Аннотация
В статье представлены теоретико-методологическое обоснование и данные психометрической проверки методики «Опросник мотивации потребительского поведения в социальных медиа» (Опросник МППСМ). Актуальность разработки данного диагностического инструмента объясняется возрастающей научной и практической востребованностью раскрытия феноменологии явления, обозначаемого как «личность в онлайн среде». Подчеркивается, что методологической ценностью и эвристичностью в предпринятом исследовании обладает концепция личности как субъекта со-бытия, активно реализующей личностные интенции в формируемых бытийных пространствах, одним из которых становится качественно новая среда — пространство социальных медиа. Обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к анализу явления потребительского поведения и его мотивационных детерминант с позиций экономической психологии, ресурсного анализа, социально-психологических концепций, психодинамических оснований. По резюмирующему обзору современных исследований проблемы мотивации потребительского поведения, обоснованы теоретические основания разработки психодиагностического инструмента — методики «Опросник МППСМ». Применены методы анкетирования, полного цикла психометрической проверки разработанного опросника. В результате факторного анализа по методу главных компонент с Varimax-вращением выделены семь факторов (58,09% дисперсии результатов), позволивших подтвердить наличие четырех видов мотивов («личностная идентификация»; «развлечения»; «социальное взаимодействие»; «поиск информации»), три из которых («развлечения»; «социальное взаимодействие»; «поиск информации») включают субфакторы (субшкалы). Мотивация «развлечения» образуется сочетанием субмотивов «развлечение для снятия напряжения» и «развлечение для ухода от повседневности»; мотивация «социальная идентификация» включает субмотивы «аффилиация» и «социальное взаимодействие»; мотивация «поиск информации» дифференцируется субмотивами «потребительская информация» и «познавательная информация». Теоретико-методологическое обоснование принятого подхода к разработке методики диагностики мотивации потребительского поведения в социальных медиа, данные психометрической проверки дают основание рассматривать опросник МППСМ в качестве эффективного инструмента для выделения типологических характеристик индивидуальных мотивационных профилей пользователей социальных медиа как субъектов потребительского поведения, фокусировать внимание консультантов на психологических «мишенях» развивающего, поддерживающего воздействия. Успешность дальнейших исследований проблемы личности в пространстве виртуального мира требует развития линии междисциплинарного анализа, в котором психологические традиции и школы объединятся с другими науками о человеке в едином поиске таинств современного бытия личности.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Андреева, Г.М. (2000). Психология социального познания. Москва: Аспект Пресс.
Богомолова, Е.И. (2014). Нарастающая виртуализация бытия и особенности личности, являющейся пользователем социальной сети. В З.И. Рябикина, В.В. Знакова Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (c. 180–182). Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН.
Верховин, В.И. (2015). Экономическое поведение: учебное пособие: в 2 частях. Ч. 1. Москва: РУДН.
Гущина, Е.Г., Витальева, Е.М. (2012). Модели потребительского поведения индивида с точки зрения различных наук. Вестник АГТУ. Серия: Экономика, 2, 136–142.
Дейнека, О.С. (2000). Экономическая психология. Санкт-Петербург: изд-во С.-Петерб. ун-та.
Долгов, Ю.Н., Коповой, А.С., Малюченко, Г.Н., Смирнов, В.М. (2009). Развитие культуры медиапотребления: социально психологический подход. Саратов: Издательство Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.
Знаков, В.В., Рябикина, З.И. (2017). Психология человеческого бытия. Москва: Смысл.
Карпенко, Л.А. (сост.), Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. (ред.) (1998). Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС.
Малюченко, Г.Н., Коповой, А.С. (2011). Теория и практика диагностики в медиапсихологии и медиапедагогике. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.
Манн, И., Поминова, Н. (2014). Точки контакт онлайн. Москва: СилаУма-Паблишер.
Окорокова, О.В. (2006). Анализ детерминант потребительского поведения в социально-экономических исследованиях. Научная мысль Кавказа, доп. вып., 38–49,
Покуль, В.О. (2013). Анализ сущности и структуры социальных медиа как инновационной среды в маркетинге. В Организационная среда XXI века: статьи и доклады IV Международной научно-практической конференции. Москва: МЭСИ.
Покуль, В.О. (2013). Мотивационно-личностные детерминанты поведения потребителей в социальных медиа. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 4 (129), 143–150.
Покуль, В.О. (2018). Поведение потребителей как объект междисциплинарных исследований: обзор научных взглядов и концепций. Человек. Сообщество. Управление, 1, 117–127.
Посыпанова, О.С. (2012). Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей. Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского.
Ричи, Ш., Мартин, П. (2004). Управление мотивацией. Москва: ЮНИТИ-ДАНА.
Сиврикова, Н.В., Жеребкина, В.Ф., Постникова, М.И. (2017). Взаимосвязь проявлений внутриличностного конфликта и стиля медиапотребления студентов. Российский психологический журнал, 3, 70–87.
Balick, A. (2013). The Real Motivation Behind Social Networking. Therapeutic Innovations in Light of Technology, 3 (2). Retrieved from https://www.academia.edu/2494977/The_Real_Motivation_Behind_Social_Networking._Therapeutic_Innovations_in_Light_of_Technology_Volume_3_Issue_2_
Balick, A. (2012). TMI in the Transference LOL: Psychoanalytic Reflections on Google, Social Networking, and Virtual Impingement. Psychoanalysis. Culture and Society, 17 (2), 120–136.
Buffardi, L., Campbell W. (2008). Narcissism and Social Networking Web Sites. Personality and Social Psychology Bulletin, 34, 1303–1314.
Burns, M. (2012) The State of Customer Experience. Retrieved from http://www.lithium.com/resources/analyst-reports/the-state-of-customer-experience‑2012
Hay, K. (2013) The Age of Narcissism and Homogenization with Instagram. Adore Noir, 12, 20–26.
Hoffman, D.L., Novak, T.P. (1996). Marketing in Hypermedia Computer-Mediated Environments: Conceptual foundations. Journal of Marketing, 60 (3). 50–68.
Kemp S. (2018). Digital in 2018. Essential Insights into Internet, Social Media, Mobile, and Ecommerce Use Around the World. Retrieved from http://digitalreport. wearesocial.com/
Kruglanski, A., Higgins, E.T. (Eds.) (2007) Social Psychology: Handbook of Basic Principles. New York, NY: Guilford.
Muntinga, D., Moorman, M. (2011). Introducing COBRAs. International Journal of Advertising, 30 (1), 13–46. DOI: 10.2501/IJA‑30–1–013–046
Pokul V. O, Voronina L. A, Malkova E.M. (2018). Content Generation in Social Media Based on Consumer Behavior. European Research Studies Journal, 9 (2), 923–935.
Pokul, V. (2012). The Role of Psychological Aspects of Motivation in Social Media for Integrated Marketing Communications. In Materials of XX International Conference “Management — New Challenges” (pp. 112–116). Lublin.
Schaefer, C. (2008). Motivations and Usage Patterns on Social Network Sites. In Proceedings of the 16th European Conference on Information Systems (ECIS). Galway, Ireland.
Shiri, D. Vivek, Sharon E. Beatty, Robert M. Morgan. (2012). Customer Engagement: Exploring Customer Relationships Beyond Purchase. The Journal of Marketing Theory and Practice, 20 (2), 127–145.
Shu-Chuan Chu, Kim Y. (2011) Determinants of Consumer Engagement in Electronic Word-of-Mouth (eWOM) in Social Networking Sites. International Journal of Advertising, 30 (1), 47–75.