Моделирование системы отбора летчиков-инструкторов | Южно-российский журнал социальных наук
Моделирование системы отбора летчиков-инструкторов
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-147-163
https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-147-163

Как цитировать Array

Бучельников О.Ю., Гришков А.А., Мальчинский Ф.В., Медяникова Л.М., Некрасов С.Д. Моделирование системы отбора летчиков-инструкторов // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, №4. С. 147-163. DOI: 10.31429/26190567-19-4-147-163
Дата поступления 2018-06-20
Дата принятия 2018-11-26
Дата публикации 2018-12-23

Copyright (c) 2018 Олег Юрьевич Бучельников, Андрей Анатольевич Гришков, Федор Валентинович Мальчинский, Людмила Михайловна Медяникова, Сергей Дмитриевич Некрасов

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье рассматривается проблема моделирования понятий и инструментов психологического отбора летчиков-инструкторов из курсантов, обучающихся на военных летчиков. Теоретическое моделирование основано на компетентностном подходе к профессиональной подготовке курсантов, концепции профессионально важных качеств в деятельности военных летчиков-инструкторов. Обоснованы выделение в модели летчика-инструктора структурных компонентов (коммуникативной, дидактической и летной компетенций). Обоснованно рассматривать «Пригодность курсанта к работе летчиком-инструктором» как модель обретенных курсантом свойств субъекта бытия, основными параметрами которой являются: «Теоретическая осведомленность»; «Коммуникативные компетенции»; «Дидактические компетенции»; «Летные компетенции». Моделирование системы отбора летчиков-инструкторов получило теоретическое и эмпирическое подтверждение, что позволило обозначить контуры модели пригодности курсантов к работе летчиком-инструктором, содержащей параметры: знания курсанта необходимые для инструкторской деятельности; обретенные умения летчика-инструктора; готовность работать летчиком-инструктором. Создан оригинальный комплекс методик отбора будущих летчиков-инструкторов из курсантов, который проверен на валидность, надежность и стандартизирован. Проведенная стандартизация позволила составить модель измерителей и шкалу уровней «Пригодности курсантов к работе летчиком-инструктором». Содержательная валидность методик дополнила базовые элементы в модель профессионально важных качеств деятельности летчика-инструктора. Дискриминантная валидность методик явилась основанием для определения измерителей личностной внутренней готовности курсантов к работе летчиком-инструктором.Составлена совокупность формул для определения уровня пригодности курсанта к работе летчиком-инструктором. Моделирование инструментов психологического отбора летчиков-инструкторов из курсантов, обучающихся на военных летчиков позволило выявить базовые представления курсантов о положительных и отрицательных профессионально важных качествах деятельности летчика-инструктора. Эмпирически обоснована модель измерителей пригодности курсантов к инструкторской деятельности, которая содержит комплекс методик, названных: «ЗНАНИЯ»; «КОМПЕТЕНЦИИ»; «ГОТОВНОСТЬ». С помощью методики «ЗНАНИЯ» измеряются знания курсанта, необходимые для инструкторской деятельности. С помощью методики «КОМПЕТЕНЦИИ» измеряются обретенные курсантом способности летчика-инструктора С помощью методики «ГОТОВНОСТЬ» измеряются показатели готовности курсанта работать летчиком-инструктором. 

Ключевые слова

профессиональный психологический отбор летчиков-инструкторов, профессионально важные качества военных летчиков-инструкторов, моделирование системы отбора инструкторов, компетентностный подход к оценке инструкторской деятельности, комплекс методик отбора курсантов, пригодных к работе летчиком-инструктором

Библиографические ссылки

  1. Alexejenko, M. (2011). Razvitije lichnostnogo potentsiala ljotchika v processe professional’nogo Stanovlenija [Development of A Pilot’s Personality Potential in the Course of Professional Growth] (Abstract of the Cand. Dissertation). Moscow.
  2. Bodrov, V. (2007). Sovremennoje sostojanije psikhologocheskikh issledovanij professional’noj dejatel’nosti [Current State of Psychological Research in Professional Activity]. Moscow: PER SE; Logos.
  3. Bondar’, T., Mal’chinskii, F., Nekrasov, S. (2016). Kontseptsija prigodnosti cheloveka k voennoi sluzhbe [Conception of Man’s Suitableness for Military Service]. In S. Nekrasov (Ed.) Lichnost’ kursanta: psikhologicheskije osobennocsti bytija (materially VII Vseross. nauchno-prakticheskoi konferentsii [Cadet’s Personality: Psychological Peculiarities of Being (Transactions of the 7th All-Russian Theoretical and Practical Conference] (pp. 5–13). Krasnodar.
  4. Bondar’, V. (2008). Professional’noje stanovlenie kursantov voenno-ekonomicheskogo vuza v protcesse obuchenija [Professional Growth of Cadets at Military-economy Institute of Higher Education in the Process of Learning] (Abstract of the Cand. Dissertation). Yaroslavl’.
  5. Braakter, F. (1974). High workload tasks of aircrew in the tactical strike and reconnaissance roles. In Simulation and study of high workload operations. Oslo, 24–25 April, P. 17.
  6. Brookings, J. B., Wilson, G. F., Swain, C. R. (1996). Psychophysiological responses to changes in workload during simulated air traffic control. Biological Psychology, 42, (3), 361–677.
  7. Buchel’nikov, O. (2010). Analiz dejatel’nosti ljotno-instruktorskogo sostava vuzov VVS, podgotovka k nei. Vyjavlenije faktorov, okazyvajushchikh vlijanije na eti Protsessy [The Analysis of Training and Activity of Instructors and Flying Personnel in Air Forces’ Institutes of Higher Education. Detection of Factors That Exert Influence on These Processes]. Monino: VVA.
  8. Buchel’nikov, O., Grishkov, A., Mal’chinskii, F., Medjanikova, L., Nekrasov S. (2018). Razrabotka instrumentov otbora kursantov, prigodnykh k rabote ljotchikom-instruktorom: pervyi etap [Designing Instruments for the Selection of Cadets Suitable to Work as Pilots-Instructors: Stage 1]. In Aktual’nyje problemy gumanitarnykh I sotsial’no-ekonomicheskikh nauk]. Spetsial’nyij vypusk, posvjashchjonnyij III Vserossiskoij pedagogicheskoij nauchnoij konferentsii “Problemy I sovremennyje napravlenija razvitija obrazovanija v oblasti aeronavigatsii” [Topical Problems in Humanities and Socio-Economic Sciences]. (Special Issue to Mark the 3rd All-Russian Pedagogical Scientific Conference “Problems and Present-Day Vectors of Development in the Sphere of Education in Aeronavigation”] (pp. 44–48). Syzran’.
  9. Buchel’nikov, O., Grishkov, A., Mal’chinskii, F., Medjanikova, L., Nekrasov S. (2018). Razrabotka instrumentov otbora kursantov, prigodnykh k rabote ljotchikom-instruktorom: vtoroij etap [Designing Instruments for the Selection of Cadets Suitable to Work as Pilots-Instructors: Stage 2]. In S. Nekrasov (Ed.) Lichnost’ kursanta: psikhologicheskije osobennocsti bytija (materialy IX Vseross. nauchno-prakticheskoi konferentsii) [Cadet’s Personality: Psychological Peculiarities of Being (Transactions of the 9th All-Russian Theoretical and Practical Conference] (pp. 53–65). Krasnodar.
  10. Bykov, V. (2011). Formirovanije bazovykh professional’nykh umenij kursantov vuza v period ljotnoi praktiki [Forming Basic Professional Skills of Cadets During Flying Practice Training]. (Abstract of the Cand. Dissertation). Ekaterinburg.
  11. Gander, D. (2007). Professional’naja psikhopedagogika [Professional Psychopedagodgy]. Moscow: Voentekhizdat.
  12. Gander, D., Vorona, A., Ponomarenko, V., Alexejenko, M. (2016). Metodologicheskije I teoreticheskije predposylki psickhologicheskikh issledovanij ljotnogo truda na sovremennom etape razvitija aviatsii [Methodological and Theoretical Background of Psychological Research of Professional Flying at the Current Stage of Aviation Development]. Psikhologija I psikhotekhnika [Psychology and Psychotechnology], 11, 906–912.
  13. Grandjean, A. B. (1968). Fatigue: its physiological and psychological significance. Ergonomics, 2, 427–438.
  14. Iljin, E. (2008). Differentsial’naja psikhologija professional’noj dejatel’nosti [Differential Psychology of Professional Activity]. Sanct-Peterburg: Piter.
  15. Kadochnikov, A. (2009). Formirovanije navigatorskoj kompetentnosti kursantov v processe trenazhornoj podgotovki [Shaping Cadets’ Navigational Competence During Simulation Training]. (Abstract of the Cand. Dissertation). Cheljabinsk.
  16. Korchemnyj, P. (1986). Psikhologija ljotnogo obuchenija [Psychology of Teaching Flying]. Moscow: Voenizdat.
  17. Krachko, E. Psikhofisiologicheskije kriterii raspredelenija kursantov voennogo obrazovatel’nogo uchrezhdenija po rodam aviatsii [Psychological and Physiological Criteria of Military Cadets’ Assignment to Different Branches of Aviation] (Abstract of the Cand. Dissertation). Sankt-Peterburg.
  18. Lager, C. (1974). Fatigue in civil aviation. Definitions and problems. In Pilot Reliability (50–54). Stockholm.
  19. Mal’chinskij, F., Nekrasov, S. (2012). Vnutrennjaja pozitsija lichnosti kursanta voennogo aviatsionnogo uchilishcha [Inner Stand of a Military Aviation School Cadet’s Rersonality]. Krasnodar: VUNC VVS “VVA”, Kubanskij gos. universitet.
  20. Martinussen, M., Hunter, D. R. (2017). Aviation Psychology and Human Factors — Second Edition pdf CRC Press. Boca Raton, FL.
  21. Mikhnevich, A. (2003). Phisiologicheskaja ocenka, prognozirovanije I optimizatsija adaptatsii ljotchikov-instruktorov k uslovijam voenno-professional’noj dejatel’nosti [Physiological Assessment, Prognostication and Optimization in the Process of Pilots-Instructors’ Adaptation to Professional Military Activity] (Abstract of the Cand. Dissertation). Saratov.
  22. Mladenov, A. (2014). O sisteme podgotovki lyotchikov VVS Rossii [On the System of Russian Air-Force Pilots’ Training]. In Vojennoje obozrenije [Military Review]. Retrieved from https://topwar.ru/47064-aleksandr-mladenov-o-sisteme-podgotovki-letchikov-vvs-rossii.html
  23. Mouden Homer, L. (1984). Human factors errors in judgement. Int. J. Aviat. Safety, 1 (4), 471–474.
  24. Nekrasov, S. (2014). Matematicheskije metody v psikhologii (MS Excel) [Mathematical Methods in Psychology (MS Exel)]. Krasnodar.
  25. Nekrasov, S., Mal’chinskij, F. (2014). Samoljot. Ofitser. Sem’ja: kompleks metodik dlja izmerenija orientirov vnutrennej pozitsii kursanta [Aircraft. Officer. Family: A complex of Methods to Change the Guiding Lines of Cadet’s Inner Stand]. Krasnodar: VUNC VVS “VVA”.
  26. Novosel’skij, A. (2008). Razvitije organizatsionno-upravlencheskikh umenij budushchikh voennykh ljotchikov [Developing Organizational and Managerial Skills of the Future Military Pilots]. (Abstract of the Cand. Dissertation). Saratov.
  27. Platonov, K. (1960). Psikhologija ljotnogo truda [Psychology of Professional Flying]. Moscow: Voenisdat.
  28. Ponomarenko, V. (1995). Strana Aviacija — chjornoje i beloje [Aviation Country — Black and White]. M.: Nauka.
  29. Ponomarenko, V. (2001). Aviatsija. Chelovek. Dukh [Aviation. Man. Spirit]. M.: Magistr. Press.
  30. Ponomarenko, V. (2004). Psikhologija dukhovnosti professional [Professional’s Psychology of Spirituality]. M.: PER SE.
  31. Proshkin, S. (2009). Ljotchik-instruktor — ljotchik, pedagog, psikholog [Pilot-Instructor — Pilot, Teacher, Psychologist]. Vestnik mezhdunarodnoj akademii problem Cheloveka v aviatsii i kosmonavtike [Bulletin of the International Academy of Man in Aviation and Cosmonautics], 2 (31), 13–22.
  32. Reyes, R. J. (1979). Stree measurement in A-10 aircrew following short repeated light. Washington.
  33. Rukovodstvo po organizacii i provedeniju ljotnogo obuchenija v vysshikh uchebhykh zavedenijakh VVS, vvedeno v dejstvije prikazom Glavnokomandujushchego VVS [Organization and Teaching Instructions for Pilots at Air Force Institutes of Higher Education (Enacted by the Order of the Air Force Commander-in-Chief)] (2008). M.: Voenizdat.
  34. Sells, S. A. (1953). Research programme to develop psychiatric selection of flying personnel. J. Aviat. Med., 24 (1), 29–47.
  35. Sloan, S. L. (1985). The impact of life events on pilots: An extension of Alkov’ approach. Aviat., Space and Environ. Med., 56 (10), 1000–1003.
  36. Smirnov, A., Shish, V. (2017). Analiz psikhologo-pedagogicheskoj dejatel’nosti kjotno-instruktorskogo sostava vertoljotnogo vuza v period pervonachal’nogo ljotnogo obuchenija [Analysis of Psychological and Educational Work of Flying Instructors’ Staff in a Helicopter Institute of Higher Education at the First Stage of Teaching]. Aktual’nyje problemy gumanitarnykh i social’no-ekonomicheskikh nauk [Actual Problems of Humanities and Socio-Economic Sciences], 11 (11), 87–90.
  37. Sochnev, V. (2005). Psikhofiziologicheskije determinanty uspeshnosti profwssional’noj dejatel’nosti ljotchikov-instruktorov [Psychological and Physiological Determinants of Pilots-Instructors’ Successful Professional Activity] (Abstract of the Cand. Dissertation). St. Petersburg.
  38. Terelak, J. F. (1991). Current research and trends in aviation psychology in Poland. Aviat. Space Environ. Med., 62 (9), 903–906.
  39. Tsang, P. S., Vidulich, M. A. (Eds.) (2003). Principles and Practice of Aviation Psychology. Mahwah, NJ, US: Lawrence Erlbaum Associates Publishers.
  40. Vaulin, V. (2000). Pedagogicheskije osnovy podgotovki ljotno-tekhnicheskogo sostava k obucheniju kursantov vuzov: Na opyte armejskoj aviatsii sukhoputnykh voisk [Pedagogical Foundations of Flying-and-Technical Personnel’s Training for Teaching Cadets at Instiutes of Higher Education (as Exemplified by Military Aviation in Army Ground Forces]. (Abstract of the Cand. Dissertation). Moscow.
  41. Vorona, A., Gander, D., Ponomarenko, V. (2003). Teorija i praktika psikhologicheskogo obespechenija ljotnogo truda [Theory and Practice of Psychological Support for Flying]. Moscow: Voenizdat.
  42. Wise, J., Hopkin, D., Garland, D. (2010). Handbook of Aviation Human Factors. CRC Press.
  43. Zabojeva, M. (2014). Otvetstvennost’ kak professional’no vazhnoje kachestvo lichnosti ljotchikov-instruktorov razlichnykh rodov aviatsii [Responsibility as a Professionally Important Quality for Pilots-Instructors’ Personality in Different Branches of Aviation]. V mire nauchnykh otkrytij [In the World of Scientific Discoveries]. 11.6, 2190–2205.