Аннотация
В статье рассматривается проблема моделирования понятий и инструментов психологического отбора летчиков-инструкторов из курсантов, обучающихся на военных летчиков. Теоретическое моделирование основано на компетентностном подходе к профессиональной подготовке курсантов, концепции профессионально важных качеств в деятельности военных летчиков-инструкторов. Обоснованы выделение в модели летчика-инструктора структурных компонентов (коммуникативной, дидактической и летной компетенций). Обоснованно рассматривать «Пригодность курсанта к работе летчиком-инструктором» как модель обретенных курсантом свойств субъекта бытия, основными параметрами которой являются: «Теоретическая осведомленность»; «Коммуникативные компетенции»; «Дидактические компетенции»; «Летные компетенции». Моделирование системы отбора летчиков-инструкторов получило теоретическое и эмпирическое подтверждение, что позволило обозначить контуры модели пригодности курсантов к работе летчиком-инструктором, содержащей параметры: знания курсанта необходимые для инструкторской деятельности; обретенные умения летчика-инструктора; готовность работать летчиком-инструктором. Создан оригинальный комплекс методик отбора будущих летчиков-инструкторов из курсантов, который проверен на валидность, надежность и стандартизирован. Проведенная стандартизация позволила составить модель измерителей и шкалу уровней «Пригодности курсантов к работе летчиком-инструктором». Содержательная валидность методик дополнила базовые элементы в модель профессионально важных качеств деятельности летчика-инструктора. Дискриминантная валидность методик явилась основанием для определения измерителей личностной внутренней готовности курсантов к работе летчиком-инструктором.Составлена совокупность формул для определения уровня пригодности курсанта к работе летчиком-инструктором. Моделирование инструментов психологического отбора летчиков-инструкторов из курсантов, обучающихся на военных летчиков позволило выявить базовые представления курсантов о положительных и отрицательных профессионально важных качествах деятельности летчика-инструктора. Эмпирически обоснована модель измерителей пригодности курсантов к инструкторской деятельности, которая содержит комплекс методик, названных: «ЗНАНИЯ»; «КОМПЕТЕНЦИИ»; «ГОТОВНОСТЬ». С помощью методики «ЗНАНИЯ» измеряются знания курсанта, необходимые для инструкторской деятельности. С помощью методики «КОМПЕТЕНЦИИ» измеряются обретенные курсантом способности летчика-инструктора С помощью методики «ГОТОВНОСТЬ» измеряются показатели готовности курсанта работать летчиком-инструктором.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Alexejenko, M. (2011). Razvitije lichnostnogo potentsiala ljotchika v processe professional’nogo Stanovlenija [Development of A Pilot’s Personality Potential in the Course of Professional Growth] (Abstract of the Cand. Dissertation). Moscow.
- Bodrov, V. (2007). Sovremennoje sostojanije psikhologocheskikh issledovanij professional’noj dejatel’nosti [Current State of Psychological Research in Professional Activity]. Moscow: PER SE; Logos.
- Bondar’, T., Mal’chinskii, F., Nekrasov, S. (2016). Kontseptsija prigodnosti cheloveka k voennoi sluzhbe [Conception of Man’s Suitableness for Military Service]. In S. Nekrasov (Ed.) Lichnost’ kursanta: psikhologicheskije osobennocsti bytija (materially VII Vseross. nauchno-prakticheskoi konferentsii [Cadet’s Personality: Psychological Peculiarities of Being (Transactions of the 7th All-Russian Theoretical and Practical Conference] (pp. 5–13). Krasnodar.
- Bondar’, V. (2008). Professional’noje stanovlenie kursantov voenno-ekonomicheskogo vuza v protcesse obuchenija [Professional Growth of Cadets at Military-economy Institute of Higher Education in the Process of Learning] (Abstract of the Cand. Dissertation). Yaroslavl’.
- Braakter, F. (1974). High workload tasks of aircrew in the tactical strike and reconnaissance roles. In Simulation and study of high workload operations. Oslo, 24–25 April, P. 17.
- Brookings, J. B., Wilson, G. F., Swain, C. R. (1996). Psychophysiological responses to changes in workload during simulated air traffic control. Biological Psychology, 42, (3), 361–677.
- Buchel’nikov, O. (2010). Analiz dejatel’nosti ljotno-instruktorskogo sostava vuzov VVS, podgotovka k nei. Vyjavlenije faktorov, okazyvajushchikh vlijanije na eti Protsessy [The Analysis of Training and Activity of Instructors and Flying Personnel in Air Forces’ Institutes of Higher Education. Detection of Factors That Exert Influence on These Processes]. Monino: VVA.
- Buchel’nikov, O., Grishkov, A., Mal’chinskii, F., Medjanikova, L., Nekrasov S. (2018). Razrabotka instrumentov otbora kursantov, prigodnykh k rabote ljotchikom-instruktorom: pervyi etap [Designing Instruments for the Selection of Cadets Suitable to Work as Pilots-Instructors: Stage 1]. In Aktual’nyje problemy gumanitarnykh I sotsial’no-ekonomicheskikh nauk]. Spetsial’nyij vypusk, posvjashchjonnyij III Vserossiskoij pedagogicheskoij nauchnoij konferentsii “Problemy I sovremennyje napravlenija razvitija obrazovanija v oblasti aeronavigatsii” [Topical Problems in Humanities and Socio-Economic Sciences]. (Special Issue to Mark the 3rd All-Russian Pedagogical Scientific Conference “Problems and Present-Day Vectors of Development in the Sphere of Education in Aeronavigation”] (pp. 44–48). Syzran’.
- Buchel’nikov, O., Grishkov, A., Mal’chinskii, F., Medjanikova, L., Nekrasov S. (2018). Razrabotka instrumentov otbora kursantov, prigodnykh k rabote ljotchikom-instruktorom: vtoroij etap [Designing Instruments for the Selection of Cadets Suitable to Work as Pilots-Instructors: Stage 2]. In S. Nekrasov (Ed.) Lichnost’ kursanta: psikhologicheskije osobennocsti bytija (materialy IX Vseross. nauchno-prakticheskoi konferentsii) [Cadet’s Personality: Psychological Peculiarities of Being (Transactions of the 9th All-Russian Theoretical and Practical Conference] (pp. 53–65). Krasnodar.
- Bykov, V. (2011). Formirovanije bazovykh professional’nykh umenij kursantov vuza v period ljotnoi praktiki [Forming Basic Professional Skills of Cadets During Flying Practice Training]. (Abstract of the Cand. Dissertation). Ekaterinburg.
- Gander, D. (2007). Professional’naja psikhopedagogika [Professional Psychopedagodgy]. Moscow: Voentekhizdat.
- Gander, D., Vorona, A., Ponomarenko, V., Alexejenko, M. (2016). Metodologicheskije I teoreticheskije predposylki psickhologicheskikh issledovanij ljotnogo truda na sovremennom etape razvitija aviatsii [Methodological and Theoretical Background of Psychological Research of Professional Flying at the Current Stage of Aviation Development]. Psikhologija I psikhotekhnika [Psychology and Psychotechnology], 11, 906–912.
- Grandjean, A. B. (1968). Fatigue: its physiological and psychological significance. Ergonomics, 2, 427–438.
- Iljin, E. (2008). Differentsial’naja psikhologija professional’noj dejatel’nosti [Differential Psychology of Professional Activity]. Sanct-Peterburg: Piter.
- Kadochnikov, A. (2009). Formirovanije navigatorskoj kompetentnosti kursantov v processe trenazhornoj podgotovki [Shaping Cadets’ Navigational Competence During Simulation Training]. (Abstract of the Cand. Dissertation). Cheljabinsk.
- Korchemnyj, P. (1986). Psikhologija ljotnogo obuchenija [Psychology of Teaching Flying]. Moscow: Voenizdat.
- Krachko, E. Psikhofisiologicheskije kriterii raspredelenija kursantov voennogo obrazovatel’nogo uchrezhdenija po rodam aviatsii [Psychological and Physiological Criteria of Military Cadets’ Assignment to Different Branches of Aviation] (Abstract of the Cand. Dissertation). Sankt-Peterburg.
- Lager, C. (1974). Fatigue in civil aviation. Definitions and problems. In Pilot Reliability (50–54). Stockholm.
- Mal’chinskij, F., Nekrasov, S. (2012). Vnutrennjaja pozitsija lichnosti kursanta voennogo aviatsionnogo uchilishcha [Inner Stand of a Military Aviation School Cadet’s Rersonality]. Krasnodar: VUNC VVS “VVA”, Kubanskij gos. universitet.
- Martinussen, M., Hunter, D. R. (2017). Aviation Psychology and Human Factors — Second Edition pdf CRC Press. Boca Raton, FL.
- Mikhnevich, A. (2003). Phisiologicheskaja ocenka, prognozirovanije I optimizatsija adaptatsii ljotchikov-instruktorov k uslovijam voenno-professional’noj dejatel’nosti [Physiological Assessment, Prognostication and Optimization in the Process of Pilots-Instructors’ Adaptation to Professional Military Activity] (Abstract of the Cand. Dissertation). Saratov.
- Mladenov, A. (2014). O sisteme podgotovki lyotchikov VVS Rossii [On the System of Russian Air-Force Pilots’ Training]. In Vojennoje obozrenije [Military Review]. Retrieved from https://topwar.ru/47064-aleksandr-mladenov-o-sisteme-podgotovki-letchikov-vvs-rossii.html
- Mouden Homer, L. (1984). Human factors errors in judgement. Int. J. Aviat. Safety, 1 (4), 471–474.
- Nekrasov, S. (2014). Matematicheskije metody v psikhologii (MS Excel) [Mathematical Methods in Psychology (MS Exel)]. Krasnodar.
- Nekrasov, S., Mal’chinskij, F. (2014). Samoljot. Ofitser. Sem’ja: kompleks metodik dlja izmerenija orientirov vnutrennej pozitsii kursanta [Aircraft. Officer. Family: A complex of Methods to Change the Guiding Lines of Cadet’s Inner Stand]. Krasnodar: VUNC VVS “VVA”.
- Novosel’skij, A. (2008). Razvitije organizatsionno-upravlencheskikh umenij budushchikh voennykh ljotchikov [Developing Organizational and Managerial Skills of the Future Military Pilots]. (Abstract of the Cand. Dissertation). Saratov.
- Platonov, K. (1960). Psikhologija ljotnogo truda [Psychology of Professional Flying]. Moscow: Voenisdat.
- Ponomarenko, V. (1995). Strana Aviacija — chjornoje i beloje [Aviation Country — Black and White]. M.: Nauka.
- Ponomarenko, V. (2001). Aviatsija. Chelovek. Dukh [Aviation. Man. Spirit]. M.: Magistr. Press.
- Ponomarenko, V. (2004). Psikhologija dukhovnosti professional [Professional’s Psychology of Spirituality]. M.: PER SE.
- Proshkin, S. (2009). Ljotchik-instruktor — ljotchik, pedagog, psikholog [Pilot-Instructor — Pilot, Teacher, Psychologist]. Vestnik mezhdunarodnoj akademii problem Cheloveka v aviatsii i kosmonavtike [Bulletin of the International Academy of Man in Aviation and Cosmonautics], 2 (31), 13–22.
- Reyes, R. J. (1979). Stree measurement in A-10 aircrew following short repeated light. Washington.
- Rukovodstvo po organizacii i provedeniju ljotnogo obuchenija v vysshikh uchebhykh zavedenijakh VVS, vvedeno v dejstvije prikazom Glavnokomandujushchego VVS [Organization and Teaching Instructions for Pilots at Air Force Institutes of Higher Education (Enacted by the Order of the Air Force Commander-in-Chief)] (2008). M.: Voenizdat.
- Sells, S. A. (1953). Research programme to develop psychiatric selection of flying personnel. J. Aviat. Med., 24 (1), 29–47.
- Sloan, S. L. (1985). The impact of life events on pilots: An extension of Alkov’ approach. Aviat., Space and Environ. Med., 56 (10), 1000–1003.
- Smirnov, A., Shish, V. (2017). Analiz psikhologo-pedagogicheskoj dejatel’nosti kjotno-instruktorskogo sostava vertoljotnogo vuza v period pervonachal’nogo ljotnogo obuchenija [Analysis of Psychological and Educational Work of Flying Instructors’ Staff in a Helicopter Institute of Higher Education at the First Stage of Teaching]. Aktual’nyje problemy gumanitarnykh i social’no-ekonomicheskikh nauk [Actual Problems of Humanities and Socio-Economic Sciences], 11 (11), 87–90.
- Sochnev, V. (2005). Psikhofiziologicheskije determinanty uspeshnosti profwssional’noj dejatel’nosti ljotchikov-instruktorov [Psychological and Physiological Determinants of Pilots-Instructors’ Successful Professional Activity] (Abstract of the Cand. Dissertation). St. Petersburg.
- Terelak, J. F. (1991). Current research and trends in aviation psychology in Poland. Aviat. Space Environ. Med., 62 (9), 903–906.
- Tsang, P. S., Vidulich, M. A. (Eds.) (2003). Principles and Practice of Aviation Psychology. Mahwah, NJ, US: Lawrence Erlbaum Associates Publishers.
- Vaulin, V. (2000). Pedagogicheskije osnovy podgotovki ljotno-tekhnicheskogo sostava k obucheniju kursantov vuzov: Na opyte armejskoj aviatsii sukhoputnykh voisk [Pedagogical Foundations of Flying-and-Technical Personnel’s Training for Teaching Cadets at Instiutes of Higher Education (as Exemplified by Military Aviation in Army Ground Forces]. (Abstract of the Cand. Dissertation). Moscow.
- Vorona, A., Gander, D., Ponomarenko, V. (2003). Teorija i praktika psikhologicheskogo obespechenija ljotnogo truda [Theory and Practice of Psychological Support for Flying]. Moscow: Voenizdat.
- Wise, J., Hopkin, D., Garland, D. (2010). Handbook of Aviation Human Factors. CRC Press.
- Zabojeva, M. (2014). Otvetstvennost’ kak professional’no vazhnoje kachestvo lichnosti ljotchikov-instruktorov razlichnykh rodov aviatsii [Responsibility as a Professionally Important Quality for Pilots-Instructors’ Personality in Different Branches of Aviation]. V mire nauchnykh otkrytij [In the World of Scientific Discoveries]. 11.6, 2190–2205.