnutrilichnostnogo konflikta i stilya mediapotrebleniya studentov [The Association Between Manifestations of Intrapersonal Conflict and the Style of Media Consumption Among Students]. Rossiiskii psihologicheskii zhurnal [Russian Psychological Journal], 3, 70–87.
  30. Verhovin, V. I. (2015). Ekonomicheskoe povedenie: uchebnoe posobie [Behavior in Economics: Tutorial]. Moskva: RUDN.
  31. Znakov, V. V., Ryabikina, Z. I. (2017). Psikhologiia chelovecheskogo bytiia [Psychology of Human Existence]. Moskva: Smysl.